Методическая разработка «Коррекционно-развивающие технологии и их место в логопедической помощи школьникам».
методическая разработка по логопедии

Тимофеева Татьяна Николаевна

Если учитель формирует умение, навык, понятие, то мы корректируем и доформировываем их.

Главная логопедическаязадача– формирование базовых понятий: звук, буква,формирование фонематических процессов.

Вторая логопедическаязадача– уточнение активизация словаря школьника.

Третья логопедическаязадача заключается в необходимости «подстелить соломку» для развития грамматического строя языка. Это особенно касается начальной школы при формировании первоначальных операций с языковым материалом. Учителя подставляют свое «логопедичебское плечо» при повторении, уточнении, выравнивании, сглаживании лексико-грамматического строя, опираясь на силу речи.

Технологизация процесса обучения в коррекционной школе создает условия для восполнения для дефицита психофизиологического. Эмоционально-волевого и социального развития. Именно эта технология содействует решению коррекционных образовательных задач, способствует концентричности, когда логопед многократно возвращается к известным сведениям и умениям, совершенствуя психические процессы.

Коррекционно-развивающие технологии выстраиваются в процесс обучения на уровне методических действий логопеда.( коррекция и изучение предметного материала организовано на 4-х уровнях: программа, учебник,методическиеполсобия к учебникам и методические действия учителя).

Грамотное, удобное в применении планирование логопедических занятий для учеников 1 – 5 классов составила старший преподаватель кафедры теории и методики специального образования АППО Яковлева Н.Н. Это планирование направлено на выполнение главной логопедической задачи - формирование базовых понятий учеников. Основное логопедическое планирование усилено модульным планированием, которое используется для предупреждения неуспешности усвоения языкового и речевого материала школьника.

Дети нашей школы зачастую не усваивают материал, не понимают элементарные термины, которыми надо оперировать, не знают, что надо сделать для решения конкретной задачи, тогда учитель-логопед обращается к модулю учебного материала непонятного ученику.

Одним из образцов технологических планов, используемых в нашей работе является «Тенхнологический план введения в фонематический анализ» –Автор Мисаренко Г.Г.

Использование коррекционно-развивающих технолгий подразумевается поэтапнаяпошаговая деятельность при изучении некой тематической единицы последовательными о операционными действиями, неким умением для решения поставленной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка                                                          «Коррекционно-развивающие технологии и их место                                   в логопедической помощи школьникам»

Если учитель формирует умение, навык, понятие, то мы корректируем и доформировываем их.

Главная логопедическая задача – формирование базовых понятий: звук, буква,формирование фонематических процессов.

Вторая логопедическая задача – уточнение активизация словаря школьника.

Третья логопедическая задача заключается в необходимости «подстелить соломку» для развития грамматического строя языка. Это особенно касается начальной школы при формировании первоначальных операций с языковым материалом. Учителя подставляют свое «логопедичебское плечо» при повторении, уточнении, выравнивании, сглаживании лексико-грамматического строя, опираясь на силу речи.

Технологизация процесса обучения в коррекционной школе создает условия для восполнения для дефицита психофизиологического. Эмоционально-волевого и социального развития. Именно эта технология содействует решению коррекционных образовательных задач, способствует концентричности, когда логопед многократно возвращается к известным сведениям и умениям, совершенствуя психические процессы.

Коррекционно-развивающие технологии выстраиваются в процесс обучения на уровне методических действий логопеда.( коррекция и изучение предметного материала организовано на 4-х уровнях: программа, учебник,методические полсобия к учебникам и методические действия учителя).

Грамотное, удобное в применении планирование логопедических занятий для учеников 1 – 5 классов составила старший преподаватель кафедры теории и методики специального образования АППО Яковлева Н.Н. Это планирование направлено на выполнение главной логопедической задачи - формирование базовых понятий учеников. Основное логопедическое планирование усилено модульным планированием, которое используется для предупреждения неуспешности усвоения языкового и речевого материала школьника.

Дети нашей школы зачастую не усваивают материал, не понимают элементарные термины, которыми надо оперировать, не знают, что надо сделать для решения конкретной задачи, тогда учитель-логопед обращается к модулю учебного материала непонятного ученику.

Одним из образцов технологических планов, используемых в нашей работе является «Тенхнологический план введения в фонематический анализ» – Автор Мисаренко Г.Г.

Использование коррекционно-развивающих технолгий подразумевается поэтапная пошаговая деятельность при изучении некой тематической единицы последовательными о операционными действиями, неким умением для решения поставленной задачи.

Технологический план введения в фонематический анализ

1.        Модуль «Звуки».

  1.  Понятие звуки речи.

Привлечение внимания учеников к звукам как Явлению окружающего мира.

Осмысление информационной значимости звуков и способа их образования.

1.2.         Артикуляционный аппарат человека и способы образования звуков речи.

1.3.          Определение количества звуков (в группах из двух – трёх звуков) с опорой на слух и движения артикуляционного аппарата.

Графическое изображение звука. Звуковые графические диктанты.

1.4.          Класификация звуков по способу произнесения – наличие или отсутствие преграды во рту.

2.         Модуль «Гласные звуки».

2.1.      Понятие «гласный звук».

Формирование и закрепление связи «звук – отсутствие преграды – гласный звук».

Выделение гласных из группы изолированных звуков.

2.2.      Обозначение гласных звуков в схеме.

Формирование и закрепление связи «звук – отсутствие преграды –  гласный звук – КРУЖОК».

Определение количества гласных звуков в группе звуков, в одно-, двух- и трехсложных словах.

 2.3.       Слог. Слоговой анализ (опора на количество гласных звуков в слове) и синтез.

Слоговые схемы слова.

Графические диктанты.

2.4.        Ударение. Понятие «ударный гласный звук».

Упражнения в определении ударного гласного в слове.

2.4.        Понятие «безударный гласный звук». Безударная позиция – опасное место в слове.

Упражнения в поиске безударных гласных А, И в словах и обозначения их как опасного места.

3.         Модуль «Согласные звуки».

3.1.        Понятие «согласный звук».

Формирование и закрепление связи «звук – наличие преграды – согласный звук».

3.2.        Мягкие и твёрдые согласные звуки. 

Упражнения в различении и произнесении мягких и твёрдых согласных звуков. Обозначение мягких и твёрдых согласных звуков в схемах слов.

Формирование связей «звук – наличие преграды – КВАДРАТИК».

3.3.        Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е , Ё, Ю, Я.

3.4.     Звонкие и глухие согласные.

Упражнения и классификации согласных звуков по звонкости – глухости.

Усвоение понятия «парные согласные звуки».

3.5.      Наблюдение слабой позиции звонких согласных звуков на конце или середине перед глухими согласными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка коррекционного- развивающего занятия " В мире много сказок"

Методическая разработка занятия по сказкам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Игры, загадки, презентация....

Методическая разработка коррекционно-развивающего урока «Изложение по миниатюре А.И.Приставкина «Муравей». 3 класс.

Методическая разработка коррекционно-развивающего интегрированного урока развития речи и психологии для 3-го класса по программе специального (коррекционного)   образования VII вида (УМК: «Ш...

Методическая разработка коррекционно-развивающего урока природоведения в 4 классе.

Методическая разработка урока-исследования для детей с ЗПР построена в соответствии с индивидуальными психофизическими особенностями учащихся. В основе урока – групповая разноуровневая работа с низким...

Методическая разработка "Коррекционно-развивающие технологии и их место в логопедической помощи школьникам"

Грамотное в применении планирование логопедических занятий для учеников 1-5 классов направлено на выполнение главной логопедической задачи -формирование базовых понятий--звук и буква....

Методическая разработка «Коррекционно-развивающие технологии и их место в логопедической помощи школьникам»

Фонематический анализ и синтез  позволяет школьникам  быстрее овладевать правилами русского языка....

Методическая разработка "Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ТНР"

Материал для проведения логопедических занятий по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза ....