Решение простых задач разного вида с помощью алгоритма
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Голова Лариса Михайловна

интегрированный урок (математика и окружающий мир)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Решение простых задач разного вида с помощью алгоритма.

Цели: 1) обучающие:

  • Закрепить умение детей различать разные виды задач ( на нахождение целого и части, на сравнение) и решать их, используя алгоритмы решения задач.
  • Обогатить знания детей информацией о диких животных ( бобрах).

           2) развивающие:

  • Развивать мыслительные операции ( анализ, синтез), слуховое и зрительное восприятие, речь, творческие способности учащихся, вариативность мышления.

           3) воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе.
  • Воспитывать аккуратность, развивать терпение и уверенность в своих силах, умение работать самостоятельно.

Тип урока: интегрированный ( математика, ознакомление с окружающим миром).

Ход урока:

1.Орг. момент.

-Сегодня у нас необычный урок математики и пройдёт он в необычном для нас

месте. Но я думаю, что вы будете активны и внимательны, как всегда. Покажите глазками,  своей посадкой готовность к уроку. Итак, начинаем!

2.Постановка цели урока.

- Посмотрите на схемы. Что это за схемы и для чего они нужны?

( Это схемы задач. Они нужны для того, чтобы мы научились правильно и быстро решать задачи).

- Как вы думаете, почему сегодня я вновь приготовила их к уроку?

( Потому что сегодня мы снова будем решать разные задачи).

- Верно. А ещё нам предстоит отправиться в научную экспедицию, в которой мы узнаем об одном из самых удивительных животных нашей страны.

3. Устный счёт.

- Перед вами рисунок местности: река, деревня, поле, лес,… Куда мы отправимся, вы узнаете, если правильно решите загаданный мною пример. Двигаться придётся молча, чтобы не причинить беспокойства обитателям этих мест.

Игра « Молчанка »

- Если к числу, которое обозначает количество органов чувств у человека, …(5)

- прибавить число времён года…(4),

- а полученную сумму уменьшить на порядковый номер сегодняшнего

месяца…(2),

- то вы получите номер конечного пункта нашего пути. (7)

Анализ места обитания животного.

- Мы прибыли на небольшую речку, по берегам которой растёт лес.

- В этих местах живёт удивительное животное, названия которого мы пока не знаем. Но можем сказать, что  жизнь животного зависит от двух важных условий: наличия воды( возможно, животное живёт в воде) и леса, который даёт животному необходимую пищу и защиту.

4. Арифметический диктант.

- Чтобы узнать название животного, проведём арифметический диктант:

  • Первое слагаемое 3, второе слагаемое 6. Чему равна сумма?
  • Уменьшаемое 8, вычитаемое 3. Чему равна разность?
  • Найдите разность 9 и 6.
  • Найдите сумму 4 и 3.

 -Проверим:   (9, 5, 3, 7)

- Расположите ответы в порядке возрастания.

(3, 5, 7, 9)

- Пользуясь ключом, узнайте, о каком животном мы будем говорить?

3   4   5   6   7   8   9                                                          3   5   7   9

б   с   о   л    б   и   р                                                         б   о   б   р

5. Решение задач. Внешний вид бобра.

- Что же это за животное – бобр? Какой он? Узнаем об этом, решив задачу.  

Бобр- полуводный грызун. Длина его тела 7 дм, а хвост на 4 дм меньше. Какой длины   хвост бобра?

-Прочитайте задачу про себя, вслух.

- Прочитайте мне условие задачи.

-Где здесь вопрос?

- Какая схема, слева или справа, подходит для этой задачи? Почему?

( Подходит схема слева, потому что это задача на сравнение двух чисел).

-Что здесь сравнивается?

(Тело и хвост).

- Рассуждая, дополните схему задачи недостающими данными.

( Сравниваются длина тела бобра с длиной его хвоста. Длина тела бобра больше, записываем над большим отрезком 7 дм. Меньший отрезок- это длина хвоста, она неизвестна, ставим знак вопроса. Известна разность- записываем 4 дм.)

