РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕТСКИЙ РИСУНОК МЕТОДОМ ПРОЕКТА
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Корнилова Лариса Буранбаевна
Духовное богатство человечества, отраженное в культуре, осознается обществом, как особо ценное, а культура личности становится социально-значимым качеством. В связи с этим особенно остро встает вопрос о несформированности коммуникативной компетенции учеников.
Практика свидетельствует, что существует разрыв между интеллектуальными возможностями школьников, их интересами и тем, что они в действительности могут высказать.
Одним из возможных путей преодоления этих недостатков может стать развитие коммуникативности младших школьников при обучении изобразительному искусству на основе детского рисунка методом проекта. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса. Речевая направленность учебного процесса будет возможной лишь при наличии речемыслительной активности учащихся, которая главным образом характеризует деятельность младшего школьника.
Значительными возможностями обладают уроки изобразительного искусства с использованием предлагаемого метода проекта.
Обучение, построенное на деятельностном подходе, активно развивает самостоятельность и творчество школьников. Важная роль в решении этой задачи отводится использованию коммуникативных технологий
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kornilovskiy_trud.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление по делам образования г. Челябинска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №89

Курчатовского района г. Челябинска

        

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ДЕТСКИЙ РИСУНОК  

МЕТОДОМ ПРОЕКТА

        

        

Учитель изобразительного искусства

Корнилова Л.Б.

        

        

Челябинск    2013 г.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что сложный период преобразований в нашей стране, происходящее переосмысление ценностей и формирование  новых, выдвигает на первый план ценность личности. Особое значение приобретают отношения людей и форма выражения этих отношений в обществе.

Сегодня актуальным является вопрос разработки новых технологий образования, воспитания и развития личности учащегося, отвечающего современным социальным, экономическим, нравственным и образовательным технологиям.

Духовное богатство человечества, отраженное в культуре, осознается обществом, как особо ценное, а культура личности становится социально-значимым качеством. В связи с этим особенно остро встает вопрос о несформированности коммуникативной компетенции учеников.

Практика свидетельствует, что существует разрыв между интеллектуальными возможностями школьников, их интересами и тем, что они в действительности могут высказать.

Одним из возможных путей преодоления этих недостатков может стать развитие коммуникативности младших школьников при обучении изобразительному искусству на основе детского рисунка методом проекта. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса. Речевая направленность учебного процесса будет возможной лишь при наличии речемыслительной активности учащихся, которая главным образом характеризует деятельность младшего школьника.

Значительными возможностями обладают уроки изобразительного искусства с использованием предлагаемого метода проекта.

Обучение, построенное на деятельностном подходе, активно развивает самостоятельность и творчество школьников. Важная роль в решении этой задачи отводится использованию коммуникативных технологий

 Младший школьник должен воспринимать учителя не только как носителя знаний по предмету, но и как яркую  и интересную личность, умеющую установить и развивать доброжелательные отношения с ним, что способствует  плодотворному и эффективному сотрудничеству.

Совместная деятельность учителя с учащимися всегда связана с общением, и опыт общения, его нравственные эталоны являются частью духовной культуры общества. Приобщение человека к этому опыту, обучение его данному виду деятельности в процессе обучения, воспитания и развития школьника, выдвигается как первоочередная задача.

  Таким образом, актуальность исследования обусловлена:

  • неразработанностью методики проектирования, как средства развития коммуникативности младших школьников на уроке ИЗО;
  • отсутствием в методической литературе специальных исследований по проектированию деятельности на уроках ИЗО и развитии коммуникативных способностей детей через детский рисунок;
  • значимостью разработки новых образовательных и воспитательных технологий, направленных на развитие коммуникативных качеств детей.

       Проблема исследования  может быть сформулирована следующим образом: каковы педагогические, психологические, методические, эстетические условия, обеспечивающие эффективность проектирования деятельности детей  в процессе обучения изобразительному искусству младших школьников, в условиях ограниченного количества учебных часов, выделенных на  уроки ИЗО в начальной школе, а также неразработанностью метода проекта, как средства формирования коммуникативной компетенции младших школьников.

Цель исследования – разработать методику проекта урока ИЗО как средства развития коммуникативности младших школьников посредством детского рисунка.

Объект исследования – процесс развития коммуникативности младших школьников при обучении изобразительному искусству.

