Логопедические занятия на тему "Округ ЯНАО"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Яхина Регина Рафаиловна

Представлено 3 взаимосвязанных конспекта на тему "Округ ЯНАО", предназначенные для проведения в группе детей с педагогическим заключением "Общее недоразвитие речи III уровня"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Яхина Регина Рафаиловна, учитель – логопед

Фронтальное логопедическое занятие на тему «Округ ЯНАО» (занятие № 1)

Категория детей: ученики первого класса с педагогическим заключением: «Недостаточная сформированность средств русского языка у ребёнка с билингвизмом».

Цель: Обогащение лексического запаса слов по теме «Округ ЯНАО».

Задачи:

  • Общеобразовательная: расширение лексического запаса слов (предметный) по

теме «Округ ЯНАО», систематизация знаний о гласных звуках, формирование умения согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.

  • Воспитательная: воспитание терпения, умения работать в коллективе.
  • Коррекционная: развитие общей моторики, развитие фонематического слуха.

Оборудование:

  • гласные буквы из разрезной азбуки.
  • герб, флаг ЯНАО, картинки,  на которых изображена тундра, коренные жители тундры, олени, ягоды, грибы; мяч, обруч.

Речевой материал: ЯНАО, север, Полярный круг, губернатор, озеро, чум, ягоды, грибы, олени.

Деятельность логопеда

Деятельность детей

  1. Организационный момент:

Сядет тот, кто назовёт зимний, летний головной убор.

Называют, садятся.

  1. Развитие фонематического восприятия:

С каким звуком мы познакомились на прошлом занятии?

Какие слова со звуком «Э» вы запомнили?

Я диктую звуки, а вы их выкладываете «А», «О» «Ю», «Э», «И».

Каким по счёту стоит звук? Назовите его соседей. Прочитайте, что получилось.

Выполняют задание, отвечают на вопросы.

  1. Введение в тему занятия:

Отгадайте мою загадку – этот остров сам про себя говорит, что он мал (ЯМАЛ).

Как ещё можно назвать ЯМАЛ (север)?

Скажите, а где мы с вами живём?

Как вы думаете о чём мы сегодня с вами будем говорить?

Ответы детей

  1. Работа над лексической темой:

А что вы знаете о нашем крае?

Каждый край имеет свой флаг и герб.

Какие цвета вы видите на флаге?

Что изображено на гербе?

Самый главный человек в нашем крае – это Дмитрий Николаевич Кобылкин. Его называют губернатор.

Наш округ находится на Полярном круге, поэтому здесь очень холодно.

Как называется природа на Ямале (тундра)?

Кто живёт в тундре (коренные жители)?

У них есть свои обычаи и традиции.

Рассматривают герб и флаг ЯНАО, портрет губернатора. Отвечают на поставленные вопросы.

  1. Физкультурная минутка:

Например, все коренные народы соревнуются в метании тынзяна на хорей. Давайте и мы попробуем. Каждому даю в руки мячик – ваша задача попасть в центр обруча.

Соревнуются между собой.

  1. Работа над грамматической стороной речи:

Скажите, а что ещё можно встретить в тундре (озеро, чум, ягоды, грибы, оленей). Наша тундра очень богатая и красивая. А какой чум? Какие грибы? Какие ягоды?

Ответы детей.

  1. Итог занятия:

О чём мы сегодня говорили? Как называется наш край? Опишите тундру. Какая она?

Яхина Регина Рафаиловна, учитель – логопед

Фронтальное логопедическое занятие на тему «Округ ЯНАО» (занятие № 2)

Категория детей: ученики первого класса с педагогическим заключением: «Недостаточная сформированность средств русского языка у ребёнка с билингвизмом».

Цель: Обогащение лексического запаса слов по теме «Округ ЯНАО».

Задачи:

  • Общеобразовательная: расширение лексического запаса слов по теме «Округ

ЯНАО», формирование умения образовывать однокоренные слова.

  • Воспитательная: воспитание умения выслушивать других, умения дожидаться

своей очереди.

  • Коррекционная: развитие общей моторики, развитие фонематического слуха,

процессов языкового анализа.

Оборудование:

  • гласные буквы из разрезной азбуки.
  • герб, флаг ЯНАО, картинки,  на которых изображена тундра, коренные жители тундры, олени, собака, северные ягоды, грибы; кегли.

Речевой материал: голубика, брусника, морошка, рыболовство, оленеводство, чум, собака, олень,

Деятельность логопеда

Деятельность детей

  1. Организационный момент:

Сядет тот, кого я назову ласково.

Садятся по заданию логопеда.

  1. Введение в тему:

Вспомните, как называется округ, в котором мы живём?

Как ЯМАЛ можно назвать по – другому?

Как зовут главного человека на Ямале?

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Ответы детей.

  1. Развитие фонематического восприятия:

На Ямале живут очень умные люди. Прочитайте, что написано на доске (уэаи)? Какой звук стоит после, перед…?

Ответы детей.

  1. Работа над лексической темой занятия (работа по

наглядному материалу – логопед задаёт вопрос, ответ на который виден на наглядности):

Как называется природа Ямала?

Что тундра даёт человеку?

Что растёт в тундре, какие деревья? Кто питается этими растениями?

Какие ягоды растут в тундре (голубика, брусника, морошка)?

Что ещё люди собирают в тундре (грибы)?

Кто живёт в тундре (коренные жители)?

