Планирование по ИЗО языку 3 класса "Гармония" по ФГОС
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Ситникова Наталья Валерьевна

Ппланирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc317 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 1777856 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2080 от 24.12.2010 зарегистрирован Минюстом России 10 февраля 2011 г., регистрационный № 19776.
  • Основная общеобразовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ № 15».
  • Учебный план 1 ступени обучения МАОУ «СОШ № 15» на 2012/2013 учебный год.
  • Примерная программа начального образования ФГОС.
  • Авторская программа Копцевой Т.А. «Изобразительное искусство 1-4 классы» (издательство: «Ассоциация XXI век» 2012), утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Цели и задачи начального образования по изобразительному искусству.

Приоритетная цель начального художественного образования – развитие  культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства  как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.

По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.

В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи:

– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства);

- формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе  изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;

– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне  представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в  произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой  художественной культуры;

– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель,  цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.

Категория учащихся —  третий класс.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения в 3-м классе на изучение предмета «Изобразительное искусство» выделяется 34 часа (1 час в неделю).

Результаты освоения предмета «Изобразительное искусство»

Изучение предмета «Изобразительное искусство» способствует развитию художественно-образного восприятия мира, пониманию его ценности для эмоционального, эстетического развития человека, развитию способности средствами искусства понять собственное видение окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в творческой продуктивной деятельности. Критериями эффективности учебной работы  являются требования к результатам освоения программы по изобразительному искусству, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.

В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или  их украшения.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:

– умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

– обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическом содержанием;

– умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

– способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;

в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).

Формы работы

  • Фронтальная работа.
  • Индивидуальная работа.
  • Урок-путешествие.
  • Урок-экскурсия.

Методы преподавания.

  • Игровой метод.
  • Использование наглядности.
  • ИКТ - технологии.
  • Беседа.
  • Диалог.
  • Наблюдение.
  • Практические и творческие работы.


Содержание предмета.

Содержательные линии

Знания

Умения

Возможное расширение

Виды художественной деятельности

Рисунок, живопись, скульптура, дизайн, художественное конструирование, декоративно-прикладное искусство.

–  выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства;

– различать основные жанры пластических искусств (портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр, анималистический жанр, иллюстрация и др.); понимать их специфику;

–  различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу.

Владеть навыком работы с

 –  живописными материалами и техниками: акварелью, гуашью, пастелью (сухой и масляной) и др.;

–  графическими материалами (простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки) и техниками (граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.);

–  скульптурными материалами (пластилин или глина);

–  конструктивными материалами (бумага цветная и белая, картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы и др.).

–  участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений, переживать и понимать образную специфику произведения;

– понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;

Азбука искусства.

Композиция: знать и применять элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные  пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше – меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное.

Цвет: различать основные и составные, тёплые и холодные  цвета.

Линия: знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.), использовать их знаково-символическое значение; передавать с помощью линии, штриха, пятна, точки эмоциональное состояние природы, человека, животного.

Форма: знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; использовать сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и др.);  в изобразительном творчестве, использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа;  

– различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства,  уметь  объяснять их разницу.

- использовать композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру как средства художественного выражения.

- использовать смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние,

- различать и использовать художественно-выразительные средства живописи (цвет, мазок, линия и пятно, цветовой и теневой контрасты) и графические художественно-выразительные средства (линия, штрих, тон).

- основные пропорции животных и человека, форму и конструкцию архитектурных построек и  др.;

Значимые темы искусства

Земля – наш общий дом.

Родина моя - Россия.

Человек и человеческие взаимоотношения.

Искусство дарит людям красоту.

 Расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Художник учится у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, раковина улитка и т.д.  Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.

Расширяет горизонты детского познания окружающего мира - мира человека. Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных народов. Образ современника. Образ защитника отечества. Семья, как главная ценность для ребенка. Создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образов мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер.  Изображение семейных и государственных праздников, как формы выражения отношение школьника к важным событиям  жизни. Приёмы художественного отражения действительности, выраженные в аппозициях «высокий - низкий», «большой - маленький», «далекий - близкий» находят у детей выразительные формы воплощения во время иллюстрации любимых литературных произведений: сказок, стихов и загадок, знакомства с чудесами света, известными скульптурами и архитектурными постройками. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.

Осуществляется связь изобразительного искусства  с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение к мировой художественной культуре происходит через знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Анализ и создание образов персонажей, побуждающих лучшие человеческие чувства: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. и, - вызывающих гнев, раздражение, презрение и т.д., образов, символизирующих явления природы: огонь, воду, весну, дождь и т.д. Знакомство с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Лувре и других музеях. Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург и др. Музеи под открытым небом (Кижи и др.). Музей игрушки. Краеведческий музей. Детские картинные галереи и выставки детского изобразительного творчества.

Изображать и лепить домашних и диких животных, птиц. Насекомых.

Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства.

Участвовать в обсуждении образного смысла произведений декоративно-прикладного искусства.

Выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов и цветового оформления предмета.  

Участвовать в обсуждении содержания произведений декоративно-прикладного искусства.   

Учитывать символическое значение элементов декоративного узора и использовать его в своей работе.

Создавать с помощью разных художественных материалов изобразительных образов мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер.

Использовать приёмы художественного отражения действительности, выраженные в аппозициях «высокий - низкий», «большой - маленький», «далекий - близкий».

Художественно конструировать и оформлять помещения и парки.

Осознавать роль музеев в жизни общества.

Анализировать и создавать образ персонажей, пробуждающих лучшие качества человека: доброту, сострадание, героизм, заботу, бескорыстие.

Знакомиться с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Лувре и других музеях.

.

Тематическое планирование уроков изобразительного искусства

3 класс

(1 час в неделю, 34 часа)

Тема: ПРИРОДА И ХУДОЖНИК ДРЕВНЕГО МИРА

Тема

Содержание деятельности учащихся

Планируемые предметные и личностные  результаты

Формируемые универсальные учебные действия

Художник и мир природы (9 ч)

1.Творческая папка.

ОБЖ: Правила работы на уроках ИЗО и хранения необходимых принадлежностей.

Вспоминают разные художественные материалы, анализируют их выразительные качества.

Рассматривают творческую папку ученика, как форму хранения результатов детского изобразительного творчества (папка, альбом, коробка - возможные формы хранения творческих работ).

Понимают, что композиция – важнейший, организующий элемент рисунка, придающий ему единство и цельность, - это средство художественного выражения.

Делают вывод о том, что выразительность рисунка зависит от его композиции, что обложка творческой папки или альбома для рисования - визитная карточка автора-художника.

Творческое задание. Выполняют рисунок на свободную или заданную тему «Как я провел лето» любым графическим  материалом, например, чёрной шариковой или гелевой ручкой с последующим расцвечиванием цветными карандашами. Рисунок выполняют на четверти  альбомного листа или цветными фломастерами - на ½ альбомного листа, или используют специальный формат из Творческой папки.  Оформляют рисунок на обложку Творческой папки или альбома.

Различать изобразительные возможности разных художественных материалов.

Выполнять рисунок по собственному замыслу.

Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на  бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева).

Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома.

Анализировать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий.

Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

2. Радуга-дуга

Рассматривают произведения изобразительного искусства, в которых образ радуги представлен оригинально.

Рассматривают детские рисунки на слайде презентации, отмечают выразительные качества акварелей: умение детей по-своему изобразить композицию «Радуга».

Творческое задание: изображают лучезарное солнце на восходе, в зените или на закате. Придумывают своей работе оригинальное название.

Различать изобразительные возможности разных художественных материалов.

Анализировать выразительность произведений изобразительного искусства.

Выполнять оригинальный рисунок на тему «Радуга» или иллюстрировать стихотворение С.Я.Маршака «Радуга-дуга» с использованием акварельной техники по-сырому.

Использовать  композицию рисунка в выразительных целях, размещая дугу радуги на вертикальном, горизонтальном или квадратном листе бумаги.

 Получать разные оттенки цвета в технике акварели по-сырому. Оценивать эстетическую выразительность результатов своей и чужой продуктивной деятельности.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

3. «Ветер, ветер! Ты могуч…»

ОБЖ: Скорость и порывы ветра.

Вспоминают литературные произведения, отражающие силу и мощь ветра.

Узнают о том,  что в  Древней Греции Ника - богиня Победы изображалась крылатой («Победе, летящей к победителю, сопутствует попутный ветер…»

Анализируют композицию рисунков сверстников на слайде презентации.

 Творческое задание: Изображение композиции на тему «Я запускаю воздушного змея» с использованием выразительных средств графических материалов.

Оценивать выразительность скульптуры с «развевающимися от ветра складками одежды».

Высказывать суждения о выразительности воздушных змеев и своём опыте управления ими.

Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию.

Выполнять оригинальную композицию «Я запускаю воздушного змея», используя выразительные возможности формата и художественных материалов.

Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

4. Пустыни и оазисы

ОБЖ: Как выжить в пустыне.

Знакомятся с особенностями природного ландшафта пустынь.

Анализируют изображения Древнеегипетских пирамид Хеопса, Хефрена, высказывают свои суждения о размерах, функции, строительстве.

(презентация)

Сравнивают размеры гигантских пирамид с человеческим ростом.

Высказывают суждения о выразительности теплого и холодного колорита.

Творческое задание: Изображают солнечный пустынный пейзаж с караваном верблюдов или пирамидами, используя выразительные возможности формата и художественных материалов.

Оценивать выразительность необычных природных форм.

Использовать сравнение, как средство выражения своего отношения к высоким объектам.

Различать тёплые и холодные  цвета.

Выполнять оригинальную композицию, используя выразительные возможности теплого и холодного колорита.

 Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

5. Кактусы-гиганты

Проект №1.

ОБЖ: Будь осторожен при уходе за кактусом.

Знакомятся с природной красотой колючих кактусов.

Сравнивают человека с гигантским кактусом, живущим на американском континенте. (презентация)

 Узнают о  многообразии форм кактусов, анализируют выразительную красоту цветущих кактусов.

Творческое задание: Создают образ кактуса с натуры или по представлению, используя любой художественный материал.

Оценивать выразительность природных форм кактусов.

Использовать сравнение, как средство выражения своего отношения к высоким и низким объектам.

Выполнять оригинальную композицию и давать ей необычные названия.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план  действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

6. Натюрморт в живописи

Закрепляют представления о натюрморте, как жанре изобразительного искусства, картине, на которой изображаются предметы быта.

Узнают о том, что идею изобилия и праздника можно предать через изображение богато украшенного стола, а идею  обыденности - через скромно оформленный стол.

