Профилактика оптической дисграфии.
материал по логопедии (1 класс) по теме

Татьяна Ивановна Тылик

 

           В рамках профилактической работы по предупреждению нарушений письма у дошкольников и учащихся первых классов, мы предлагаем такой вид деятельности, как  конструирование фигурок из палочек.    Сначала задания по выкладыванию фигур из палочек с речевым сопровождением мы проводили  только на занятиях. Заметив повышенный интерес детей к таким заданиям, нами был разработан комплекс  игр на основе конструирования, который позволяет  проводить профилактику нарушений письма  в свободное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesyolaya_azbuka.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тылик Татьяна Ивановна

учитель-логопед МОУ ГСШ

Тазовского района ЯНАО

Весёлая азбука.

Возраст: 5-7лет

Письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. И устная, и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы. В отличие от устной речи, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.к. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова  в единстве акустических, оптических раздражений.  (Л. С.  Выготский, Б.Г. Ананьев).                

Период начального обучения грамоте отмечается тем, что ребёнок ещё долго «принужден отдавать своё  внимание овладению техническими предпосылками письма - способами разложить слово на звуки и записать их в буквах» (А.Р. Лурия Очерки по психофизиологии письма.-АПН,1950г.). Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой 4-х анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. А.Р. Лурия в «Очерках по психофизиологии письма» (АПН,1950г.) определял, что собственно письмо включает ряд специальных операций:

- Анализ звукового состава слова, подлежащего записи:

 Первое условие письма – определение последовательности звуков в слове.
Второе — уточнение звуков, т.е.  превращение слышимых в данный  момент              звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки - фонемы;

-  Перевод фонем  в графемы, т.е. в зрительные схемы графических знаков с учетом        пространственного расположения их элементов;

-  «Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных     движений, необходимых для записи.

 Несформированность какой-либо из указанных операций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.

           В рамках профилактической работы по предупреждению нарушений письма у дошкольников и учащихся первых классов, мы предлагаем такой вид деятельности, как  конструирование фигурок из палочек.    Сначала задания по выкладыванию фигур из палочек с речевым сопровождением мы проводили  только на занятиях. Заметив повышенный интерес детей к таким заданиям, нами был разработан комплекс  игр на основе конструирования, который позволяет  проводить профилактику нарушений письма  в свободное время:

  1. «Угадай букву» Ребёнок выкладывает фигурку, остальные угадывают букву. Можно предложить рассказать соответствующее данной фигурке двустишье.
  2. «Цепочка» Игра проводится в команде. Один ребёнок выкладывает первую палочку, каждый следующий участник игры должен положить одну палочку, чтобы получилась фигурка.
  3. «Покажи букву». Ведущий  рассказывает двустишье, остальные участники игры поднимают подходящую букву из разрезной азбуки.
  4. «Строители» Ведущий показывает букву, игроки выкладывают по памяти фигурку.
  5. «Реставратор» Игра проводится в парах. Дети по желанию выкладывают фигурки, затем ведущий убирает любые 2 палочки (со временем количество палочек можно увеличить). Игроки меняются местами, восстанавливают фигурку своего соседа. Проводится взаимопроверка.                                                                  

                         Выполняя задания по выкладыванию фигур из палочек, мы включаем в работу максимальное количество анализаторов, что в свою очередь позволяет добиваться положительных результатов в запоминании букв, соотнесения графического образа буквы со звуком, правильного расположения элементов каждой буквы. Эти упражнения всегда интересны детям, повышают работоспособность на занятиях, совершенствуют тонкие дифференцированные движения пальцев рук, развивают творческие и речевые способности детей.

А- азбука

Азбука- первая книга моя, её прочитаю от А и до Я.

     __  ____    ___  _  

        

                 А    

       ___   ___   ___  

 

Б- бант

 Катя бантик завязала и на праздник побежала.

В- вагон

Мы садимся в свой вагон, далеко помчит нас он.

     ___   ___    ___   _

                 ____        

     

      ____

     ___    ___    ___    

Г- гриб

В лес с корзиной я пошёл, у пенька грибок нашёл.