А чем эти люди занимаются (рыболовством и оленеводством)

Как называются жилище коренных жителей (чум)?

Назовите лучших друзей коренных жителей.

Ребята, рассматривая наглядный материал, отвечают на поставленные вопросы логопеда полным ответом.

  1. Физкультминутка:

Хозяина в любую вьюгу домчит домой быстрей наш северный олень.

Одно из состязаний коренных народов – гонки на оленях. Каждому из вас даю картинку с изображением оленя, кто из вас быстрее домчится до цели, тот и выиграл.

Соревнуются в гонках на оленях.

  1. Работа над грамматическим строем речи:

Поиграем со словами.

Первое слово, которое мы будем с вами изменять – это Полярный.

Ночь на Полярном круге. Человек, который работает на Полярном круге (полярник).

Полюс, на котором мы живём (Полярный полюс).

А сейчас сами, какие слова может составить от слова «олень» (оленевод, олений корм)?

Выполняют задание.

  1. Итог занятия: Что вы запомнили о нашем крае. Сегодня

на занятии хорошо работали … .

Яхина Регина Рафаиловна, учитель – логопед

Фронтальное логопедическое занятие на тему «Округ ЯНАО» (занятие № 3)

Категория детей: ученики первого класса с педагогическим заключением: «Недостаточная сформированность средств русского языка у ребёнка с билингвизмом»

 

Цель: Обогащение лексического запаса слов по теме «Округ ЯНАО».

Задачи:

  • Общеобразовательная: расширение лексического запаса слов по теме «Округ

ЯНАО», развитие связной речи.

  • Воспитательная: воспитание умения выслушивать других, воспитание любви к

родному краю.

  • Коррекционная: развитие общей моторики, развитие фонематического слуха,

процессов языкового анализа.

Оборудование:

  • картинки, в названиях которых есть звук [И], [ы].
  • картинки,  на которых изображена тундра, коренные жители тундры, олени, собака, северные ягоды, грибы; кегли.

Речевой материал: столица, Салехард, Полярный круг, национальные промыслы, резьба по дереву, кости, вышивка бисером, нарты, тюлень, песец, олень.

Деятельность логопеда.

Деятельность детей.

  1. Организационный момент:

Послушайте слова, какой звук есть в каждом слове: дым, бык, лыжи, сыр, рысь.

Ответы детей.

  1. Развитие фонематического восприятия:

Звук «Ы» дружил со звуком «И», но сегодня они поссорились и слова разбегаются по своим домикам: очки, гриб, мышь, усы, лист, рысь. Кто пойдёт к звуку «Ы», а кто – к звуку «И»?

Выполняют задание.

  1. Работа над лексической темой занятия: 

Как называется край, в котором мы живём? Как зовут главного человека на Ямале? Что дарит тундра человеку?

А сейчас давайте узнаем, какие животные живут в нашем крае. Отгадайте мои загадки – из его шкуры получают непромокаемые сапоги (тюлень), летом эти животные белые, а зимой – серые (песец), трав копытами касаясь, ходят по лесу и тундре красавцы, ходят смело и легко, рога раскинув широко (олень).

Молодцы. А как называется столица нашего округа (Салехард)? Салехард – единственный город в мире, который стоит на Полярном круге. Какие особенные места есть в нашем городе? Назовите их.

Люди занимаются в городе разными национальными промыслами – резьба по дереву, кости, вышивка бисером, они создают настоящие шедевры.

Отгадывают загадки, отвечают на вопросы полным ответом.

  1. Физкультурная минутка:

Но и здесь они не забывают национальных обычаев. Одна из национальных забав – это прыжки через нарты. Посмотрите вам нужно перепрыгнуть через пять нарт, останавливаться нельзя, а нужно высоко поднимать ноги.

Прыгают через нарты (палочки, положенные на расстоянии). Определяется победитель.

  1. Развитие связной речи.

Мы очень много говорили о нашем крае. Попробуем рассказать о нём. Подсказкой вам станут картинки: стела, обозначающая Полярный круг, тундра, дары тундры. Коренные жители,  Салехард.

Составляют рассказ о крае, в котором мы живём.

  1. Итог занятия:

О чём мы говорили сегодня на занятии? Хорошо отвечали следующие ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР с использованием речедвигательной ритмики на тему: "Дифференциация звуков З - Зь. Буква З"

Данный конспект занятия предназначен для логопедов, работающих с детьми с ОНР 6-7 лет, состоящими в группе риска по акустической дисграфии. Конспект посвящен дифференциации звуков З и Зь, а также знак...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей 1 класса, имеющие ФФНР. Тема: Дифференциация звуков [б – п].

Цель: Сформировать у учащихся умения различать согласные [Б и П] в устной и письменной речи....

Конспект фронтального логопедического занятия по теме "Звуки речи"

Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 1-х классов с ОНР.Задачи: - дать понятие «звуки речи»;     - способствовать развитию общего, слухового и речевого внимания...

Тема фронтального логопедического занятия: Звуки [ф], [ф’], буква Ф.

Конспект фронтального логопедического занятия в  1 общеобразовательном классе школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата....

Фронтальное логопедическое занятие по теме: «Распространение простого предложения определением на основе использования лексической темы «Посуда»»

Фронтальное логопедическое занятие по теме:«Распространение простого предложения  определением на основе использования лексической темы «Посуда»»...

Фронтальное логопедическое занятие.Тема: Профессии

Фронтальное логопедическое занятие.Тема: Профессии...