Анализируют произведения живописи: натюрморты, созданные разными художниками

(презентация)

Сравнивают выразительность контрастного и нюансного цветового решения натюрмортов.

Творческое задание: изображают натюрморт с натуры или по представлению в теплом или холодном, контрастном или нюансном цветовом решении, используя любой цветной художественный материал.

Высказывают свои суждения по поводу композиции и цветового решения рисунков сверстников.

Различать тёплые и холодные цвета.

Создавать оригинальную контрастную или нюансную композицию.

Вычленять своеобразие образного языка живописи, в которой цвет является основным средством выражения.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Отличать выразительность творческого почерка разных художников.

Различать жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет.

Знать основные виды искусства: живопись и графика, а также  техники: аппликация, гуашь.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

7. Орнамент – стиль эпохи

Узнают о том, что каждая национальная культура создает свой неповторимый образ искусства.

Узнают, что орнамент – это украшение из растительных  или геометрических ритмически организованных элементов декора.

Анализируют и сравнивают орнаменты, характерные для культур Древнего Египта, Греции и России.

Творческое задание: Украшают окно или ворота для дворцов сказочных персонажей или мифологических героев.

Высказывать эмоциональные суждения о национальных орнаментов.

Знать выразительные средства декоративно-прикладного искусства:  ритм; геометрический или растительный орнамент; тёплая или холодная, нюансная или контрастная цветовая гамма.

Выполнять оригинальную декоративную композицию, выражать через форму и цвет свое отношение к сказочному или мифологическому персонажу.

Оценивать выразительные качества  изображений, придумывать оригинальные названия своим рисункам.

Отличать произведения декоративно-прикладного искусства от графики и живописи.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

8. Витражная роза

Проект №2

 ОБЖ: Уход за витражом.

Знакомятся с выразительными образами витражей средневековых готических храмов.

Узнают о том, что витраж – это картина или узор из цветного стекла, -  разновидность монументальной живописи.

Анализируют цветовое убранство и форму витражей (презентация).

Узнают технологические особенности изготовления эскиза витража.

Творческое задание:  выполняют эскиз витража «Роза» методом вырезания снежинки из цветной бумаги или по-другому.

Различать основные виды изобразительного искусства: архитектура, графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Выражать замысел через цветовое оформление узора в круге на тему «Окно-роза для дома сказочного или мифологического героя».

Оценивать выразительные качества витража и умение автора выражать свое отношение к сказочному герою через ритмически организованную орнаментальную композицию.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

9. Чудо-дерево роза 

Знакомятся с выразительными иллюстрациями к сказке К.Чуковского «Чудо-дерево».

Приходят к выводу о том, что каждый художник по-своему иллюстрирует один  и тот же текст литературного произведения.

Закрепляют знания о выразительных средствах графики: точка,  линия, штрих, пятно.

Творческое задание:  выполняют иллюстрацию к сказке К.Чуковского «Чудо-дерево», используя любой графический материал или создают свой образ «Чудо-дерева».

Играют в художественное лото

Различать основные виды изобразительного искусства: архитектура, графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Выражать замысел через создание оригинальной композиции на тему «Чудо-дерево».

Оценивать выразительные качества своего рисунка и работ сверстников.

Уметь играть в  «Художественное лото».

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, участвовать в коллективных дидактических играх.

Художник и мир животных (9 ч)

1.Образы животных в мифах и сказках

Узнают о том, что в древние времена существовали верования в священных (тотемных) животных, образы которых закрепились в сказках и мифах разных народов и в предметах декоративно-прикладного значения (презентация).

Узнают сюжет мифа «Капитолийская волчица», анализируют римскую скульптуру и детские рисунки.

Повторяют выразительные средства графики: линия, точка, штрих, пятно.

Закрепляют приемы изображения: белое –  на черном, чёрное – на белом.

Творческое задание: выполняют иллюстрацию к мифу «Капитолийская волчица» или к любой сказке, в которой один из главных персонажей волк.

Оценивать необычность форм обитателей подводного мира.

Проявлять смекалку при разгадывании загадок про обитателей подводного царства.

Анализировать выразительность скульптуры и графического изображения.

Выполнять иллюстрацию, используя средства художественной выразительности: линию, пятно, штрих, точку.

 Оценивать выразительные качества рисунка, основанного на черно-белом контрасте. Придумывать оригинальные названия творческим работам.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

2. Собака – верный друг.

Проект №3

ОБЖ: Правила поведения с домашними питомцами.

Узнают о разных породах собак.

Анализируют произведения изобразительного искусства. Анализируют памятники собаке  и этапы выполнения скульптурного изображения из пластилина (презентация).

Придумывают оригинальные замыслы для своих рисунков, на которых главным героем будет собака.

Творческое задание: лепят или рисуют образ собаки, придумывают оригинальное название своей работе.

Высказывать суждения о повадках и характере собак, основанных на собственном опыте.

Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давать словесное описание её содержанию.

Использовать средства художественного выражения для достижения замысла: в скульптуре - объём, пластика; в графике – точка, линия, штрих, пятно.

Оценивать результаты своей творческой работы и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Проявлять импатийную способность, участвовать в игровых ситуациях.

3. Полёт птиц

Узнают о том, что силуэт – это одноцветное контурное изображение.

Проявляют смекалку и угадывают птицу по её силуэту.

Дают словесное описание своей графической композиции «Полет птиц», отмечая возможность использования вертикального, горизонтального, квадратного или круглого формата для достижения замысла.

