«Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности»
материал по теме

Александрова Ольга Владимировна

Доклад на районном семинаре руководителей ШМО начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byt_pedagogom.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на районном семинаре руководителей ШМО начальных классов.

28 октября 2011г.

«Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности»

Быть педагогом – это ответственно. Еще Луначарский писал о том, как важно, чтобы педагог был самым универсальным и самым прекрасным человеком в обществе, потому что он должен быть источником радостного перерождения для маленьких людей, которые живут в процессе постоянного развития своих сил. Никакая другая профессия не ставит таких требований к человеку.

Каждого учителя, который набирает первый класс, тревожит вопрос: смогу ли я научить этих своих учеников хорошо писать, читать и считать, а главное-думать и рассуждать?

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разносторонне развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Формирование ключевых компетентностей на начальной ступени школьного обучения должно обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Ситуация школьного обучения требует от ребенка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Высокая форма общения учеников между собой и с учителем, будет являться важнейшим фактором развития познавательной активности учащихся, так как общение-это определенное взаимодействие, в ходе которого происходит обмен информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата. В структуре коммуникативной деятельности выделяются такие ее компоненты:

  1. Предмет;
  2. Потребности;
  3. Мотивы;
  4. Цели, задачи;
  5. Действия и операции.

Коммуникативная потребность состоит в стремлении человека познать самого себя с помощью партнера по общению и через его посредство. Под мотивами мы понимаем те качества партнера, ради которых ребенок вступает в общение с ним.

Процесс общения младших школьников всегда протекает непросто. Это связано, прежде всего, с умением понять точку зрения другого, увидеть в нем личность, обладающую своими желаниями и потребностями. Способность общаться, или коммуникативные способности, психологи определяют как индивидуально-психологические особенности личности.

Способность к общению включает в себя:

  1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»)
  2. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»)
  3. Умение организовать общение («Я умею»)

Процесс формирования коммуникативных способностей младших школьников будет успешным, если реализуется совокупность педагогических условий:

- создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, атмосферы доброжелательности и ситуации успеха для каждого;

- организация совместной жизнедеятельности младших школьников на основе удовлетворения фундаментальных потребностей в общении, уважении.

Включение младших школьников в систему коммуникативных ситуаций взаимодействия с разными типами партнеров (учителями, сверстниками, незнакомыми взрослыми);

- приобретение младшими школьниками теоретико-прикладных знаний по проблеме общения и взаимодействия с людьми в целом, и в условиях их учебной деятельности, в частности.

Только последовательная реализация этих условий может привести к формированию необходимых для успешной социализации коммуникативных знаний, умений и навыков, а, следовательно, и коммуникативной компетентности младших школьников.

На наш взгляд, способности человек можно представить в виде дерева, где:

Корни – природные задатки человека

Ствол – общие способности

Ветви – специальные способности, в том числе и творческие.

Чем больше ветвей, тем дерево мощней, и ветвистее его крона.

Для реализации вышепоставленных условий целесообразно использовать:

- игры, направленные на поддержание интереса к общению с окружающими,

- создание проблемных ситуаций,

- групповую работу,

- оценивание друг друга и себя.

В российском образовании сегодня провозглашен принцип разнообразных педагогических технологий.

Мы предлагаем рассмотреть следующие:

  1. Метод проектов.
  2. Проблемное обучение.
  3. Игровое обучение.

Метод проектов.

Мы предложили, что в результате специально организованной творческой совместной деятельности, реализуемой посредством метода проектов в условиях постоянной смены групп, уровень коммуникативных умений младших школьников станет выше.

На первом этапе группы учащихся, работающих над проектом, состояли из двух человек.

