Литературный час, посвящённый 120-летию со дня рождения С.А. Есенина
классный час по логопедии по теме

Швецова Майя Михайловна

Литературный час к 120-летию со дня рождения С.А. Есенина, как один из способов подготовки воспитанников к конкурсу декламации (чтецов).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта литературного часа

(в соответствии с новыми ФГОС)

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Швецова Майя Михайловна

Группа (класс,)

Группа, обучающихся  со 2-го по 6-й  классы.

Тема занятия

«Литературный час, посвящённый 120-летию со дня рождения С.А.Есенина »

Цель

Знакомство с биографией и творчеством С.А.Есенина, как метод подготовки к конкурсу чтецов.

Задачи

Образовательные:

-Познакомить воспитанников с некоторыми произведениями С.А.Есенина и основными моментами биографии поэта.

-Провести ознакомительную мультимедийную презентацию, для подготовки воспитанников к конкурсу чтецов.

-Познакомить с алгоритмом заучивания стихотворений (памятки)

Коррекционно-развивающие:

-Развитие дикции и интонации

-Развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность.

-Развитие диалогической речи

Воспитательные:

-Воспитывать культуру речевого общения.

-Формировать функции контроля и самоконтроля.

-Воспитывать критичность и адекватное отношение к результатам своей деятельности.

Универсальные учебные действия

Личностные УУД:  1. Формирование положительного отношения к учебной деятельности. 2. Формирование интереса к учебному материалу.

Регулятивные УУД: 1. Формирование умения определять цель деятельности на занятии. 2. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. 3. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем. 4. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 5. Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.  

Коммуникативные УУД:1. Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя и товарищей. 2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД: 1. Формирование умения извлекать информацию из схем. 2. Формирование умения на основе анализа делать выводы.  3. Формирование умения устанавливать аналогии. 4. Формирование умения обобщать.

Оборудование (средства ИКТ, аппаратное обеспечение,

наименование)

Аппаратное обеспечение: компьютер, проектор, презентация, музыкальный центр, флажки 20 шт., палочки-султанчики, памятки для заучивания стихотворений.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этап логопедического занятия

Длительность этапа

Методы  и приёмы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

Этап мотивации

10 мин

Словесные

Групповая

- Добрый день! Рада приветствовать вас на литературном часе, посвящённом 120-литею со дня рождения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина.

-Цель  Литературного часа - познакомить вас с некоторыми произведениями С.А.Есенина и основными моментами биографии поэта, для качественной подготовки к конкурсу чтецов.

Слайд 2. Библиографическая страница. На высоком живописном берегу Оки 3 октября 1895 г у Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных родился сын – Сергей,  в Рязанщине, в селе Константиново.

Слайд 3. Воспитывался у деда, зажиточного крестьянина, с пяти лет выучился читать, стихи начал сочинять с 8-9 летнего возраста.

Слайд 4. У Сергея были две младшие сестры Екатерина и Александра.

Слайд 5-6. Страница воспоминаний. «Детство прошло среди полей и степей. Дядья мои были ребята озорные, отчаянные. Трёх с половиной лет они посадили меня на лошадь без  седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельё и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками. После лет восьми другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озёрам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек я всегда был коноводом и драчуном и ходил всегда в царапинах. Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но масло мало помогало. Всегда я орал, и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.  

Так протекало моё детство. Когда  я подрос, из меня хотели сделать сельского учителя-поэтому отдали в церковно-учительскую школу. После этого я должен был поступить в Московский    учительский институт.

Стихи я начал писать лет с восьми, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Восемнадцати лет я был удивлён, разослав стихи по журналам, тем, что их не печатают, и грянул в Петербург. Там меня встретили радушно. В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 1,5 года, и снова уехал в деревню».

Слайд 7. Сергей Есенин оставил после себя не только замечательные произведения, но и 4-х детей. 

Слайд 7. В 1914 году родился первый  сын Есенина - Юрий.  Мать- Анна Романовна Изряднова.

Слайд 8. 1918 году родилась дочь Татьяна и

в 1920 сын Константин.  Мать - Зинаида Райх

Слайд 9. 12 мая 1924 года родился Александр.

