Формирование навыков умножения на основе теории множественности интеллекта
статья по математике на тему

Евстифеева Ольга Васильевна

Если мы знаем стиль обучения ученика и умеем создать условия для приобретения им знаний близким ему способом, мы поможем ему не только стать успешнее, но и развить свои способности. Цель статьи познакомить  с  примерами заданий для учащихся разных типов интеллекта при формировании навыков умножения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

©Пестрый Глобус Педагогики. О.В.Евстифеева http://pedagogland.ru/category/good_hope

Как использовать разные способности учащихся

при формировании навыков умножения.

В последнее время в мире образования большой интерес вызывает теория множественности интеллекта. Она нашла уже применение во многих странах мира.

Напомним коротко, американский психолог Г. Гарднер утверждает, что человек обладает, по крайней мере, восемью типами интеллекта в разной степени выраженности: вербально-лингвистическим, логико-математическим, пространственным, музыкально-ритмическим, телесно-кинестетическим, натуралистическим, внутриличностным, межличностным. Понимание своих сильных сторон и признание разных способов учения (через доминирующие способности) помогает человеку эффективнее осваивать знания и приобретать какие-либо навыки.  Почти всему можно научить, если делать это наиболее близким ребенку способом. 

Опыт применения теории множественности интеллекта в классе помог многим зарубежным педагогам понять, что с ее помощью можно повысить мотивацию и энтузиазм учащихся, и значительно разнообразить свои способы предъявления информации на уроке. Эта теория открывает иной подход к индивидуализации обучения, возможность помочь ребенку учиться тем путем, что ему наиболее близок.

Подробнее о применении теории множественности интеллекта Г.Гарднера в школе можно прочитать в статье  «Теория, ведущая к успеху» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/teoriya-vedushchaya-k-uspekhu или в блоге Пестрый глобус педагогики в рубрике Мыс Доброй Надежды.

Цель данной публикации – познакомить учителя с некоторыми примерами ее применения в классе. Представленные ниже примеры заданий[1] показывают, как задействовать более одного типа интеллекта при формировании навыков умножения.

Умножение.

Такие основы для дальнейшего обучения математике как таблица умножения и само понятие действия умножения представляют особенную трудность для некоторых учеников. Использование всех типов интеллекта (как представлено ниже) очень помогает ученикам понять умножение. Предлагаемые виды деятельности сгруппированы по типам интеллекта. Каждый вид деятельности может включать разные типы интеллекта, но обозначен по доминирующему типу.

Предмет:                                  

Математика

Изучаемое понятие:

Умножение

Цель/результат:                                        

Ученики освоят таблицу умножения

Необходимое оборудование:

Белая бумага, счетная фасоль, клей, мелкие предметы для счета, рисовальные принадлежности, мяч, музыкальные записи, журналы.

Задание для логико-математического интеллекта

        

Некоторые дети обладают хорошими логико-математическими способностями и для них просто интересны и необходимы упражнения с числами, математические вычисления они выполняют с легкостью, как бы играя.

Считаем фасоль: раздайте каждому ученику по несколько листов белой бумаги, 50 зерен фасоли, клей и цветную ручку. Запишите на доске 3 х 4 = 12 и объясните ученикам, что умножение – это повторяющееся сложение и они сегодня воспользуются сложением для изучения умножения. Под уравнением нарисуйте три больших круга и запишите в каждом по 4 Х. Объясните, что первое число в равенстве на доске означает, сколько кружков им понадобится, а второе – какое количество фасолей должно пойти в каждый кружок. Предложите детям сосчитать количество Х в кружках и записать результат рядом. Приведите еще несколько примеров. Затем запишите 10 равенств на доске без ответов. Предложите детям выбрать по желанию пример, нарисовать кружки на листе бумаги, разложить необходимое количество фасолей и сосчитать их. Пусть дети приклеят фасоль в кружках и запишут результат.

Задание для вербально-лингвистического интеллекта

Дети с ярко-выраженным вербально-лингвистическим интеллектом часто лучше понимают математику через слова и описания. Многим из них числа сами по себе кажутся скучными и бессмысленными.  Поищите в книгах сюжеты или отрывки, которые могут помочь вашим ученикам понять умножение близким им способом.

Забавные сюжеты: Дайте ученикам задание придумать маленькие забавные сюжеты, включающие умножение. Главными героями этих сюжетов будут числа. Предложите ребятам придумать имена числам-персонажам, например восемь может быть мистер Трудяга Восемерка, а четыре – Боб Четверка и т.п. Приведите им несколько примеров для начала:

Боб Четверка съел три лимона и у него 12 часов болел живот.

Трудяга Восьмерка построил два дома для своей семьи, потому что у него 16 детей.

Жадина Пятерка выкопал во дворе пять ямок, чтобы спрятать 25 комиксов от своей младшей сестры.

Долли Девятка села на диету и худела на 4 килограмма в неделю пока не стала весить 36 килограммов.

Задание для визуально-пространственного интеллекта

Дети с хорошим пространственным воображением поймут суть умножения быстрее и легче через рисование или создание макетов, т.е. когда смогут его визуализировать.

Умножаем  рисуя: пусть дети выберут пять равенств на умножение, которые им наиболее трудно запомнить. Предложите им создать картину на сюжет этого равенства, отразив числа и ответ в рисунке. Например, равенство 5 х 6 = 30 можно изобразить так: мальчик в футболке с пятеркой на спине стоит перед дверью квартиры номер 6 и поздравляет хозяйку с днем рождения, протягивая ей торт с надписью 30.

Умножаем, строя: Дети выбирают два равенства умножения, трудных для запоминания. Дайте им на дом задание построить трехмерное сооружение, которое бы отражало это равенство. Например, 9 х 6 = 54 можно отразить, построив модель домика из шести комнат с девятью предметами в каждой. В классе дети обмениваются своими творениями, и должны угадать, какое равенство в них «спрятано». Это они делают с большим удовольствием.

          Задания для телесно-кинестетического интеллекта

Для тех, кто лучше учится, используя телесно-кинестетический интеллект, помогут задания, включающие движения и практическую деятельность.

Живые картины: используйте сюжеты, придуманные детьми, из вербально-лингвистического задания, как краткое описание к живым картинам. Учитель (или кто-то из ребят) зачитывает пояснение, ученики изображают немую сцену (см. инструкции к немой сцене - Глава 1, стр. 16).

Прыжки через веревочку: Дети  работают в парах  со скакалками. Один задает пример на умножение, другой должен «пропрыгать» каждое число в примере, включая ответ. Например, задание 4 х 5, прыгун прыгает четыре раза и говорит: «Четыре», затем прыгает пять раз, произнося: «умножить на пять», затем сообщает ответ и прыгает двадцать раз. В случае правильного ответа дети меняются местами.

Бейсбол: Разделите класс на две команды и определите первую, вторую и третью базы и «дом» в классе. Одна группа находится в доме (стоит перед классом) в то время, как другая сидит. Один член команды А «подает», один игрок из команды противников (питчер) «ловит» пример на умножение. Питчер должен знать ответ, иначе команда противников получает очко, а подающий перебегает по всем базам. Если «питчер» поймал задание, подающий подтверждает ответ и перебегает на первую базу. Это продолжается до тех пор, пока команда противников не ошибется три раза, затем команды меняются местами. Чтобы усложнить игру, разделите «подачи» - примеры на «поединки» (легкие), «двойки» (средней сложности), «тройки» (сложные) и хоумран (homerun - удар в бейсболе, при котором мяч перелетает через всё игровое поле; даёт бьющему право совершить перебежку по всем базам и принести своей команде очко) – самые сложные. Подающий выбирает тип подачи сам. А сколько «иннингов» будет в игре, решает учитель в зависимости от наличия времени.  

Задания для музыкально-ритимического типа интеллекта.

Учащиеся с развитым музыкально-ритмическим интеллектом с удовольствием будут изучать умножение через музыку, песни и звуки. Приготовьтесь терпеливо слушать, как они на уроках математики пропевают таблицу умножения.

