Организация совместной деятельности учителя- логопеда, педагога- психолога, и учителя начальных классов по профилактике школьной дезадаптации ребенка с речевым недоразвитием
статья по логопедии (1 класс) на тему

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Практический опыт психологического и логопедического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.
Родители и учителя все чаще сталкиваются с тем, что многие дети оказываются не в состоянии освоить школьную программу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_sovmestnoy_deyatelnosti.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Организация совместной деятельности учителя- логопеда, педагога- психолога, и учителя начальных классов по профилактике школьной дезадаптации  ребенка с речевым недоразвитием.

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Практический опыт психологического и логопедического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

 Родители и учителя все чаще сталкиваются с тем, что многие дети оказываются не в состоянии освоить школьную программу. От 4% до 25% ребятишек не способны при традиционной организации учебного процесса адаптироваться к школьным требованиям. Это происходит потому, что дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах созревания.

        Ребенку, поступающему в первый класс, необходим запас знаний об окружающих предметах, их свойствах, явлениях живой и неживой природы, о моральных нормах поведения. Важен при этом не столько объем знаний, сколько их качество: четкость и обобщенность представлений. Существенной стороной психической готовности является достаточный уровень эмоционально – волевого развития ребенка, при котором он может достаточно полно контролировать свое поведение. У детей с речевыми нарушениями период адаптации нередко проходит болезненно: усиливаются неустойчивость, отвлекаемость внимания, снижается память.

        Чтобы грамотно оказать помощь нуждающимся в ней детям, необходимо выяснить в каждом конкретном случае, что является причиной дезадаптации. Возможно, это индивидуальные особенности интеллектуального развития, педагогическая запущенность, особенности семейного воспитания или взаимоотношения в школе и т. д.

        Выясняется все это при совместной деятельности психолога, логопеда, учителя. Собирается информация о ребенке, начиная с рождения, возникновения заболеваний. Затем проводится психологическая диагностика и речевое обследование.

        Проводя диагностику, психолог в нашей школе применяет комплекс психодиагностических методик, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, полно определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам:

  • психологическая готовность ребенка к школе;
  • особенности познавательных процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения);
  • произвольность поведения;
  • особенности мотивации.        

Речевое обследование учителя- логопеда включает в себя следующие направления:

  • правильность произношения звуков;
  • умение различать звуки речи на слух;
  • звуковой анализ и синтез слов;
  • особенности лексики;
  • сформированность грамматического строя речи;
  • владение связной речью;
  • развитие мелкой моторики;
  • особенности пространственных и временных представлений.

Учитель начальных классов дает информацию о сформированности навыков учебной деятельности, особенностях общения, межличностных отношениях в классе.

По результатам диагностического обследования психологом заводятся карты возможностей учащихся, где отражаются особенности внимания, памяти, мыслительных операций. Логопедом заполняются речевые карты. Учитель знакомится с результатами обследования и осуществляет индивидуальный подход на своих уроках. Коррекционная работа проводится  каждым специалистом на индивидуально- коррекционных занятиях по подгруппам и группам. Содержание этих занятий исключает формальный механический подход и натаскивание в формировании отдельного навыка. Учитель стремится к созданию условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом.

Психологом проводятся занятия по коррекции психических процессов, снятию тревожности, адаптации к школьной жизни. Логопедом решаются проблемы речевого недоразвития, ведется работа по предупреждению нарушений чтения и письма, проводятся комплексные упражнения для развития артикуляционного аппарата.

Цель нашей совместной работы – создание условий для полноценного творческого развития речи детей, коррекции психических функций.

Сотрудничество в работе психолога, логопеда и учителя дает позитивные результаты. Но большое значение в коррекционной работе имеет работа педагога с родителями. Правильное взаимодействие между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка, его адаптации к школьной жизни. Работа с родителями заключается в том, чтобы научить их поддерживать ребенка, обращать внимание на позитивные стороны поступков ребенка, поощрять то, что он делает, вместо того чтобы обращать внимание на ошибки и плохое поведение. Поддерживать ребенка – значит верить в него.

          Список литературы:

  1. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации / Под ред. Мастюковой Е.М. – М., 2002.
  2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодополняющая работа педагога-психолога и учителя начальных классов на этапов формировании УУД

Стресс вызывает не новое, а неизвестное.   Для избавления чувства тревожности, напряжённости необходимо вникнуть и разобраться со всеми главными моментами в модернизации образования....

Создание условий психологической безопасности на совместном коррекционно-развивающем занятии педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Печатная работа , посвященная  совместной работе педагога-психолога и логопеда в коррекционной школе для детей с нарушениями интеллекта. Приводятся примеры занятий при  взаимодействии педаго...

Совместное занятие учителя-логопеда, педагога-психолога и учителя информатики с обучающимися с ОВЗ

Данное занятие с обучающимися с ОВЗ проводят сразу три педагога: учитель информатики, учитель-логопед, педагог-психолог. Цель занятия: уточнить и расширить знания об информационной безопасности, разви...

Совместное занятие учителя-логопеда, педагога-психолога и педагога-библиотекаря с обучающимися с ОВЗ

Психолого-логопедическое занятие с обучающимися с особыми образовательными потребностями проводят сразу три педагога: учитель-логопед, педагог-психолог и педагог-библиотекарь. Цель занятия: развитие н...

Проект "Говорю, пишу, читаю правильно" для совместной работы учителя - логопеда, родителей, психолога и детей младшего школьного возраста.

Данный проект служит для коррекции и развития речи младших школьников при совместной работе учителя - логопеда, родителей, психолога, учащихся младших классов и помощи библиотекаря....

Конспект урока 1 класс "Согласные звуки М-Мь" Авторы: учитель-логопед Белякова Т.А.,учитель начальных классов Исакова Н.Б. Программа "Школа России".

УМК: «Школа России» Класс: 1класс Подготовили: учитель начальных классов Исакова Надежда Борисовна, учитель-логопед Белякова Татьяна Алексеевна Тип урока: Открытие новых знаний Тема урока:...

Совместная деятельность учителя-логопеда и психолога в коррекционном процессе с детьми с особенностями развития

Совместная деятельность учителя-логопеда и психолога в коррекционном процессе с детьми с особенностями развитияО взаимодействии психолога и учителя – логопеда говорят и пишут многие, эта тема со...