Конспект урока математики по теме: "Решение задач на деление с остатком"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Панина Ирина Викторовна

Урок математики в 3 классе по теме: "Решение задач на деление с остатком" по УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_3kl._delenie_s_ostatkom.docx70.71 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»

Конспект урока математики по теме:

«Решение задач на деление с остатком»

                                                                   Составила: Панина Ирина Викторовна,

                                                  учитель начальных классов

2021-2022 уч. год, г. Луховицы

Конспект урока.

Предмет: математика 

Класс: 3 «в»

Тема: «Решение задач на деление с остатком»

Цели:  учить решать задачи на деление с остатком, закреплять вычислительные навыки

Планируемые результаты:

  • Учащиеся научатся  выполнять деление с остатком разными способами, работать в группах,    

         выполнять задания творческого характера.

  • Учащиеся познакомятся  с   экономическими терминами и понятиями.
  • Учащиеся научатся понимать  и выполнять  различные  учебно - познавательные задачи.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:

  • Регулятивные:  формировать  умение учиться и  способность  к организации своей деятельности; способность принимать сохранять цели   и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности  и  сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей;
  • Коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника; учить понимать  возможности различных позиций и точек зрения;
  • Познавательные:  развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять  главное; учить сравнивать  данные; определять  общие  признаки, классифицировать решать задачи моделированием; соотносить результаты, полученных на модели, с реальностью (с текстами).

Тип урока: закрепление и систематизация знаний

Средства обучения:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • экран;
  • учебник:  использован учебник -Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций.  В 2 ч. М.И. Моро и др. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
  • карточки с заданием.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 

Ребята, впереди нас ждёт встреча с интересным героем. Узнаёте? Это кот Матроскин из книги

 Э. Успенского «Трое из Простоквашино» и одноимённого мультфильма.

Кот Матроскин расскажет нам, что такое экономика. А вы как думаете?  Экономика -  это  всё хозяйство людей, а также наука,  которая его изучает. Главная задача экономики – удовлетворение потребностей людей. Для этого производятся товары и услуги. Кот Матроскин сам был очень экономный и хозяйственный.  

                                                                                                                                 (слайд № 2) 

Экономика имеет отрасли: сельское хозяйство, строительство, промышленность, транспорт, торговля.

                                                                                                                                 (слайд № 3)

  1. Актуализация знаний.

1. Деньги – это загадочная вещь. Почему? Можно поменять на товар и услуги,   получить заработную плату за свой труд, накопить.

Билет до деревни Простоквашино стоит 15 рублей. Сколько рублей потребуется  Дяде Фёдору, коту Матроскину, псу Шарику, чтобы доехать до  деревни? (45)                                                                                                                                               

                                                                                                                                  (слайд № 4) 

2. Купля-продажа – это такой обмен, в котором участвуют деньги.

    У мамы было 17 рублей. Мама и папа купили 4  подарка  в  Простоквашино. Сколько рублей потратили на 1 подарок? Сколько осталось денег? (4 , ост. 3)                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                  (слайд № 5) 

 3.  Бартер – это обмен одних товаров или услуг на другие.

Корова Мурка давала 27 литров в день молока. Третью часть молока кот менял на другие продукты. Сколько молока оставалось? (18)

                                                                                                                                  (слайд № 6) 

                                                                                                                                 

4. Дядя Фёдор, пёс Шарик и кот Матроскин потратили 40 рублей, а четвёртую часть  от этих денег отдали почтальону Печкину. Сколько рублей было у них? (50)                            (слайд № 7)

  1. Работа по теме урока.  

Делить всегда бывает непросто.

В этих случаях многое надо знать.

Предлагаю не только делить,

Но и за ответами наблюдать.

  1. №1,с.27– устное объяснение.
  2. №1(2),с.27 –первые два с записью на доске, остальные самостоятельно с проверкой.

Подчеркните в каждом примере делитель и остаток.

- Вывод: Какой должен быть остаток? (Остаток всегда меньше делителя.)            ( слайд №8)

№1(3),с.27 – с устным объяснением.

- почему остаток не может быть больше делителя? (Тогда можно выполнить деление.)

    Физкультминутка для глаз                                                                                      (слайд №9)

3. Начертите отрезок длиной 12 см. Разбейте его на отрезки по 5см. Сколько отрезков получилось?  Сколько сантиметров осталось?

Решение: 12 : 5 = 2 (ост.4) Проверка: 5 х 2 + 2 = 12 (см)

- Как проверите свои вычисления? (Проверяем деление умножением и прибавляем остаток.)

- Что мы должны получить в результате? (Делимое. )                                                   (слайд №10)

   

  1. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.

Карточка с заданиями. Выполни деление с остатком,  сделайте проверку.  

1. 12:7      11:4       8:3     19:2

2. Решите задачи. Выберите по сложности.

А) Кот Матроскин купил  подарки по 20 рублей. Сколько подарков смог купить  Матроскин, если у него было 50 рублей.  Сколько денег осталось у него?

Б)  Составьте задачу, решением которой является выражение 37 : 5 и решите её. Какие могут быть остатки, если делитель равен 5?

  1.  Физкультминутка.

Без труда не будет хлеба, одежды и других потребностей.

       Великая радость – работа.

       В полях, за станком, за столом!

       Работай до жаркого пота,

       Работай без лишнего счёта –

       Всё счастье земли за трудом! (В. Брюсов)

Всем, всем – добрый день! (Продвигаемся вперёд)                                              (слайд №11)

Прочь с дороги нашей лень! (Продвигаемся назад)

 Не мешай трудиться.             (Руки вперёд)

Будем знанья получать          (Руки вверх)

И здоровье укреплять!           (Садимся на место)

  1. Работа над пройденным материалом

1. Одна из отраслей экономики – сельское хозяйство.

      Решим задачу №2, с 27 (с комментарием учащегося)

12х5=60 (п.) Ответ: 60 парников

8х60=480 (кг) Ответ: 480 кг.

2. №3,с.27 Прочитайте условие задачи, запишем её кратко (под руководством ученика.)

Задача – 10мин.

Урав. - ? по 5 мин.

Разбор ведём от числовых данных.

Со слабоуспевающими детьми рациональнее выполнить схематический чертёж.

- Что возьмём за целый отрезок? ( 25 минут)

- Из каких частей он состоит? (Из времени, которое было затрачено на решение задачи и уравнений).

- Сколько ученик затратил на задачу? (10 минут)

- На уравнения? (Оставшуюся часть времени.)

- Что ещё известно в задаче? (На каждое уравнение тратил 5 минут.)

- Что надо узнать? (Сколько раз по 5 содержится во второй части.)

Запишите программу решения и решение задачи (ученик работает у доски).

  1. Ответьте на вопросы.

- Вспомните, как мы находили долю от числа? (Надо число разделить на указанное количество частей.)

- Как найти число, если известна доля от этого числа? (Надо все доли соединить, умножить число одной чисти на количество частей.)

 1) 25 – 10 = 15 (мин.)

2) 15 : 5= 3 (ур.)

Ответ: 3 уравнения.

  1. Подведение итогов.

Спасибо за урок. Вы хорошо потрудились. Кот Матроскин вами гордиться.                    (слайд №12)          

Что нового узнали? Какое правило надо запомнить при деление с остатком? Как проверить деление с остатком?

  1. Рефлексия.

У вас на столе Котики. Поднимите  Котика, который покажет, какое настроение у вас после урока.                                                                                                              (  слайд №12)

  1.  Домашнее задание

Учебник: с.27№4, задание на смекалку.

Использованная литература:

  • Математика. Учебник для 3 кл. нач. шк.  В 2 ч. Ч. 2.  (Второе полугодие)/ М.И. Моро, М.А. Бантова,     Г.В. Бельтюкова и др. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
  • 2500 задач по математике с ответами ко всем задачам: 1-4 -й к л ./О .В . Узорова, Е .А . Нефёдова. ~ М.: ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012
  • Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 3 класс к учебному комплекту М.И. Моро, М.А. Бантовой и др. – М.: ВАКО, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме: "Решение задач на деление с остатком"3 класс (Программа "Школа России")

Урок был проведён после зимней экскурсии в лес. Материалы урока связаны с наблюдениями детей во время экскурсии....

Урок математики во 2 классе на тему "Решение текстовых задач на деление"

Цели: разъяснить смысл действия деления в ходе решения задач на деление; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление.Планируемый результат: ...

Конспект урока математики в 3 классе на тему "Решение задач на деление с остатком"

Предмет: МатематикаКласс: 3Тема урока: Решение задач на деление с остаткомЦели урока: научить решать задачи на деление с остатком;  закрепление умения деления с остаткомПланируемые результаты:•...

Конспект открытого урока математики по теме: «Решение задач на деление с остатком» 3 класс (Программа «Школа России»)

Конспект открытого урокаматематики по теме:  «Решение задач на деление с остатком»    3 класс  (Программа «Школа России»)...