- Глядя на схему, скажите, что нам надо найти ?

( Нужно найти меньшее число. Чтобы найти его, нужно из большего числа вычесть разность.)

- Запишем решение.

( Записываем решение: 7-4=3(дм). Хвост бобра 3 дм. Записываем ответ: 3 дм.)

- О чём мы ещё можем узнать, используя данные этой задачи?

( Мы можем узнать, какова длина бобра от кончика носа до кончика хвоста).

-Составьте такую задачу.

( Длина тела бобра 7 дм. Длина его хвоста 3 дм. Какова длина бобра от кончика носа до кончика хвоста?)

- Какой схемой надо воспользоваться для её решения?

( Схемой справа ,потому что это задача на нахождение целого).

-  Заполним схему задачи.

- Глядя на схему, скажите, что нам надо узнать?

( Нам надо узнать целое. Чтобы найти целое, надо сложить части).

- Запишем решение и ответ.

Семь чудес бобра.

- Бобр- это удивительное животное. Не случайно место его обитания обозначено цифрой 7: у бобра есть 7 чудес.

Чудо первое: бобровый хвост.

- Чудо первое- бобровый хвост.

- Для чего бобру хвост? Чем он так чудесен? Посмотрите на картинки.

1. Хвост выполняет роль руля и весла при плавании.

2.  Хвост- главная опора при валке деревьев.

3. . Он помогает бобру предупредить своих сородичей об опасности. Бобры ныряют и плавают бесшумно. Если же бобр почувствовал опасность, он ныряет, сильно ударяя хвостом о воду. Этот шлепок слышат бобры по соседству - и тоже ныряют. Так хвост помогает бобру спасать не только свою жизнь, но и жизнь сородичей.

                                                     Чудо второе- бобровые зубы.                                                                                           

- Чудо второе- бобровые зубы. Почему зубы являются чудом, узнаем об этом, решив логические задачи.

6. Логические задачи.

Игра «Четвёртый лишний».

1)  тополь       сосна       осина       ива

- Какое слово здесь лишнее и почему?

( Лишнее слово «сосна», т.к. это название хвойного дерева, а остальные- названия лиственных деревьев).

-Кроме того, тополь, осина и ива составляют главный рацион питания бобра, а хвойные  деревья, в том числе и сосну, бобры используют крайне редко.

-Трудятся бобры в  тёмное время суток, то есть ночью.  Поверженное дерево зверёк разгрызает на куски.

2) -  Бобру нужно разгрызть поваленную осину на 3 части. Сколько «распилов» ему придётся сделать?

(Бобр сделает 2 «распила»).

-Какие же зубы должен иметь бобр, чтобы выполнять ими такую работу?

( Прочные, острые).

- Не только прочные и острые, но и постоянно растущие. Вот поэтому, второе чудо бобра- его зубы.

Чудо 3 и 4 - бобровые хатки и плотины.

-Зачем бобр валит так много деревьев?

( Он использует их в пищу и для постройки своих домиков).

- А вот и следующее чудо бобра: хатки и плотины.

7.Геометрический материал.

- Бобровые домики называются хатками.  Строят их бобры из сучьев и веток, которые зверьки скрепляют глиной и илом.

- Обратите внимание, где расположен вход в хатку. Объясните причину такого его расположения.

( Вход расположен под водой, чтобы хищники не могли забраться в жилище бобра).

- Рассмотрите хатку бобра. Какой она формы? На какое геометрическое тело похожа? Но прежде давайте вспомним известные нам  геометрические тела:

цилиндр        шар        конус       пирамида

- На мелких реках, чтобы поднять уровень воды в них, бобры ставят плотины.

Глубина реки составляла 2 метра. После того, как бобры возвели на ней плотину, глубина реки стала достигать 3 метров. На сколько метров повысился уровень воды в реке?

- Повторите условие задачи.

- Повторите вопрос задачи.

- Тип задачи?

- Что надо узнать?

(Надо узнать разницу. Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.)

-Решим задачу устно.

