Родословная
проект по истории (4 класс)

Иванова Татьяна Николаевна

Несколько веков назад наши предки не имели даже понятия о составлении своих родословных. Да и какие могли быть родословные, если до отмены крепостного права ни один крестьянин не имел фамилии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodoslovnaya_ani_2.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение……………………………………………………….3

Основная часть………………………………………..5

Происхождение фамилии Колесников

Заключение……………………………………………………8

Список используемой литературы…………………………9

Приложение…………………………………………………….9

Введение

    Несколько веков назад наши предки не имели даже понятия о составлении своих родословных. Да и какие могли быть родословные, если до отмены крепостного права ни один крестьянин не имел фамилии. Фамилиями было принято считать всего лишь группу рабов, принадлежащих одному хозяину, но никак не отдельный род с его вековой историей.

   Времена меняются, и сегодня каждый пятый человек стремится изучить историю своих предков. Это не только интересно, но и показательно для общества. Современная наука генеалогия, занимающая изучением родословий, предоставляет все необходимое для подробного изучения истории своей фамилии.

  Родословная дает возможность представить весь род, изобразив данные в нисходящих и восходящих вариациях. В чем их отличие: по восходящему генеалогическому древу подается информация от потомков к их предкам; нисходящая родословная предоставляет сведения от предков к потомкам. Современный человек имеет все возможности для изучения своей родословной. Обратившись за помощью к своей истории, Вы сможете получить ценнейшую информацию об истории своей фамилии и рода. Но  ценнее общения с родственниками и самостоятельное исследование своего рода не может быть ничего. Каким бы ни был способ, знать свою родословную обязан каждый из нас! Поэтому исследовала я свою родословную веточку путем расспросов, звонков родным, рассказов пожилых родственников.

 Проблема проекта:

      Исходя из вышесказанного, стало для меня очевидным необходимость изучения моей родословной, сохранения  родственных связей, традиций, создание семейной летописи. Кроме, того мне бы хотелось наладить связь с дальними родственниками и собрать о них больше информации.

 Цели проекта:

Изучить родословную моей семьи.

Задачи проекта:

  1. Изучить понятия  слов  древо, родословное древо, гениалогия, генеологическое древо.
  2. Привлечение родственников к участию в изучению   своей родословной.
  3. Узнать происхождение фамилии Колесниковых.
  4. Поделиться историей своей семьи, традициями.
  5. Совместно с родней  создать песню семьи Колесниковых.
  6. Разработка  семейной летописи и родословного диплома для каждого родственника.

      Основополагающий вопрос: Кто мои предки?

Методы исследования

1.Поиск информации, литературы.

2.Обмен информацией с родственниками

3.Обобщение и анализ полученной информации.

Предмет исследования

Исследование рода семьи Колесниковых

Объект исследования

Родословная семьи Колесниковых  по материнской линии.

Основная часть

Древо — анахроничная, устаревшая для бытовой речи, форма слова Дерево.

Родословное древо — (филогенетическое древо) в биологии изображение родственных отношений внутри любой таксономической группы организмов или всего органического мира в виде дерева, в основании которого помещены предковые формы, а на разветвлениях ствола потомки.

Генеало́гия — систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве семей, отслеживание родословных и семейных историй; в более широком смысле — наука о родственных связях. 

Генеалогическое древо — древовидная схема, отражающая родословные связи существующих форм с их предками (например, система семейного родства или любая филогенетическая схема).

Происхождение  фамилии Колесников

Фамилия Колесников по распространенности занимает 100 место, среди русских фамилий. Не мало Колесниковых встречается на Украине и Беларусии. В первые в истории прозвучала фамилия Колесников в Смоленске в 1610 году, где известен Кондрашко Колесников, стрелец смоленский. В 1624 году в Вязьме упомянут посадский человек Иван Колесников, под 1632 годом имеются сообщения о казацком атамане Колесникове Василие Ивановиче, исследовавшем прибайкалье, в 1644 году, имеются сведения о казацком атамане Колесникове Иване, так же в прибайкалье, в 1646 году, в Самаре, известен Федька и четыре его сына, Колесниковы. Так в 17-ом веке, во многих уголках России стала появляться фамилия Колесников.

