Занятие по математике и конструированию "Проектируем парк для Винни-Пуха и его друзей" для учащихся 2 класса
презентация к уроку по математике (2 класс) по теме

              Курс «Математика и конструирование» способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности, рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для дальнейшего развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления учеников. Такому развитию способствует изучение геометрического материала, связанного с алгебраическим и арифметическим материалом. Изучение геометрического материала обеспечивает числовую грамотность обучающихся, дает им начальные геометрические представления, развивает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, пространственное воображение детей, формирует у них элементы конструкторского мышления и конструктивных умений. 

Занятие «Проектируем парк Винни-Пуха» необычно и интересно для школьников. Оно насыщено деятельностью, направленной на формирование универсальных учебных действий. Например:

v  в заданиях 1-7 дана пошаговая инструкция рисования плана (выполнение заданий по инструкции – регулятивное УУД), обучающиеся чертят линии в соответствии с описанием, которое зачитывает учитель, попутно отвечают на вопрос, какие углы образовались при пересечении прямых, знакомятся с понятием «диагональ прямоугольника» (отрезок, который соединяет противоположные вершины прямоугольника);

v  задание 6 расширяет знания по геометрии, формирует познавательную активность, развивает наблюдательность, логику, то есть познавательные УУД;

v  задание 7 направлено на повторение материала, связанного с ориентированием (лево – право);

v  задания 8-10 формируют умение работать с информацией, представленной в разном виде (ориентирование в схеме, использование буквенных обозначений, перевод информации из одного вида в другой);

v  задание 8 направлено на развитие пространственного воображения, вычислительный тренинг, а при работе в паре формируется речевое коммуникативное УУД.

         На протяжении  занятия дети привлечены не только к построению прямоугольника на нелинованной бумаге, они чертят и измеряют отрезки, сравнивают их, определяют виды углов с помощью угольника. Обобщение результатов наблюдений приводит к выводам о свойствах геометрических фигур. Параллельно с освоением геометрического материала происходит и отработка вычислительных навыков, закрепление навыков сложения и вычитания с переходом через разряд.  Опора  на образность, наглядность, эмоциональность и эмпирический опыт ребенка, что в изобилии предоставляет геометрический материал и сюжет известного мультфильма помогает добиться лучшего результата! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc74.5 КБ
Файл prezentatsiya_park_vinni-puha.pptx2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. ФИО учителя: Горбунова Валентина Ильинична

2. Класс: 2     Дата: ______________ Предмет: математика и конструирование

3. Тема занятия: Построение прямоугольника на нелинованной бумаге. «Проектируем парк для Винни-Пуха и его друзей»

4. Тип урока (занятия): комбинированный.

Цель: обучение построению прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника и переводу полученной информации из одного вида в другой.

Задачи:

  • Развивать конструкторские и графические умения при выполнении чертежа в соответствии с инструкцией;
  • Познакомить с понятием «диагональ прямоугольника»;
  • Расширять и уточнять геометрические представления и знания обучающихся при исследовании простейших свойств прямоугольника: измерять стороны и диагонали, сравнивать, делать выводы;
  • Закреплять вычислительные навыки;
  • Формировать познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия на материале занятия.

Оборудование: Линейка, треугольник, простой карандаш, ластик, рабочий лист нелинованной бумаги, компьютер, проектор, презентация к уроку

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

Умение вычерчивать углы и отрезки заданной длины с помощью треугольника и линейки на нелинованной бумаге, измерять длины отрезков; знание понятия «диагональ прямоугольника»

Положительное отношение и интерес к изучению математики, восприятие математики как части общечеловеческой культуры.

Умение использовать изученные ранее правила, способы действий, свойства объектов при выполнении учебных заданий, конструировать геометрические фигуры из заданных частей, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

ФОУД*

Деятельность учителя

Учебная деятельность обучающихся

1. Организаци-онный

Активизация внимания

Прохлопать, протопать ритмический рисунок по заданию учителя.

Создаёт эмоциональный настрой. Даёт образец ритмического рисунка:

-Проверим ваше внимание

-Вы молодцы, будьте так же внимательны в течение всего занятия

Выполняют ритмические задания

2. Постановка темы занятия

Нацеливание на общее задание

Слайд 1.

Картинка героев мультфильма

-

Озвучивает тему занятия:

-Нам предстоит большая интересная работа – мы спроектируем парк для Винни-Пуха и его друзей. Проверьте готовность к уроку (лист, линейка, угольник, карандаш, ластик, ручка)

Поверяют готовность к уроку

3. Актуализа-ция знаний

Подведение к формулированию цели

Слайд 2

Прямоугольник

Слайд 3.Свойства прямоугольника

Ф

Подводит параллель с ранее изученным материалом:

-Парк будет иметь форму прямоугольника.  Какие свойства прямоугольника уже изучили?

Вспоминают и называют свойства прямоугольника:

Прямоугольник- геометрическая фигура

Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые, а противоположные стороны равны.

4.Формулирова-ние цели

Способство-вать формулированию цели с опорой на имеющийся опыт

Слайд 4

Цель: научиться составлять проект парка прямоугольной формы,  производя точные измерения

Ф

Уточняет понимание и формулирование цели:

- Ваши знания пригодятся при проектировании парка.

Давайте поставим перед собой цель с учётом имеющихся знаний и умений.

-Как вы думаете, легко ли будет справиться с проектом?

Формулируют цель предстоящей деятельности

Дают прогностическую самооценку

5. Создание проблемной ситуации

Подведение к выходу из проблемной ситуации

Слайд 5

Изображение чистого нелинованного листа

Ф, П

Выдвигает проблему:

- Перед вами лист бумаги. С чего начнём?

(прежде детям приходилось чертить только на бумаге в клетку)

Обсуждают выход из создавшейся проблемной ситуации в парах;

Высказывают свои предложения в паре о начале работы

6. Пошаговое построение прямоуголь-ника

Обучение построению прямоуголь-ника в соответствии с инструкцией

Практическая работа: вычерчивание прямых углов и отрезков заданной длины на нелинованной бумаге, измерение длин отрезков.

Ф

Даёт инструкции:

1.В верхнем левом углу листа поставь точку (слайд 6).

2. Проведи луч с началом в этой точке и отложи на нём длину прямоугольника (9 см). Отметь вторую точку. Это верхняя граница парка (слайд 7).

3. Начерти прямой угол с вершиной во второй точке. Положи угольник, как на рисунке, и проведи луч (слайд 8).

4. На начерченном луче отложи длину второй стороны прямоугольника (5 см). Отметь третью точку (вершину) (слайд 9).

5.Начерти прямой угол с вершиной в первой точке. Отложи ширину прямоугольника с противоположной стороны. Поставь четвёртую точку (вершину) (слайд 10).

6.Соедини отрезком третью и четвёртую точки. Проверь, что получился прямоугольник со сторонами 9 см и 5 см (слайд 11).

Выполняют чертёж в соответствии с инструкцией.

Задают маршрут движения с помощью обозначений, прослеживают заданный маршрут при работе в парах.

7. Физминутка

Слайд 12

Медвежата в чаще жили,
Головой они кружили,
Вот так, вот так головой они кружили.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так дружно дерево качали.
Медвежата в чаще жили,
Вперевалочку ходили,
Вот так, вот так вперевалочку ходили.
А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали,
Вот так, вот так дружно лапы поднимали.

Выполняют соответствующие движения

8. Освоение нового материала

Выявление обучающими-ся новых свойств прямоуголь-ника

Знакомство с понятием «диагональ прямоугольника». Отработка вычислительных навыков.

Слайды 13, 14

Ф

Даёт инструкции:

1.С помощью линейки соедини противоположные вершины прямоугольника. Построенные отрезки называются диагоналями прямоугольника. (слайд 13)

2.Поставь в центре парка домик Вини-Пуха – нарисуй точку. Обозначь её буквой В.

3.В левом верхнем углу обозначь точкой К домик Кролика.

4.В правом верхнем углу –домик Пятачка.

5.В левом нижнем углу – домик Иа-Иа.

6.А в правом нижнем углу – домик Совы.

7.Измерь расстояния между домиками. Расставь эти числа на плане.

- Что заметили? (слайд 14)

Исследуют простейшие свойства четырёхугольника: измеряют стороны и диагонали, сравнивают, формулируют  выводы наблюдений

(Диагонали прямоугольника равны.

Пересечение диагоналей прямоугольника делит их пополам).

 9. Закрепле-ние изучен-ного

 9.1 Отработка вычислитель-ных навыков

Закрепить вычислитель-ные навыки

Задача:

После завтрака Винни-Пух навестил Сову и потом зашёл пообедать к Пятачку. После обеда друзья заглянули к Кролику и пришли поужинать к Винни-Пуху.

Слайды 15,16

Слайд 17

Ф

П

Готовит к решению задачи:

-Друзья расселились в своих домиках. Но дома им не сидится. Они любят ходить в гости.

Озвучивает задачу.

Задаёт вопросы:

-Сколько прошёл Винни-Пух до обеда?

-Сколько после обеда?

-А сколько всего прошагал Винни-Пух?

-Придумай свою задачку и задай её товарищу.

Производят вычисления

Задают задачи друг другу, отвечают на вопрос товарища.

9.2 Закрепле-ние знаний о видах углов

Определение видов углов на глаз и с помощью угольника

Какие углы образуют между собой тропинки между домиками: КВ и ВП; ИВ и ВК; СП и ПК; КИ и ИС?

Г

Организует групповую работу, предлагает 4 группам по 1 заданию

Измеряют углы с помощью угольника, обосновывают своё решение, приходят к единому мнению в группе, озвучивают решение.

10. Рефлексия

Осознание каждым обучающимся степени овладения умением проектиро-вать

Расскажите о своих впечатлениях. Чему научились? Что узнали нового? Понравилось ли проектировать? Какие знания и умения пригодились на занятии?

Слайд 17

Ф

Побуждает к высказыванию своего мнения

Организует оценочные высказывания обучающихся

Высказывают своё мнение.

Осуществляют самооценку, взаимопроверку

11.Подведение итогов

Соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом

Цель на слайде

-

Задаёт вопросы о цели урока.

Обеспечивает положительную реакцию детей на деятельность одноклассников

Формулируют конечный результат своей работы на занятии

12. Домашнее задание

Мотивация к продолжению работы.

Раскрась парк. Придумай новые задачи и реши их.

Слайд 17

-

Даёт комментарии к домашнему заданию

Записывают домашнее задание.

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)

 

6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости):  __________________________________________________________________________________________

7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.

9. Оценка достижения целей урока: _____________________________________________________________________________________________________

                                     Используемая литература:

  1. Волкова С.И, Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование, 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. –

      М.: Просвещение, 2015

  1. М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова Математика. Учебник в 2 ч. Часть 1. - М.: Астрель, 2015
  2. Башмаков М.И. Обучение во 2 классе по учебнику «Математика» М.И. Башмакова, М.Г. Нефёдовой.- М.: Астрель, 2012
  3.   http://www.menobr.ru/materials/370/5411/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие «Проектируем парк Винни-Пуха » во 2 классе по факультативному курсу «Математика и конструирование» Выполнила: учитель начальных классов Оёкской средней школы Горбунова Валентина Ильинична Иркутский район, с. Оёк , 2013 год valentina.i15@mail.ru Муниципальное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования « Оёкская средняя общеобразовательная школа»