Творческое задание: создают силуэтное изображение одной или нескольких летящих птиц: белых на темном фоне или черных на светлом фоне, для работы используют любой графический материал или бумагу в технике аппликации.

Различать основные виды художественной деятельности  (графика, живопись).

Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию.

Использовать выразительные свойства разных материалов для достижения замысла.

Оценивать ритмическое расположение птиц на листе, выражающих идею плавного полета, птичьего беспокойства или одиночества, или др.

Выражают отношение к черно-белому силуэтному рисунку.

Придумывают оригинальные названия для своей композиции и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Участвовать в коллективных видах деятельности.

4. Образ лошади в изобразительном искусстве

Анализируют произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, на которых изображена лошадь (презентация)

Определяют, чем стилизованное декоративно-условное изображение лошади  отличается от живописного и графического.

Узнают о необычной технике граттажа - процарапывание по вощаной бумаге. Анализируют выразительные средства графики: линия, точка, штрих, пятно; приёмы изображения по вощеной бумаге.

Творческое задание:  выполняют сюжетную композицию, в которой лошадь является главным героем.

Высказывать свои суждения по поводу рассматриваемых иллюстраций.

Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия к своим рисункам.

Использовать выразительные средства графики для достижения своих изобразительных замыслов.

Высказывать суждения о влиянии формы листа (круглый, квадратный, ромбовидный, треугольный или др.) на замысел рисунка.

Оценивать выразительные качества детских рисунков, выполненных тушью, пером, гелевыми ручками или в технике граттажа.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Проявлять импатийную способность, участвовать в игровых ситуациях.

5. Медный всадник

Знакомятся со скульптурным изваянием «Медный всадник», который находится  в Санкт-Петербурге, а также другими произведениями художников, изображающих коня (презентация).

 Словесно проговаривают или пластически показывают индивидуальный или коллективный замысел, придумывают название будущей скульптурной композиции.

Творческое задание: лепят индивидуально или коллективно свою версию «Медного всадника» из пластилина с возможным включением подсобных материалов: коробок, банок, веток, палок, проволоки и т.п.

Выражать своё отношение к монументальности скульптурных изваяний, в которых лошадь является дополнительным постаментом для всадника.

Продумывать замысел, сочиняя небольшие рассказы, раскрывающие сюжет будущей скульптурной композиции,  придумывать оригинальные названия к своим лепным поделкам.

Использовать объем и пластику пластилина как выразительные средства (гордый, торжественный, величественный и т.п.).

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:  принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Проявлять эмпатийную способность, участвовать в игровых ситуациях.

6. «Крокодил солнце в небе проглотил…»

Проект №4

Рассматривают иллюстрации к стихотворению  «Краденое солнце» К.Чуковского, высказывают свои суждения (презентация).

Знакомятся с мифом о священном нильском крокодиле Себеке, появлению которого предшествовали наблюдения древних египтян за повадками и поведением крокодилов.

Словесно проговаривают образ будущей композиции «Крокодил солнце в небе проглотил…».

Творческое задание: лепят образ крокодила или иллюстрируют стихотворение К.Чуковского, или миф о нильском крокодиле Себеке.

Высказывать эмоциональные суждения о природных ритмах.

Использовать выразительные возможности графических материалов и ритм для достижения замысла.

Высказывать суждения о выразительных качествах ритмически организованных композиций.

Выполнять иллюстрацию к стихотворению С.Маршака «Белая страница» или др.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Отличать графическое изображение от живописного и скульптруного.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

7. «Божья коровка, улети на небо…»

Узнают о том, что жук скарабей  в Древнем Египте считался «солнечным жуком» из-за способности катать круглый комочек земли, в который он откладывал личинки.

 Сравнивают образ жука скарабея с образом божьей коровки и майского жука, выявляют типичное и особенное.  Анализируют ювелирные украшения - произведения декоративно-прикладного искусства, высказывают свои предпочтения, создают  зарисовки ювелирных украшений на классной доске или на листе бумаги (презентация).

Творческое задание: рисуют, лепят или конструируют ожерелье-бусы, браслет, серьги, кольца; индивидуально или коллективно создают ювелирный комплект, используя стилизованное изображение жука, пчелы, божьей коровки или др.

Участвовать в обсуждении содержания мифов про «солнечных жуков».

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности.

Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (солнечный, летящий, таинственный и т.п.).

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Отличать произведения декоративно-прикладного искусства от графических и живописных.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

8.Фантастические существа

Проект №5

Анализирую образы фантастических существ в произведениях декоративно-прикладного искусства и живописи (презентация).

Высказывают свои суждения о сочетании в одном образе животного и человека: Кентавр, Алконост, Сирена и др.

Творческое задание: создают образ мифологического или сказочного существа: птица радости или печали, Кентавр или Полкан и т.п.

 

Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений.

Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика,  декоративно-прикладное искусство.

Создавать индивидуально или в группе образ фантастического существа, используя свойства разных художественных материалов.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

9. Новогодняя игрушка.

Проект №6

ОБЖ: Новогодние фейерверки, салюты и петарды.

Вспоминают  о том, что существуют животные – символы Нового года по восточному и славянскому календарю.

Узнают о зарождении в древности традиции украшать игрушками дерево (презентация).

Анализируют выразительность ёлочных игрушек.

Знакомятся с возможными вспомогательными материалами, которые можно использовать при изготовлении елочной игрушки: яйцо, цветная бумага, цветной пластилин  или др.

Словесно проговаривают  этапы выполнения ёлочной игрушки.

Творческое задание: изготавливают елочную игрушку, используя любые художественные и подручные материалы.

Высказывать эмоциональные суждения о выразительности елочных игрушек.

Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство (дизайн).

Создавать оригинальную ёлочную игрушку, придумать ей нестандартное название.

Уметь выражать своё отношение к Новогоднему празднику через цветовое оформление ёлочной игрушки.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Художник и мир человека (9 ч)

1.Галерея детского изобразительного творчества

Узнают о том, что существуют международные и национальные музеи и галереи детского изобразительного творчества (презентация).

Называют основные виды пластических искусств: живопись, скульптура, архитектура,   декоративно-прикладное искусство.

Творческое задание: изображают рисунок на свободную тему, оформляют его для  экспозиции в классе.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительности произведений изобразительного искусства и продуктов детского творчества.

Придумывать вариативные названия персональной или коллективной выставке детского рисунка.

Работать над замыслом и его воплощением, используя выразительные возможности художественного материала.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

2. Портрет в скульптуре

Вспоминают выразительные средства скульптуры: объем, пластика.

Анализируют  этапы лепки портрета сказочного героя.

Творческое задание:  лепят из пластилина  портрет любого сказочного героя с использованием подсобных материалов: баночки или киндер-сюрприза в качестве основы.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Различать основные виды: скульптура, живопись, графика, и жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт и др.

Выражать своё отношение к скульптурным образам. 

Выбирать и использовать способы работы пластилином для достижения своего замысла. 

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

3. Великаны и лилипуты

Делают вывод о том, что сравнение большого и маленького объекта является средством передачи величия или уязвимости главного героя (презентация).

Читают и анализируют стихотворение Шела Сильверстайна «Маленький гном».

Обращают внимание на необходимость учёта основных пропорций в изображении частей человеческой фигуры.

Творческое задание:  иллюстрируют любую сказку или миф, в которых главный герой – маленький человек. Для работы используют любой художественный материал.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Понимать общее и особенное в произведениях разных видов искусств: иллюстрации и скульптуры.

Выражать своё отношение к изображенным героям,  используя метод сравнения большого и маленького объектов.

Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре или в углу листа или др.

Выбирать и использовать способы работы  художественными материалами (гелевые ручки, фломастеры, цветные карандаши  или др.)  для передачи замысла.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

4. Женский профиль

Вспоминают о том, что портрет – жанр изобразительного искусства.

Анализируют изобразительные приемы  выражения отношения к портретируемому через изображение крупных глаз,  улыбку, красивую причёску и др. Повторяют основные пропорции лица, вспоминают выразительные средства графики: линию, точку, штрих, пятно.

Творческое задание:  выполняют несколько набросков с натуры, используя простой карандаш.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Понимать общее и особенное в профильных портретных образах, созданных разными художниками.

Выражать своё отношение к профильному женскому  портрету, на которых глаза намеренно увеличены.

Выбирать и использовать способы работы  графическим художественными материалами для передачи замысла.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

5. Мужской профиль

Узнают о рельефном изображении портрета в профиль.

Анализируют портретные образы (презентация).

Вспоминают приёмы изображения на листе (или рельефной лепки) профиля мужского лица.

Вспоминают основные пропорции лица человека.

Творческое задание:  изображают мужской  с натуры или по представлению.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Выражать своё отношение к портретируемому, используя выразительные свойства художественного материала. 

Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Различают основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

6. Крепостные стены

Анализируют фоторепродукции, на которых изображены крепостные архитектурные сооружения (презентация).

Вычленяют приёмы изображения печатным способом: при помощи штампов.

Вычленяют выразительные средства графики: точка, пятно, которые являются доминирующими средствами выражения в печати.

Творческое задание: выполняют рисунок, на котором архитектурная постройка из кирпича, выполняется с использованием техники печати школьным резиновым ластиком (вместо ластика можно использовать, деревянный, картонный  или пробковый штамп).

Участвовать в обсуждении выразительных особенностей известных мировых архитектурных построек: крепостей, кремлей, замков, крепостных стен и т.п.

Выражать своё отношение к  самой длинной постройке мира – Великой Китайской стене.

Выбирать и использовать способы печати для достижения изобразительного замысла.        Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.        Выделяют архитектуру других видов пластических искусств.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

7. Золотое  кольцо России

Проект №7

Узнают о древнерусских городах, составляющих Золотое кольцо России.

Выражают свои суждения о выразительности главных соборов и уникальности архитектурного убранства городов.

Знакомятся с гербами некоторых городов Золотого кольца.

Анализируют способы выделения главного в изобразительной  композиции: ближе больше, дальше–меньше, приёмы загораживания, первый и второй планы.

Вспоминают о том, что цвет можно использовать как  средство художественного выражения. Анализируют выразительность тёплой и холодной гаммы цветов.

Творческое задание:  используя любой цветной художественный материал, рисуют иллюстрацию к фрагменту «Сказки о царе Салтане»  или изображают любой понравившийся древнерусский кремль или храм, опираясь на фоторепродукции учебника.

Высказывать суждения о постройках городов Золотого кольца России, о значении храма в судьбе города.

Различать основные виды пластических искусств: архитектура, скульптура. живопись, графика и декоративно-прикладное искусство.

