Урок изобразительного искусства «Театральные маски»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Владимирова Татьяна Федоровна

Урок изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского. 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_1.docx272.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского. 3 класс.

Тема четверти: «Художник и зрелище»

Тема урока: «Театральные маски»

Тип урока: комбинированный, направленный на решение нескольких дидактических задач: проверка знаний (вопросно-ответная беседа), овладение новыми знаниями (работа в группах с использованием приемов продуктивного чтения), закрепление умений и навыков (выполнение практического творческого задания).

Форма проведения: работа в группах, индивидуальная работа с элементами игры

Цель урока. Ознакомление с деятельностью художника в зрелищных видах искусства, усвоение навыков и умений и творческое применение их на практике.

Задачи урока.

Обучающие: познакомить учеников с масками народов разных времен и народов; ознакомление с работой художника при создании масок.

Развивающие: развитие знаний о театре как искусстве; знакомство с основными понятиями и терминологией зрелищных искусств; развитие творческих способностей при создании маски.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе, воспитание любви и уважения к зрелищным видам искусства.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

обучающиеся продолжат формирование умения творческого видения с позиции художника;

овладеют умением вести диалог, работать коллективно;

сформируют умения планировать и грамотно осуществлять учебное действие в соответствии с поставленной задачей;

сформируют умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность.

Личностные:

сформируют уважительное отношение к культуре и искусству других народов страны и мира в целом;

продолжат формирование эстетических чувств художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

продолжат формирование умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников.

Предметные:

познакомятся с масками разных народов, как способом перевоплощения;

познакомятся с терминологией зрелищных искусств.

Зрительный ряд: слова ЛИЧИНА, ЛИК, ЛИЦО, МАСКА, фотографии масок.

ТСО: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку «Маски»

Литературный ряд: тексты, составленные по материалам статей

Музыкальный ряд: Андрей Зеленский – Шкатулка (театральная музыка)

Инструменты и материалы: белый лист бумаги, карандаш, кисти, гуашь, вода, палитра, тряпочка, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей.

План урока

Организационный момент - 1 мин.

Обобщение пройденного материала – 5 мин.

Сообщение темы, постановка цели. Работа в группах - 15 мин.

Физминутка – 2 мин.

Практическая работа - 20 мин.

Подведение итогов урока. Игра «Маска, кто ты?»- 2 мин.

Рефлексия

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Проверим готовность к уроку. У вас на парте все необходимые материалы и инструменты - белый лист бумаги, карандаш, кисти, гуашь, вода, палитра, тряпочка, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей.

II. Обобщение пройденного материала.

- Ребята, в течение этого года мы знакомимся с ролью художника в жизни человека и общества.

- А где мы соприкасаемся с искусством? (Везде. В доме, на улицах города.)

- Действительно. Искусство всюду,  вокруг нас, его создают для нас художники.

- Скажите, а каким был бы мир, не будь в нем художника? (Скучным, серым, однообразным)

- Верно.

- И на прошлых уроках мы с вами узнали, что создаёт художник, чтобы наша жизнь стала ярче и интереснее. Так что же это? (Это зрелище.)

- А мы с вами кто? (Зрители.)

- Ребята, а где мы, как зрители, можем увидеть зрелище? (В цирке, в театре, на концерте, на праздниках, на площади.)

- Давайте вспомним зрелищные виды искусства. (слайд 1-2)

- Итак, в начале 3 четверти мы с вами узнали о роли художника в создании зрелища для нас, для зрителей.

(Звучит запись оповещения в театре перед началом спектакля) (слайд 3)

- Где вы это могли услышать? (В театре.)

- Давайте сейчас вспомним с вами, где и когда зародился театр. Кто хочет ответить? (Театр появился в Древней Греции 2500 лет назад) (слайд 4)

Кто-то запомнил, что означает само слово «театр»? (Место для зрелищ, само зрелище)

- Мы с вами обратили внимание на то, что в театре играли одни мужчины. (слайд 5)

- Да, они играли и женские роли! А каким образом им удавалось перевоплощаться в женщин? (Одежда, парики)

- Но как им удавалось изменить лицо?