Д- дом

 Это домик наш, друзья!

 Мама, папа в нём и я!

Е-ель

Ель зелёная стоит.         У неё прекрасный вид.

Ё- ёлка

Ёлочка зелёная выросла в лесу, ёлочку на праздник я домой несу.

Ж - жук

Жук по зеленой травке ползет, Дойдет до конца и... упадет.

3 - забор

Сад забором оградили, Чтоб деревья дольше жили.

И- игла

Это игла. Она очень остра,

Детям иглой играть нельзя!

К - качели

Как высоко качели взлетают,

 И ребятишек веселых качают

 

Л- лопата

Лопатой быстро я копаю, песком машину нагружаю.

М - машина

Машина по улицам быстро мчится,

из- под колес пыль клубится.

Н-носилки

На стройке носилки очень нужны: мусор убрать и раствор принести.

О- облако

По небу облако плывёт. Ветер вдаль его несёт.

П- пароход

Пароход большой плывет, капитан его ведет.

Р- ракета

В небо ракета быстро взлетела, в ней космонавт сильный и смелый.

С-санки

Санки зимой с горок летят, на санках ребята хохочут, визжат

Т-танк

Танк - боевая машина. Большая, надёжная, несокрушимая!

У- усы

Усы есть у папы, есть у кота, но, посмотрите, их нет у меня

Ф-флаг

В руки я флажок возьму, и на праздник с ним пойду

Х- холодильник

В каждом доме он стоит, и продукты нам хранит.

             

Ч- часы

Тик-так нам песенку поют и всегда идут-идут.

Ш- шкаф

Есть в доме для одежды дом. Его из палочек мы быстро соберём.

Щ- щётка

Для улыбки белоснежной щёткой пользуйся прилежно.

Э- эскимо

Слушайте загадку: холодное и сладкое, а когда кончается- остается палочка.

     

           

Ю- юла

Быстро вертится юла, вот такие чудеса!

     

   

Я- яма

Здесь нельзя проехать прямо, просто на дороге ЯМА!

                                                ЛИТЕРАТУРА:

  1. ГавринаС.Е. ,Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем

руки - чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать.- Ярославль: Академия

развития, 1997г.

  1. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно.- СПб., Питер Пресс

1997г.

  1. Кольцова М.М. Роль двигательного анализатора в развитии ребёнка.-

Москва, 1996г.

  1. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии.-Москва.,1968г.
  2. Логопедия. Под редакцией Волковой Л.С.- Москва: Просвещение,1968г.
  3. Лурия А.Р. Очерки по психофизиологии письма.-АПН,1950г.
  4. Перегожин Л.О. Специфические расстройства речи и школьных навыков.-

Москва: ТЦ Сфера.,2005г.

  1. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.- СПб: «Акцидент»1997г.
  2. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.- СПб.      «Лань»,1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по профилактике оптической дисграфии в первом классе

Данное занятие направлено на формирование умения различать на письме рукописные буквы "и" и "у";дифференциация "и", "У" на письме...

Упражнение по профилактике оптической дисграфии

Упражнение по профилактике оптической дисграфии...

Преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя ГПД в профилактике оптической дисграфии у детей в период обучения грамоте.

Материал предназначен для логопедов дошкольных учреждений, учителей начальных классов и воспитателей ГПД...

Преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя ГПД в профилактике оптической дисграфии у детей в период обучения грамоте.

Данная презентация дает возможность увидеть, как осуществляется работа по профилактике оптической дисграфии и дислексии в условиях ГПД. Занятия проводятся в игровой форме воспитателем ГПД.Материал пре...

«Профилактика оптической дисграфии»

Для ребенка, который учится писать и читать, каждая операция представляет сложную задачу, решение которой предполагает выполнение нескольких действий....

Профилактика оптической дисграфии

Направления коррекционной работы при оптической дисграфии•В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.Оп...

Профилактика оптической дисграфии у детей 6-7 лет

Методы диагностики предпосылок оптической дисграфии у дошкольников...