Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов
план-конспект занятия (1 класс)

Темуршоева Альфия Рафиковна

Конспект подгруппового занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

             

Конспект занятия.

Тема: « Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов».

Цель: закрепить навыки звукового анализа и синтеза у учащегося.

Задачи:

Коррекционные:

1. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.

2. Определять место звуков и букв в слогах, словах.

3. Закреплять знания о гласных и согласных звуках.

4. Формировать фонематический анализ, синтез, представления.

Развивающие:

1. Развивать логического мышления;

2. Развивать внимание, зрительное восприятие.

Воспитательные:

1. Воспитывать самоконтроль.

2. Воспитывать желание активно работать на занятии.

Оборудование: символы для обозначения гласных и согласных звуков; предметные картинки; карточки с заданиями, тетрадь, ручка, карандаш.

1

2

5

6

7

Организационный  момент

1. Развитие логического мышления:

Логопед: «Послушай загадки, отгадай их».

Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый ...... (Мухомор).

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой.   (Аквариум).

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник).

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом .... (Картошка).

Логопед: «Запиши отгадки, построив из них цепочку слов так, чтобы следующее слово начиналось с той буквы, на которую заканчивается предыдущее» (подсказка: начни со слова «чайник») (чайник – картошка – аквариум – мухомор).

Звуковой анализ записанных по цепочке слов.

Логопед: «На доске звуковая схема одного из слов. Посмотри внимательно и скажи, к какому слову эта схема подходит? (             ) – аквариум. Объясни.

3. Сформулировать тему занятия.

 Основная часть.

1. Знакомство с героем занятия.

Логопед: «Отгадай, имя героя занятие по первым буквам слов – названий картинок. Картинки: собака, облако, ветер, арбуз» (СОВА).

(На столе картинка совы). Логопед: «Из какой сказки, мультфильма эта учёная СОВА?» (Винни-Пух).

2. Закрепление знаний о гласных звуках и буквах.

Логопед: «Пока сова летела к нам в гости, из слов, которые она несла, выпали гласные буквы А. О. У. И., помоги вернуть их на место» (работа по карточке № 1).

К…ШК…                          КН…                             ПЛ…Т…

К…Н…                             Л…Н…                            П… ...К

СТ… Л                              С…Х…Р                         Б…Р...Б…Н

                   

   

         

.

 

У них красная грудка.

Самостоятельная работа по карточкам.

Задание «Вставь пропущенные буквы».

        Снегири

На…тупила  …нежная …има. …тоят тре…кучие моро…ы. На ку…тах гу…той иней. Вдруг, откуда ни во…ьмись-кра…ногрудые …негири. Они ..нуют по ку…там, не …трашатся моро…а.

Дети выделяют согласные З-С.

  Подведение итогов занятия.                                                                                      

Закончилось наше путешествие .

Где мы побывали сегодня?

В зимнем лесу.

С какими птицами  и животными повстречались?

Снегирь, сорока, сова, заяц, лиса.

Какие звуки учились различать?

Звуки З и С.

Какие новые слова узнали?

Белоствольная, красногрудые.

Попрощаемся с зимним лесом.

Дети читают стихи.

Над полями лёгкий снег кружится,

Словно звёзды падают с небес…

Опустив мохнатые ресницы,

Дремлет в тишине дремучий лес.

Спят на ёлках золотые совы.

В сказочном сиянии луны.

На опушке леса спят сугробы,

Как большие белые слоны.

Карточки с картинками

.

 

Карточки со словами

3

4

5

7

                               

(На столе картинка совы). Логопед: «Из какой сказки, мультфильма эта учёная СОВА?» (Винни-Пух).

3. Закрепление знаний о гласных звуках и буквах.

Логопед: «Пока сова летела к нам в гости, из слов, которые она несла, выпали гласные буквы А. О. У. И., помоги вернуть их на место» (работа по карточке № 1).

К…ШК…                          КН…                             ПЛ…Т…

К…Н…                             Л…Н…                            П… ...К

СТ… Л  

                           С…Х…Р                         Б…Р...Б…Н

Дифференциация звуков и букв в словах.

Логопед: «Теперь учёная СОВА хочет проверить, умеешь ли ты различать звуки и буквы и определять их количество в словах (уточнить разницу между звуком и буквой). Подпиши под каждой картинкой количество букв и звуков в её названии. (Работа по карточке № 2. Картинки: дождь, улитка, ёж, орехи, фасоль, юла, пень, морковь).

4. Развитие фонематических представлений.

Логопед: «Соедини слово с его схемой.

Лиса -

Конь -

Ёлка –

5. Развитие звуко-буквенного синтеза.

Логопед: «Сове нравится играть со словами. Она придумала игру «Волшебные домики» и предлагает поиграть.

Инструкция:      1. Определить количество  звуков в слове,записать слово в соответствующий столбик.

1 столбик 3звука: лев, нос,кот,кит                                2 столбик4звука :врач,стол,крот,спит,злят,мост

3 столбик:5 звуков: центр,замок,трава

6. Физминутка.

Гимнастика для кистей и пальцев рук «Наши пальцы»

На моей руке пять пальцев (показать пальчики),

Пять хватальцев, пять держальцев (сжимать и разжимать кулачки),

Чтоб строгать и чтоб пилить (имитация указанных движений),

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их нетрудно сосчитать: (сжать пальцы в кулачки)

Раз, два, три, четыре, пять! (поочерёдно разжать пальчики)

7. Работа по преобразованию слов.

Логопед: «СОВА так увлеклась, что не заметила, как время занятия подошло к концу и пришла пора прощаться. Но на последок СОВА решила показать фокусы со словами. Прочитай слова левого и правого столбиков. Запиши их парами, так чтобы слова отличались друг от друга только одной буквой.

СЛОВА           БУСЫ

КОТЫ             ТОЛЯ

УСЫ               КРОТЫ

ОЛЯ               ЛАМПА

ЛАПА             СОВА

Образец: слова-сова, коты – кроты и т.д. Букву, которой эти слова отличаются, подчеркни» (работа по карточке № 4).

 Итог занятия.

Логопед: «Скажи, пожалуйста, какая тема занятия у нас сегодня была? А чем отличаются звуки от букв? Всегда ли количество букв и звуков в словах совпадает?».

Самостоятельная работа по карточкам.

  Подведение итогов занятия.                                                                                      

Где мы побывали сегодня?

В зимнем лесу.

С какими птицами  и животными повстречались?

Снегирь, сорока, сова, заяц, лиса.

Звуки З и С.

Какие новые слова узнали?

Белоствольная, красногрудые.

Какие звуки учились различать?

Звуки З и С.

Какие новые слова узнали?

Белоствольная, красногрудые.

Попрощаемся с зимним лесом.

Дети читают стихи.

Над полями лёгкий снег кружится,

Словно звёзды падают с небес…

Опустив мохнатые ресницы,

Дремлет в тишине дремучий лес.

Спят на ёлках золотые совы.

В сказочном сиянии луны.

На опушке леса спят сугробы,

Как большие белые слоны.

Карточки со словами

Карточки с картинками

Карточки со словами

6

7

Чтоб строгать и чтоб пилить (имитация указанных движений),

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их нетрудно сосчитать: (сжать пальцы в кулачки)

Раз, два, три, четыре, пять! (поочерёдно разжать пальчики)

7. Работа по преобразованию слов.

Логопед: «СОВА так увлеклась, что не заметила, как время занятия подошло к концу и пришла пора прощаться. Но на последок СОВА решила показать фокусы со словами. Прочитай слова левого и правого столбиков. Запиши их парами, так чтобы слова отличались друг от друга только одной буквой.

СЛОВА           БУСЫ

КОТЫ             ТОЛЯ

Образец: слова-сова, коты – кроты и т.д. Букву, которой эти слова отличаются, подчеркни» (работа по карточке № 4).

 Итог занятия.

Логопед: «Скажи, пожалуйста, какая тема занятия у нас сегодня была? А чем отличаются звуки от букв? Всегда ли количество букв и звуков в словах совпадает?».

Карточка № 1

Задание: Вставь гласные буквы А. О. У. И

К…ШК…                          КН…                            ПЛ…Т…

К...Н…                              Л…Н…                         П… ...К

СТ… Л                              С…Х…Р                       Б…Р…Б…Н

Карточка № 2

Задание: Подпиши под каждой картинкой количество букв и звуков в её названии.

________________ _________________ _________________ ________________

_____________ _____________ ______________ ___________

Карточка № 4.