Предмет исследования – метод проекта, как средства формирования коммуникативой компетенции младших школьников.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что проектная деятельность на уроках рисования может быть средством развития коммуникативности младших школьников. Обучение будет протекать более эффективно, если будут выявлены особенности системы воспитания, образования и развития средствами проекта на уроке, включающие принципы комплексности, системности. Содержание обучения должно предполагать прохождение стадий проектирования изодеятельности, чтение художественных произведений, прослушивание музыкальных произведений и использование их как средства устной речи, направленных на коммуникативное, нравственное развитие учащихся. Обучение должно строиться на основе системного характера  с учетом особенностей использования проектирования.

В соответствии с целью, предметом, объектом и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Дать теоретико-методическое обоснование проектированию на уроках ИЗО  через детский рисунок как средства развития коммуникативности младших школьников.

2. Рассмотреть особенности художественной деятельности на уроках ИЗО  с элементами проектной деятельности, с ее различными видами.

3. Раскрыть возможности «метода физических действий» К.С. Станиславского в обучении иностранному языку на деятельностно-ролевой основе средствами драматизации сказки; разработать структуру процесса моделирования драматизации сказки.

4.Выявить коммуникативные возможности урока с проектной деятельностью.

5. Разработать методику и обосновать авторский подход к развитию коммуникативной компетенции на уроках изобразительного искусства через проектную деятельность младших школьников.

6. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой методики.

Методологическую основу исследования составили: труды по психологической теории речевой деятельности  (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), по  концепции формирования личности учителя (С.И. Архангельский, Н.И. Кузьмина, А.В. Мудрик, Л.Ф. Спирин, О.М. Шиян и др.)

 Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам воспитания и образования младших школьников позволяет обнаружить несоответствие между образным и логическим мышлением младших школьников. Дети этого возраста не могут оформить образы, возникающие в их внутреннем мире в образы словесные. Поэтому встает всеобщая школьная проблема несфомированности коммуникативной компетенции: дети не умеют говорить. Поэтому необходимо создать в школе благоприятные организационно-педагогические условия для успешного развития коммуникабельности детей посредством проектирования на уроках изобразительного искусства, конечно, в сочетании с эстетическим, нравственным воспитанием, художественным образованием и развитием учащихся школы.

 В основу исследования  важнейшие принципы изучения педагогических явлений и процессов, основанные на личностно-деятельностном, эстетическом подходах, включающих:

- принцип системности позволил рассмотреть вопросы обучения, развития, эстетического воспитания на основе проектирования, способствующего обучению, развитию, нравственному формированию личности младшего школьника, его коммуникативности;

- принцип единства общего, особенного и частного, который способствовал интеграции, дифференциации, индивидуализации изучаемого процесса;

- принцип развития, позволивший рассмотреть особенности методики проекта в становлении, развитии коммуникативных качеств  младшего школьника;

- принцип единства теории и практики, давший возможность рассмотреть наиболее существенные характеристики, взаимосвязь образования , воспитания  и развития.

 Научная новизна исследования заключается в разработке теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методики развития коммуникативной компетенции на уроках ИЗО методом проекта через  детский  рисунок.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно открывает актуальные направления научных исследований, связанных с теоретическим и методическим обоснованием проблемы применения метода проекта в развитии коммуникативности школьников на художественно-конструктивной основе.

Результаты исследования могут служить теоретико-методической основой для дальнейшей разработки способов и методик по развитию коммуникативных качеств младших школьников, преодолению трудностей в этой компетенции.

Практическая значимость исследования  заключается в разработке авторской методики как средства развития коммуникативности при обучении изобразительному искусству, разработки критериев и методик оценки уровня коммуникативности учащихся.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практической деятельности школ, гимназий, педагогических вузов в чтении курса методики, в разработке практических рекомендаций, учебных пособий, чтении лекций.

Исходя из актуальности, проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости, была определена тема исследования, сформулированы ее цель, задачи, обоснованы объект и предмет исследования.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечены теоретико-методологической обоснованностью исходных параметров исследования, связанных с личностно-деятельностным, коммуникативным  и индивидуально-творческим подходами к решению поставленной проблемы;   позитивными результатами опытно-экспериментальной работы, подтвердившей правомерность предложенной методики; внедрением научно-методических рекомендаций в практику школы .

Цели и задачи обусловили выбор следующих методов исследования: анализ научной, учебно-методической литературы, художественных произведений , наблюдение за практикой обучения ИЗО младших школьников, опрос, анкетирование, индивидуальные и групповые беседы, тестирование, эксперимент, статистические методы обработки исследований и проверки гипотезы.