Фамильное имя Колесников имеет интересную историю происхождения и относится к распространенному типу древнейших русских фамилий, образованных от нецерковных имен, связанных с ремеслом одного из предков. В основу родового имени положено название профессии «колесник» - колесный мастер, делающий ездовые или повозные колеса.

В условиях, когда основная часть хозяйств на Руси имела «натуральный» характер, а понятие «образованный» для большей части населения просто не существовало, мастера-ремесленники заметно выделялись из общей массы крестьян. Они пользовались в народе уважением, а потому и прозвище их быстро приживалось. Даже если дети не имели профессии отца, тем не менее, за ними сохранялось отчество от прозвища Колесник.

Среди носителей родового имени Колесников (и различных вариантов этой фамилии) были люди разных званий и сословий, упоминания о них появляются с XVII века, но является ли исследуемый род потомками кого-либо из них, сказать трудно. В 1624 году в Вязьме упомянут посадский человек Иван Колесников, в 1644 году имеются сведения о казацком атамане Колесникове Иване, действующем в Прибайкалье, под 1632 годом имеются сообщения о казацком атамане Колесникове Василии Ивановиче, также в Прибайкалье, в 1646 году в Самаре известны Федька и четыре его сына Колесниковы.

Большую роль  в изучении исторических событий играют различные документы: летописи, грамоты, договоры. Они появились в глубокой древности, уже тогда, когда люди изобрели материал для письма и стали записывать различные события, создавались летописи.

Чтобы уберечь эти письма от пожара и других стихийных бедствий, рукописи помещали в специально отведенные места- библиотеки и архивы.

И я решила  собрать свою родословную веточку.

Я расту в  семье, в которой есть свои традиции, праздники. Часто, когда наша семья собирается вместе, я слышу рассказы о людях и событиях многолетней давности. Было достаточно сложно узнать информацию о прапрадедах, так как не сохранились документы и очень мало фотографий. Поэтому сведения о них весьма скудные.

Первое поколение

 Я начала расспрашивать своих родителей, бабушку и многое  узнала. Например, что моего прапрапрадедушку звали Колесников Евсей и прапрапрабабушка Дарья Яковлевна. Отсюда и идет мой интерес  к истории моей семьи.

Второе поколение

Меня поразил такой факт из жизни моего прапрадедушки Савелия,  год рождения 1896, что его судьба была  сложной, но как человек он был добрым, интересным, общительным, уважаемым.

Так как прапрадедушка был для того времени грамотным человеком (4 класса образования) к нему приходили люди  в селе Чесан читать письма, написать нужную бумажку.  Он воевал в войну и в 1945году вернулся к семье. В 1946 году переехал с семьей  в село Гунда Еравнинского района. Умер 1963году 9 августа. Известно, что у Савелия были братья Харлам, Игнат.

      Женился Савелий на Ильиной Пелагеи Васильевне. Прапрабабушка родилась на православный праздник «Покров»-14 октября 1900года. Замуж она вышла в 16 лет, а прапрадеду Савелию было 20 лет. Прапрабабушка имела  дворянские  корни. Возле села Красный Чесан у них имелась своя деревня.

Образования прапрабабушка Пелагея не имела. Она родила10 детей, но первые 4 ребенка умерли от скарлатины. Умерла бабушка Пелагея 18 декабря 1982году.

Третье поколение

      Моя прабабушка, Колесникова Анна Савельевна- ветеран труда, была третьим ребенком, который выжил в семье. Родилась она в 1932 году 28 декабря в селе Черемхово Иркутской области. Образование у прабабушки 4 класса. Когда началась Великая Отечественная война, ей было 8 лет. Отец получил повестку и ушел  воевать на войну. Тогда для всех  наступило очень тяжелое время. Но семью спасала корова, которую держали и старались не потерять. Собирали со старшим братом колоски, добывали зерно, молотили, мололи и пекли лепёшки. Бабушка  в 9 лет водилась с младшим братом и сестрами, а мама в это время работала на заготовке дров.  С 12 лет  пошла работать в с. Гунда,  отправили в теплицы на посадку овощей, а в августе перевели на заготовку сена. Вставали рано и шли косить. Косила  по холодной  утренней росе босиком, остудила ноги и заболела. Больше полугода пролежала в  больнице. Была угроза , что бабушка вообще не будет ходить, но врачи подняли её на ноги. С 14 лет она официально устроилась на работу. Вышла замуж в 1955 году за Зубакина Леонида Ивановича. В семье родилось двое детей: дочь Наталья и сын Владимир. Анна Савельевна всегда  трудилась на основных работах, а это тяжелый труд. С 1958году жила с семьей в село Удинск, а в 1963году переехала в с. Тужинка. Там она работала  в лесу сучкорубом, затем кочегаром, штукатуром- маляром. В 1988 году вышла на заслуженный отдых,   продолжала работать на АЗС еще 3 года. Дома держала подсобное хозяйство: коров, кур, поросят. Была награждена почетными грамотами, медалью «Ветеран труда», ценными подарками.

10 апреля 2021 года в возрасте 88 лет моя прабабушка умерла.

 У бабушки Ани  были братья Колесников Василий Савельевич, 1929 года, Колесников Михаил Савельевич 1930 года, Колесников Дмитрий Савельевич, 1936года, Колесникова Мария Савельевна, 1939года, Колесникова Надежда Савельевна , 1941 года

    Четвертое поколение

Моя бабушка, Зубакина Наталья Леонидовна,  родилась 26 января 1956году в с. Гунда, а в первый класс пошла в с. Зун-Хорай Хоринского района. В 1963году в 4 класс пошла уже в с. Тужинка.  Заканчивала 9,10 класс в с.Георгиевка, так как в с. Тужинка школа была девятилетней. Затем в г.Улан-Удэ выучилась на мастера по строительству.

    Вышла замуж за Иванова Николая Витальевича в 1976году. Переехала с мужем в г. Петровск-Забайкальск Читинской области. Родила четверых детей: Дмитрия, 1977 г, Татьяну, 1980 г, Анастасию, 1991г, Вячеслава,1994г.

Умерла 21 октября 2005году.  У бабушки Наташи был брат Владимир, 1959 года.

Пятое поколение

   Моя мама, Иванова Татьяна Николаевна, была вторым ребенком у бабушки. Родилась мама 13 июня 1980году с. Тужинка Еравнинского района. В  первый класс пошла в 1997 году в г. Петровск-Забайкальск Читинской области, 1993 года переехала учиться  в Тужинскую среднюю школу. Когда окончила  школу, поступила в Бурятский лесопромышленный колледж на технолога лесозаготовок, 2015 году окончила Бурятский государственный университет  по специальности учитель начальных классов.

   

Вышла замуж в 2001году за Станишевского Андрея Васильевича. Родила двух дочек: меня Станишевскую Анну Андреевну,19.02.2009 г.

и Станишевскую Екатерину Андреевну 09.05.2002 г.

В данное время живет в селе Тужинка по ул. Мундруевой 11-2. Работает в МБОУ «Георгиевская средняя общеобразовательная школа»  учителем начальных классов.

У мамы есть брат Иванов Дмитрий  Николаевич , 17.10.1977года. Дмитрий закончил школу №3 в г.Петровск-Забайкальск Читинской области в 1995 году. Поступил и закончил Бурятский лесопромышленный колледж по специальности мастер леса.В данное время работает в Тугнуйском разрезе с. Саган-Нур кочегаром- машинистом. Женат на Ивановой Светлане, есть сын Иванов Андрей Дмитриевич, 29.04.1997года. Живет в г. Петровск-Забайкальск, Забайкальского края.

Григорьева Анастасия Анатольевна, 07.06. 1991года. Настя закончила школу в 2011 году. Поступила в Петровск-Забайкальский техникум на повара-кондитера. В данное время работает в школе поваром. Имеет сына Григорьева Александра

 Григорьев Вячеслав Анатольевич родился 15.05.1994 года. Вячеслав закончил школу № 1 г. Петровск-Забайкальск  в 2009 году. Выучился на сваршика в  Петровск-Забайкальский техникум.В данное время работает сварщиком на Тугнуйском разрезе с. Саган- Нур.

Шестое поколение

Станишевская Екатерина Андреевна, моя сестра родилась  на День Победы 9 мая 2002года в с. Тужинка Еравнинского района. В 2008 году пошла в 1 класс в Тужинкинскую СОШ. В 2021 году закончила Бурятский колледж туризма и сервиса на кондитера сахаристых изделий.  В данное время  студентка Бурятского государственного университета  по специальности  логопед.

 

 Я, Станишевская Анна Андреевна родилась 19 февраля 2009 года с. Тужинка Еравнинского района. В 2015 году пошла в школу. Учусь в 7 классе МБОУ «Георгиевская СОШ».

Двоюродный брат Иванов Андрей  Дмитриевич, 29.04.1997 года. Окончил Петровск-Забайкальский профессионально-педагогический  техникум по специальности электрик. В настоящее время  обучается в ВСГУТУ и работает электриком на Авиационном заводе в Улан-Удэ.

Двоюродный брат Григорьев Александр Анатольевич, 29.01.2018 год.

Сейчас ходит в детский садик «Буратино».

Я счастлива, что многое знаю об истории своего рода, знаю, кто Я?  Седьмое колено своего родословного древа, дальше не удалось и мне очень-очень жаль.
Я многому научилась за время работы в проекте, узнала много нового о родословном древе, узнала интересные способы представления данных. Самое большое достижение в том, что у меня есть начало родословной! Теперь можно ее расширять, написать  про моих дядей и тетей, сестер и братьев.

Заключение

     В заключение мне  хочется привлечь внимание к этому проекту своих родных, чтобы помогли дополнить  мое начало родословного древа. Человек, который смог собрать всю информацию о своей родне заслуживает уважение у своих родственников.

    Хочется привлечь внимание  школьников к этой  интересной теме, чтобы и они собирали информацию о родословном древе.

    Хочу пожелать себе и всем участникам проекта – не останавливаться на достигнутом.  Я  знаю, что продолжу поиски предков, потому что не считаю родословную законченной.

 

Наталья Вадимова

Теперь я знаю: вечно можно жить.
Пусть не всегда в одном и том же теле,
Но всё же смело вам могу я заявить:
В потомках можно жить на самом деле!

Один пусть жил давно, другой – недавно,
Но все они за годом год, день ото дня.

Своей рукой историю творили,
Историю семьи писали для меня.

Теперь я знаю их, теперь я не потерян,
И в памяти своей храню их имена,
И знать пусть не дано, какой нам век отмерян,
Но помнить будут нас в другие времена.
 

Список используемой литературы.

  1. Е.В.Саплина, А.И. Саплин « Введение в историю»-М.: Издательский дом « Дрофа»;
  2. Н. П. Шлепаева «Составление родового древа»- М.: издательство «Знание» ,1994год
  3. Рассказы-воспоминания  родных.
  4. Словарь современных русских фамилий (Ганжина И.М.) Энциклопедия русских фамилий Тайны происхождения и значения (Ведина Т.Ф.) Русские фамилии: популярный этимологический словарь (Федосюк Ю.А.) Энциклопедия русских фамилий (Хигир Б.Ю.)
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE
  6. Большой Энциклопедический словарь
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Приложение – презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Моя родословная"

Творческий проект "Моя родословная. Создание генеалогического дерева". Материал подготовлен по теме: "Проектная деятельность в воспитательном процессе" подготовлен для детей начальной школы, но можно ...

проект "Моя родословная"

Проект создан учеником 2 класса. О своем дедушке-ветаране ВОВ...

Презентация "Родословное древо"

Углубить умение выполнять аналитический обзор жизни старшего поколения, используя полученные (при исследовании) данные. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.Развивать...

Презентация проекта "Родословное древо"

Довести до учеников то, что каждый человек связан с прошлым.  Учащиеся должны владеть компьютером на уровне пользователя. Уметь пользоваться интернетом для сбора информации....

Презентация проекта "Родословное древо"

Довести до учеников то, что каждый человек связан с прошлым.  Учащиеся должны владеть компьютером на уровне пользователя. Уметь пользоваться интернетом для сбора информации....

Творческая разработка Проектная деятельность учащихся Тема: «Моя родословная. Создание генеалогического древа»

Сценарий мероприятия "Моя родословная". Разработка по организации проектной деятельности младших школьников во внеурочное время. Предназначено учителям начальных классов, воспитателям групп продл...

Конспект занятия во второй старшей группе. «Семья. Моя родословная»

Задача. Воспитывать чувство долга и внимание к ближним.Раскрыть понятия «род», «родители», «семья», «право детей на воспитание в семье».Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться...