Орфографические нарушения младших школьников как проявление дизорфографических нарушений.
статья по логопедии (4 класс)

Тараканова Ольга Сергеевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья о дизорфографии33.45 КБ

Предварительный просмотр:

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

КАК ПРОЯВЛНИЕ ДИЗОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ.

Тараканова О.С. учитель начальных классов

МБОУ Школа № 34

г.Дзержинска

Аннотация. Данная статья посвящена  проблеме нарушения письменной речи младших школьников. Рассмотрены особенности речевых проявлений дизорфографии у младших школьников, а также приёмы, способствующие коррекции  дизорфографических нарушений.

Ключевые слова: нарушение письменной речи, орфографическая грамотность, дизорфография.

SPELLING MISTAKES

  YOUNGER SCHOOLBOYS

AS A DISPLAY OF DISRIPOGRAPHIC DISORDERS.

Tarakanova O.S. primary school teacher

MBOU School number 34

The City Of Dzerzhinsk

Annotation. This article is devoted to the problem of violation of the written language of younger students. The features of speech manifestations of dysorphography in younger schoolchildren, as well as techniques that contribute to the correction of dysorphographic disorders, are considered.

Key words: violation of writing, spelling literacy, dysorphography.

        Одним из требований ФГОС НОО является направленность учителя на реализацию требований   сформированности у детей языковой культуры, овладения  грамматическими нормами языка.  Что является составной частью общей языковой культуры человека, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении. [ 10]

В психолого – педагогической литературе  и учебной  практике все больше и больше внимания уделяется проблеме орфографической грамотности  младших школьников (Д.Н. Богоявленский, М.Р.Львов, С.Ф.Жуйков, А.Н.Корнев О.И. Азова, Р.И.Лалаева, И.В. Прищепова, М.С.Соловейчик, О.В.Елецкая).

Как показывают последние исследования в обычных общеобразовательных классах  увеличилось количество детей с различными нарушениями письменной речи, куда и входит орфографическая грамотность. Такие ученые как М.М.Безруких и С.П. Ефимова приводят сведения о том, что у 20-30% учеников начальной школы наблюдается нарушение письменной речи, а это 7-9 учеников в каждом классе. А по данным  Л.Г. Парамоновой количество детей с нарушениями письменной речи в младших классах достигает 30% .[3 ]

В письменных работах обучающихся наблюдается много разнообразных орфографических ошибок, которые имеют стойкий характер.

Эта проблема тесно связана с понятием «дизорфография», которое было выведено и исследовано следующими учеными  (О.И. Азова, Р.И. Лалаева, И.В. Прищепова, Корнев А.Н., Сумченко Г.Е., Елецкая О.В.)

Данное речевое нарушение является не до конца изученным. Под дизорфографией мы понимаем - стойкое и специфическое нарушение формирования и автоматизации орфографического навыка письма, обусловленное недоразвитием ряда речевых и неречевых психических функций, которое препятствует полноценному овладению школьниками письменной речью и совершенствованию их лингвистических способностей.[2,6,8 ]

К особенностям речевых проявлений дизорфографии у учащихся можно отнести[8,2]:

  1. недостаточную сформированность  грамматических понятий;
  2. недостаточную сформированность орфографического навыка;
  3. несформированность умения различать лексическое и грамматическое значения словоформ.

Рассмотрим подробнее каждую группу.

К недостаточной сформированности  грамматических понятий можно  отнести:

  • нечеткое владение                учебной терминологией;
  • неправильную постановку грамматических вопросов;
  • значительные  затруднения при определении рода,  числа имен              существительных, имен прилагательных и  глаголов;
  • трудности  усвоения категории склонения имен существительных и спряжений глаголов.

Недостаточная сформированность орфографического навыка выражается в трудностях при решении орфографических задач. Детям трудно увидеть «ошибкопасное место» (термин М. Р. Львова),  обосновать выбор орфограммы и подобрать необходимое правило правописания, особенно если эта орфограмма связана с применением традиционного и морфологического принципа русского языка. И.В. Прищепова диагностировала и вывела основные ошибки, допускаемые школьниками. К ним относятся: сочетания "ЖИ", "ШИ", "ЧА", "ЩА", правописание безударных гласных (как непроверяемых, так и проверяемых), звонких и глухих согласных, правописание непроизносимых согласных, приставок и предлогов, неверный перенос  слов,  неправильное написание заглавной буквы в именах и отчествах,  использование названия звуков вместо названия букв или их искажение.

И.В. Прищепова отмечает, что часто ученики допускают ошибки при анализе орфограмм. Например, при  фонематическом анализе проявляются нарушения в узнавании фонематических признаков орфограмм. Возникают ошибки типа: "шИлестит" ("шелестит"), "жИлеет" ("жалеет"). Также трудности возникают  при  морфологическом  анализе орфограмм. Младшие школьники не могут дифференцировать морфемы, поэтому затрудняются определить в какой части слова данная орфограмма, а значит и не могут определить правильно вид орфограммы. Поэтому делают ошибки вот такого типа  "сОжает" ("сажает"), "ниский - низкий", « увидил»).

Часто дети пользуются  "ложными правилами", то есть используют  традиционное написание вместо поиска и подбора родственных слов. Например, при написании слов "жИлтел" ("желтел"), "жИлезо" ("железо"), "шИсты" ("шесты") дети объясняют эти написания правилами записи орфограмм "ЖИ" и "ШИ". [9]

Несформированность умения различать лексическое и грамматическое значения словоформ,  проявляется в том,  что у учеников возникают затруднения при анализе содержания предложения. Потому что они  не вдумываются в смысл слов, и как следствие этого – текст не осознаётся  в достаточной степени. Детям трудно анализировать предложения, которые  состоят из большого количества слов. Младшие школьники с трудом могут выделить предлоги из-за краткости звучания. Характерной ошибкой является увеличение или сокращение слов в предложениях, замены по смысловому сходству (собирают-рвут), изменение времени глагола (сажают-сажали). [9]

Кроме этого дети с дизорфографией не умеют планировать свою работу, а значит не умеют ставить цель деятельности.

Нами был определён круг приёмов, способствующий  коррекции дизорфографических нарушений. Наиболее эффективными, на наш взгляд, на начальном этапе овладения орфографическим навыком, будут являться следующие:

при словарной работе:

  • этимологический анализ слов, составление «этимологического гнезда»;
  • подбор синонимов и антонимов;
  • работа с переносным значением слов;
  • формирование стратегии запоминания слов на основе ассоциаций;

при работе над орфографическим правилом:

  • приём  «коллажирования»;
  • изображение отвлечённых изображений с помощью пиктограмм;
  • составление памяток.

при работе с текстом:

  • составление плана работы;
  • письмо с окошками;
  • схематическая  запись алгоритма решения орфографичской задачи;
  • приём «Сравнение понятий» с использованием плана;
  • приём «Четвертый лишний»;
  • приём «Классификация»;
  • прём использования «Анализа словообразовательных моделей»;
  • приём «Составления словарика словообразовательных моделей». [4]

Таким  образом, рассмотренная нами проблема является актуальной и не до конца исследованной. Поэтому  предстоит еще работа  по изучению предпосылок возникновения дизорфографии.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/Д.Н. Богоявленский // Начальная школа. -2003 - №4-С. 39
  2. Елецкая О.В., Китикова А.В. Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников: Рабочая программа. М., 2018. -72
  3. Елецкая О.В., Тараканова А.А., Щукин А.В. Особенности неречевых процессов у школьников с нарушениями письма. М., 2017. -228 с.
  4. Елецкая О.В. Методика коррекции дизорфографии у школьников. М.2017. -218 с.
  5. Жуйков С. Ф. Формирование орфографических действий - М., 1995. - С.467.
  6. Лалаева, Р.И., Прищепова, И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников // Лалаева Р.И / - СПб.: СПбГУПМ, 1999. - 36 с.
  7. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М. 1990 -19 с.
  8. Прищепова, И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие. Серия "Коррекционная педагогика"./ И.В. Прищепова - СПб.: Каро, 2006.
  9. Прищепова И.В. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразователыной школы, имеющих нарушения речи//Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. - СПБ.: Образование, 1992. - 140с. - с. 124 - 131
  10. ФГОС НОО, М. Издательство «Просвещение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий "Интегративная игровая коррекция эмоциональных нарушений младших школьников"

Актуальность разработки цикла игровых сеансов связана с   большой распространённостью нарушений в эмоциональной сфере школьников.Психокоррекционный эффект игровых занятий достигается благода...

Особенности формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития

Особенности  формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития...

РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Каждый год в сентябре логопеды проводят обследование речевого развития школьников 1-4 классов и составляют списки детей, имеющих речевые проблемы и нуждающихся в логопедическом воздействии. Учителя со...

Использование ИКТ в коррекции речевых нарушений младших школьников

Представлен опыт работы по коррекции речевых нарушений учащихся начальных классов с использованием логопедического тренажера "Дэльфа 142"...

Рабочая программа коррекционного курса «Оптимизации процесса формирования полноценного навыка чтения у младших школьников с различными речевыми нарушениями»

В настоящее время проблема успешного овладения полноценным навыком чтения, приобретение которого является одним из важных условий развития речевой культуры учащихся, вызывает огромный интерес н...