Перед учащимися ставилась творческая задача, решаемая в свободной форме (например, предлагалось выполнить аппликацию на тему «осень» с помощью ваты, красок и цветного картона); единственным условием ее выполнения была совместная работа на одном листе бумаги. На первых занятиях учащиеся не приступали к работе немедленно, ожидая руководства к действию, конкретного примера, а также помощи в распределении обязанностей. В этом случаи оказывалась помощь каждому ученику в выборе конкретной роли в работе над проектом. На первых занятиях не все школьники смогли совместно выполнить проект на одном листе бумаги. Многие сделали работу на двух листах и по окончании урока соединили листы, посчитав свою работу выполненной. Отдельные школьники отказались от совместной работы вовсе. Некоторые учащиеся предпочитали отдавать инициативу лидеру своей группы, ожидая, пока работа будет завершена. По прошествии нескольких занятий большинство учеников справляются с поставленной перед ними задачей – выполнение совместного творческого проекта.

Следующим этапом становится работа учащихся в группах по 4 – 6 человек. Ученики выполняют задания на больших листах. Например, учащимся дается задание с помощью красок, ножниц и клея превратить лист бумаги в красивое дерево. В начале обсуждаются возможные составные части дерева. Уже ученики самостоятельно распределяют обязанности в группе и в конце урока представляют результат своего проекта.

К концу учебного года, все группы, получив задание, сразу приступают к совместному обсуждению, затем к выполнению проекта, распределив обязанности и конструктивно решая возникшие проблемы. Дети больше общаются, становятся более открытыми для общения со взрослыми. Метод проектов в предложенном нами варианте можно реализовать не только в рамках одного школьного предмета. Целесообразно проводить уроки по всем предметам с использованием такого подхода к формированию групп. При этом со стороны учителя основными условиями эффективности использования методов проектов в учебной деятельности являются:

  1. Принятие роли заинтересованного руководителя совместной проектной деятельностью учеников,
  2. Готовность к отказу от образцов и штампов при формулировке и организации выполнения заданий,
  3. Коммуникативные и организаторские способности, владение методами коррекции работы группы в случаях конфликтной ситуации,
  4. Умение оказать каждому ребенку психологическую помощь, поддержать его желание внести свой вклад в общий результат.

Технология проблемного обучения.

Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения наук. Такое обучение является проблемным.

Проблемное обучение целесообразно применять:

- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,

- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),

- когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к оно требует больших затрат времени. (слайд англ.яз)

Для достижения учебной цели учителями начальных классов:

  1. Создаются условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.
  2. Повышается познавательная активность в процессе овладения знаниями.
  3. Применяются дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.

Для решения поставленных задач наши педагоги:

- Подводят школьников к противоречию и предлагают им самим найти способ его разрешения;

- Излагают различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- Предлагают классу рассмотреть явление с различных позиций;

- Побуждают учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

- Ставят конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.

- Определяют проблемные теоретические и практические задания;

- Ставят проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Задача учителя – находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений.

Для того чтобы заинтересовать ребенка, дать возможность видеть рост его в процессе обучения можно использовать приемы игрового обучения.

Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Качественные оценки такого рода получают учащиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5».

Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить по такой структуре уроки по любым предметам. Конечно, работа трудоемка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей ее решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь, такая личность будет более защищена от стрессов.

Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах  и знаниях.

Сюжетно-ролевые игры.

Формировать коммуникативные умения младших школьников целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры положен процесс ролевого общения учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и наличием коммуникативной игровой ситуации, объединяющей игровой материал.

Суть ролевой игры как средства обучения общению, состоит в том, что та или иная коммуникативная задача решается участниками путем импровизированного разыгрывания определенной ситуации. Одна и та же ситуация проигрывается несколько раз. Это позволяет участникам поменяться ролями, предложить свои варианты поведения. Затем полезно обсудить, какие варианты были наиболее удачными.

Сюжетно-ролевая игра, будучи основой и источником различных творческих актов, развивает продуктивное воображение детей, помогает накоплению их эстетического потенциала. В этом плане ролевая игра – своеобразная школа воспитания свободного, бескорыстного отношения ребенка к миру, которое, в свою очередь, является залогом социального и эстетического освоения этого мира.

Выделяя место сюжетно-ролевой игры в огромном разнообразии детских игр обозначим ее функциональные особенности и назначения.

