Возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе
статья по математике по теме

Голова Лариса Михайловна

Практическая ценность данной работы определяется тем, что содержащиеся в ней теоретические положения, выводы и рекомендации позволяют совершенствовать и повысить эффективность процесса преподавания математики в начальных классах в условиях применения ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_yarmarke_idey.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Голова Лариса Михайловна,

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия № 23»

«Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.

Образовательный процесс имеет сегодня информационную природу, его развитие происходит в единстве с информационным процессом и определяется им. Качественный уровень образования достигается не количеством знаний, а способностью искать и находить нужную информацию, степенью вовлеченности в информационную деятельность, культурой управления информацией. В этой связи в основе требований, предъявляемых к организации учебной деятельности младших школьников, в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения одной из важнейших задач стоит «ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность)». Данная задача  является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

 Тема исследования приобретает особую актуальность в контексте оптимизации использования в образовательном процессе начальной школы новых информационных технологий, которые создают индивидуальные условия потребления информации обучающимся, предоставляют свободу поиска, свободу выбора документальных ресурсов без информационного посредника. Актуальность проблемы использования ИКТ определила создание творческой группы учителей начальных классов МОУ «Гимназии № 23».

Целью создания данной группы стало изучение, обобщение и разработка материалов и поиск путей оптимального  использования ИКТ на уроках математики.

Задачи творческой группы:

  1. Популяризация использования информационных технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников;
  2. Анализ  психолого-педагогических аспектов использования ИКТ на уроках математики;
  3. Выявление положительных сторон использования ИКТ на уроках математики в начальной школе;
  4. Выделение этапов овладения педагогами компьютерными технологиями в процессе преподавания  математики в начальных классах;
  5. Разработка методических рекомендаций для подготовки учителя начальных классов к использованию ИКТ на уроках математики;
  6. Комплексное компьютерное методическое обеспечение уроков математики;
  7. Оказание помощи в размещении авторских разработок учителей в сети Интернет;
  8. Участие в различных конкурсах, смотрах в сети Интернет.

С целью получения подтверждения (или опровержения) верности выбранного нашей творческой группой направления учащимся и родителям было предложено ответить на следующие вопросы (результаты представлены в диаграммах).

А  учителя отвечали на следующие вопросы… Учителя почти на 100 % ответили положительно.

Проведя анкетирование, мы получили подтверждение верности выбранного нашей творческой группой направления.

Будущее компьютерных технологий в школе напрямую зависит от того, насколько продуман начальный период их внедрения в учебный процесс. Исходя из этого творческая группа учителей начальных классов гимназии № 23  выделила  этапы овладения компьютерными технологиями в процессе обучения:

  1.  теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; (на данном этапе творческой группой были разработаны рекомендации для учителей, которые представлены в данной работе в приложениях)
  2. освоение учителем технологии создания презентации; ( на данном этапе мы осваивали некоторые компьютерные программы, которые могут помочь учителю в учебном процессе)
  3. создание учителями начальных классов своей  медиатеки. ( создание и пополнение данной педагогической копилки осуществляется по следующим направлениям: использование готовых обучающих программ; работа с ресурсами Интернет; создание презентаций к урокам и отдельных модулей; использование интерактивной доски; тесты, тренажёры; дистанционные олимпиады; мультфильмы.)  

Практическая ценность данной работы определяется тем, что содержащиеся в ней теоретические положения, выводы и рекомендации позволяют совершенствовать и повысить эффективность процесса преподавания математики в начальных классах в условиях применения ИКТ. Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные общедидактические методы. Использование средств ИКТ в системе начального образования направлено на совершенствование существующих технологий обучения: усиление исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса младших школьников, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся начальной школы.

Творческой группой был разработан комплекс средств ИКТ для обучения математике и  используется  в образовательном процессе начальной школы. Была выявлена положительная динамика роста познавательных интересов и активности учащихся начальных классов на уроках математики, проведенных с использованием ИКТ.

Практическая часть

Следуя данным направлениям, хочется познакомить с теми наработками, которые есть в нашей педагогической копилке.

В настоящее время школьные медиатеки и личные коллекции учителей регулярно пополняются всё новыми СD. И в нашей  медиатеке есть готовые обучающие программы. Они занимательны и интересны, их использование может быть полезным. Однако некоторые из них имеют один существенный недостаток: их разрабатывают люди, подчас далёкие от реальной школьной практики. И применение их в учебном процессе также вызывает затруднения, так как эти разработки делаются в отрыве от конкретной школьной программы.

Поэтому учителя, старающиеся работать творчески, создают свои презентации к урокам, которые соответствуют той образовательной системе, по которой они работают. Все презентации в нашей медиатеке распределены по классам, что облегчает поиск нужного материала. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда Power Point. Создать простые слайды для урока при наличии практики можно за час. Это очень удобно. Учитель освобождается от необходимости рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что экономит время. Слайды получаются красочные, яркие. На них можно выделить какие-то элементы, на которые  следует обратить внимание, можно наложить звук. В данной программе можно создать небольшие анимационные слайды. Например, во время устного счёта, или при объяснении задачи, или смоделировать задание на смекалку.

Как я говорила выше, очень важно, чтобы презентации соответствовали той программе, по которой работает учитель. Мы второй год учим детей по учебнику «Моя математика» авторов Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой и А.П. Тонких из Образовательной системы «Школа 2100». В нем много интересных динамичных иллюстраций. Работая над заданиями учебника, дети вступают в диалог друг с другом и персонажами: Петей, Димой, Вовой, Катей. Но во время подготовки и при проведении уроков мы все-таки столкнулись с некоторыми трудностями. Как использовать весь наглядный материал урока и разместить его на доске. Например, на уроке по теме "Порядок" ученики знакомятся с порядковыми и количественными числительными. Для объяснения нового материала захотелось заставить персонажей урока двигаться, помогая детям понять преподаваемый материал. На помощь нам пришла технология Macromedia Flash – это программа, разрабатывающая флеш-анимацию. При создании флэш-роликов необходимо создать ключевые кадры, а программный пакет сам преобразует их в серию кадров, как в мультфильмах. Учитель в данной работе выступает в роли режиссера, который продумывает методику применения этой технологии на уроке, определяет основные действия компьютера и учеников. Данные флеш-ролики работают и интерактивно.

Флеш-анимацию можно использовать и на этапе актуализации знаний. Выполняется задание: поставить числовые карточки под рисунками так, чтобы число на карточке рассказывало, сколько предметов на рисунке. Можно использовать игру «да/нет» для проверки правильности выполнения действий компьютером.  А возможен другой вариант, когда не учитель, а ребята подводят числовые карточки под картинки.

Ожившая картинка может помочь на уроке, на котором дети знакомятся с понятиями один и много. Детям предлагается выяснить, сколько вагонов жёлтого цвета. Некоторые дети пытаются назвать точное число вагонов. А учителю нужно привести их к понятию «много». Ожившая картинка помогает в этом. Паровозик движется вперед и желтых вагончиков становится больше.

Показывая образец написания той или иной цифры на доске, мы невольно закрываем рукой свои действия. Поэтому процесс написания цифры можно также показать на экране, сопровождая действия компьютера комментариями.

На уроке математики невозможно обойтись без задач на сообразительность, головоломок, лабиринтов, ребусов. Вот пример такого задания. Дети его выполняют самостоятельно и сообщают ответ. Проверяем решение с помощью компьютера. Дети, ранее неправильно выполнившие задание, понимают, в чем заключалась их ошибка.

Но ученики не могут только смотреть и слушать, они должны выполнять практические действия с раздаточным материалом. Вот пример такого задания. Если выполнять его с помощью счетных палочек на парте, то можно выложить только одно решение. Вот здесь-то и приходит на помощь компьютер, который может сохранить и показать несколько вариантов одновременно.

Особенно благодатной почвой для создания мультимедийных уроков математики служит геометрическое содержание курса. Основная цель использования ИКТ при изучении геометрического материала – способствовать развитию у школьников наглядно-образного мышления. Роль практической деятельности учащихся на этих уроках особенно высока. Мультимедийное сопровождение отнюдь не заменяет, а органично дополняет практическую деятельность учащихся, давая образец использования геометрических инструментов. Поэтому при подготовке следующего флеш-ролика особое внимание обращено на измерения линейкой. На экране создается игровая ситуация. Умная программа не позволяет провести измерения, если линейка приложена неправильно. Это еще раз помогает детям запомнить правила пользования линейкой. Затем дети наблюдают, как измеряет мартышка и подсказывают ей. И для закрепления навыка измерения появляется слонёнок. Его нет в нашем учебнике, он взят из альбома для раскрашивания, но он очень удачно вписался в игровую ситуацию. У него не получается измерять, и дети ему помогают. Мы надеемся, что этот ролик поможет многим ученикам лучше запомнить правила пользования линейкой.

