Логопедическая работа по устранению оптико-пространственных нарушений письма у младших школьников
статья по логопедии на тему

Поскребалова Наталья Геннадиевна

Вопросами патологии чтения и письма занимались с давних времён. Впервые на эти нарушения как на самостоятельную патологию речевой деятельности указывал А. Кусмауль (1877). Затем появилось много работ,
в которых предлагались подробные описания детей с различными нарушениями письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_poskrebalova_n.g.pptx1.77 МБ
Файл rech_na_zashchitu.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедическая работа по устранению оптико-пространственных нарушений письма у младших школьников Выполнила: Поскребалова Наталья Геннадиевна Научный руководитель: к.п.н Томме Людмила Евгеньевна

Слайд 3

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс логопедических приёмов, направленный на устранение оптико-пространственных нарушений письма у младших школьников. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: Изучить и проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе. Провести констатирующий эксперимент с целью изучения видов оптико-пространственных нарушений письма и выявления особенностей развития оптико-пространственных функций у младших школьников. Разработать и апробировать комплекс логопедических приёмов, направленных на развитие оптико-пространственных функций и коррекцию оптико-пространственных нарушений письма. Провести контрольный срез с целью выявления результативности логопедической работы по устранению оптико-пространственных нарушений письма у младших школьников .

Слайд 4

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития оптико-пространственных функций у младших школьников. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: комплекс логопедических приёмов, направленный на устранение оптико-пространственных нарушений письма у младших школьников.

Слайд 5

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Устранение оптико-пространственных нарушений письма у младших школьников будет осуществляться более эффективно, если использовать комплекс логопедических приёмов, направленный на: развитие оптико-гностических и оптико-мнестических функций; развитие пространственного восприятия и представлений; формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений; последовательную дифференциацию смешиваемых при письме букв (изолированно, в слогах, словах, предложениях и связных текстах).

Слайд 7

Этапы педагогического эксперимента: Констатирующий эксперимент: 18-25 сентября 2013г. Цель - изучение оптико-пространственных нарушений письма и особенностей развития оптико-пространственных функций у младших школьников. Формирующий эксперимент : с 26 сентября по 7 мая 2013г. Цель - принципы и направления логопедической работы по устранению оптико-пространственных нарушений письма. Контрольный эксперимент : 11-13 мая 2013г. Цель - выявление эффективности проведённой работы

Слайд 8

КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ I этап Первый раздел - нейропсихологическая методика обследования письма младших школьников О. Б. Иншаковой «Изучение навыков письма обучающихся 1-4 классов». Второй раздел - тест-методика «Пробы Хеда ». Третий раздел - четыре методики: Тест-проба « Срисовывание фигур ». Тест-проба «Копирование с поворотом на 180º». Палочковый тест Гольдштейн-Ширера (адаптированный для детей). Тест-проба «Рисунок (копирование) трёхмерного объекта». Четвёртый раздел - две методики: Тест-проба «Зеркальные буквы». Тест-проба «Слепые часы». Пятый раздел - тест-проба на зрительно-пространственную память «Запоминание невербальных фигур». II этап Обработка и анализ полученных результатов. СТРУКТУРА

Слайд 9

ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (В % ОТ ОБЩЕГО ЧИСЛА ИСПЫТУЕМЫХ ) (МЕТОДИКА О.Б. ИНШАКОВОЙ «ИЗУЧЕНИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ») Виды нарушений Замены букв, сходных по начерта нию Недопи сыва ние элемен тов букв Замены оптичес ки сходных букв Зеркальное пись мо Неточность оформления рабочей строки Неудержание строки во время письма Колебания высоты букв Колебания наклона букв Отсутствие слитности написания букв в словах Неравномерность расстояний между словами Избегание ” переноса слова 60 60 70 100 80 60 50 30 50 80

Слайд 10

ЦЕЛЬ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭТАПА : разработать и апробировать комплекс логопедических приёмов, направленных на развитие оптико-пространственных функций и коррекцию оптико-пространственных нарушений письма. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Основные принципы по коррекции нарушения письма Принцип комплексности. Патогенетический принцип ( принцип учёта патогенеза, то есть механизма нарушения). Принцип учёта психологической структуры процесса письма и характера нарушения речевой деятельности. Принцип поэтапного формирования умственных действий. Принцип учёта зоны «ближайшего развития». Принцип учёта симптоматики и степени выраженности дисграфии . Принцип деятельностного подхода. Онтогенетический принцип. уточнение и расширение объёма зрительной памяти (развитие зрительного мнезиса ); формирование пространственного восприятия и представлений; развитие зрительного анализа и синтеза; формирование изобразительно-графических способностей, зрительно-моторной координации; формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений; развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса ), в том числе и буквенного; дифференциация смешиваемых при письме букв (изолированно, в слогах, словах, предложениях и связных текстах). Основные направления по коррекции нарушения письма

Слайд 11

ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( В % ОТ ОБЩЕГО ЧИСЛА ИСПЫТУЕМЫХ )

Слайд 12

ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМА ПОСЛЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА (ПРОБ ХЕДА) (В % ОТ ОБЩЕГО ЧИСЛА ИСПЫТУЕМЫХ)

Слайд 13

ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПРАКСИСА У ДЕТЕЙ С ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМА ПОСЛЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА (ТЕСТ-ПРОБА “СРИСОВЫВАНИЕ ФИГУР”) (В % ОТ ОБЩЕГО ЧИСЛА ИСПЫТУЕМЫХ)

Слайд 14

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫМ НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМА ПОСЛЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА (В % ОТ ОБЩЕГО ЧИСЛА ИСПЫТУЕМЫХ)

Слайд 15

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫХ КООРДИНАЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМА ПОСЛЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА (ТЕСТ-ПРОБА “РИСУНОК (КОПИРОВАНИЕ) ТРЁХМЕРНОГО ОБЪЕКТА”) (В % ОТ ОБЩЕГО ЧИСЛА ИСПЫТУЕМЫХ) Уровни успешности выполнения тест-пробы I .Рисунок стола II . Копирование дома Самостоятельное изображение Рисование по памяти Копирование стола Высо кий уро вень (0-1 б.) Сред ний уровень (2-3 б.) Низкий уровень (4 б.) Высо кий уровень (0-1 б.) Сред ний уровень (2-3 б.) Низкий уровень (4 б.) Высо кий уровень (0-1 б.) Сред ний уровень (2-3 б.) Низкий уровень (4 б.) Высо кий уровень (0-1 б.) Сред ний уро вень (2-3 б.) Низ кий уро вень (4 б.) - / 20 30 /50 70 / 30 40 / 70 60 /30 - / 20 50 / 60 50 / 20 - / 30 60 / 70 40 / - до формирующего эксперимента (результаты констатирующего эксперимента) после формирующего эксперимента (результаты формирующего (контрольного) эксперимента)

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИе !



Предварительный просмотр:

(Слайд 1). Уважаемый председатель ГАК, уважаемые члены комиссии, вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему «Логопедическая работа по устранению оптико-пространственных нарушений письма у младших школьников».

(Слайд 2). Как показывает практика, в последнее время участились случаи выявления у обучающихся младшего школьного возраста специфических трудностей письма, не имеющих отношения к нарушениям устной речи и интеллектуальным особенностям детей. Эти ошибки можно охарактеризовать как пространственные: сложности в ориентировке на тетрадном листе; трудности в удержании строки; колебания наклона и высоты букв; зеркальность при написании букв и др. Очень важно как можно раньше приступить к коррекционной работе, поскольку нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, оказывают отрицательное влияние на самооценку школьника, снижают его познавательную функцию.

Поиск оптимальных путей для совершенствования логопедической работы по устранению оптико-пространственных нарушений письма и недостаточная его изученность определили актуальность нашего исследования.

Многие учёные, такие как: Раиса Ивановна Лалаева, Ирина Николаевна Садовникова, Людмила Николаевна Ефименкова, Галина Геннаьевна Мисаренко, Любовь Филиповна Спирова, Алла Васильевна Ястребова и др. занимались и занимаются проблемой коррекции нарушений письма обучающихся общеобразовательных школ.

(Слайд 3). Выбрав тему исследования, мы определили цель. Исходя из поставленных целей, были определены задачи исследования:

(Слайд 4).   Предмет и объект исследования.

 (Слайд 5).  Изучение теоретических аспектов проблемы по устранению оптико-пространственных нарушений письма у младших школьников позволило сформулировать гипотезу нашей работы.

(Слайд 6).  Для проверки данной гипотезы нами был запланирован и проведён педагогический эксперимент. Эксперимент проводился в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Надыма. В эксперименте принимали участие 10 обучающихся в возрасте 8-9 лет. У данной группы школьников не отмечалось нарушений зрения и слуха. Интеллектуальное развитие соответствовало возрастной норме. При этом у всех детей данной группы отмечались трудности овладения письмом и чтением.

(Слайд 7).  На данном слайде представлены этапы педагогического эксперимента.

(Слайд 8). Констатирующий этап эксперимента был направлен на изучение оптико-пространственных нарушений письма и особенностей развития оптико-пространственных функций у младших школьников, подборке диагностических методик и составлению программы исследования.

На данном слайде структура исследования. На I этапе изучались оптико-пространственные нарушения письма и особенности развития оптико-пространственных функций. Этот этап включал в себя пять разделов. Первый раздел посвящался изучению оптико-пространственных нарушений письма у младших школьников. В данном разделе использовалась нейропсихологическая методика обследования письма младших школьников О. Б. Иншаковой «Изучение навыков письма обучающихся 1-4 классов».

Второй раздел был посвящён изучению особенностей пространственной организации движений у младших школьников с симптомами оптико-пространственных нарушений письма. Для этого использовалась тест-методика «Пробы Хеда».

Третий раздел посвящался изучению особенностей пространственного, конструктивного праксиса и зрительно-моторных координаций. Для этого использовались четыре методики:

Четвёртый раздел был посвящён изучению особенностей пространственного гнозиса. В данном разделе использовались две методики:

Пятый раздел посвящался изучению особенностей зрительно-пространственной памяти.

II этап исследования был посвящён обработке и анализу полученных результатов. Каждая из использованных диагностических методик обладает своеобразной спецификой.

(Слайд 9). Использованный комплекс методик позволил получить данные, касающиеся оптико-пространственных нарушений письма и особенностей развития оптико-пространственных функций у младших школьников.

Анализ результатов показал, что самыми выраженными оптико-пространственными нарушениями письма у обучающихся младшего школьного возраста явились:

  • зеркальное письмо букв;
  • неудержание строки во время письма;
  • «избегание» переноса слова;
  • замены оптически сходных букв;
  • замены букв, сходных по начертанию;
  • недописывание элементов букв;
  • колебания высоты букв.

У 5обследованных детей с оптико-пространственными нарушениями письма пространственная организация движений находилась на среднем уровне развития.

У 6 пространственный праксис находился на низком уровне развития.

7 испытуемых копирование изображения в ситуации мысленного переворачивания вызывает большие трудности.

У 7 школьников зрительно-пространственные представления и зрительно-моторная координация находилась на низком уровне развития.

У половина нарушено пространственное восприятие (пространственный гнозис), что затрудняет восприятие пространственно-ориентированных букв.

У 8 зрительно-пространственная память находилась на низком уровне развития.

Проведённое исследование подтвердило тот факт, что дети с нарушениями письма нуждаются в активной помощи со стороны педагогов.

        Экспериментальные данные послужили толчком для разработки комплексов заданий-упражнений для совершенствования оптико-пространственных функций (пространственного праксиса, гнозиса, зрительно-пространственной памяти и т. д.) у детей младшего школьного возраста и апробации этих упражнений в ходе коррекционного обучения.

(Слайд 10). Поэтому нами был проведён формирующий этап цель и направления которого представлены на слайде. Каждое направление включала комплекс специфических упражнений, заданий.

По результатам формирующего эксперимента был проведён контрольный этап эксперимента. У младших школьников был взят тот же комплект диагностических методик, что и на констатирующем этапе эксперимента.

(Слайд 11). Результаты указанной диагностики можно представить следующим образом. Оптико-пространственные нарушения письма у обучающихся младшего школьного возраста после формирующего эксперимента значительно уменьшался.

Остались замены букв, сходных по начертанию и наблюдается неравномерность расстояний между словами у 1школьника;

- у 2-х испытуемых наблюдается недописывание элементов букв;

- у 3-х обучающихся остались замены оптически сходных букв, «избегание» переноса слова и наблюдается зеркальное письмо; - у 4 испытуемых наблюдается неудержание строки во время письма;

- у 2-х детей остались колебания высоты букв и колебания наклона букв;

(Слайд 12). Повысился уровень развития пространственной организации движений;

(Слайд 13). - Повысился уровень развития пространственного праксиса;

4 испытуемых в ходе коррекционно-развивающей работы научились располагать элементы конструкций в пространстве в соответствии с образцом, то есть уровень конструктивного праксиса после проведения формирующего эксперимента повысился.

(Слайд 14). - Уровень зрительно-пространственной памяти у детей: средний уровень увеличился от 2 до 6 человек (составил 60% испытуемых), а низкий уровень уменьшился от 8 до 4 человек (составил 40% испытуемых).

(Слайд 15). В итоге, процент детей, имеющих предпосылки к возникновению оптической дисграфии, значительно уменьшился. Уровень развития зрительного восприятия, ориентации в пространстве и зрительно-моторной координации почти у всех обучающихся приблизился к возрастной норме.

Представленная результативность коррекционно – развивающей работы по развитию, совершенствованию и активизации оптико-пространственных функций демонстрирует правильность выбора методических приёмов и направлений работы.

Экспериментальное исследование позволило выявить эффективность разработанного комплекса методических приёмов, направленных на устранение оптико-пространственных нарушений письма у младших школьников, цель работы достигнута, решены поставленные задачи, а гипотеза исследования доказана.

(Слайд 16). Спасибо за внимание!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по формированию социальной компетентности у младших школьников с нарушением интеллекта"

В статье прдставлен тематический план и описание  средств технологии, с помощью которых  формировали и развивали социальную компетентность у младших школьников с нарушением интеллекта. Доказ...

Система работы по развитию пространственных ориентировок у младших школьников с нарушением речи на коррекционно-развивающих занятиях

Особенности проведения занятия по развитию пространственных представлений у детей, обучающихся в речевых классах общеобразовательных школ....

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с дислексией.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с дислексией....

"Технологии коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи". Проектная работа.

В данном проекте представлена технология, состоящая из комплексов упражнений по формированию и развитию моторных функций. Она включает в себя традиционные и нетрадиционные приёмы коррекционного воздей...

Направления логопедической работы по формированию учебных действий у младших школьников с дизорфографией

Наличие данных об уровнях сформированности учебных действий у младших школьников позволяет осуществлять логопедическую работы по нескольким направлениям....

Логопедическая работа по устранению семантической дислексии у младших школьников с ЗПР.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением особенностей логопедической работы по коррекции семантической дислексии у детей с задержкой психического развития. В статье представлены основны...