статья "Этнокультурный компонент и краеведение как средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников"
методическая разработка (4 класс) на тему

Иванова Зинаида Евдокимовна

Школьное краеведение- важный фактор нравстенного, экологического,эстетическоговоспитания школьников. На современном этапе развития общества актуально обращение к народной культуре, памятникам старины, произведениям словесного искусства, так как, только познавая национальные традиции, обряды, обычаи, школа способствует сохранению национальной самобытности народа.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokulturnyy_komponent_i_kraevedenie.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

 Этнокультурный компонент и краеведение  как средство воспитания гражданственности и патриотизма  младших школьников

Иванова Зинаида Евдокимовна

«Летниковская основная общеобразовательная школа» (филиал) Муниципального общеобразовательного учреждения «Сернурская средняя общеобразовательная школа №2 им. Н.А.Заболоцкого»

        В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества одной  

из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и

гражданственности. Мощным средством воспитания будущего гражданина - патриота является краеведение. Школьное краеведение – важный фактор нравственного, эстетического, экологического воспитания учащихся. Объектами краеведения являются природа, население, хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура.

        На современном этапе развития общества актуально обращение к народной культуре, памятникам старины, произведениям словесного искусства, так как, только познавая национальные традиции, обряды, обычаи, школа способствует сохранению национальной самобытности народа.  Материал народной культуры в высшей степени, как никакой другой, обладает свойством активизации внутренних потенциальных возможностей детей, пробуждает интерес к творческому участию в учебном процессе, вовлекает в этот процесс родителей, бабушек, дедушек,  помогая тем самым укреплению связей между поколениями, обеспечивая содержательное духовное взаимодействие семьи и школы во благо детей.  (1)

        Целью моей работы является формирование у детей осознанного отношения к ценностям родного края -  людям, природе, истории, культуре   с использованием этнокультурного компонента.

               Исходя из этого, мною были определены  следующие задачи:

- формирование представления об истории, культуре  России, пробуждение интереса к малой Родине – Республике Марий Эл, Сернурскому краю;

- воспитание уважения к национальным традициям своего народа;

- развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей;

 - сплочение разных поколений членов семей учащихся, привлечение родителей к изучению краеведческого материала.        

        История только тогда становится понятной и интересной, когда она касается каждого из нас. Неслучайно обязательный минимум ее преподавания включает изучение жизни и традиций семьи, родословной, истории родного края, родного города, села или деревни. Через историю малой Родины ученик осознаёт историю России. Необходимо развивать патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность, углублять знания и представления об окружающем мире через практическую краеведческую деятельность.   Формы работы могут быть различными: Игры – путешествия. Занятия - исследования. Экскурсии. Практические занятия. Праздники, связанные с народными традициями. Поисковая работа.  Встречи с интересными людьми. (3)

         Прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, необходимо определить его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом.  Краеведческий подход будет педагогически эффективен при условии:

1) соответствия краеведческого материала общим методологическим задачам курса отечественной истории;

2) взаимосвязи местного и общеисторического материала;

3) использования наглядности;

4) непосредственного участия школьников под руководством учителя в сборе и изучении краеведческого материала с применением исследовательского метода;

5) связи учебной и внеклассной краеведческой работы;

6) умения учителя применять разнообразные  методы использования местного материала. (5)

         Краеведческая работа начинается с первого класса изучением истории своей семьи. В 3-4 классах на уроках истории и окружающего мира  при изучении темы «Наш край» ученики работают по картам России, Республики Марий Эл, Сернурского района.   Ребята проводят мини-исследования о происхождении названий деревень, находят  достопримечательности  местности, в которой они живут, известных и почётных  людей родной стороны. Итогами краеведческой деятельности учащихся являются  фотоальбомы, рисунки, утренники-отчеты. Так ребята подготовили мини-проекты «Звёзды под семейным абажуром», «Семейная реликвия», «Серафимовская церковь в Токтамыже», «Орденоносец деревни Чашкаял» (Зорина Е.П).