Мама - Надежда Вольпин 

Слайд 10. С 1972 года Александр Вальпин - Есенин живёт в Бостоне

(штат Массачусетс, США)

-Слушают учителя, затем оценивают состояние своего настроения на текущий момент (в начале урока (занятия)).

-Дети произносят хором:

«1,2,3,4,5 (хлопают в ладоши)

Начинаем мы играть!»

Самостоятельная работа с самопроверкой.    Рефлексия.

5 мин

Наглядно-демонстрационные, практические, проблемные

Фронтальная, индивидуальная

Теперь переходим к странице «Проверь себя»

Слайд 11-13. Тест. 1.Возле какого города находится село Константиново ,родина  С.Есенина ?

А ) Тверь       Б) Москва   В) Рязань

2.На берегу, какой реки расположено село Константиново?

А )Волга       Б)Ока   В)Днепр

3. В какой профессии видели родители своего сына?

А)Доктор     Б)Учитель  В) Купец

4.Любимое дерево поэта С.Есенина?

А)Черёмуха Б)Дуб  В)Клён Г)Берёза

Этап мотивации

10 мин

Словесные

Групповая

Слайд 14. Поэтическая страница. Зачитаю отрывки произведений Сергея Александровича.

Слайд 15. 

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду…

Слайд 16.

Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши

вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.

Слайд 17.

Но люблю тебя, родина кроткая !

А за что - разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая .

С громкой песней весной на лугу.

Слайд 18.

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку,-

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Слайд 19.

Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И берёзы стоят,
Как большие свечки

Самостоятельная работа с самопроверкой.    Рефлексия.

5 мин

Наглядно-демонстрационные, практические, проблемные

Фронтальная, индивидуальная

Слайд 20. Цветная страничка. Я зачитываю вам стихотворение «Весенний вечер».

Слайд 21.

Весенний вечер.
Тихо струится река
серебристая
В царстве вечернем
зелёной весны.
Солнце садится за горы лесистые.  
Рог
золотой выплывает луны.
Запад подёрнулся лентою
розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще берёзовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада
розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звёзды далёкие
И улыбается небу земля.

Слайд 22. В данном произведении, посвящённом весеннему вечеру в сельской местности, автор использует много цветов, назовите их.

Слайд 23. Теперь мы можем сказать, что в лирике Сергея Есенина часто используется цветопись.  В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки жёлтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зелёного цвета, синего и голубого. Есть и белый, и чёрный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки. Например:

«Красный костёр окровил таганы/ В хворосте белые веки луны… Оловом светится  лужная голь…/Грустная песня, ты- русская боль.»(«Чёрная, потом пропахшая выть!»)

«Задремали звёзды золотые/  И румянит сетку небосклона» («С добрым утром!»)

Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти  цветовые  тона  усиливают ощущение необъятности просторов России…

Слайд 24-25. Вы прослушали отрывки произведений Сергея Есенина. На конкурсе чтецов, который состоится 06.11.2015, вы можете рассказать некоторые стихотворения этого великого русского поэта. Для того, чтобы лучше понять их смысл при заучивании я раздаю вам памятки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературный час КГКУ Детский дом № 21 с.п . Хурба Подготовила: Швецова М.М . Литературный час К 120-литею со дня рождения Сергея Александровича Есенина

Слайд 2

библиографическая страница Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна Есенины

Слайд 3

Сергей Есенин с сестрами Екатериной и Александрой (Шурой)

Слайд 4

страница воспоминаний

Слайд 5

«На высоком живописном берегу Оки в селе Константиново под Рязанью 3 сентября 1895 года родился я - Сергей Есенин. Красота и приволье родных полей, берёзовых рощ, «малиновая» грусть осенних закатов, долгие песни за околицей-все эти впечатления детства стали стихами и поэмами. Так протекало моё детство. Когда я подрос, из меня хотели сделать сельского учителя-поэтому отдали в церковно-учительскую школу. После этого я должен был поступить в Московский учительский институт». (из воспоминаний С.Есенина )

Слайд 6

В 1914 году родился первый сын Есенина - Юрий . Мать- Анна Романовна Изряднова

Слайд 7

1918 году родилась дочь Татьяна и в 1920 сын Константин. Мать - Зинаида Райх

Слайд 8

12 мая 1924 года родился Александр. Мама - Надежда Вольпин

Слайд 9

С 1972 года Александр Вальпин - Есенин живёт в Бостоне ( штат Массачусетс, США )

Слайд 10

Проверь себя!

