Конспект урока по предмету "Математические представления и конструирование" во 2 класее. Тема урока: "Действие сложение"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Сватко Елена Владимировна

Формирование математических представлений вызывают большие сложности у детей с умственной отсталостью. В большой степени затруднения связаны с абстрактностью  понятий, которыми   оперируют в математике. Одними  из главных принципов дидактики являются принципы наглядности и практической деятельности. Ребенку с умственной отсталостью легче понять то, что он может увидеть, почувствовать, сделать самостоятельно. На уроке, конспект которого, я представляю Вашему вниманию, происходит формирование представления о механизме действия сложения на основе практических действий учащихся, путем закрепления собирательного жеста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт- Петербурга

Конспект открытого урока

по предмету «Математические представления и конструирование»

Тема: «Действие сложение»

 2 «Д» класс

        

Урок подготовила и провела

учитель

Сватко Елена Владимировна

Февраль 2014

Петергоф

Предмет: Математические представления и конструирование.

Тема урока: Действие сложение.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  1. Формирование представления о механизме действия сложения.
  2. Развитие мыслительной деятельности.
  3. Воспитание интереса к предмету.

Оборудование:

Демонстрационный материал: ваза, цветы, карточки с изображением цветов, пиктограммы «сложение», «получится», знаки «плюс», «равно», таблички со словами «сложение», «плюс», «равно», набор цифр и математических знаков.

Раздаточный материал для каждого ученика: альбомы с картинками для неговорящих детей, карточки с изображением цветов, коробка с карандашами, набор маленьких игрушек, мозаика, кубики, разрезные картинки.

Ход  урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Вводная часть.

1. Орг. момент.

2. Закрепление ранее полученных умений и навыков.

3. Объявление темы урока.

II. Основная часть.

1. Физминутка.

2. Изучение нового материала.

3. Первичное закрепление.

III.

Заключительная часть.

Учитель приглашает детей в класс, предлагает сесть, проверяет правильность посадки учащихся за партой.

Начинаем урок. Скажите, какое сейчас время года?

А какое время года было до зимы?

Назовите время года, которое наступит после зимы.

Какой сейчас месяц?

Назовите сегодняшнее число.

Начинаем урок математики.

Вспомните, чем мы занимаемся на уроках математики?

Правильно! Вы многому научились на уроках математики. Сейчас каждой из вас я дам свое задание.

Даша будет складывать в коробку карандаши.

Полина будет складывать книжки в одну стопку.

Кристина будет складывать узор из мозаики.

Настя будет складывать кубики так, чтобы получилась башня.

Ульяна будет складывать в корзинку маленькие игрушки.

Зоя будет складывать изображение из разрезных картинок.

Кто уже справился с заданием?

Что ты делала, Даша?

Даша складывала карандаши в коробку.

Даша, покажи руками, как ты это делала?

Учитель комментирует: складывала все вместе.

Молодец, Даша, справилась с заданием.

Что ты делала, Полина?

Полина сложила книжки в одну стопку.

Полина, покажи руками, как ты это делала?

Учитель комментирует: складывала все вместе.

Молодец, Полина, справилась с заданием.

Что ты делала, Кристина?

Кристина складывала детали вместе так, чтобы получился узор.

Кристина, покажи руками, как ты это делала?

Как ты складывала детали, Кристина?

Молодец, Кристина, справилась с заданием.

Что ты делала, Настя?

Настя складывала кубики так, чтобы получилась башня.

Настя, покажи руками, как ты это делала?

Учитель комментирует: складывала все вместе.

Молодец, Настя, справилась с заданием.

Что ты делала, Ульяна?

Ульяна складывала в корзинку маленькие игрушки.

Ульяна, покажи руками, как ты это делала?

Учитель комментирует: складывала все вместе.

Молодец, Ульяна, справилась с заданием.

Что ты делала, Зоя?

Зоя складывала разрезные картинки.

Зоя, покажи руками, как ты это делала?

Как ты складывала, Зоя?

Молодец, Зоя, ты правильно сложила картинку.

Все девочки справились со своими заданиями, все правильно сложили свои предметы.

Еще раз покажите, как вы складывали.

Учитель комментирует: вот так, складывали все вместе.

Как вы думаете, любые ли предметы можно складывать?

Можно ли сложить вместе все краски?

Все тетради? Все игрушки?

Учитель демонстрирует действия.

Правильно, все предметы можно сложить вместе.

Покажите это руками.

Учитель комментирует: вот так, сложить все вместе.

Учитель помещает на доску карточку-пиктограмму с обозначением собирательного жеста.

Учитель комментирует: вот так, сложить все вместе.

Сегодня на уроке мы продолжим учиться складывать. Я познакомлю вас с математическим действием сложением.

Но сначала немножко отдохнем и разомнемся.

Все движения разминки

повторяем без запинки!

Один - попрыгали на месте.

Два - руками машем вместе.

Три-четыре - прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Пять – теперь нагнулись ниже,

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Будем продолжать урок!

Передохнули? А теперь сядьте прямо, будьте внимательны. Потому что сейчас я расскажу вам, как складывают в математике.

Напомните, какое сейчас время года?

После зимы наступит весна. Мы с вами пойдем на прогулку и принесем цветы, чтобы украсить наш класс.

Учитель предлагает девочкам взять по одному цветку.

Учитель вызывает к доске Дашу и Ульяну.

Чтобы поставить цветы в вазу, их надо сложить.

Как Даша и Уля складывали цветы?

Учитель комментирует: вот так, сложили все вместе.

Цветов стало больше или меньше?

Мы сложили, и цветов стало больше.

Сколько цветов было  у Даши?

Настя, повесь на доску столько цветков, сколько у Даши.

Сколько здесь цветов?

Зоя, найди цифру 1, повесь на доску.

Сколько цветов было  у Ульяны?

Настя, повесь на доску столько цветков, сколько у Ульяны.

Сколько здесь цветов?

Зоя, найди цифру 1, повесь на доску.

Настя, покажи, как девочки складывали цветы?

Учитель комментирует: вот так, сложили все вместе.

Затем демонстрирует картинку-пиктограмму: сложили все вместе, вот так.

Рядом с пиктограммой помещается знак «плюс».

В математике сложение обозначают вот таким знаком. Он называется «Плюс».

Цифры мы сложим вместе с помощью этого знака «плюс».

Учитель помещает знак «плюс» между цифрами.

Зоя, прочитай запись на доске.

Покажем это руками. Учитель сопровождает показ: два плюс один.

Теперь осталось сосчитать, сколько же всего стало цветов после того, как мы их сложили.

Получилось всего два цветка.

Кто найдет цифру 2 и повесит ее на доску?

Цветов стала больше или меньше?

Итак, если сложить один цветок и один цветок, получится два цветка. В математике слово «получится» обозначают знаком «равно». Учитель размещает на доске карточку «равно» и показывает знак жестом: руки параллельно друг другу.

Итак, один плюс один равно два.

Покажем руками.

Сколько цветов в вазе?

Зоя, сколько у тебя цветов?

Ты хочешь поставить свой цветок в вазу?

Учитель вызывает к доске Зою.

Чтобы поставить цветы в вазу, их надо сложить.

Как Зоя складывала цветы?

Учитель комментирует: вот так, сложила все вместе.

Цветов стало больше или меньше?

Мы сложили, и цветов стало больше.

Сколько цветов было  в вазе?

Зоя, повесь на доску столько цветков, сколько было в вазе.

Сколько здесь цветов?

Кристина, найди цифру 2, повесь на доску.

Сколько цветов было  у Зои?

Зоя, повесь на доску столько цветков, сколько было у тебя.

Сколько здесь цветов?

Кристина, найди цифру 1, повесь на доску.

Зоя, покажи, как ты складывала цветы?

Учитель комментирует: вот так, сложила все вместе.

Затем демонстрирует картинку-пиктограмму: сложила все вместе, вот так.

Каким знаком в математике обозначают действие сложение?

Кристина, найди знак «плюс».

Кристина, прочитай запись на доске.

Покажем это руками. Учитель сопровождает показ: два плюс один.

Теперь осталось сосчитать, сколько же всего стало цветов после того, как мы их сложили.

Получилось всего три цветка.

Кто найдет цифру 3 и повесит ее на доску?

Цветов стало больше или меньше?

Какой знак нужно поставить, чтобы получился пример?

Итак, два плюс один равно три.

Покажем руками.

Посмотрите, какой красивый получился букет.

Вспомните, как мы составляли его.

Кто сначала складывал цветы?

Сколько цветов было у Даши?

У вас на партах есть карточки с изображением цветов.

Возьмите одну карточку.

Сколько цветов было у Ульяны?

Возьмите еще одну карточку.

Что девочки сделали с цветами?

Сложите свои карточки.

Сколько стало цветов?

Стало больше или меньше?

Кто еще поставил цветок в вазу?

Сколько цветов было у Зои?

Что Зоя сделала с цветами?

Сложите свои карточки.

Сколько стало цветов?

Стало больше или меньше?

Настя и Кристина, поставьте и вы свои цветы в вазу.

Что вы сделали с цветами?

Как вы это сделали?

Цветов стало больше или меньше?

Цветов стало больше. А для того, чтобы узнать, сколько, нужно старательно заниматься на уроках математики. И я думаю, совсем скоро вы сможете сосчитать все цветы в вазе.

Вот и подошел к концу урок.

Вспомните, что мы сегодня делали на уроке.

Какое действие вы выполняли на уроке?

С какими математическими знаками познакомились?

Молодцы, девочки! Сегодня на уроке вы все постарались. Показали гостям, что вы прилежные ученицы, любите математику и уже многому научились. Спасибо за урок!

Зима. Неговорящие дети показывают карточку.

Осень. Неговорящие дети показывают карточку.

Весна. Неговорящие дети показывают карточку.

Февраль.

Ответы детей вербальные или с помощью картинок:

Собираем пирамидки, разрезные картинки, мозаику, считаем и т.п.

Дети выполняют задание самостоятельно или с помощью учителя.

Даша отвечает с помощью картинки.

Даша показывает собирательным жестом с перекрещиванием рук.

Полина отвечает с помощью картинки.

Полина показывает собирательным жестом с перекрещиванием рук.

Кристина отвечает: «Складывала узор из мозаики».

Кристина показывает собирательным жестом с перекрещиванием рук.

Складывала все вместе.

Настя отвечает с помощью картинки.

Настя показывает собирательным жестом с перекрещиванием рук.

Ульяна отвечает с помощью картинки.

Ульяна показывает собирательным жестом с перекрещиванием рук.

Зоя отвечает, подкрепляя ответ жестами.

Зоя показывает собирательным жестом с перекрещиванием рук.

Складывала все вместе.

Учащиеся показывают собирательным жестом с перекрещиванием рук.

Ответы детей.

Учащиеся показывают собирательным жестом с перекрещиванием рук.

Дети выполняют имитационные движения по показу учителя.

Ответ детей.

Девочки берут по одному цветку.

Даша с Ульяной выходят к доске.

Девочки складывают свои цветы и ставят их в вазу.

Учащиеся показывают собирательным жестом с перекрещиванием рук.

Больше.

Один цветок.

Настя помещает на доске карточку с изображением цветка.

Один цветок.

Зоя выполняет задание.

Настя помещает на доске карточку с изображением цветка.

Один цветок.

Зоя выполняет задание.

Настя сдвигает карточки и демонстрирует собирательный жест.

Зоя читает: один плюс один.

Дети жестами демонстрируют запись: цифры на пальцах, знак плюс собирательным движением скрещенных рук.

Дети хором пересчитывают цветы и карточки.

Один из учащихся выполняет задание.

Больше.

Дети показывают жестом знак «равно».

Дети жестами демонстрируют запись: цифры на пальцах, знак плюс собирательным движением скрещенных рук, равно – руки параллельно друг другу.

Зоя  выходит к доске.

Зоя складывает цветы из вазы и свой цветок.

Учащиеся показывают собирательным жестом с перекрещиванием рук.

Больше.

Два цветка.

Зоя помещает на доске 2 карточки с изображением цветов.

Два цветка.

Кристина выполняет задание.

Зоя помещает на доске карточку с изображением цветка.

Один цветок.

Кристина выполняет задание.

Зоя сдвигает карточки и демонстрирует собирательный жест.

Плюс.

Кристина помещает знак «плюс» между цифрами.

Кристина читает:  два плюс один.

Дети жестами демонстрируют запись: цифры на пальцах, знак плюс собирательным движением скрещенных рук.

Дети хором пересчитывают цветы и карточки.

Один из учащихся выполняет задание.

Больше.

Равно.

Кристина размещает на доске карточку «равно».

Дети жестами демонстрируют запись: цифры на пальцах, знак плюс собирательным движением скрещенных рук, равно – руки параллельно друг другу.

Даша и Ульяна.

Один цветок.

Дети выполняют задание.

Один цветок.

Дети выполняют задание.

Сложили.

Дети выполняют задание.

Два цветка.

Больше.

Зоя.

Один цветок.

Сложила.

Дети выполняют задание.

Три цветка.

Больше.

Девочки выполняют задание.

Сложили.

Девочки показывают собирательным жестом с перекрещиванием рук.

Складывали все вместе.

Больше.

Мы складывали. Дети демонстрируют жест.

Плюс. Равно. Демонстрация жестов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.Тема урока:"Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой... (Пушкин "Зимний вечер")"

Разработка урока по теме "А.С.Пушкин. "Зимний вечер". В ходе урока через содержание стихотворения дети получат представление об огромном влиянии Арины Родионовны на развитие поэтического таланта поэта...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Конспект урока по математике в 3 классе на тему "Алгоритм письменного сложения трёхзначных чисел".

В документе представлен конспект урока и презентация. Урок разработан по программе Школа России....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ 1 класс, УМК «Перспектива» Тема урока: "Переместительное свойство сложения"

Урок по математик 1 класс ,УМК "Перспектива " по ФГОС.Тема урока: "Переместительное свойство сложения"....

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока "Таблица сложения и вычитания числа 3".

В данном материале размещена технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока " Таблица сложения и вычитания числа 3"...