Система работы по развитию пространственных ориентировок у младших школьников с нарушением речи на коррекционно-развивающих занятиях
статья по теме

Особенности проведения занятия по развитию пространственных представлений у детей, обучающихся в речевых классах общеобразовательных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_pechat.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по развитию пространственных ориентировок у младших школьников с нарушением речи на коррекционно-развивающих занятиях

Психолог Рак Татьяна Валентиновна

Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (ГОУ СОШ) № 285 Красносельского района

Санкт-Петербурга

 Работая с детьми, имеющими речевую патологию, на своих занятиях мы столкнулись с тем, что у большинства детей не сформированы пространственные представления. Диагностика показала низкий уровень знаний в области пространственных ориентировок, неспособность свободно пользоваться в речи словесными обозначениями пространственных характеристик. У детей, страдающих дислексией и дисграфией, наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях.  Несформированность пространственных представлений у детей с нарушением речи проявляется не только на коррекционно-развивающих занятиях, но и в свободной деятельности, что отмечают учителя и родители. Эта проблема недостаточно рассмотрена, не существует специальной системы работы по ее решению, а эпизодическая деятельность не может быть эффективной. Поэтому в разработанной нами системе интегрированных занятий включено большое количество заданий на развитие пространственных представлений.

Предполагаемые занятия призваны в большей степени обратить вни мание на то, что не всегда удается реализовать на традиционных логопедических и психо логических занятиях, или затрагивается косвенно, опосредованно.     Отличительной особенностью  данных занятий является то, что каждое из них имеет комплексную цель: повышение уровня общего речевого развития, формирование куль туры речи, развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышле ния, воображения) и устойчивого интереса к обучению. Данные занятия предполагают реализацию индивидуально ориентированного подхода в применении психолого-логопе дических технологий, широкое использование занимательного, игрового материала, на глядно-практических методов.

Для того, чтобы эта работа была более результативна, одной из задач  каждого коррекционно-развивающего занятия является развитие пространственных ориентировок. В процессе работы решаются следующие задачи:

 1.Разработать систему усложняющихся от занятия  к занятию заданий и упражнений по развитию пространственных представлений.

2.Создать условия для развития пространственных ориентировок у детей с общим недоразвитием речи.

3.Сформировать умение у детей анализировать пространственные отношения.

4.Учить применять полученные умения в повседневной жизни.

Решая поставленные задачи, мы использовали следующие методы:

- словесные: беседы, описания, вопросы к детям;
-  наглядные: рассматривание иллюстраций, схем, образцов, таблиц,   наблюдения, фотографии;
- практические: графические диктанты, логоритмические упражнения, физкультминутки, движение по схемам, дидактические игры.

При ежегодном обследовании одним  из направлений диагностики является выявление степени несформированности пространственных представлений. С учетом результатов диагностики класс делится на подгруппы и подбираются задания в соответствии с уровнем речевого развития. В структуру занятий входят релаксационные приемы и упражнения, например дети, любят выполнять задания с музыкальным сопровождением. Например: выполняя задание по ориентации на местности звучит музыкальный отрывок.

 Формирование пространственных ориентировок проходит успешно, если ребенок оказывается в занимательной ситуации, побуждающей  к решению определенной проблемы. Начиная эту работу на коррекционно-развивающих занятиях, мы закрепляем ее в индивидуальной работе.

Например, ребенку необходимо расшифровать слово для выполнения следующего задания.          

В дальнейшем с ребенком отрабатываются те задания, которые вызывают у него наибольшие затруднения:

- дорисовать изображение;

- расщифровать фразу, опираясь на стрелки-направления;

- отгадать ребус, используя предлоги;

- графические диктанты и т.п.

Итогом работы по развитию пространственных представлений мы считаем сформированность у детей умения  анализировать пространственные отношения и употреблять предметные конструкции, обозначающие пространственные отношения. Сравнительная диагностика показывает эффективность выбранного нами направления в работе по развитию пространственных ориентировок у детей с нарушениями речи. Общий уровень знаний, умений и навыков по развитию пространственных ориентировок в целом приближается к норме.

 Выпускники 4-х речевых классов безошибочно  применяют словесную систему отсчета по основным пространственным направлениям. Дети лучше определяют пространственные расположения объектов при ориентировки  на плоскости,  когда исходная точка отсчета фиксируется на самом объекте, более активно употребляют словесные обозначения пространственных отношений, выраженных предлогами и наречиями. Приобретенные навыки и умения позволяют  детям не только овладеть чтением и письмом, но и снимают трудности в составлении целого из частей при конструировании, в умении решать математические задачи с элементами геометрических представлений, располагать рисунок на листе бумаги, легко ориентироваться на музыкальных и физкультурных занятиях.

     Организуя данную работу необходимо учитывать, что она должна проводиться всеми сотрудниками, занимающимися с детьми: учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем начальных классов, учителями музыки, рисования и физкультуры, воспитателями ГПД. Для того чтобы работа по развитию пространственных ориентировок проходила более успешно мы  привлекаем к участию в коррекционном процессе и родителей.

С этой целью мы проводим совместные занятия с родителями, еженедельные консультации для родителей по закреплению полученных умений в повседневной жизни, даем советы через школьный сайт. В выходные дни предлагается детям совместно с родителями нестандартные домашние задания по пройденным темам. Например, после урока «Путешествие по любимому городу», на котором дети выполняли графический диктант «Кошка», мы предлагаем посетить те места в Санкт-Петербурге, где есть памятники или фигуры кошкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по формированию социальной компетентности у младших школьников с нарушением интеллекта"

В статье прдставлен тематический план и описание  средств технологии, с помощью которых  формировали и развивали социальную компетентность у младших школьников с нарушением интеллекта. Доказ...

презентация "Речевые игры как средство развития творческого потенциала младших школьников с нарушениями речи"

Данный материал представлен в виде мастер-класса для учителей -логопедов образовательных учреждений....

Роль коррекционно - развивающих занятий в развитии познавательных процессов у младших школьников с нарушениями слуха

Рассматриваются актульные проблемы развития познавательных процессов у детей с нарушениями слуха. Даны особенности постороения коррекционно - развивающих занятий для младших школьников со слуховой деп...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ "РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ"

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других наук. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в сил...

Развитие зрительно-пространственных функций в структуре преодоления дисграфических нарушений у младших школьников с нарушениями речи

В презентации представлен теоретический материал о наиболее частотных ошибках на письме у детей с нарушениями речи, виды заданий и упражнений по развитию зрительно-пространственных функций, которые по...

Система практических заданий и упражнений для развития пространственных представлений у младших школьников.

Развитие пространственных представлений младших школьников  одна из важных задач обучения в школе.  Ребёнок как правило, придя в школу, уже различает свои правую и левую руку, понимает значе...

Использование игр и упражнений по развитию пространственных представлений у младших школьников со сложной структурой дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение интеллекта).

В статье представлены игры и упражнения, направленные на развитие пространственных представлений у учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта....