Индивидуальная образовательная программа учителя-логопеда "Использование технологии моделирования и проигрывания сказок в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
рабочая программа по логопедии на тему

Артемьева Алёна Сергеевна

В данной программе представлены теоретические основы, этапы реализации программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iop_artemevoy_a.s.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная образовательная программа

учителя-логопеда

на 2015-2018 уч. год.

                                                          Разработчик программы:

                                                                                                          Артемьева Алёна Сергеевна,

                                                                                     учитель-логопед

п. Козулька 2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

             Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный.

         В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками,  применении их в практической профессиональной деятельности для решения следующих задач:                                                              

- своевременное выявление обучающихся и воспитанников с речевыми нарушениями, изучение уровня их речевого развития, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;                                                                                  - предупреждение и устранение нарушений устной и письменной речи методами, средствами профилактической и коррекционно-педагогической работы, соответствующими потребностям и возможностям  ребенка;                                                         - организация методической деятельности, направленной на оптимизацию логопедической работы в рамках образовательного процесса;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       - содействие распространению и внедрению в практику достижений в области отечественной и зарубежной логопедии;                                                                                                                                                  - консультирование родителей (лиц, их заменяющих), имеющих детей с нарушениями речевого развития, и педагогов в целях обеспечения необходимого уровня их осведомленности о задачах и специфике логопедической работы.      

Одной из таких современных коррекционных технологий является технология моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях (автор Т.А. Ткаченко).

Исходя из актуальности проблемы, мною  выбрана   тема: Использование технологии моделирования и проигрывания сказок в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.

Цель: повысить эффективность логопедических занятий средствами современной коррекционной технологии моделирования и проигрывания сказок.

Содержание работы определило следующие задачи:

1. Изучить современную литературу, опыт педагогов и логопедов, интернет-источники по теме.

2.Усвоить психолого-педагогические основы данной технологии.

3. Разработать перспективный план по данной теме.

4.Разработать сюжеты сказок в соответствии с уровнем интеллекта и речевыми возможностями детей.

5. Собрать коллекцию игрушек для моделирования и проигрывания сказок.

6. Выбрать конкретные способы  реализации материала и апробировать их на логопедических занятиях.

7.Разработать рекомендации учителям и родителям.

Предполагаемый результат:

1.Изучен опыт использования педагогами и логопедами технологии моделирования и проигрывания сказок в коррекционно-развивающей работе.

2. Разработан перспективный план.

3.Разработаны сюжеты сказок, собрана коллекция игрушек. Они апробированы и активно используются в работе.

4. Разработаны рекомендации учителям и родителям.

Больше всего дети любят сказку. Раз увиденная сказка надолго оставляет в душе ребёнка ощущение чуда, волшебства, праздника. Сказка, в которой обычно побеждает добро, больной становится здоровым, бедный богатым, а слабый сильным, даёт детям чувство защищённости.

Меня особенно привлекает то, что сказку можно анимировать, сделать ее живой, а значит, близкой и понятной для ребенка. А это поможет разнообразить коррекционную работу, сделать ее для ребенка и учителя-логопеда интересной, насыщенной, плодотворной. Этим повышается эффективность логопедической работы за счет включения эмоционального компонента в образовательный материал. 

Сказка является не только благодатным материалом для развития речи, но и может служить «пусковым моментом» для последующей коррекционной деятельности, формируя у ребенка положительное отношение к занятиям.

Таким образом, технология моделирования и проигрывания сказок способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, появлению фразы в речи ребенка, устранению в речи аграмматизмов.  

Основные этапы реализации программы

Этапы

Содержание

работы

Сроки

Результат

Диагностический

1. Изучение современной литературы, опыта педагогов и логопедов, связанных с применением технологии моделирования и проигрывания сказок.

2. Работа с Интернет-ресурсами по теме.

3. Разработка ИОП.

сентябрь-декабрь 2015г.

