Технологическая карта и конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению со слабослышащими учащимися третьего класса в школе для слабослышащих учащихся.
план-конспект по логопедии

Успенская Ольга Юрьевна

Тема «Зима».

            Дифференциация звуков С – З.

            Правило орфоэпии «Звонкий согласный в конце слова».

             Речевой материал общеобразовательных предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_zima_s-z_zv_sogl_v_kontse_slova.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3 класс.

Учащийся:   11  лет,  ДСНГ IV группы. Состояние после КИ справа  с   2010 г.

Тема: Тема «Зима».

            Дифференциация звуков С – З.

            Правило орфоэпии «Звонкий согласный в конце слова».

             Речевой материал общеобразовательных предметов.

Методики: 1. Методика обучения восприятию речи на слух учащимися с нарушением слуха И.Г. Багровой.

                2.Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха Л.П. Назаровой.

                3.Методика развития слухового восприятия у учащихся с КИ И.В. Королёвой.

                4.Методика обучения устной речи учащихся с нарушением слуха А.Н. Пфафенродт.

Этап

Действия

учителя

Действия

ученика

Планируемые  метапредметные  результаты

Планируемые

предметные

результаты

Речевой материал

Организа-

ционный

Приветствие.

Организация деятельности.

Актуализация правильной речи.

Приветствие.

Формулировка правил правильной речи.

Регулятивные. Осваивают способы регуляции и концентрации собственного внимания.

Коммуникативные. Формулируют имеющиеся знания.

Умеет приветствовать.

Может сформулировать  правило.

  1. Ты меня слышишь?
  2. Давай вспомним, как нужно говорить.

Фразы обиходно-разговорн.

характера

Предъявляет фразы обиходно-разговорного характера на слух.

Воспринимает фразы обиходно-разговорного характера на слух.

Отвечает на вопрос фразой.

Познавательные. Строит фразу – ответ с помощью и самостоятельно. Находит  ошибку в речи учителя.

Владеет фразами обиходно-разговорного характера.

  1. Зимой ребята играют в снежки и делают снеговика.
  2. Сентябрь – это зимний месяц.

Правило орфоэпии

«Звонкий согласный в конце слова».

1.Предъявляет текст  для вычленения словаря с заданным правилом.

2.Предлагает составить словосочетание и предложение.

1.Воспринимает текст, вычленяет словарь, читает слова, объясняя правило.

2. Составляет словосочетания и предложение.

Коммуникативные. Формулирует правило.

Познавательные. Вычленяет  и применяет  правило.

Воспринимает основную мысль текста.

Выделяет правило орфоэпии.

Сильный мороз,

зимний сад, верный друг.

В конце слова звонкий согласный становится глухим.

Дифференциация

С - З

1.Предъявляет

картинки для выделения первого звука.

2.Предлагает определить звук и его местоположение.

3.Предлагает вставить нужный звук в текст.

1.Называет картинки, выделяет первый звук.

2.Определяет местоположение звука в слове.

3.Вставляет звук, читает текст.

Познавательные.  Развивает фонематическое восприятие – выделяет первый звук.

Развивает фонематический слух – определяет местоположение звука.

Регулятивные. Оценивает наличие – отсутствие работы голосовых связок. 

Коммуникативные. Формулирует определение звонкого и глухого звуков.

Актуализирует речевой материал, выделяет первый звук, составляет словосочетания  и предложение.

Снеговик, звезда, забор, сугроб.

Зимний, наступила, ледяная, морозный, засыпала.

Наступила зима. Выпал первый снег. Он засыпал землю, деревья, скамейки. Около забора лежит высокий сугроб.

Восприятие речевого материала по предметам

Предъявляет  грамматические задания.

Воспроизводит речевой материал заданий, отвечает на вопросы, выполняет задания.

Познавательные. Практически осваивает грамматические категории существительного.

Актуализирует знания о роде, числе и падеже существительного.

На какой вопрос отвечает слово снеговик (дети)?

Придумай слово, которое отвечает на вопрос Кто? и начинается на звук З.

Какого числа слово скамейка?

Восприятие словосочетаний и слов.

Предъявляет речевой материал на слух.

Воспроизводи речевой материал.

Регулятивные. Развивается слуховое внимание, память.

Учится воспринимать грамматический материал.

Мужской род,

Женского рода, существительное,

единственного числа,

средний род,

множественное число.

Восприятие речевого материала шепотом.

Предъявляет речевой материал на слух.

Воспроизводи речевой материал.

Учится воспринимать шепотную речь.

Итоги.

Оценка.

Самооценка.

Регулятивные. Осуществляет самоконтроль с помощью, оценивает деятельность.

Я говорила, слушала, составляла словосочетания, предложения, вставляла буквы.

Конспект занятия

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация правильной речи.

       - Давай вспомним, как нужно говорить.

III. Фразы обиходно-раговорного характера.

      1. Зимой ребята играют в снежки и делают снеговика.

      2. Сентябрь – это зимний месяц.

IV. Правило орфоэпии.

 1. Вычленение словаря для правила орфоэпии.

          Наступила зима. Выпал снег. На улице мороз.

       - Что ты слышала?

       2. На мониторе.

           МОРОЗ                    СНЕГ

       - Прочитай слова. Почему ты так прочитала?

          (Звонкий согласный в конце слова становится глухим.

            Это правило орфоэпии.)

        3. Составление словосочетаний.

            На мониторе.

         СИЛЬНЫЙ                                   САД

         ЗИМНИЙ                                      ДРУГ

         ХОРОШИЙ                                   МОРОЗ

         - Составь словосочетания.

         - Что ты составила?  

         4. Составление предложения.

            - С каким словосочетанием ты хочешь составить предложение?

               Вопрос по предложению.

  1. Дифференциация  С – З.  
  1. Выделение первого звука.

На мониторе картинки.

СНЕГОВИК                                  ЗАБОР

ЗВЕЗДА                                         СУГРОБ

- Назови первый звук.

- Какая воздушная струя?  (Ты одинаково дуешь?)

- Чем различаются эти звуки? (Звук З с голосом, а звук С без голоса.)

- Если звук с голосом, он как называется? (без голоса).

2. Определение звука и его местоположения.

- Послушай слова, определи, какой звук, и где он находится.

ЗИМНИЙ    НАСТУПИЛА     ЛЕДЯНАЯ    МОРОЗНЫЙ    ЗАСЫПАЛА

  1. Дифференциация в тексте.

- Прочитай рассказ и вставь нужные звуки.

На…тупила …има. Выпал первый   …нег. Он …а…ыпал …емлю, деревья, …камейки. Около …абора лежит вы…окий …угроб. Дети сделали …неговика.

- Прочитай рассказ.

3. Восприятие речевого материала по предметам.

- На какой  вопрос отвечает слово снеговик?

- На какой вопрос отвечает слово дети?

- Как называются слова, которые отвечают на вопросы Кто? Что? и обозначают предмет?

-Придумай слово, которое отвечает на вопрос Что? и начинается на звук З.

- Придумай слово, которое отвечает на вопрос Кто? и начинается на звук С.

-Какого числа слово скамейки? Измени это слово так, чтобы оно стало словом  единственного числа.

- Какого рода слово снег? Найди ещё одно слово м. р.

VI. Восприятие на слух предложений, словосочетаний и слов.

                МУЖСКОГО РОДА

                СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

                СРЕДНИЙ РОД

                ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА

                ЖЕНСКОГО РОДА

                МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

  1. Восприятие шепотной речи.
  2. Итоги.

Что делали.

Самооценка. Оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 4 классе школы II вида

онспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия  и формированию произношения в  4 классе  школы II вида...

Технологическая карта индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению 3 класс 2 отделение Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».

выработка удлинённого выдоха;развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;развитие артикуляционной моторики;постановка звука «Р»;автоматизация звука «Э»...

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Звуки [С-З]. Словесное ударение

А) ПроизношениеТема:   Звуки [С-З]. Словесное ударение.Цель:   Дифференциация звуков [С-З] в слогах, словах, фразах.Тренировка в умении соблюдать в речи  словесное ударение.Об...

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения. 4 класс для учащихся после кохлеарной имплантации.

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения.  Занятие проведено для обучающей после кохлеарной имплантации....

Технологическая карта и конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению со слабослышащим учащимся первого дополнительного класса в школе для слабослышащих учащихся.

Тема: «Овощи – Фрукты».Звуки [С], [И].Класс: 1 дополнительный.Учащийся: 7 лет. Двусторонняя сенсоневральная глухота, состояние после кохлеарной имплантации.На занятии...