Развитие навыков звукобуквенного, слогового анализа и синтеза.
консультация по логопедии

Развитие навыков звукобуквенного, слогового анализа и синтеза.

Нарушения фонематического анализа и синтеза проявляются в виде: пропуска одного или нескольких звуков в слове; перестановки звуков в слове, что приводит к искажению слоговой структуры слова. К этому же приводит и контаминации слов. У детей с нарушениями речи наблюдается также добавление в слово лишних звуков.

Развитие звукобуквенного анализа и синтеза является первоочередной задачей для дошкольников и младших школьников. В коррекционной работе учитель-логопед  использует упражнения для формирования навыков звукового анализа и синтеза младших школьников, задачей которых является уточнение понятий «слово, звук»

Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Прочитать слово — значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. Звуковой анализ и синтез базируется на устойчивом фонематическом восприятии. А причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и, как следствие, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Для детей с поздним началом речи характерна нечёткая артикуляция гласных звуков и замена твёрдых согласных мягкими или, наоборот, мягких согласных твёрдыми. Между воспроизведением звуков изолировано и употреблением их в речи часто имеются резкие расхождения. Поэтому перед каждым занятие важно и необходимо делать артикуляционную гимнастику (если у ребенка не развиты органы артикуляционного аппарата, он не понимает, какое положение должны занимать язык, губы и челюсть при произношении того или иного звука, то и дальнейшее логопедическое воздействие не даст никакого результата). Все движения осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением. 

Дальнейшее построение коррекционного занятия:

1.Выделение звука на фоне слова (Скажи, есть в слове «лампа» звук [м]?)

2. Определение первого звука в словах («Какой первый звук в этом слове?», слово повторно называется).

3. Определение последнего звука в словах («какой последний звук в слове?», слово повторно называется.)

4. Определение места звука в слове (начало, середина, конец), («Где слышится звук [м] в слове рама (камыш, дом, мотоцикл)?»).

5. Определение количества звуков в словах

6. Определение последовательности звуков («Назови мне по порядку все звуки в слове «капуста»).

Подбор материалов, дидактических пособий используются учителями-логопедами образовательных учреждений на логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения фонематического восприятия (игровой букварь  Т.Г. Ильиной вполне подходит, в нем есть игры и упражнения по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза)

Вторая часть занятия посвящена звуковому синтезу:

 

1. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности («Послушай звуки, подумай и составь из них слово: [р], [а], [к]». )

2. Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности («Послушай звуки, подумай и составь из них слово. Звуки поссорились, поставь их рядом: [д], [м], [о]»).

 

Использование в коррекционной работе  правильно подобранных пособий, позволяет решать одновременно целый ряд коррекционных задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukobukvennyy_analiz.docx15.28 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыков звукобуквенного, слогового анализа и синтеза.

Нарушения фонематического анализа и синтеза проявляются в виде: пропуска одного или нескольких звуков в слове; перестановки звуков в слове, что приводит к искажению слоговой структуры слова. К этому же приводит и контаминации слов. У детей с нарушениями речи наблюдается также добавление в слово лишних звуков.

Развитие звукобуквенного анализа и синтеза является первоочередной задачей для дошкольников и младших школьников. В коррекционной работе учитель-логопед  использует упражнения для формирования навыков звукового анализа и синтеза младших школьников, задачей которых является уточнение понятий «слово, звук»

Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Прочитать слово — значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. Звуковой анализ и синтез базируется на устойчивом фонематическом восприятии. А причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и, как следствие, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Для детей с поздним началом речи характерна нечёткая артикуляция гласных звуков и замена твёрдых согласных мягкими или, наоборот, мягких согласных твёрдыми. Между воспроизведением звуков изолировано и употреблением их в речи часто имеются резкие расхождения. Поэтому перед каждым занятие важно и необходимо делать артикуляционную гимнастику (если у ребенка не развиты органы артикуляционного аппарата, он не понимает, какое положение должны занимать язык, губы и челюсть при произношении того или иного звука, то и дальнейшее логопедическое воздействие не даст никакого результата). Все движения осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением. 

Дальнейшее построение коррекционного занятия:

1.Выделение звука на фоне слова (Скажи, есть в слове «лампа» звук [м]?)

2. Определение первого звука в словах («Какой первый звук в этом слове?», слово повторно называется).

3. Определение последнего звука в словах («какой последний звук в слове?», слово повторно называется.)

4. Определение места звука в слове (начало, середина, конец), («Где слышится звук [м] в слове рама (камыш, дом, мотоцикл)?»).

5. Определение количества звуков в словах

6. Определение последовательности звуков («Назови мне по порядку все звуки в слове «капуста»).

Подбор материалов, дидактических пособий используются учителями-логопедами образовательных учреждений на логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения фонематического восприятия (игровой букварь  Т.Г. Ильиной вполне подходит, в нем есть игры и упражнения по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза)

Вторая часть занятия посвящена звуковому синтезу:

  1. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности («Послушай звуки, подумай и составь из них слово: [р], [а], [к]». )
  2. Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности («Послушай звуки, подумай и составь из них слово. Звуки поссорились, поставь их рядом: [д], [м], [о]»).

Использование в коррекционной работе  правильно подобранных пособий, позволяет решать одновременно целый ряд коррекционных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА

Цель проекта: формирование  навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития  через  специальные игры и упражнения в ...

Звукобуквенный, слоговой Анализ и Синтез

Формирование навыков звукобуквенного,  слогового  анализа  и  синтеза  слова ...

Методическая разработка "Логопедическая работа над развитием звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов "

Представлен материал по развитию звукобуквенного анализа и синтеза слов в 3 классе для детей с ОВЗ....

ИКТ в обучении навыкам звуко-слогового анализа и синтеза.

Одним из главных новшеств последних лет является широкое внедрение информационных и коммуникационных технологий. Компьютерные технологии стали частью образовательного процесса и существенно повышают е...