Задание: Прочитай слова левого и правого столбиков. Запиши их парами, так чтобы слова отличались друг от друга только одной буквой.

СЛОВА           БУСЫ ____________________________________________

КОТЫ             ТОЛЯ _____________________________________________

УСЫ               КРОТЫ _____________________________________________

ОЛЯ               ЛАМПА ______________________________________________

ЛАПА             СОВА __

.

                   

   

         

.

 

.

 

Карточки со словами

4

5

6

7

                               

СЛОВА           БУСЫ

КОТЫ             ТОЛЯ

УСЫ               КРОТЫ

ОЛЯ               ЛАМПА

ЛАПА             СОВА

Образец: слова-сова, коты – кроты и т.д. Букву, которой эти слова отличаются, подчеркни» (работа по карточке № 4).

 Итог занятия.

Логопед: «Скажи, пожалуйста, какая тема занятия у нас сегодня была? А чем отличаются звуки от букв? Всегда ли количество букв и звуков в словах совпадает?».

 

.

Карточки со словами

6

7

4

5

6

7

                               

А что делают звери в зимнем лесу?

   

Зимой белый, летом серый,

Никого не обижает, а всех сам боится.

 Давай прочитаем , как  поживает в лесу зайка.

      Чтение детьми деформированного текста

«Зайка».

Логопед читает текст по одному предложению, дети находят и показывают нужные слова в деформированном тексте.

 Дети выделяют в своих текстах буквы З и С  цветными ручками.

Вопросы по тексту: От кого надо зайцу уносить ноги?    От хищной совы.

Каких птиц, кроме совы, мы встретим в зимнем лесу?    Синиц, ворон, снегирей.

Что это за птица? Прилетает к нам со снегом, весной улетает на север. Снегирь

Почему снегирей называют красногрудыми?

У них красная грудка.

Самостоятельная работа по карточкам.

Задание «Вставь пропущенные буквы».

        Снегири

На…тупила  …нежная …има. …тоят тре…кучие моро…ы. На ку…тах гу…той иней. Вдруг, откуда ни во…ьмись-кра…ногрудые …негири. Они ..нуют по ку…там, не …трашатся моро…а.

Дети выделяют согласные З-С.

  Подведение итогов занятия.                                                                                      

Где мы побывали сегодня?

В зимнем лесу.

С какими птицами  и животными повстречались?

Снегирь, сорока, сова, заяц, лиса.

Звуки З и С.

Какие новые слова узнали?

Белоствольная, красногрудые.

Какие звуки учились различать?

Звуки З и С.

Какие новые слова узнали?

Белоствольная, красногрудые.

Попрощаемся с зимним лесом.

Дети читают стихи.

Над полями лёгкий снег кружится,

Словно звёзды падают с небес…

Опустив мохнатые ресницы,

Дремлет в тишине дремучий лес.

Спят на ёлках золотые совы.

В сказочном сиянии луны.

На опушке леса спят сугробы,

Как большие белые слоны.

Иллюстрации с изображением зверей зимой.

Деформированный текст на индивидуальных карточках и на большом листе.

Иллюстрации с изображением птиц зимой.

Карточка с текстом «Снегири»

Карточки со словами

                                 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Новогодняя". Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Материал для работы логопеда с обучающимися первых классов и подготовки к школе. В каждом задании мы узнаём какое животное придёт на праздник Ёлочки. Предпоследний слайд с большим количеством ёлок под...

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Материал для использования учителями -логопедами на занятиях по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза слов....

Звуко-буквенный анализ и синтез слов

Логопедическое занятие направлено на формирование практических навыков сравнения согласных и гласных звуков опираясь на артикуляционные характеристики, умение определять место звука в слове, отличать ...

Методическая разработка "Логопедическая работа над развитием звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов "

Представлен материал по развитию звукобуквенного анализа и синтеза слов в 3 классе для детей с ОВЗ....

Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза. Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов»

Конспект открытого логопедического занятия  у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов&ra...

Развитие навыков звукобуквенного, слогового анализа и синтеза.

Развитие навыков звукобуквенного, слогового анализа и синтеза.Нарушения фонематического анализа и синтеза проявляются в виде: пропуска одного или нескольких звуков в слове; перестановки звуков в слове...