Отличать специфику фоторепродукции от произведений изобразительного искусства.

Выражать своё отношение к архитектурной постройке храма, подчёркивая её значительность.

Выбирать и использовать способы работы цветными  художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.)  для передачи замысла («Величественный храм», «Дорога, идущая к храму» и др.).

Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

8. Народная игрушка

Знакомятся с образами матрёшек разных народов.

Сравнивают выразительность матрешек их красочность и декоративность.

Творческое задание: создают свой образ матрёшки, состоящей из трех фигурок, используя цветные художественные  материалы.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Различать основные виды пластических искусств: декоративно-прикладное искусство, скульптуру, живопись, графику.

Использовать выразительные свойства цвета для передачи замысла.

Придумывать оригинальные названия продуктам своей творческой деятельности.

Оценивать выразительность результатов своей изобразительной деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

9. Необычная чаша

Узнают об иконе А.Рублева «Троица» и символическом значении, изображенной им  чаши. Знакомятся с мифологическим сюжетом о таинственной чаше Грааля.

Вспоминают особенности симметричного и несимметричного изображения.

Обосновывают зависимость внешнего облика предмета от того материала, из которого он изготовлен: стекло, камень, дерево, металл, керамика.

Творческое задание: создают свой образ чаши Грааля, используя любой художественный материал.

Участвовать в обсуждении легенды о священном Граале.

Учитывать выразительные возможности художественных материалов для достижения замысла.

Использовать симметричное изображение предмета в выразительных целях.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.    

10. Знаменитые скульптуры

Узнают о монументальной героической скульптуре.

Знакомятся с произведениями скульптора Е.Вучетича и  символическим смыслом его монументальных  скульптур на Мамаевом кургане  в Волгограде и в Трептов-парке в Берлине.

Анализируют особенности разных  памятников неизвестному солдату.

Творческое задание:  лепят индивидуально или коллективно проект памятника павшим войнам или работникам тыла в период Великой отечественной войны  или создают памятник, олицетворяющий идею жизни, счастья: цветок, дерево, солнце и т.п.

Осознавать роль монументальной героической скульптуры в жизни города.

Участвовать в обсуждении скульптурных произведений.

Высказывать суждения по поводу сходства и различия (всеобщего и уникального) в образах разных памятников неизвестному солдату.

Выбирать и использовать способы работы  художественными материалами в процессе индивидуальной или коллективной деятельности.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Участвовать в индивидуальных и коллективных видах творческой деятельности.  

Художник и мир искусств (8 ч)

1. Фантастическое рядом – музей космонавтики

Узнают об экспонатах некоторых музеев космонавтики  разных городов России.

Анализируют произведения живописи художников-космонавтов (презентация).

Анализируют выразительные возможности тёплых и холодных цветов, контраста светлых и тёмных цветовых гамм.

Повторят жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет, выделяют специфику фантастического пейзажного жанра.

Творческое задание: изображают фантастический пейзаж с характерным для иной планеты пейзажем Зеленая планета, Фиолетовая планета, Оранжевая планета планета туманности, Серая планета или др.), транспортом или архитектурными строениями.

Участвовать в обсуждении  живописных произведений художников-фантастов.

Знать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт и др.

Иметь представление об основных отечественных музеях истории космонавтики.

Выбирать и использовать способы работы цветными материалами для передачи своего замысла.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

2. В мире книг

Проект №8

Узнают о том, что обложка книги раскрывает не только название и автора книги, но и её жанр (сказка, рассказ, роман, стихи и т.п.). По стилю написания шрифтовой композиции названия  можно догадаться о  содержании книги.

Сравнивают оформление обложек разных книг. Обсуждают возможность украшения одной из страниц альбома или Творческой папки для хранения рисунков  шрифтовой композицией.

Делают вывод о том, что слово-образ (имя автора папки) или буква-образ (первая буква имени или фамилии или др.), помещенные на обложку папки, будут определённым образом  характеризовать автора.

 Анализируют выразительные возможности тёплых и холодных цветов, контраста или нюанса светлых и тёмных цветов на обложке книги.

Творческое задание: создают шрифтовую композицию для обложки книги или Творческой папки (альбома) для рисунков, используя цветные фломастеры или гелевые (шариковые) ручки.

Участвовать в обсуждении  выразительных средств книжной графики.

 Высказывать эмоциональные суждения о форме и цветовом оформлении букв своего имени или фамилии.

Выбирать и использовать способы работы цветными материалами для передачи в слове-образе своего характера.

Использовать шрифтовую композицию в оформлении обложки своей творческой папки или альбома.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности.

Вычленять основные разделы макета книги: обложка, иллюстрации, буквица и др.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

3. В мире музыки

ОБЖ: Правила слушания музыки.

Узнают о детском музыкальном театре имени Н.И.Сац, о что музыкальный театр – синтез слова, музыки и изображения.

Анализируют картины художников, изображающих композиторов (презентация).

Высказывают свои впечатления о посещении музыкального театра и о собственных занятиях музыкой (игра на инструменте, хор, сочинение музыки).

Вспоминают, что ритм в изобразительном искусстве – это повторность (чередование) каких-нибудь элементов. 

Творческое задание: создают эскиз музыкальной тарелочки (орнамент в круге) и придумывают ей музыкальное, (интонационное)  название (Тихая, Веселая, Грустная, Озорная, Маршевая, Танцевальная, Песенная, Величественная и т.п.) или изображают себя музыкантом, дирижером  композитором, используя любой художественный материал.

Участвовать в обсуждении  фасада и интерьеров детского музыкального театра имени Н.И.Сац, произведений живописи и результатов детского изобразительного творчества.

Различать основные виды пластических искусств: живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, графика.

Использовать приёмы ритмического изображения «музыкального узора» на круглой тарелке, с целью достижения творческого замысла.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Участвовать в индивидуальных и коллективных видах творческой деятельности.

4. Театр масок

Узнают о том, что у всех народов мира с древних временно существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и возрождения природы: в России это Масленица, Навруз, Сабантуй и другие.

Узнают об античном театре, о зарождении маскарадов и символическом значении маскарадных и ритуальных масок.

Знакомятся с приёмами выполнения масок.

Творческое задание:  создают характерную маску, используя любой художественный и подсобный материал.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Участвовать в обсуждении особенностей конструкции античного театра и образного смысла масок.

Различать основные виды пластических искусств: архитектура, декоративно-прикладное искусство, графики.

Выражать своё отношение к характеру маски, через цветовую гамму.

Выбирать и использовать способы работы с подсобными и цветными  художественными материалами для передачи замысла: Маска смеха, Маска печали, Озорная маска, Маска «День и ночь» или др.).

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Участвовать в индивидуальных и коллективных видах творческой деятельности.

5. Танцы народов мира

Узнают о том, у каждого народа существуют традиции -  представления, обычаи, привычки и навыки деятельности, передаваемые из поколения в поколение. В народном танце и в костюме передается темперамент и особенности национального характера.

Знакомятся с греческим танцем сиртаки, древнегреческим женским и мужским костюмом, прическами, головными уборами и обувью (презентация, видеоролик).

Вспоминают пропорции фигуры человека (голова укладывается в фигуре 6-7 раз), и этапы выполнения фигуры человека в движении.

Творческое задание:  изображают танцующих людей, греческий танец или музыкантов, используя любой художественный материал.

Участвовать в обсуждении традиций своего народа, семьи, школы.

Анализировать выразительные особенности произведений станковой живописи (с. 138 учебника) и монументальной живописи (с. 137 верх), графики (с. 137 низ), и детского рисунка (с. 138. 139, цветная графика).

Выбирать и использовать способы работы  художественными материалами для передачи замысла.

Уметь передавать основные пропорции фигуры человека в движении.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

6. Афины – город-музей

Узнают о том, что столица Греции – город Афины назван в честь древнегреческой богини мудрости. Главным архитектурным комплексом города является Акрополь (презентация).

Выражают свои суждения по поводу выразительности древнегреческих храмов, высказывают свои впечатления от посещения Акрополя.

Вспоминают изобразительные приёмы выделения главного в композиции: ближе - больше, дальше – меньше, изображение первого и второго плана (презентация).

Творческое задание:  изображают композиции с древнегреческой архитектурой и людьми в греческих костюмах или себя, или туристов в Греции.

Выражать своё отношение к красоте столицы Греции – городу Афины.  

Знать основные архитектурные ордера: дорический, ионический, коринфский, основные строения афинского Акрополя.

Выбирать и использовать способы работы   художественными материалами  для передачи замысла, уметь придумывать оригинальные названия своей композиции: Я любуюсь Парфеноном, Я хочу увидеть Акрополь, Афина гуляет по Акрополю, Сильные кариатиды или др.

Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

7. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

Узнают, что Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина – крупнейший музей мира, памятник культуры, первым директором которого был И.В.Цветаев. Знакомятся с содержанием коллекции музея, с залами Древнего Египта, Древней Греции и Рима, Итальянским двориком и  др. (презентация)

Высказывают свои суждения о выразительности фасада и интерьеров музея.

Творческое задание:  составляют композицию,  изображая себя в залах ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Выражать своё отношение к произведениям изобразительного искусства, хранящимся в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Различать основные виды художественной деятельности: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, фантастический жанр.

Выбирать и использовать способы работы   художественными материалами для передачи замысла: Я иду по лестнице ГМИИ им. А.С.Пушкина, Я хочу посмотреть картину П.Пикассо «Девочка на шаре», Я иду в музей, Я видел мумию фараона в ГМИИИ им. А.С.Пушкина или др.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять  анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Тематическое планирование по курсу «Изобразительное искусство» (34 ч)

№ п/п

Тема урока

Творческое задание

1

Творческая папка. Радуга-дуга

Выполняют рисунок на свободную или заданную тему «Как я провел лето» любым графическим  материалом. Изображают лучезарное солнце на восходе, в зените или на закате.

2

«Ветер, ветер! Ты могуч…»

Изображение композиции на тему «Я запускаю воздушного змея» с использованием выразительных средств графических материалов.

3

Пустыни и оазисы

Изображают солнечный пустынный пейзаж с караваном верблюдов или пирамидами, используя выразительные возможности формата и художественных материалов.

4

Кактусы-гиганты

Создают образ кактуса с натуры или по представлению, используя любой художественный материал.

5

Натюрморт в живописи

Изображают натюрморт с натуры или по представлению в теплом или холодном, контрастном или нюансном цветовом решении, используя любой цветной художественный материал.

6

Орнамент – стиль эпохи

Украшают окно или ворота для дворцов сказочных персонажей или мифологических героев.

7

Витражная роза

Выполняют эскиз витража «Роза» методом вырезания снежинки из цветной бумаги или по-другому.