Наденешь ее - и тебя не узнать,
Ты – рыцарь, бродяга, ковбой...
Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать.
А снимешь – вновь станешь собой.
(слайд 6)

(На них были маски)

- С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому - что маска помогает скрыть лицо, помогает актеру перевоплощаться в любой образ.

- Со временем маска стала символом театра.

- Итак, ребята, мы плавно подошли к теме сегодняшнего урока, сформулируйте, пожалуйста. (Театральные маски)

III. Сообщение темы, постановка цели. Словарная работа.

- Действительно, тема сегодняшнего урока «Театральные маски». (слайд 7) 

- Какую цель поставим? (узнать о масках и научиться изображать-изготавливать)

- Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее кукол. Маску раньше называли ЛИЧИНА. Как вы думаете, почему? От какого слова это слово произошло? (на доске слова: МАСКА, ЛИЧИНА, ЛИК, ЛИЦО) Что обозначало?

- Маска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа.

IV. Работа в группах

- Предлагаю изучить историю появления масок, работая в группах. Ваша задача: изучить текст, выполнить задания, представить классу результат своей совместной деятельности. На работу с текстом отводится 3 минуты, далее 4 минуты на защиту (Приложения 1, 2)

- О какой из масок не прозвучала информация? Может, кто-то знает о ней? Видел где-либо?

- Изучи страницу одного из сайтов, догадайся о назначении этой маски. (Приложение 3)

- В нашей стране, начиная с 1993 года, учреждена престижная награда «Золотая маска» за лучшие театральные роли.

V. Физминутка.

Чтобы маску изготовить,

Себя нам надо подготовить.

Физминутку проведем

И немного отдохнем.

Встали, плечи опустили,

Грусть – печаль изобразили.

Развели подальше руки,
Не будем умирать от скуки.

Радость на лице у вас –

Покажите мне сейчас!

Если чем-то удивились,

То в лице вы изменились.

Руки кверху поднимите –

Удивленье покажите.

Рассердились вы на что-то

Сделайте мне три притопа.

Брови сдвинули, оскал.
Ну, и «злючим» класс наш стал!

Если хитрый весельчак,

Сделает он просто так:

Подмигнули, улыбнулись.

И на место все вернулись.

VI. Практическая работа.

- Наш урок мы закончим необычной игрой. Каждый из вас попробует создать свой образ.

- Что понадобится для нашего перевоплощения?

-Конечно же - маска.

- Кем мы сейчас станем?

-Художниками!

Скажите, кто из Братьев-Мастеров придумывает образ персонажа?

-Мастер Изображения.

Кто помогает создать форму маски?

-Мастер Постройки.

А кто поможет нам украсить маску?

-Мастер Украшения. (слайд 8)

- Прежде чем мы приступим к созданию маски театрального героя, стараясь передать характерные черты и особенности (слайд 9), напомним себе правила работы с ножницами. (слайд 10-11)

- Для создания маски мы должны помнить, что персонажи бывают разные, с разным характером, с разным настроением. (слайд 12)

Веселье, грусть, удивление, равнодушие, злость, испуг мы называем эмоциями. Видите, как меняется выражение лица в зависимости от эмоций? Меняется наклон бровей и глаз, изгиб рта. При выполнении задания помните об этом!

- Сначала мы создадим основу маски – лицо. (слайды 13-14)

(При выполнении задания напомнить про симметрию человеческого лица. Разъяснить про складывание пополам, вырезаем рот и нос со стороны сгиба)

- Затем дополним маску волосами, локонами, возможно – шляпами. Можно приклеить усы, бороду, при желании даже нарисовать веснушки. (слайды 15-16)

(Дети выполняют задание, учитель помогает. В конце урока небольшая игра – дети представляются в образе маски-персонажа, затем мини-выставка, обсуждение работ) (слайды 17 музыка)

VII. Игра «Маска, кто ты?» Выставка и обсуждение работ.

- Ребята, все отложили кисточки. Давайте посмотрим на ваши маски.

Кирсанов Сергей Васильевич «Карнавал в Венеции»

Едва наденете Вы маску,
Как попадете сразу в сказку.
(слайд 18)

VIII. Рефлексия « Закончи предложение»

«За этот урок я понял, что…».

«Мне понравилось…».

 « Мне захотелось…».(слайд 19)

- Спасибо за урок! (слайд 20)

Приложение 1

Текст и задания для 1 группы

У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями, выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры, изготавливали из глины и бумаги. В России тоже были праздники с масками и чучелами. Веселясь, люди наряжались в костюмы и маски, открытые участки тела покрывали сажей, в руки брали разные шумовые инструменты. Такие люди назывались «ряжеными». Потом праздники и представления перешли с городских площадей на театральную сцену и появились театральные маски.

Выбери соответствующие тексту маски.

Ответь на вопросы:

1. Из чего можно изготовить маску? Составь схему, дополни, опираясь на свой опыт

Материалы для изготовления масок

2. Приведи примеры праздников в России, на которых использовались маски с чучелами?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Текст и задания для 2 группы

Маски комедии (смеющееся лицо) и маски трагедии (плачущее лицо) применялись еще в античном театре. У древних греков и римлян маски служили наиболее удобным способом для передачи характера ролей. Их использование позволило актерам играть многократные роли, включая женские роли. Маски преследовали двоякую цель: заменяли мимическую игру и усиливали звук голоса, что было чрезвычайно важно при представлениях под открытым небом, перед лицом многотысячной толпы. Маска надевалась вместе с париком через голову, имела отверстия для глаз и рта; последнее было снабжено металлическим резонатором, усиливающим голос.

Выбери соответствующие тексту маски.

Ответь на вопросы:

1. Назови родину трагической и комической масок.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Какую цель преследовало использование масок? Заполни схему:

Зачем нужны были маски?

Текст и задания для 3 группы

Театральные преставления в Японии – это объединение музыки, текста, актёрского мастерства и танца, именно здесь широко использовались маски. Они выражали различные характерные эмоции и служили для того, чтобы ярче показать персонажей представления. Маски наделялись мистической силой, а трогать их было позволено только в месте прикрепления шнурков. Сейчас в каждом театре есть место, где хранятся старинные маски. Считается, что в них живут души актеров. Их вырезают из легкого дерева - кипариса, а затем раскрашивают и покрывают специальным лаком. На первый взгляд, кажется, что маска может иметь лишь одно выражение. Однако с изменением освещения зала она может передавать различные оттенки настроения персонажа и кажется живой.

Выбери соответствующие тексту маски.

Ответь на вопросы:

1. Обобщи информацию, заполнив таблицу

Этапы изготовления масок

2. В чем секрет японской маски?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Текст и задания для 4 группы

В средневековой Европе маска была принадлежностью бродячих артистов. В 14 веке в Италии возникла комедия масок. В основе представления был краткий сценарий, а отдельные ситуации артисты импровизировали прямо на глазах у зрителей. Великолепны, красочны карнавалы в Венеции, они известны с 11 века. Настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей кожи. Её можно носить, не снимая, много часов подряд. В ней одинаково удобно и веселиться, и драться на дуэли. Кот – одна из любимых венецианских масок выглядит ярко, нарядно. В основе этой маски легенда о том, как привезенный из Китая кот переловил всех дворцовых мышей, тем самым спас город от разносчиков болезни - чумы, а человек, принесший кота, дико разбогател.

Выбери соответствующие тексту маски.

Ответь на вопросы:

1. Почему венецианскую маску можно носить много часов подряд?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Почему коту посвятили одну из масок в Венеции?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Приложение 2

Изображения масок (на столе у каждой группы) и на доске увеличенного размера

 

   

Приложение 3

Скриншот страницы сайта (на столе у каждой группы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к уроку изобразительного искусства "Театральные маски"

Цель урока: рассказать и подготовить учеников к выполнению театральной маски.Планируемые результаты:Личностные:- развивать художественный вкус и способности к эстетической оценке произведений;- формир...

Конспект урока изобразительного искусства «Театральная маска», 3 класс

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Театральная маска (завершение работы над образом героя)" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тема: "Театральная маска (завершение работы над образом героя)"Тип урока: урок-рефлексияЦель урока:  продолжить ознакомление учащихся с историей театральной маски, формир...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Театральная маска» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о разнообразии театральных масок, выявление их особенностей.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и углуби...