Особенности взаимодействия учителя-логопеда с учителями начальных классов, педагогом-психологом, воспитателем группы продленного дня.
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Гранова Анастасия Николаевна
Проблема нарушений устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем – средством получения учащимися знаний.
 
Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы, а в наиболее тяжелых случаях даже встает вопрос о невозможности его обучения в массовой школе.
 
Задача учителя-логопеда устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребёнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, то есть происходит интеграция логопедической работы и образовательно - воспитательного процесса. Чтобы оказать максимально эффективную помощь учащимся, неуспеваемость которых обусловлена общим речевым недоразвитием, логопед должен быть хорошо ориентирован в содержании и методах обучения родному языку, знать какие темы и в какое время изучаются в классе, чтобы на своих занятиях обязательно учитывать уровень программных требований по родному языку и чтению. В свою очередь учитель также должен быть заинтересован в тесном контакте с логопедом. Единая направленность коррекционных приемов и методов обучения на уроке помогают быстрейшему преодолению недостатков устной речи учащихся и связанных с ними нарушений письма и чтения. Кроме того, учителю необходимо владеть методами и приемами коррекции легких случаев дефектов произношения. Ему необходимо хотя бы элементарно разобраться в сути нарушений устной и письменной речи учащихся.
 
После полного обследования состояния речи обучающихся, имеющих речевые нарушения, логопед знакомит учителя с его результатами. И приступает к планированию коррекционной работы, учитывая программные требования по русскому языку, чтению и другим предметам, последовательность и время изучения тех или иных тем. Между тем, эффективность коррекционной работы напрямую зависит от того, насколько слаженно будут взаимодействовать учитель-логопед и учитель начальных классов, насколько едины будут требования и подходы в их работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vzaimodeystviya_s_pedagogami_shkoly.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

План взаимодействия учителя-логопеда с учителями начальных классов, педагогом-психологом, воспитателем группы продлённого дня МБОУ Гимназии № 2 г. Сарова, 2017-2018 уч. г.

Составитель:

А.Н. Гранова, учитель-логопед

План взаимодействия учителя-логопеда с учителями начальных классов

№ п/п

Направления деятельности

      Сроки

1.

Частичное совместное обследование состояния чтения и письма у учащихся 1-4-х классов.

Сентябрь, май.

2.

Информация учителя-логопеда о состоянии устной речи детей для учителей 1-х классов. Информация учителя-логопеда о состоянии письменной речи учащихся для учителей 2-3 классов.

Сентябрь, декабрь,май.

3.

Информация учителей 1-4 классов об успеваемости детей для учителя-логопеда.

В конце каждой четверти учебного года.

4.

Контроль учителей 1-2-х классов за правильной речью учащихся.

В течение года.

5.

Выработка единых требований к детям с речевыми нарушениями, учителем и учителем-логопедом.

В течение года.

6.

Помощь учителя и учителя-логопеда детям в организации речевого общения с окружающими.

В течение года.

7.

Совместное проведение родительских собраний.

В течение года.

8.

Выступления учителя-логопеда на Педсоветах:

  2 раза в год.

Результаты стартовой логопедической диагностики устной речи 1-х классов.

Результаты первичной диагностики письменной речи учащихся 1-х классов в конце учебного года. Результаты коррекционной работы учителя-логопеда за год, динамика речевого развития учащихся 1-2-х классов.

9.

Консультации учителя-логопеда для учителей.

В течение года.

10.

Совместное участие в работе ППк.

По плану ППк.

11.

Участие учителя-логопеда в качестве докладчика в работе методического объединения начальной школы.

Тема выступления: «Взаимодействие в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов по устранению специфических ошибок при нарушении чтения и письма у младших школьников».

1 раз в четверть.

12.

Памятки учителя-логопеда для учителя.

В течение года.

План взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога

1.

Совместное анкетирование родителей для получения информации о раннем психофизическом развитии детей, выявление запросов и пожеланий.

Сентябрь.

2.

Проведение диагностики состояния психических процессов, в том числе и речи,обсуждение её результатов.

Сентябрь, декабрь, май.

3.

Участие в консилиумах (ППК)

По плану ППК.

4.

Проведение в школе совместных тематических родительских собраний.

В течение года.

5.

Взаимопосещение занятий.

В течение года.

План взаимодействия учителя-логопеда с воспитателем группы продлённого дня

1.

Воспитатель наблюдает за проявлением речевой активности детей во внеурочное время.

В течение года.

2.

Совместное обсуждение результатов наблюдений для составления диагностики по формированию коммуникативных навыков.

В течение года.

3.

Воспитатель закрепляет речевые навыки, усвоенные детьми на учебных и логопедических занятиях в практической деятельности, в играх, в повседневной жизни и т.д.

В течение года.

4.

Учитель-логопед знакомит воспитателя с имеющимися речевыми недостатками учащихся.

Сентябрь, декабрь, май.

5.

Логопед предоставляет подборку речевых игр, занимательных материалов, чистоговорок в соответствии с речевыми диагнозами детей.

В течение года.

6.

Консультации учителя-логопеда для воспитателей.

В течение года.

7.

Выработка единых требований к детям с речевыми нарушениями.

В течение года.

8.

Контроль воспитателя за правильной речью детей.

В течение года.

9.

Воспитатель держит под контролем читательскую деятельность детей в свободное время.

В течение года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности личностного и профессионального развития учителей начальных классов в педагогической деятельности

Уважаемые коллеги,очень надеюсь,что эта работа поможет преодолеть многие трудности с которыми мы сталкиваемся на работе, тк в статье раскрываются причины неудовлетворённости делом и собой,описываются ...

СРАВНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА – УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ПЕДАГОГА – ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности ребенка и вхождения его культуру общества.Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем шк...

Организация совместной деятельности учителя- логопеда, педагога- психолога, и учителя начальных классов по профилактике школьной дезадаптации ребенка с речевым недоразвитием

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Практический опыт психологического и логопедического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подгото...

Особенности письменной речи у детей с детским церебральным параличом - методы и приёмы коррекции. (Взаимодействие и интеграция методов и приёмов работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.)

Представленные в этой статье методы и приемы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП...

Программы учителя начальных классов, педагога-психолога и учителя-логопеда по подготовке детей к школе

Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период  до 2015 года признана необходимость обеспечения равных стартовых возможностей детей из разных со...

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Особенности организации работы с учетом направления гендерного воспитания и обучения все чаще становится предметом обсуждения педагогов и воспитателей дошкольных и общих средних учреждений образо...