 

1. Изучена методическая литература

2. Разработана ИОП

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

январь-май 2016г.

1.Выступление на заседании школьного МО учителей

 Практический  

1. Выбор конкретных способов  реализации материала и апробация  на логопедических занятиях.

2. Корректировка работы.

3. Прохождение курсов повышения квалификации.

2016-2017 г.

1.Выбраны способы реализации материала.

2. Разработаны сюжеты сказок.

3. Собрана коллекция игрушек для моделирования и проигрывания сказок.

4. Открытый урок логопедического занятия.

5. Участие в конкурсах, конференциях.

Внедренческий

1. Внедрение ИОП.

2. Внедрение опыта работы. Обобщение опыта на заседании школьного МО учителей, в сети Интернет.

2017-2018 г.

1.Данная технология активно используется в коррекционно-развивающей работе.

2. Результаты работы разместить на сайте школы и в сети Интернет

Моделирование и проигрывание сказок на логопедических занятиях, позволяет развивать мотивацию вербального общения, пополнять, уточнять и активизировать словарный запас, совершенствовать связные высказывания и грамматический строй речи. Способствует формированию первичных произносительных навыков, появлению фразы в речи ребенка, устранению в речи аграмматизмов.

             Дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приемов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

             Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, включение элементов технологии моделирования и проигрывания сказок позволит решать мне следующие задачи:

  • создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;
  • совершенствование лексико - грамматических средств языка;
  • совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
  • развитие диалогической и монологической речи;
  • взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
  • создание на занятии благоприятной атмосферы, улучшение психоэмоционального состояния детей.

             Сказкотерапия развивает в детях – логопатах активность, самостоятельность, творчество, эмоциональность, связную речь. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся открытыми к восприятию действительности, проявляют заинтересованность в выполнении различных заданий.

           Таким образом, через исполнение сказки, ее сюжетных линий можно решить многие коррекционные задачи. Этим повышается эффективность логопедической работы за счет включения эмоционального компонента в образовательный материал.

        Используются различные формы работы со сказкой: чтение, обсуждение, проигрывание, рисование, сочинение, пересказ сказки, театральная постановка.

Моделирование  сказки – это не только ее планирование до занятия,  но и творческая  переработка в процессе общения с ребенком, т.е. в ходе ее  разыгрывания.

Разыгрывание  или  воспроизведение  сказки  или только  взрослым,  или одним  ребенком, или ими совместно. Причем проигрываться могут как знакомые, так и незнакомые  ребенку сказки, как составленные  логопедом заранее, так и составляемые (моделируемые) непосредственно  в процессе их демонстрации.

Из всех существующих приемов, помогающих в овладении  связной  речью, один из самых эффективных, по-моему, - метод моделирования.  

Реализуя  данную  технологию,  поставила  перед  собой  следующие  задачи:

- развивать фонематический  слух  и фонематическое  восприятие;

- обогащать словарный  запас  детей,  развивать  связную речь;

- совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения,  восприятия и выразительности;

- учить  последовательности ,  логичности, полноте и связности  изложения;

- развивать у детей мышление, воображение, память при отборе заместителей;

- развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме

- учить использовать заместители при  пересказе не только всей  сказки, но и отдельных эпизодов.

Этапы  работы  со сказкой:

- знакомство со сказкой (чтение, рассказывание, беседа);

-развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной речи, выразительности речи;

-знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь (пересказ, настольный театр);

-подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета сказки.

На  разных  возрастных  этапах  и в зависимости от  индивидуальных способностей детей использовала различные приемы наглядного  моделирования: игрушки,  заместители, мнемотаблицы.

В  самом  начале обучения можно моделировать и разыгрывать сказку самостоятельно, без участия  ребенка, затем  подключала  ребенка к разыгрыванию   сказки с помощью   игрушки (передавать ребенку  следующего персонажа сказки и вызывать  его на разговор). Наличие  игрушки  помогает  ребенку легче войти в образ, выполнять движения от его, а не от собственного лица. Следующий моментом в работе это  обговаривание  просмотренного  сюжета, благодаря которому совершенствуется  словесно-логическое мышление ребенка, грамматическая  правильность его фразовых  высказываний и словарный запас, а также автоматизировались вызванные  звуки в самостоятельной речи.

Постепенно  подводим  ребенка к разыгрыванию знакомой  сказки. В  случае  нерешительности предлагаем сыграть маленький фрагмент сказки (например, самый  ее конец). Затем  переходим к воспроизведению сказки целиком.

На  подгрупповых  занятиях  разыгрываем сказки  целиком.

Для  усложнения заданий можно разыгрывать  с ребенком сказку  по мотивам увиденной, с изменением персонажей, времени или результата действия. Вначале обучения предлагаем для разыгрывания сказку, в которой имелись минимальные изменения по отношению к хорошо знакомому сюжету (например: в сказке «Колобок»  персонаж - колобок   заменяли   на репку; в  сказке «Репка»   репку заменяли на морковь). Добавление нового  персонажа в сказку заставляет ребенка мыслить и фантазировать еще интенсивнее. Более сложным вариантом является изменение в сказке времени  ее действия (например:  в сказке «Лиса  и волк», волк у которого по содержанию сказки хвост замерз в проруби  зимой, должен поступать совершенно по-другому, когда действие сказки происходит летом. Причем, в этом  случае изменился и результат действия. А именно: волк смог убежать невредимым  т.к. вода в реке не замерзла, а хвост в проруби не останется, да и проруби летом не будет).

В дальнейшем продолжаем работу по разыгрыванию и моделированию ребенком сказок  по набору игрушек по знакомым сказкам. Все  сказки моделируются и разыгрываются на занятиях при помощи настольных игрушек: обычные игрушки, пальчиковые игрушки, вязаные и выполненные из бумаги, персонажи и декорации из картинок (настольный театр картинок).

Для  формирования монологической  речи   используем разные  виды  моделирования,  начиная  с  замещения  одних  объектов  другими,  т. е. реальные – условными. Иногда  приходится  замещать и предметы,  с  которыми  они  действуют. В  качестве  заместителей  используем  бумажные  круги,  квадраты,  треугольники,  прямоугольники  разного  цвета   и  величины.  Первая  задача -  учить  детей правильно  использовать  заместителя. На  первых  занятиях  число  заместителей (например  кругов   совпадает  с числом  замещаемых  объектов (2-3), далее   вводим   лишние  круги,  чтобы  ребенок сам  выбирал  нужные.)  Когда  выбор  заместителей   освоен, мы  переходим  к  разыгрыванию с их помощью простых  сюжетов. К  одной  и  той  же  сказке  возвращаемся  несколько  раз, в  зависимости  от  того, насколько  ребенок овладел моделированием,  изменяем  полноту  разыгрывания  сюжета. Вначале  достаточно,  чтобы  ребенок  только  показывал  заместитель – круг соответствующий    персонажу, о котором   ему сообщалось  в  данный  момент.  Позднее  переходим  к  изображению  действий совершаемых  этими  персонажами. Если  ребенок  сам не  догадывается, как изобразить  действие,  подсказываем  или показываем. Можно разыграть  р.н.с. «Репка».  К  сказке  «Репка»  отбираем  для  персонажей  прямоугольники  одинакового  цвета,  но  разной  величины    (от  самой   высокой   до  самой  низкой),  репка  будет  желтым  кругом. Рассказываем  сказку,  а  ребенок  в  это  время  обыгрывал  ее. Обыгрывание  сказок   способствует развитию  умения соотносить предметы  по  величине,  цвету,  форме.

С  помощью   условных  заместителей дети  составляют  модель  сказки,  последовательно и самостоятельно ее  рассказывают,  стараются  подражать голосам  диких  животных. Далее  при работе  со  сказками    можно использовать  не  наглядный,  а  более  сложный  признак – связанный  с  характером  героя.  Если  это  добрый  герой,  то  он  замещается  светлыми  цветами :голубым, розовым,  а  если  злой  герой,  то  черным  цветом (сказка « Лиса  и  волк»).

Активным  детям  предлагаем  задания  на  самостоятельное  «досочинение» сказок  с помощью  заместителей. В  сказке «Теремок»  все   сцены  однотипны,  ребенку  предлагается  новое  животное,  с  которым  в  очередной  раз  повторяется  стандартная  сцена (он  спрашивал: «Кто, кто в  теремочке  живет?»)

В сказке «Заюшкина  избушка» - для  моделирования  в качестве  заместителей – круги   разного  цвета для  персонажей  сказки: зайца,  волка,  лисы,  медведя,  петуха, собаки;  лубяная  избушка – квадрат  коричневого  цвета,  ледяная  избушка – квадрат  голубого  цвета,  лес - квадрат  зеленого  цвета. Сначала  дети  учатся заменять персонажей  сказки  на  условные  заместители.   На  другом  занятии    ребенок  пересказывает  середину  или  конец  сказки  по  моделям заместителям.  На  следующем  занятии   ребенок  рассказывает  всю  сказку.   Более  смышленым  детям  можно дать  задание  на   «досочинение»  сказки  с дополнительным  заместителем.   Выкладывая   модели   сказок с  условными  заместителями,  учимся   исполнять   роли   с использованием  игрушек  или  самими  детьми. Ребенок  держа  в  руке  игрушечного  волка  и хриплым  «волчьим» голосом  говорит «Колобок, колобок,  я тебя  съем». И  тут  же  он  оставляет  волка,  берет  колобка и говорит  за  него  тонким голосом:  «Не  ешь  меня,  я  тебе  песенку спою».

Легкость  перехода  от  одной  роли  к  другой  достигается  именно  сменой игрушек.  Каждая  из  них  диктует  свою  манеру  поведения,  свою  интонацию. Такие  игры  очень  полезны для  развития  ребенка:  они  учат  его  смотреть на  одну  и ту же ситуацию с разных  сторон,  глазами   разных  персонажей,  имеющих разные  цели.

Сказка является средством реабилитационной программы с заикающимися детьми. [2]«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сбросив напряжение, эмоционально отыграв спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся увереннее в себе, активнее, восприимчивее к людям и окружающему миру. В качестве лечебной сказки в работе с заикающимися детьми можно использовать сказку И. Лущеко «Паровозик Словочкин» [1].

  1. Лущеко И. Лечебные сказки // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2003. - №2. – с.7.
  2. Никитинская С.В. Использование сказкотерапии в логопедической работе с заикающимися дошкольниками // Материалы конференции логопедов системы МЗ РФ «Актуальные вопросы логопатологии», 10-11 февраля 2009 года, Санкт-Петербург.

У детей с общим недоразвитием речи

  несформированность всех компонентов языковой системы сочетается со специфическими отклонениями внимания, восприятия, памяти, воображения, словесно – логического мышления.

Кроме того, дети с ОНР нередко обладают личностными особенностями, осложняющими их обучение и воспитание: негативизм, агрессивность, раздражительность, капризность, замкнутость, робость, пассивность, обидчивость и пр. Дети, отстающие в речевом развитии, зачастую неспособны к творческим, содержательным игровым действиям.

Все сказки планируются и готовятся до занятия, с учётом речевых, психологических и личностных особенностей каждого ребёнка. Нередко, при показе сказки, подготовленной заранее, приходится изменять её содержание. Основанием для таких перемен является незапланированная реакция ребенка. Реагируя в ходе общения на желания ребенка, продлевается или изменяется игровое действие, добавляется в него новый персонаж, атрибут и пр.