Еще одна из целей уроков математики -  сформировать умение решать задачи в два действия. Умение пользоваться схемами имеет большое значение для решения задач в начальной школе. Данная анимация помогает детям понять, какие числа нужно брать из условия, куда их ставить на схеме и как решать.

Все созданные нами флеш-анимации включены в общую педагогическую копилку.

Презентации позволяют смоделировать те действия, которые невозможно или затруднительно продемонстрировать в реальности. В учебниках к задачам на движение приводятся рисунки, но не хватает в них одного, но самого главного – движения. Но анимированный дидактический материал не только поможет детям понять разницу между движением с отставанием и движением вдогонку, но и даст возможность учителю использовать его как конструктор, так как на основе готовых слайдов можно создавать собственные варианты задач, заменяя лишь числовые данные. Приведу примеры  некоторых модулей к задачам на движение, которые собраны в нашей копилке.          

Применение ИКТ на уроке математики также способствует развитию навыков контроля и самоконтроля. Тестирование с помощью компьютера позволяет быстро оценить уровень знаний учащихся класса и в то же время способствует овладению учащимися действий с мышью и клавиатурой. В программе Power Point тест будет выглядить ярче, красочнее. Но программа разработки тестов КРАБ даёт больше возможностей для тестирования. Составляя тест в КРАБЕ, можно задать режим работы: экзаменационный или тренировочный. Предусмотрена возможность ограничения времени как на каждый вопрос, так и на весь тест. Тест, составленный в КРАБЕ, показывает результат, который записывается в базу данных для последующего анализа. Покажу на примере.

Помимо тестов учитель в своей работе может использовать и тренажёры. Многие педагоги сталкивались с тем, что ученики не сразу понимают принцип письменных вычислений, будь то сложение/вычитание или умножение/деление. В нашей медиатеке есть такой тренажёр, использование которого облегчает учителю объяснение по данной теме.

Информационная компетентность включает в себя осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве. В этом году три команды учащихся нашей гимназии приняли участие в IX  Международной Интернет–Олимпиаде среди образовательных учреждений «ЭРУДИТЫ ПЛАНЕТЫ – 2010». Две команды из трёх были составлены из учащихся начальной школы (команда мальчиков и команда девочек 2А класса). Цель данной онлайн олимпиады не заставить детей все знать, а научить находить правильные ответы на вопросы за короткое время. 

Как говорилось выше, именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Благодатной почвой для совмещения игровой и учебной деятельности являются мультфильмы. Например, при изучении темы «Длина. Сантиметр» в 1 классе, в презентацию урока можно вставить отрывок из мультфильма «38 попугаев».

Помимо готовых мультфильмов, учителя нашей гимназии создают и свои мини-мультфильмы, анимационные слайды. Для этой работы наше методическое объединение приобрело программу КОНСТУКТОР МУЛЬТФИЛЬМОВ «МУЛЬТИ-ПУЛЬТИ». Посмотрим данный конструктор в действии. Данные анимационные слайды могут быть использованы и при решении задач на движение, и на этапе актуализации знаний.

Заключение Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!» Компьютер – только инструмент, который необходимо использовать грамотно и оптимально. А активным творческим началом на уроке были и остаются учитель и его ученики.

В заключении хочется сказать, что данный комплекс может быть использован в любой школе при соответствующих изменениях и педагогическом обосновании содержания обучения и создания педагогических условий применения комплекса средств ИКТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

Использование УУД на уроке математики в начальной школе.

Выступление на пед.совете в ГБОУ школа №464 г.Павловска, 26.03.2015Докладчик: Нефёдова Л.Е....

Статья "Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе в условиях ФГОС"

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. Использование ИКТ ...

Возможности игры "Архикард" на уроках математики в начальной школе.

Эти карточки показал нам на открытом занятии педагог и философ, оригинальный мыслитель, ученый, автор замечательных книг, создатель вероятностной модели образования Александр Михайлович Лобок. А.М.Лоб...

Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и воз...

Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе как средство формирования регулятивных УУД у учащихся 1 класса

Актуальность темы обусловлена нарастающим возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые вид...

Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики в начальной школе курсовая работа

Актуальность данной темы исследования обуславливается тем, что нравственному и духовному воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена и во всех государствах.Сегодня в ...