Слайд 2

Курс «Математика и конструирование» способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности, рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для дальнейшего развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления учеников. Такому развитию способствует изучение геометрического материала, связанного с алгебраическим и арифметическим материалом. Изучение геометрического материала обеспечивает числовую грамотность обучающихся , дает им начальные геометрические представления, развивает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, пространственное воображение детей, формирует у них элементы конструкторского мышления и конструктивных умений. Занятие «Проектируем парк Винни-Пуха » необычно и интересно для школьников. Оно насыщено деятельностью, направленной на формирование универсальных учебных действий . Например: в заданиях 1-7 дана пошаговая инструкция рисования плана (выполнение заданий по инструкции – регулятивное УУД), обучающиеся чертят линии в соответствии с описанием, которое зачитывает учитель, попутно отвечают на вопрос, какие углы образовались при пересечении прямых, знакомятся с понятием «диагональ прямоугольника» (отрезок, который соединяет противоположные вершины прямоугольника ); задание 6 расширяет знания по геометрии, формирует познавательную активность, развивает наблюдательность, логику, то есть познавательные УУД; задание 7 направлено на повторение материала, связанного с ориентированием (лево – право ); задания 8-10 формируют умение работать с информацией, представленной в разном виде (ориентирование в схеме, использование буквенных обозначений, перевод информации из одного вида в другой); задание 8 направлено на развитие пространственного воображения, вычислительный тренинг, а при работе в паре формируется речевое коммуникативное УУД. На протяжении занятия дети привлечены не только к построению прямоугольника на нелинованной бумаге, они чертят и измеряют отрезки, сравнивают их, определяют виды углов с помощью угольника. Обобщение результатов наблюдений приводит к выводам о свойствах геометрических фигур . Параллельно с освоением геометрического материала происходит и отработка вычислительных навыков, закрепление навыков сложения и вычитания с переходом через разряд. Опора на образность, наглядность, эмоциональность и эмпирический опыт ребенка, что в изобилии предоставляет геометрический материал и сюжет известного мультфильма помогает добиться лучшего результата! Актуальность работы

Слайд 3

Задачи: Развивать конструкторские и графические умения при выполнении чертежа в соответствии с инструкцией; Познакомить с понятием «диагональ прямоугольника»; Расширять и уточнять геометрические представления и знания обучающихся при исследовании простейших свойств прямоугольника: измерять стороны и диагонали, сравнивать, делать выводы; Формировать познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия на материале занятия. Цель: обучение построению прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника и переводу полученной информации из одного вида в другой

Слайд 4

Линейка, треугольник, простой карандаш, ластик, рабочий лист нелинованной бумаги, компьютер, проектор, презентация к уроку Оборудование:

Слайд 5

I. Организационный момент. Учитель: Нам предстоит большая интересная работа – мы спроектируем парк для Винни-Пуха и его друзей. Проверьте готовность к уроку (лист, линейка, угольник, карандаш, ластик, ручка) Перед работой проверим ваше внимание: прохлопать, протопать ритмический рисунок по заданию учителя. Вы молодцы, будьте так же внимательны в течение всей работы. Итак, мы приступаем к проекту. Ход занятия:

Слайд 6

Учитель: Парк будет иметь форму прямоугольника. Что вы о нём можете сказать? Какие свойства прямоугольника уже изучили? Обучающиеся: Прямоугольник- геометрическая фигура Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые, а противоположные стороны равны. Учитель: Ваши знания пригодятся при проектировании парка. Перед вами лист бумаги. С чего начнём? (Создаётся проблемная ситуация, так как прежде детям приходилось чертить только на бумаге в клетку. Выслушиваются и обсуждаются предложения детей.) II. Актуализация знаний

Слайд 7

III. Задания (инструкции): 1. В верхнем правом углу листа поставь точку.

Слайд 8

2. Проведи луч с началом в этой точке и отложи на нём длину прямоугольника – 9 см. Отметь вторую точку. Это верхняя граница парка.

Слайд 9

3.Начерти прямой угол с вершиной во второй точке. Положи угольник, как на рисунке, и проведи луч.

Слайд 10

4. На начерченном луче отложи длину второй стороны прямоугольника – 5 см. Отметь третью точку (вершину)

Слайд 11

5. Начерти прямой угол с вершиной в первой точке. Отложи ширину прямоугольника с противоположной стороны. Поставь четвёртую точку(вершину).

Слайд 12

6. Соедини отрезком третью и четвёртую точки. Это нижняя граница парка. Проверь, что получился прямоугольник со сторонами 9 см и 5 см.

Слайд 13

Медвежата в чаще жили, Головой они кружили, Вот так, вот так головой они кружили. Медвежата мёд искали, Дружно дерево качали, Вот так, вот так дружно дерево качали. Медвежата в чаще жили, Вперевалочку ходили, Вот так, вот так вперевалочку ходили. А потом они плясали, Дружно лапы поднимали, Вот так, вот так дружно лапы поднимали. (Выполняются соответствующие движения) IV. Физминутка от Винни-Пуха

Слайд 14

Построенные отрезки называются диагоналями. 7.С помощью линейки соедини противоположные вершины прямоугольника.

Слайд 15

8. Поставь в центре парка домик Винни-Пуха – нарисуй точку. Обозначь её буквой В 9 9В9 9и99 9ииВВ BB В К П И С В левом верхнем углу обозначь точкой К домик Кролика. В правом верхнем углу – домик Пятачка. В левом нижнем углу – домик Иа-Иа . А в правом нижнем углу – домик Совы. Измерь расстояния между домиками. Расставь эти числа на плане. 9 9 5 5 5 5 5 5

Слайд 16

Друзья расселились в своих домиках. Но дома им не сидится. Они любят ходить в гости.

Слайд 17

9. После завтрака Винни-Пух навестил Сову и потом зашёл пообедать к Пятачку. После обеда друзья заглянули к Кролику и пришли поужинать к Винни-Пуху . Сколько прошёл Винни-Пух до обеда? Сколько после обеда? А сколько всего прошагал Винни-Пух ?

Слайд 18

10. Придумай свою задачку и задай её товарищу. (Работа в парах) V. Рефлексия. Расскажите о своих впечатлениях. Чему научились? Что узнали нового? Понравилось ли проектировать? Какие знания и умения пригодились на занятии? VI. Домашнее задание. Придумай новые задачи на нахождение суммы, на разностное сравнение. Запиши и реши их.

Слайд 19

Спасибо за старание! Спасибо за старание! Винни-Пух угощает всех участников пятёрками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Веселая математика с Винни-Пухом"

Урок-игра. Школа 2100.Тема урока"Сложение и вычитание чисел "(урок повторения и закрепления)Основные цели:1.Продолжитьучиться делать вычисления, используя устные и письменные приемы.2.Продолжить работ...

Конспект урока в 1 классе "Путешествие Вини Пуха"

Урок гимнастики с использованием карт – схем обычно использую при решении задач совершенствования приобретённых двигательных навыков ...

Конспект урока математики во 2 классе "Проектируем парк Винни-Пуха"

Данный урок проводился во 2 классе по УМК "Планета знаний" в разделе "Наглядная геометрия" с сопровождением презентации в Smart Notebook. На этом уроке дети учатся строить прямоугольник на клетчатой б...

Математический тренажёр "Подарок Вини- Пуху" 1 класс

Задания тренажёра направлены на отработку навыка устного счёта в пределах 10....

Технологическая карта урока литературного чтения «Песенка Винни-пуха» 2 класс, УМК "Школа России"

Предмет: литературное чтениеТема урока: «Песенка Винни-пуха»Цели урока: познакомить учащихся с «Песенками Винни-Пуха» Б. Заходера; учить читать стихотворения с помощью различных интонаций и темпа чтен...

Урок литературное чтение в 1 классе ТЕМА: Б. ЗАХОДЕР «ПЕСЕНКИ ВИННИ-ПУХА»

Цели деятельности учителяСоздать условия для ознакомления с творчеством Б. Заходера; способствовать развитию речи, мышления, навыков чтенияТип урокаРешение частных задачПланируемыеобразовательныерезул...

Конспект урока по математике (2 класс). Тема: Б. Заходер «Песенки Винни - Пуха». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:• формирование знаний о творчестве Б. Заходера;• развитие умения работать с текстом, выразительно читать стихотворения.Планируемые результаты:Предметные:• знат...