Воспитание гражданственности и патриотизма средствами краеведческого материала.
план-конспект урока по истории (3 класс) по теме

Шпилькина Светлана Викторовна

В статье представлена методическая разработка музейного урока по теме "Тайны бабушкиного сундучка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_lyubvi_k_rodnomu_krayu.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание гражданственности и патриотизма средствами краеведческого материала.                            

                           Воспитание любви к родному краю,

                           к родной культуре, к родному городу,

      к родной речи – задача первостепенной важности,

                          и нет необходимости это доказывать.

Д.С. Лихачев

      Народ, не помнящий своего прошлого, не может быть самодостаточным в будущем – эта мысль проста и понятна всем. Современные достижения так быстро и активно входят в повседневную жизнь ребенка, что предметы быта не только далеких предков, но и поколений еще живущих людей является для него тайной и загадкой.

     Где современный семи – восьмилетний человек может увидеть и потрогать рубель, коромысло, прялку, кроме как в « кладовой » школьного музея.

     В современной воспитательной системе, огромную роль педагоги отводят краеведческой работе, и не случайно. Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к народу, к Родине. Поэтому на плечи школьных музеев ложится роль формирования гражданско-патриотических начал, духовной культуры у детей.

     Краеведческий материал  использую на уроках и во внеклассной работе. Наиболее интересны и познавательны музейные уроки. Мы с учащимся 3 класса провели живой, запоминающийся музейный урок

«Тайны бабушкиного сундучка »

Цели:

  1. Познакомить детей с бытом крестьян Белгородчины конца 19 – начала 20 вв.;
  2. Развивать логическое мышление, образное восприятие истории, нашего прошлого;
  3. Формировать у детей интерес и любовь к русской культуре, ее древним традициям;
  4. Воспитывать  уважение к предкам, их труду и быту.

Оборудование:

Музейная экспозиция «Из истории русского быта»

Форма проведения:

Командная игра по типу КВН

Ход урока:

Вступительное слово учителя

  -  Ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в далекое прошлое, когда ваши прабабушки были молодыми. И постараемся представить, как они жили, чем занимались, когда были маленькими девочками и молодыми девушками.

В низенькой светелке

Огонек горит,

Молодая пряха

У окна сидит.

Молода, красива,

Карие глаза,

По плечам развита

Русская коса.

Русая головка,

Думы без конца…

Ты о чем мечтаешь,

Девица – краса?

     Именно так проводили вечера молодые девушки и девочки.

     В нашем музее есть много вещей, которыми они часто пользовались. Интересно, а вы смогли бы сейчас воспользоваться этими предметами так, как пользовались ваши сверстники в прошлом?

Наш сегодняшний урок посвящен именно этому. Но это не обычный урок. Я предлагаю вам поиграть, посоревноваться – какая команда больше знает о жизни ваших прабабушек. Но если что – то покажется вам трудным и незнакомым, я подскажу вам.

Первый этап

     В сундуке находятся предметы и вещи. Вы должны сказать, какие, разгадав загадку или угадать предмет по описанию.

  1. Чем больше я верчусь, тем толще становлюсь (веретено)
  2. Сутул, горбат, все поле перешел, все колосья перечел (серп)
  3. Черный конь, прыгает в огонь (кочерга)
  4. Кривой бельмес под горшок залез (ухват)
  5. Был я на копанце,

          Был я на топанце,

          Был я на кружале

Был я на пожаре,

          Был я на базаре (чугунок)

  1. Девочек выдавали замуж очень рано, в 12 – 15 лет. А на свадьбе невеста дарила что – то жениховой родне. Сколько подарков и насколько они красивы было очень важным, так как это показывало, какая невеста рукодельница. Что должна была она дарить? (полотенца, рушники)

Сообщения учащихся (сведения из толкового словаря Ожегова)

Из словаря:

Полотенце.

     Из белой х/б ткани полотняного переплетения, фабричного производства, концы украшены полихромной вышивкой нитками «мулине» в технике «крест» - полоса растительного орнамента и букет цветов. Концы полотенца оформлены белым крючковым кружевом из х/б нитей с овальными  зубцами.

Рушник.

    Изготовлен из конопляного домотканого отбеленного полотна с красно – белыми узорными полосами браного ткачества на концах.

По всей длине рушника ритмично размещены группы узких красных полосок. Концы рушника оформлены каймой из узорной полосы в

бело – малиновую полоску с бахромой из нитей утка.

  1. Зубчатый поперек доска с ручкой (рубель)
  2. Плывет корабль

Волны разгоняет (утюг)

Второй этап

      Итак, вы правильно назвали все предметы, которые мы достали из бабушкиного сундука. А теперь ответьте на вопросы.

  1. Какой из этих предметов не использовался женщинами в доме? (серп)
  2. Какие предметы имеют одно и то же применение? (утюг, рубель)
  3. Какие предметы неразрывны друг от друга? (ухват, чугунок)
  4. Какой предмет женщины изготавливали сами? (полотенце)

Третий этап

     Молодцы, и с этим заданием вы справились! Ну, а теперь самое сложное. Ваши команды получают по три предмета. Попробуйте рассказать и показать, как обращались с этими предметами ваши бабушки.

1 команда – утюг, кочерга, веретено

2 команда – ухват, рубель, серп

Подведение итогов

Рефлексия

- У вас на столе красные и зеленые кружочки. Если вам было интересно, и вы много узнали, то поднимите зеленые кружочки. Если вам было скучно и неинтересно, то поднимите красные.

Заключение

     Учащиеся с огромным упоением брали в руки старинные вещи. Выстраивались целые очереди, чтобы погладить белье с помощью утюга, подержать в руках ухват с чугунком и отправить его в печь.

     Для педагога, очевидно, что такие уроки продолжать необходимо.

Краеведческая работа ведется не только в стенах школьного музея, но и можно заинтересовать детей сохранением прошлого, попросив присмотреться дома к старинным вещам. Уроки такого типа несут в себе заряд личной причастности  к прошлому, рождают интерес, пробуждают в детях любознательность, работу мысли, исследовательское начало, что, согласитесь, дорогого стоит.

Авторская справка

1.Шпилькина Светлана Викторовна

2. Воспитание гражданственности и патриотизма средствами краеведческого материала.                            

3. Учитель начальных классов, 2 категория, 18 лет педагогического стажа

    Белгородская область, Красногвардейский район,  

    МОУ Ливенская СОШ № 2

4.Служебный телефон 8 47 247 44 5 76

5. Домашний телефон 8 47 247 44 6 53

 6.О сборнике передано методистом учителей начальных классов    Глушкиной О.Г. управления образования администрации Красногвардейского района Белгородской области

7.Дата – 27.09.2010

8. Следует информировать о будущих конференциях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Краеведение, как основа воспитания гражданственности и патриотизма у младших школьников"

Статья для педагогического форума. В ней говорится о том, как в нашей школе реализуется предмет "краеведение"....

Воспитание гражданственности и патриотизма младших школьников

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека – одно из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начальн...

Приоритетные формы и методы воспитания гражданственности и патриотизма в начальной школе

Из опыта работы. Внеклассная работа учителя по нравственному воспитанию младших школьников....

Воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников.

Сообщение о патриотической работе, проводимой в классе....

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников.

Обобщение опыта работы по созданию системы воспитания гражданской позиции младших школьников, обеспечения связи разных поколений семьи, повышения этнокультурной осведомлённости учащихся, воспитани...

Школьный музей как средство воспитания гражданственности и патриотизма учащихся

Текст выступления на педагогическом совете по теме «Школьный музей как средство воспитания гражданственности и патриотизма учащихся» с презентацией....

статья "Этнокультурный компонент и краеведение как средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников"

Школьное краеведение- важный фактор нравстенного, экологического,эстетическоговоспитания школьников. На современном этапе развития общества актуально обращение к народной культуре, памятникам старины,...