КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ НА ТЕМУ: «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ» (4 класс УМК «Гармония»)
план-конспект урока (математика, 4 класс) по теме

Кислица Елена Васильевна

Аннотация

Урок математики по теме «Закрепление пройденного. Решение задач на движение проводится в 4 классе по программе УМК «Гармония» во втором полугодии. По типу – урок повторения предметных знаний. Проводится с использованием технологии модульного обучения. Урок носит развивающий и обучающий характер. В основу методики проведения заложено методологическое положение о системном характере развивающего обучения, о взаимосвязанности, взаимозависимости всех процессов, протекающих на уроке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Беляевская средняя общеобразовательная школа»

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО МАТЕМАТИКЕ

НА ТЕМУ:

«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

НА ДВИЖЕНИЕ»

(4 класс УМК «Гармония»)

                                           Подготовила и провела:

                                учитель высшей

                                                       квалификационной категории

                         Кислица Е. В.

Беляевка,

2008 г.

Тема: «Повторение пройденного по теме «Решение задач на движение»

Цель: 1)совершенствовать умения решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние;

2)развивать самостоятельность школьников, умение преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации, разноуровневые задания, самостоятельные упражнения;

3)способствовать формированию интереса к предмету.

Оборудование: рисунки сказочных героев, карточки самоконтроля, маршрутные листы, «Модули», карточки трех цветов для каждого ученика, учебник Н.Б.Истоминой «Математика» 4 класс.

Ход урока.

1.Мобилизующее начало.

-Ребята, сегодня на урок математики пришел Кузя- герой компьютерных игр, он пришел не один, а привел свою подружку Кузину. Они оба работают на компьютере, но с ним случилась неприятность. В одном из его блоков поселился электронный вирус, поэтому машина не может полноценно трудиться. Кузя с Кузиной просят, чтобы мы помогли определить номер блока, пораженного вирусом. Его заменят, и компьютер снова будет работать.

Но сразу мы, наверное, не сможем определить номер блока, пораженного вирусом. Ведь данная машина может выдавать только математические задания. Что же делать? (Решить все учебные элементы в «Модуле».)

2.Постановка цели урока.

-Вместе с расследованием мы повторим и закрепим полученные знания по теме «Скорость, время, расстояние». Расследование начинается.

3.Входной контроль.

 Мы входим с вами в блок. Как он называется? (Входной контроль.) Что даст нам прохождение данного блока? (учащиеся читают и называют цель соответствующего учебного элемента.)

-Прочитайте методические указания.

(Ученики читают методические указания для соответствующего элемента задания, выбирают уровень, записывают в «Модуль» только решения. Время выполнения задания ограниченно-5 мин.)

-Сравните свое решение с контрольной карточкой. Если вы решали задания 1 уровня и все решили без ошибок, поставьте оценку 3. Заданиям 2 уровня соответствует оценка 4. Оценку 5 ставит тот, кто решил задания 3 уровня и не допустил ни одной ошибки. Поставьте отметку в маршрутный лист. (Учитель вывешивает на доску карточки для самопроверки.)

1 уровень: 1.72:8=9(км/ч)

                    2.180:90=2(ч)

                    3.6•6=36(км)

2 уровень: 1.100•а (км)

                    2.120:b (км/ч)   

                    3.х: (с:3) (ч)

3 уровень: 1.d:2-d:4 (км/ч)

                   2. x-b•a (км/ч)

                   3. (b-c) •10 (км/ч)

-Что общего в задачах, которые мы решали? (Это задачи на движение со сказочным сюжетом.)

-Какой формулой вы воспользовались, когда решали задачи? Как найти путь, или, как мы говорим, «расстояние»? (Чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время.) На доске записывается формула: S=V•t

-Как из этой формулы можно получить еще две? (V=S:t; t=S:V)

-Чем похожи формулы? (Находим неизвестный множитель.)

4.Учебный элемент-1

-Продолжите работу над нашим  «Модулем». Работаем над УЭ-1

-Прочитайте следующее задание. (Почему две машины одинаковой модели проехали разное расстояние за 5 часов?) Обсудите эту проблему в группе. Выскажите свае мнение. (Машины ехали с разной скоростью, по разным дорогам, были остановки в пути, неполадки и т.п.)

-Дополните условия задания так, чтобы у вас получилась задача. Каким образом будем работать? Прочитайте методические указания. (Работа в группах.)

-Какие задачи у вас получились? Как мы находим расстояние? Как найдем среднюю скорость движения  машины или  другого транспорта? Почему именно так находим время?  Поставьте в маршрутный лист оценку, которая , как вы считаете, соответствовала вашей работе на данном этапе. (каждый ученик сам оценивает свое участие в работе группы, класса.)

-Поднимите ваши карточки, посмотрим, как вы поработали. (Дети показывают оценку, которую они получили, на разноцветных карточках.)

5.Учебный элемент-2.

-Вы успешно справились с заданием. Наши герои предлагают продолжить исследование, выполнить следующее задание «Модуля» (УЭ-2).

-Прочитайте методические указания о том, как будем работать дальше. (Учащиеся знакомятся с алгоритмом работы, каждая группа выбирает уровень сложности задания, ученики записывают решение задачи с пояснениями.)

1 уровень – учебник  с.230, № 613

2 уровень – учебник с.230, № 615

3 уровень – задача в «Модуле»

-Та группа, которая решит быстрее всех, запишет свое решение на доске и объяснит его. (После того, как задачи решены, вызванные к доске ученики записывают их решения по действиям с пояснениями. На доске учитель вывешивает карточки для самопроверки.) Командиры групп выставляют оценки ученикам за проведенную работу. Класс выставляет оценки тем, кто работал у доски.

6.Учебный элемент-3.

-Прочитайте методические указания к этому элементу в «Модуле». Прочитайте задачу. О ком говориться в задаче? (Об Иване-царевиче, который ищет Василису Прекрасную.)

-Какое расстояние пришлось преодолеть Ивану? (565 км) Это часть или целое? (Целое, т.е. сумма трех расстояний: расстояние. Которое Иван прошел пешком, проехал на лошади и пролетел на ковре-самолете.) Назовите главный вопрос задачи.

-Давайте запишем задачу кратко. Что сказано о времени и скорости, когда Иван шел пешком? ( Скорость равна 5 км/ч, время-8ч.)

-Что сказано о времени и скорости, когда Иван летел на ковре-самолете? (Скорость равна 120 км/ч, время-4ч.)  На чем еще добирался Иван к своей любимой Василисе? (На лошади. Известно только время-3 ч.)

-Как получили число 565? (Сложили все расстояния.) Давайте сложим все части пути. Но мы не знаем средней скорости, с  которой ехала лошадь. Как быть? (Ученики предлагают обозначить ее за х.) На доске появляется запись:

5•8 +  х•3 +120•4=565  

-Что мы записали? (Уравнение.)

-Можно ли наше уравнение сделать проще? Как? (Ученик у доски объясняет свое решение, класс записывает у себя в тетрадях.)

40+х•3+480=565

х•3=565-40-480

х•3=45

х=15

Ответ: средняя скорость лошади равна 15 км/ч.

Учитель открывает запись решения этой задачи по действиям.

-Сравните два способа решения задачи. (Ученики делают вывод, что одну и ту же задачу можно решить разными способами.)

-Какой способ решения вам удобнее? Поставьте себе оценку за участие в общеклассной работе в маршрутный лист. Оцените свою работу, подняв цветные карточки. Молодцы!

7.Самостоятельная работа.

-Теперь наступает самый ответственный момент урока. На этом этапе вы работаете самостоятельно. Прочитайте методические указания к самостоятельной работе. (Самостоятельная работа проводится в «Модулях». Учащимся предлагается вставить пропущенные данные, а также записать решение. Самостоятельная работа проверяется учителем после урока, отметка за нее ставится в журнал.)

8. Резюме. УЭ-4.

-Чему мы учились на уроке? (Учились решать разные задачи на движение, находить взаимосвязи между величинами.) Мы прошли все блоки нашего «Модуля», Кузя и Кузина ждут от нас ответа, где же спрятался вирус? Можете вы ответить на этот вопрос? (Свободные высказывания учеников.)

-Что необычного вы заметили в наших задачах? (В задачах участвовали герои из сказок.) Книги из библиотеки решили, что сказок вы читаете очень мало, не умеете их рассказывать. Герои сказок очень обиделись на вас. Вирус в наш компьютер пришел из этих книг. (У доски выставляются книги-сказки.) Они очень долго хранились на полках. Герои сказок решили таким образом обратить на себя ваше внимание. Они послали в наш класс сигнал бедствия - вирус. Я благодарю вас за помощь, оказанную Кузе и Кузине, думаю, что вы заинтересуетесь книгами.

9.Рефлексия. УЭ-5.

-Оцените свою работу. Если вы считаете, что поработали на 5 и в вашем маршрутном листе такая же оценка, поднимите красную карточку, если вы работали на 4, то поднимите желтую, а на 3- синюю. (Ученики оценивают себя и показывают карточки.)

-Оцените работу всего класса. (Ученики показывают карточки.)

Приложение № 2.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике по теме Решение задач способом составления уравнения 4 класс УМК Гармония

Данный урок - урок обобщения и систематизации знаний.  Цель урока: совершенствовать умение  решать  задачи способом составления уравнений. Задачи:Образовательные: совершенствовать ...

План-конспект урока по математике на тему: «Решение задач на движение»

План-конспектурока по математике на тему: «Решение задач на движение»...

Конспект урока по математике по теме: "Решение текстовых задач. Запись решения выражением"

Тема урока: «Решение текстовых задач. Запись решения выражением».Цель урока: способствовать формированию умения решать текстовые задачи.Задачи урока:Образовательные: Активизировать ранее и...