- Бобровые хатки и плотины считаются вершиной строительного искусства млекопитающих животных. Для чего бобры строят хатки?

1. Чтобы укрыться в них от врагов.

2. Чтобы спасаться от зимних холодов. Ведь бобры зимой не спят, а почему?

( Есть корм- ветки, которые они даже заготавливают на зиму).

3.Чтобы выводить потомство.

Чудо пятое - бобрята. 

8.Римские цифры и месяцы года.

- Как называются детёныши бобров?

(бобрята)

- Вот и пятое чудо – бобрята.

- Обычно детёнышей у бобра бывает не больше пяти. Обозначьте это число римской цифрой.   ( V )

- Если слева я добавлю ещё одну палочку, то получим порядковый номер месяца, когда малыши появляются на свет.

( I V месяц года- это апрель, месяц весны).

- Бобрята рождаются зрячими, с первых дней начинают плавать под присмотром взрослых. А вот нырять пока не могут. Почему?

( Они слишком лёгкие- всплывают как поплавки).

- Почему в холодной апрельской воде бобрята не мёрзнут?

( У них, как и у их родителей, есть тёплая шубка).

Чудо шестое- бобровая шуба.

- Чудо шестое – бобровая шуба.

- Из-за этого своего чуда бобр чуть было совсем не исчез с лица Земли. Почему?

( Бобра стали отстреливать из-за красивого ценного меха).

- Но не красота- главное достоинство бобровой шубы. А что же? Попробуйте определить по загадке:

В воде купался,

А сух остался.

( Мех бобра не намокает. Он, как гусь, сухим выходит из воды).

- Бобр постоянно ухаживает за своей шубкой: расчёсывает её, покрывает специальной жировой смазкой. Именно эта смазка делает шубку бобра водонепроницаемой.

- Но не только отстрел бобра стал причиной его исчезновения.

1. Отстрел бобров из-за меха.

2. Вырубка лесов.

3. Обмеление и загрязнение рек.

Чудо седьмое- : бобры возвращаются!

-Как спасти бобров от гибели?

1. Издать закон, запрещающий отстрел бобров.

2. Бережно относиться к лесу ( разумная вырубка, посадка молодого леса в местах вырубок, охрана чистоты леса, культурное поведение в лесу).

3. Охрана водоёмов( чистоты вод).

- Вы правильно наметили мероприятия, которые помогут спасти бобра. Так и поступили люди.

 И свершилось седьмое чудо: бобры возвращаются!

Сначала был создан Воронежский заповедник, в котором обитало всего 30-40 бобров.

Бобры были взяты под охрану, и через несколько лет их стало так много, что  

появилась возможность расселить их по стране.

9. Подведение итога урока.

- Вот и подошёл к концу наш урок, на котором мы повторили... ( как решать разного вида задачи).

- Напомните мне основные правила, глядя на схемы.

- Составьте свои задачи.

- О каком животном вы узнали на уроке?

                 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 23»

1 к л а с с

Интегрированный мультимедийный урок

 ( математика, ознакомление

с окружающим  миром )

Тема: Решение простых задач

разного вида

с помощью алгоритма

                          Подготовила: Голова Лариса Михайловна

                                                                    учитель начальных классов

Саранск - 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе УМК "Перспектива" "Решение текстовых задач разных видов".

Конспект урока математики в первом классе по УМК "Перпектива".Закрепление....

Материал для уроков математики. Решение задач разных видов.

Данный материал позволит организовать работу по теме: "Повторение" в 4 классе...

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Общий алгоритм решения простых задач".

Тема урока:  Общий алгоритм решения простых задач.Цели урока:  решать задачи, используя составленный план; определять способы действия в незнакомой ситуации; сравнивать выражения на основе в...

Индивидуальная работа со слабоуспеающими и часто болеющими учащимися по обучению решению простых задач на движение в 4 классе 7 вида.

Для детей с задержкой в психическом развитии решение задач вызыает самые большие трудности ( из-за плохой техники чтения, ребята не могут понять содержание задачи, не задумываясь оперируют числа...