В процессе демонстрации сказки у ребёнка, естественно, возникает эмоциональный подъём, заметно повышаются его сосредоточенность, восприятие и мыслительная активность. Умелое разыгрывание сказок позволяет: создавать у ребёнка радостное, приподнятое настроение, устанавливать эмоциональный контакт, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать познавательные процессы, развивать речь (причём, все её компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам).

Демонстрировать сказку с помощью мелких игрушек (в том числе фигурки из киндер сюрпризов) лучше перед одним-двумя детьми, не более. Логопед садится за маленький стол, напротив детей, достает коробку с игрушками и сказка начинается. В основном сюжеты сказок продумываются заранее, иногда они возникают тут же, по ходу действия с игрушками. Но, независимо от содержания сказки, обязательны особый настрой, атмосфера, в которых они демонстрируются.

Радуются и преображаются дети, когда на их глазах маленькие игрушечки двигаются, «превращаются», общаются, «говорят» разными голосами. Существенно то, что, показывая детям сказку, логопед воспроизводит не только реплики персонажей, но и так называемый авторский текст. При показе сказки логопед:

  • говорит за каждый персонаж характерным для него голосом,
  • берет за игрушку, изображающую говорящий персонаж и двигает её по поверхности стола в такт словам,
  • говорит за сказочника и передвигает игрушки в соответствии с содержанием текста.

Продолжительность показа одной сказки может составлять от 2 до 5 минут. Важно, чтобы сюжет был законченным, содержал, по возможности, конфликтную ситуацию, воспитательный момент.

Таким образом, в самом начале обучения логопед моделирует и проигрывает сказку самостоятельно, без участия ребёнка. Ребёнок молчит, он лишь смотрит и слушает. Его речь совершенствуется только в пассивном плане. Все познавательные способности (мотивация, внимание, восприятие, воображение, память, мышление) функционируют активно.

Далее сказки моделируются и проигрываются на индивидуальных занятиях с постепенным усложнением заданий, которое обеспечивается за счёт всё более активного участия ребёнка в разыгрывании и моделировании сказок.

Разработана определённая система, содержащая разнообразные виды работ с постепенным нарастанием их сложности:

1. Подключение ребёнка к разыгрыванию сказки. Во время демонстрации сказки, по ходу действия, психолог, ничего не объясняя ребёнку, передаёт ему одну из игрушек. А затем, обращаясь к этой игрушке, от имени своего персонажа задаёт вопрос персонажу ребёнка. Например, «Куда ты идёшь, Мартыщка?» и пр.

Можно обращаться к персонажу ребёнка с репликами, требующими от него пояснений, извинений, обобщений и пр. Например «Светлячок, я потерял дорогу домой. Помоги. Как ты это сделаешь?» и пр.

Подобные упражнения, помимо внимания, мышления, воображения, позволяют совершенствовать речевую активность и качество фразовых высказываний ребёнка.

2. Пластические этюды по мотивам знакомой сказки. Наличие игрушки помогает ребёнку легче войти в образ, смелее действовать в рамках поведения наблюдаемого персонажа, выполнять движения от его, а не от собственного лица, что психологически намного легче.

Выполнять пластические этюды удобнее с игрушкой, которая на небольшой тесёмке надевается на шею ребёнка. Делается это с тем, чтобы руки малыша оставались свободными, и в то же время, он имел возможность наблюдать игрушку. Так ребёнку легче изобразить: как, например, муравей нес в муравейник травинку.

Данное упражнение позволяет улучшить психо - эмоциональное состояние ребёнка, снять напряжение, связанное с сидением, активизировать творческие проявления.

3. Обговаривание просмотренного сюжета. Сразу же после показа сказки, взрослый задаёт вопросы ребёнку, побуждающие его анализировать, рассуждать, делать выводы. Например: «Кто же оказался самым храбрым? Почему?» или «Что надо было сделать Барашку, чтобы найти друзей?» и пр.

Упражнения можно совершенствуют словесно-логическое мышление ребёнка и словарный запас.

4. Разыгрывание ребёнком знакомой сказки. Вначале, в случае нерешительности, можно предложить ребёнку сыграть маленький фрагмент сказки. Затем следует переходить к воспроизведению сказки целиком. Если ребёнок привык к педагогу, хорошо контактирует с ним, то психологически легче разыгрывать сказку без присутствия других детей.

Только после успешного опыта показа сказки одному взрослому, стоит переходить к «выступлению» в коллективе.

Данное упражнение стимулирует речевую активность ребёнка, развивает его фразовую и связную речь.

5. Разыгрывание знакомой сказки с участием нескольких детей. Логопед перед началом разыгрывания сказки распределяет роли, раздавая маленьким актёрам соответствующие игрушки. По усмотрению педагога, характеры персонажей и детей могут либо совпадать (робкой девочке – зайчиху, напористому, упрямому мальчику – бычка), либо, наоборот, являть полную противоположность (нерешительному ребёнку – тигра, негативному – послушную лошадку).

Взрослый продолжает руководить развитием её сюжета через реплики сказочника или одного из персонажей. Например, чувствуя, что действие сказки, демонстрируемой детьми, принимает конфликтный характер, логопед может объявить её окончание следующими словами: «Тут прилетел добрый Волшебник и всех помирил».

Благодаря подобным упражнениям, дети учатся участвовать в беседе, формулировать свои высказывания по законам диалогического общения.

6. Разыгрывание ребёнком сказки по мотивам увиденной, с изменением персонажей, времени или результата действия и пр. В начале следует предлагать для самостоятельного разыгрывания сказку, в которой имеются минимальные изменения по отношению к хорошо знакомому сюжету. Например, упрямого бычка можно заменить осликом или драчливого козлика волком. Добавление нового персонажа в сказку заставляет ребёнка мыслить и фантазировать ещё интенсивнее.

7. Разыгрывание и моделирование ребёнком сказки по набору игрушек, составленному взрослым. В данном случае ребёнку придётся самостоятельно не только демонстрировать сказку, но и придумывать её сюжет. Вначале, в случае затруднений, можно напомнить ребёнку сюжет, по аналогии с которым он может создать свой. В дальнейшем следует предоставить ребёнку большую самостоятельность, поощряя его за малейшие успехи.

Подобные упражнения помогают развитию самых сложных форм связного высказывания - составлению творческих рассказов.

8. Разыгрывание и моделирование ребёнком сказки по выбранному им набору игрушек. Этот вид занятий отличается от предыдущего тем, что ребёнку предоставлена ещё большая самостоятельность в творчестве. Взрослому следует только слегка направлять действия ребёнка, если они выходят за допустимые рамки. Например, ограничить количество действующих лиц или время показа сказки. Причём, и то и другое, следует делать мягко, с максимальным тактом и выдержкой.

Виды работ под номерами 6,7 и 8 рекомендуется проводить со школьниками на более поздних этапах обучения, по достижении ими соответствующего уровня речевого развития.

Моделируя самостоятельно или выбирая сюжет сказки из предлагаемых, следует учитывать личностные проблемы ребёнка (наличие тревожности, агрессивности, упрямства, раздражительности и пр.).

В конце каждой сказки нужно формулировать её мораль. Вывод, сделанный взрослым на основании сюжета сказки, но адресованный сказочному персонажу, воспринимается и усваивается ребёнком гораздо лучше, чем назидание или совет, данные непосредственно в его адрес.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на 2013-2014 учебный год

В плпне рассмотрены все этапы и основные направления работы учителя-логопеда....

Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда оформлен в таблицу(5 страниц). В плане указаны цель, задачи, приоритетные направления деятельности. В таб...

Использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.

Использование современных образовательных технологий является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому, в совместной деятельности с детьми, я исполь...

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 4 классов, имеющих нарушения письменной речи (дизорфография)

Планирование предназначено для учителей-логопедов, работающих с детьми, имеющими нарушения письменной речи-дизорфография. Также, может использоваться учителями начальных классов, планирующих работу с ...