Слайд 11

Тест 1.Возле какого города находится село Константиново ,родина С.Есенина ? А ) Тверь Б) Москва В) Рязань 2.На берегу, какой реки расположено село Константиново? А )Волга Б)Ока В)Днепр 3. В какой профессии видели родители своего сына? А)Доктор Б)Учитель В) Купец 4.Любимое дерево поэта С.Есенина ? А)Черёмуха Б)Дуб В)Клён Г)Берёза

Слайд 12

Ответы к тесту. 1. В) Рязань 2. Б) Ока 3. Б) Учитель 4 Г) Берёза Сергей Есенин у березы. Фото - 1918 год.

Слайд 13

Поэтическая страница

Слайд 14

Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду…

Слайд 15

Я по первому снегу бреду, В сердце ландыши вспыхнувших сил. Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил.

Слайд 16

Но люблю тебя ,родина кроткая ! А за что- разгадать не могу. Весела твоя радость короткая . С громкой песней весной на лугу.

Слайд 17

О Русь-малиновое поле И синь, упавшая в реку,- Люблю до радости и боли Твою озёрную тоску

Слайд 18

Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И берёзы стоят, Как большие свечки…

Слайд 19

Цветная страница

Слайд 20

Весенний вечер . Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зелёной весны. Солнце садится за горы лесистые. Рог золотой выплывает луны. Запад подёрнулся лентою розовой, Пахарь вернулся в избушку с полей, И за дорогою в чаще берёзовой Песню любви затянул соловей. Слушает ласково песни глубокие С запада розовой лентой заря. С нежностью смотрит на звёзды далёкие И улыбается небу земля.

Слайд 22

Памятка работы над стихотворением

Слайд 23

Назовите стихотворение и его автора Прочитайте стихотворение. О чём рассказывает автор? Прочитайте стихотворение ещё раз. Попробуйте нарисовать словесные картины к этому стихотворению. Какие слова и выражения употребляются в переносном смысле? Какие чувства выражает поэт в стихотворении? Какие слова показались вам необычными , особенными, важными? Какую музыку вы бы подобрали к этому стихотворению? Какую иллюстрацию можно нарисовать к данному произведению? Назовите цвета стихотворения? Приготовьтесь к выразительному чтению. Выучите стихотворение

Слайд 24

Интернет – ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/ http://yandex.ru/ http://muzofon.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный праздник, посвящённый 150-летию со дня рождения А.П.Чехова.

Знакомство с биографией и творчеством А.П.Чехова; «прогулка по Чеховским местам», т.е. ознакомление с памятными местами, посвящёнными писателю; совершенствование и контроль знаний по прочитанным...

Литературно – музыкальный вечер, посвящённый 115-летию со дня рождения С. А. Есенина

Данное мероприятие было проведено в рамках предметной недели по литературному чтению и приурочено к 115-летию со дня рождения С. А. Есенина.Цели:Расширить знания детей о творчестве С. А. Есенина...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ,ПОСВЯЩЕННОЕ 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.А.ЕСЕНИНА

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ,ПОСВЯЩЕННОЕ 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.А.ЕСЕНИНА...

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ПОСВЯЩЁННАЯ 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЛЕГЕНДАРНОГО ЛЁТЧИКА АЛЕКСЕЯ ПЕТРОВИЧА МАРЕСЬЕВА

Цель:Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего народа.Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войн...

Литературный вечер посвящённый 195 - летия со дня рождения Некрасова

По средствам открытого мероприятия расширить  знания учащихся о творчестве Н.А.Некрасова, привить интерес к  лирике поэта, интерес к его жизни и творчества....

Педагогический анализ образовательных мероприятий, посвященных 120-летию со дня рождения С. А. Есенина + сценарий проведения вечера. посвященный 120-летию со дня рождения С. А.Есенина

Цель: углубить знания учеников о жизни и творчестве С. А. Есенина.Задачи:Донести до учащихся красоту поэзии Есенина;Развивать навыки выразительного чтения;Расширять кругозор младших школьников;Развива...