Апробация разработанной методики и ее внедрение проводилось на классе МОУ СОШ №154 с 2005 по 2006 год. О результатах исследования сделаны выступления на педсовете и на открытом заседании МО начальной школы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Особенности теоретико-методических основ проектирования художественной деятельности как средства развития коммуникативности младших школьников.

2. Роль и место проектной деятельности в обучении, развитии, эстетическом воспитании младших школьников средствами изобразительной деятельности. Психолого-педагогические возможности рисунка ребенка в обучении средствами проектной деятельности на уроках рисования.

3. Обучение младших школьников должно проходить с учетом особенностей, системности, сознательности, индивидуализации в развитии коммуникативности младших школьников.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, двух приложений, 11 таблиц и 3 рисунка, 2 графика,  схемы.

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

        Во введении обосновываются актуальность,  и цель исследования, выделяется его объект и предмет, формулируется проблема, задачи и гипотеза, дается содержательная методология и практическая значимость, положения, выносимые на защиту.

В результате этапы проектирования работы активизирует его эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Основная задача в том, чтобы сделать из малыша не специалиста–проектировщика, а углубить его творческое изобретательство  в целях образования и развития, формирования всесторонне развитой, гармоничной, творческой личности.

Личностно-деятельностный подход определяет систему принципов целостной организации обучения, основанную на:  центрированности обучения личности учащегося;  управление учебной деятельностью ученика,  в которой он формируется как субъект (т.е. формируется субъектная компетенция учащегося); организацию предметного содержания учебного материала;  управление процессом сознательного усвоения способов речевой деятельности; организацию обучения как субъект-субъектного сотрудничества преподавателя и учащегося; осуществление педагогического процесса как  взаимодействия, выражающего гуманистическое отношение к ученику; реализацию речевого взаимодействия преподавателя и учащихся в форме педагогического общения и коллективной коммуникативной деятельности как формы внутригруппового учебного сотрудничества.

Конкретная цель обучения с применением проектной деятельности на уроках рисования достигается посредством развития коммуникативных навыков учащегося, т.е. умение выделить проблему, найти способ ее решения, сделать «свое» открытие, поделиться им, защитить проект, умение решать поставленные проблемы самостоятельно и с посторонней помощью.

Немаловажной также представляется  необходимость различать в драматизации её сюжет и содержание.

Важным моментом является общение. Оно выступает в качестве своеобразного социально-психологического механизма, посредством которого осуществляется воздействие на духовный мир младшего школьника, на его психику и сознание.

Взаимодействие в группе, в паре предполагает определение тех ролей, которые необходимо и возможно использовать в обучении, что, соответственно, ведет к становлению ситуаций, в которых школьник должен уметь общаться. А это, в свою очередь, определяет совокупность тех знаний и речевых умений, которые необходимы для осуществления проекта на уроке рисования, да и в жизненных ситуациях.

         «Разработка методики проекта как средства развития коммуникативности младших школьников при обучении рисованию представлена методика работы, апробация эффективности предлагаемой методики и ее опытная проверка.

 

Опытная проверка оценки уровня развития коммуникативности младшего школьника на основе драматизации сказки проводилась по следующим критериям: критерий содержательности речевого высказывания; критерий продуктивности; критерий коммуникативной мотивации; критерий целенаправленности

Формирование коммуникативных качеств младших школьников с учетом сценических умений показывает, что владение ими играет значительную роль в поведении младших школьников во  взаимодействии со своими сверстниками, учителями, родителями. Формированию этих умений следует уделять особое внимание.

Диагностический срез в начале эксперимента показал, что уровень коммуникативной культуры младших школьников в экспериментальной группе несколько выше, чем в контрольной, однако большую часть младших школьников характеризует низкий (43,2%) и средний (32,4%) уровни коммуникативной культуры. Относительно высокий лишь у 15,7% испытуемых.

Уровень

Количество человек

В том числе в %

1. Начальный

4

7,8

2. Низкий

20

43. 2

3. Средний

12

32,4

4. Относительно высокий

8

15,7

Нами  представлена графическая модель реального состояния уровня коммуникативности младших школьников на основе драматизации сказки в начале и конце эксперимента. Мы имеем возможность графически построить и визуально сравнить уровни формирования коммуникативности у младших школьников в конце обучающего эксперимента и в начале подготовки.

Условные обозначения:

 результаты  контрольного среза в конце подготовки.

 результата контрольного

  среза в начале подготовки.

 идеальная цель подготовки

         

       Исследование показало, что основной недостаток в процессе формирования коммуникативной культуры у младших школьников заключается в отсутствии специальной педагогической системы.

      Эффективность предлагаемой нами методики в определенной степени зависит от взаимной согласованности подсистем, частей и элементов, составляющих педагогическую систему работы,  направленную на достижение поставленной цели.

     Замеры уровней коммуникативной культуры у младших школьников экспериментальной и контрольной групп на различных стадиях педагогического эксперимента позволяют судить не только о динамике формирования коммуникативной культуры,  но и об эффективности педагогической системы в целом.

Результаты замеров позволили составить уровни коммуникативной культуры младших школьников обеих групп на различных стадиях эксперимента, а также показать динамику ее формирования.

Наблюдая динамику формирования коммуникативной культуры на иностранном языке у учащихся, мы убедились, что она зависит от речевой направленности учебного процесса, индивидуализации обучения младших школьников, коммуникативности в общении. Важную роль играют ситуативность обучения иностранному языку с использованием элементов драматизации сказки как весомого фактора развития коммуникативности.

      Изобразительное искусство как особый вид эстетического воспитания развивает способность воспринимать пластический образ событий, пластическое восприятие жизни вообще и себя в этой жизни, восприятие жизни в действии и через действие; способствует созданию нового “выразительного” человека, человека активного переживания и яркого выражения своего “я” в жизни и работе. Она является лучшей школой эстетического воспитания, ибо органически объединяет рисование, живопись, пластику, музыку, выразительное слово,

творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности (работа над сценой, бутафорией, костюмами, декорациями), двигательный ритм, пластичность и т.д., благодаря этому расширяет творческую личность ребенка. Благодаря еэтому развивается эмоциональная сфера, тем самым обогащается личность; развивается симпатия, сострадание, нравственное чувство, воспитывается способность перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.

Позволяет развивать у школьников творческие умения и навыки; оказывать положительное нравственное и эстетическое воздействие;  профессиями людей,

       На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы ставилась задача изучения изменений, динамики развития коммуникативности младших школьников при обучении изобразительному искусству. Опытно-экспериментальную работу проводили в виде психолого-педагогического формирующего эксперимента. Для выявления результатов формирующего эксперимента были использованы следующие методы: мониторинговые наблюдения за практикой обучения  детей младшего школьного возраста, а также наблюдение за общением детей 7 (8) лет со взрослыми и сверстниками во время занятий и внеурочное время; опрос (индивидуальные и групповые беседы, анкетирование с целью выявления положительных и отрицательных суждений, тестирование, педагогическое моделирование, эксперимент (поисковый и обучающий), статистические методы обработки информации и проверки гипотезы).

      Опытная проверка подтверждает выдвинутую нами гипотезу по эффективности системы развития коммуникативности младших школьников средствами проективной деятельности при обучении изобразительному искусству.

В заключении  содержатся выводы и обобщающие положения по результатам исследовательской работы.

        Опыт применения на уроках  и во внеклассной работе методики как средства развития коммуникативности младших школьников показал большие потенциальные возможности.  

      В результате исследования подтверждена актуальность темы, выдвинутая гипотеза, выполнены поставленные задачи исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня"

Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня...

Программа. Развитие коммуникативных способностей младших школьников «Я и мои друзья».

Программа. Развитие коммуникативных способностей младших школьников "Я и мои друзья". Данная программа позволяет создать дружный и сплочённый коллектив, без чего невозможно организовать успешный образ...

Развитие коммуникативных способностей младших школьников.

В статье рассматриваются вопросы о развитии коммуникативных способностей младших школьников. Представлены фрагменты уроков направленные на развитие коммуникативных способностей обучающихся четвёртых к...

Развитие коммуникативных способностей младших школьников.

В статье рассматриваются вопросы о развитии коммуникативных способностей младших школьников. Представлены фрагменты уроков направленные на развитие коммуникативных способностей обучающихся четвёртых к...

«Развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроках русского языка в условиях модернизации школы».

Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка в начальной школе...

Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей младших школьников

Аннотация. В работе раскрываются особенности формирования коммуникативных способностей младших школьников в игровой деятельности. Рассматривается игровая деятельность как средство развития коммуникати...