  1. Функции данной игры заключаются в том, что она позволяет детям занимать новые эмоционально привлекательные позиции и этим облегчать себе выполнение реальной деятельности, в которую они вводятся.
  2. Общение детей в сюжетно-ролевой игре ограничено и естественно. Командование и подчинение друг другу протекают без принуждения. Игровые типы отношений дети переносят в жизнь.
  3. Постоянно изменяющаяся обстановка ролевой игры требует от ее участников проявления своих способностей и использования раннее сложившихся навыков. Это дает возможность совершенствовать личные качества и навыки и приближать их к реальным, возможным в жизни действиям.
  4. В ролевой игре необходимо проявлять упорство в доведении своего задания или роли до конца согласно правилам, иначе можно проиграть. Это способствует развитию самодисциплины, поскольку увлеченный игрой ребенок проявляет в ней часто несравненно полнее, чем в иной деятельности. В заключении отметим, что сюжетно-ролевая игра, способствуя развитию коммуникативных умений, облекает учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая огромный эмоциональный всплеск у младших школьников.

Образовательный процесс в любом случаи пересекается с здоровьесберегающими технологиями. Их можно рассматривать как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья и качественную характеристику любой педагогической технологии. Наши учителя начальных классов рассматривают подходы к организации главной состовляющей образовательного процесса – урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения, а также внеурочной работе и работе с родителями. Прежде всего, следует рассматривать концепцию здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы:

Цель – принципы и задачи – средства – условия – результаты.

Однако следует подчеркнуть, что в современной школе добавилось много других недостатков. Так, влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы. Усилилась роль «внутрешкольных факторов»:

  1. Интенсификация обучения;
  2. Снижение двигательной активности;
  3. Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни;
  4. Нарушение зрения, осанки;
  5. Ухудшение нервно-психического здоровья.

Исходя из этого, мы предпринимаем все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических особенностей и состояния здоровья учащихся. Важная составная частьздоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателями рациональной организации учебного процесса являются:

  1. Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  2. Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
  3. Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

ВЫВОДЫ.

  1. Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность для развития творческих способностей учащихся. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.
  2. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья ребенка гораздо больше, чем врач. Если в школе все будут об этом помнить, прилагать усилия в решении детских проблем, если в школах будут специалисты, работающие над вопросами сохранения и коррекции здоровья учащихся, то можно надеяться, что здоровье наших детей в школе если не улучшится, то не будет падать. Будем надеется, что каждый учитель начальных классов нашей школы будет искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.
  3. В настоящее время связи с гуманизацией и гуманитаризацией образования педагоги получили большие возможности для воплощения творческих замыслов. Особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого начала в деятельности ребенка, формированию у него положительной мотивации к учебному труду.
  4. Выбор той или иной технологии, заданий остается за учителем, который компонует задания в зависимости от возраста детей и уровня их подготовки. Важно учитывать, что при выполнении заданий оценивается только стремление к работе, задания носят не оценочный, а развивающий характер.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей младших школьников как условие формирования социокультурных ценностей

Осинцева Т.В. Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей младших школьников как условие формирования социокультурных ценностей //Социокультурные проблемы современного человека: мате...

«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях совместной деятельности»

«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях совместной деятельности»...

«Развитие коммуникативных компетенций школьников в условиях совместной творческой деятельности»

Учение с увлечением, через сказку,игру и творческую деятельность –дорога к сердцу ребёнка....

«Развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроках русского языка в условиях модернизации школы».

Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка в начальной школе...

Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей младших школьников

Аннотация. В работе раскрываются особенности формирования коммуникативных способностей младших школьников в игровой деятельности. Рассматривается игровая деятельность как средство развития коммуникати...

Работа с родителями - важное условие развития коммуникативных способностей младшего школьника

Важнейшим условием развития умственных способностей младшего школь­ника является овладение правильной речью. Чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. В семье родители...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

развитие коммуникативных способностей младших школьников это очень непростая задача требующая системной, организованной работы, построенной с учетом специально отобранных принципов педагогического воз...