8

Чудо-дерево роза

Выполняют иллюстрацию к сказке К.Чуковского «Чудо-дерево», используя любой графический материал или создают свой образ «Чудо-дерева».

9

Образы животных в мифах и сказках

Выполняют иллюстрацию к мифу «Капитолийская волчица» или к любой сказке, в которой один из главных персонажей волк.

10

Собака – верный друг  

Лепят или рисуют образ собаки, придумывают оригинальное название своей работе.

11

Полёт птиц

Создают силуэтное изображение одной или нескольких летящих птиц: белых на темном фоне или черных на светлом фоне, для работы используют любой графический материал или бумагу в технике аппликации.

12

Образ лошади в изобразительном искусстве

Выполняют сюжетную композицию, в которой лошадь является главным героем или иллюстрируют отрывок стихотворение Хорхе Гильена «Кони»

13

Медный всадник

Лепят индивидуально  или коллективно свою версию «Медного всадника» из пластилина с возможным включением подсобных материалов: коробок, банок, веток, палок, проволоки и т.п.

14

«Крокодил солнце в небе проглотил…»

Лепят образ крокодила  или иллюстрируют стихотворение К.Чуковского, или миф о нильском крокодиле Себеке.

15

«Божья коровка, улети на небо…»

Рисуют или лепят, или конструируют ожерелье-бусы, браслет, серьги, кольца; индивидуально или коллективно создают ювелирный комплект, используя стилизованное изображение жука, пчелы, божьей коровки или др.

16

Фантастические существа

Создают образ мифологического или сказочного существа: птица радости или печали, кентавр или полкан и т.п.

17

Новогодняя игрушка

Изготавливают елочную игрушку, используя любые художественные и подручные материалы.

18

Галерея детского изобразительного творчества

Изображают рисунок на свободную тему, оформляют его для участия в школьной выставке или для экспозиции в классе.

19

Портрет в скульптуре

Лепят из пластилина  портрет любого сказочного героя с использованием подсобных материалов: баночки или киндер-сюрприза в качестве основы.

20

Великаны и лилипуты

Иллюстрируют любую сказку или миф, в которых главный герой – маленький человек. Для работы используют любой художественный материал.

21

Женский профиль.  Мужской профиль

Выполняют несколько набросков с натуры, используя простой карандаш, гелевую или шариковую ручку.  Изображают мужской  с натуры или по представлению

22

Крепостные стены

Выполняют рисунок, на котором архитектурная постройка из кирпича, выполняется с использованием техники печати школьным резиновым ластиком (вместо ластика можно использовать, деревянный, картонный  или пробковый штамп).

23

Золотое кольцо России

Используя любой цветной художественный материал, рисуют иллюстрацию к фрагменту «Сказки о царе Салтане»  или изображают любой понравившийся древнерусский кремль или храм, опираясь на фоторепродукции учебника.

24

Народная игрушка

Создают свой образ матрёшки, состоящей из трех фигурок, используя цветные художественные  материалы.

25

Необычная чаша

Создают свой образ чаши Грааля, используя любой художественный материал.

26

Знаменитые скульптуры

Лепят индивидуально или коллективно проект памятника павшим войнам или работникам тыла в период Великой отечественной войны  или создают памятник, олицетворяющий идею жизни, счастья: цветок, дерево, солнце и т.п.

27

Фантастическое рядом – музей космонавтики

Изображают фантастический пейзаж с характерным для иной планеты пейзажем Зеленая планета, Фиолетовая планета, Оранжевая планета, планета туманности, Серая планета или др., транспортом или архитектурными строениями.

28

В мире книг

Создают шрифтовую композицию для обложки книги или Творческой папки (альбома) для рисунков, используя цветные фломастеры или гелевые (шариковые) ручки.

29

В мире музыки

Создают эскиз музыкальной тарелочки (орнамент в круге) и придумывают ей музыкальное, (интонационное)  название (Тихая, Веселая, Грустная, Озорная, Маршевая, Танцевальная, Песенная, Величественная и т.п.) или изображают себя музыкантом, дирижером  композитором, используя любой художественный материал.

30

Театр масок

Создают характерную маску, используя любой художественный и подсобный материал

31

Танцы народов мира

Изображают танцующих людей, греческий танец или музыкантов, используя любой художественный материал.

32

Афины – город-музей

Изображают композиции с древнегреческой архитектурой и людьми в греческих костюмах или себя, или туристов в Греции.

33

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

Составляют композицию,  изображая себя в залах ГМИИ им. А.С.Пушкина.

34

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование по русскому языку по ФГОС 2 класс УМК "Школа России"

Календарно-тематическое планирование по русскому языку с УУД 2 класс по программе Канакиной "Школа России"...

календарно-тематическое планирование по русскому языку. 2класс,ФГОС

календарно-тематическое планирование по русскому языку,Канакина, 2 класс, ФГОС...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II

Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку по ФГОС. 4 класс. Программа "Начальная школа 21 века"

Календарно -тематическое планирование по русскому языку с ууд 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по русскому языку по теме: Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию по русскому языку(автор Канакина В.П.) и обучение грамоте ( автор Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) по ФГОС в 1 классе

Материал содержит пояснительную записку по русскому языку УМК " Школа России" по ФГОС в 1 класс, автор КанакинаВ.П.  И обучение грамоте УМК "Школа 2100", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.по ФГОС...