Музыкальное умножение: Можно приобрести в специализированных магазинах записи с песенками на таблицу умножения. Проигрывайте их перед началом урока.

Джинглы[2] на  умножение: дети в парах придумывают коротенькие джинглы на умножение, например 5 х 0; 5 х 1; 5 х 2 и т.д.

Задания для межличностного типа интеллекта

Многие ученики запоминают что-либо гораздо легче и быстрее, работая вместе с другими в группе, чем в одиночку за партой с учебником. Это дети с выраженным межличностным типом интеллекта.

Парная игра: Дети работают в парах. Снабдите их таблицей ответов и фишками. Ученики по очереди проверяют друг у друга знание таблицы умножения, правильно ответивший игрок берет себе фишку. Игра считается законченной, когда на парте больше не останется фишек. Победил тот, кто собрал больше фишек.

Ток шоу: Предложите своим ученикам организовать ток-шоу, где они могут быть зрителями или популярными участниками. Ведущий ток-шоу – известная личность Знак Умножения выносит для обсуждения тему «Трудная жизнь таблицы умножения». Дети должны инсценировать примеры на умножение, персонифицировав числа. Например, Боб Четверка может пожаловаться, как нелегко ему играть с мистером Восьмеркой, в последней игре Боб Четверка 32 раза поймал своего соперника на мошенничестве! И т.п.

Опрос: Пусть ваши ученики проведут опрос среди одноклассников и выявят, кто какими способами легче осваивает таблицу умножения.

Задания для внутриличностного типа интеллекта.

Кому-то нужен тихий уголок, чтобы что-то выучить. Такие дети, как правило, находят свои способы запоминания, они не могут сосредоточиться при шумной групповой работе. Иногда они не прочь поработать и в группе, но при этом они хорошо знают, какой способ для них эффективнее и им часто требуется время поработать в тишине, «с самим собой».

Тихие минутки: Предоставляйте ученикам тихое время для самостоятельного запоминания таблицы умножения. Не забудьте обеспечить их памяткой или карточками.

Журнал умножений: Пусть дети ведут журнал во время изучения или повторения таблицы умножения, записывая какие проблемы они преодолели, и какие еще остались трудности. Можно записывать в журнал, какие виды деятельности помогли им выучить таблицу и почему.

Сведения об авторе:

  1. ФИО - Евстифеева Ольга Васильевна, заместитель директора;
  2. Образовательное учреждение: МБОУ «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников», г.Олекминск
  3. Название статьи: Теория, ведущая к успеху.
  4. Блог автора - Пестрый глобус педагогики http://pedagogland.ru  - охватывает такие вопросы, как индивидуализация обучения, инновационный опыт школы, организация исследовательской работы школьников.


[1] задания из книги Nelson, Kristen. Developing Students’ Multiple Intelligences. Scholastic Professional Books, 1998. Перевод О.В.Евстифеевой.

[2] Джингл – рекламная мелодия, короткая, легко запоминающаяся мелодия или песенка, используемая в рекламе – прим. переводчика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные задания для работы над правописанием слов на основе теории множественности интеллекта

Публикация является продолжением серии статей о применении теории множественности интеллекта в школе. В ней представлены примеры заданий для разных типов интеллекта при работе над правописанием слов....

Обобщение опыта по теме : «Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов».

Навык быстрого чтения и понимание прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.Предложенные упражнения позволяют работать над разв...

Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по модулю  Упражнения, способствующие развитию техники чтения....

Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов

Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно эта проблема – формирование навыков чтения бе...

Формирования навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта

    Очень важно приспособить ребенка к жизни, развивать познавательные процессы, эмоционально-волевые и личностные качества, заниматься физическим развитием детей с нарушениями и...

Формирование навыков самоконтроля у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках математики

В статье рассматривается проблема формирования навыков самоконтроля у школьников с умственной отсталостью. Представлены результаты исследования уровня самоконтроля у учащихся 2 и 5 классов....


 

Комментарии

Кропотова Маргарита Ивановна

Очень интересный материал!Скачала, попробую на практике.