        При изучении тем по истории марийского края часто обращаемся в Сернурский краеведческий музей. А в школьной музейной экспозиции представлены старинные предметы обихода, народные женские костюмы сернурских мари, головные уборы- шымакш, фотостенды ветеранов и участников войн, рукописные и печатные издания поэта и прозаика, уроженца деревни Мари-Пижай, нашего земляка Дмитрия Богословского (Дим. Орая).                                         Хотелось бы вырастить детей отзывчивыми и внимательными к людям старшего поколения, к тем, кто воевал.  Такие мероприятия, как  «Смотр строя и песни»,  беседы о Ветеранах Великой Отечественной войны (Дружинина П.И., Иванов Н.А., Яковлев Н.М.), встречи  с воинами–афганцами (Асланов А.С., Шабалин И.А.), участие в благотворительных акциях «Протяни руку помощи», «Открытка ветерану», «Цветы на граните», способствуют  духовному                                                           становлению личности.                                                                                 Также   особое место занимает работа с фольклором. Знакомясь с устным народным творчеством, дети учатся житейской мудрости, не устают удивляться красоте родного языка. На протяжении четырех лет идет поисковая работа: дети узнают от бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек об их увлечениях, любимых занятиях. С удовольствием разучивают ребята их любимые песни, частушки. На уроках я активно использую народные игры, сказки, загадки, пословицы.                                                                                                         Воспитание любви к Родине начинается с воспитания любви к природе. Чтобы ребенок научился любить свою Родину, понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, надо прививать эти чувства с раннего возраста. Почтительное отношение  древних  марийцев силам природы, к воде и водным источникам, к лесу, знакомство с марийскими   табу-ойоро-положительно влияет на экологическое воспитание младших школьников. «Мланде – мемнан авана, вуд – мемнан ачана»- гласит марийская пословица. (7)                                                                                 В 2013 году наша школа включилась в экологическую работу «Помоги роднику». Была проведена  экскурсия с ребятами по родникам  деревень Летник и Удельный Пижай. Юные краеведы помогали в очистке родников.                                Таким образом, в течение учебного года  дети по крупицам получают множество важной информации о духовном опыте своего народа и народов, живущих рядом.                                                                                   Патриотическое воспитание младшего школьника – процесс сложный и многогранный. Задача каждого педагога - выявить и использовать в своей профессиональной деятельности «народную мудрость», которая повысит этнокультурную осведомлённость учащихся, поможет воспитать терпимость, миролюбие и уважение к людям всех национальностей. Ведь только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности, происходит становление гражданина и патриота

Библиографический список

1.  Бродовская З.В. Знай и люби свой край. Из опыта проведения краеведческой работы в начальной школе. Методическое пособие. – М., 2001.

 2.  Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. – М., 2000

3.  Горбова М.А Патриотическое воспитание средствами краеведения. М.: «Глобус», 2007.

 4.  Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982.

5. Чуриков И. А. «Этнопедагогика народа марий». – Йошкар-Ола, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Краеведение, как основа воспитания гражданственности и патриотизма у младших школьников"

Статья для педагогического форума. В ней говорится о том, как в нашей школе реализуется предмет "краеведение"....

Воспитание гражданственности и патриотизма младших школьников

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека – одно из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начальн...

Воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников.

Сообщение о патриотической работе, проводимой в классе....

«Учебно-воспитательный процесс как средство воспитания нравственных качеств личности младших школьников»

Возможности учебно-воспитательного процесса как средства  воспитания нравственных качеств личности младших школьников....

Введение элементов краеведения в образовательный процесс в начальной школе как способ формирования гражданственности и патриотизма младших школьников.

Виды деятельности и формы занятий с учащимися по воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека....

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников.

Обобщение опыта работы по созданию системы воспитания гражданской позиции младших школьников, обеспечения связи разных поколений семьи, повышения этнокультурной осведомлённости учащихся, воспитани...

Школьный музей как средство воспитания гражданственности и патриотизма учащихся

Текст выступления на педагогическом совете по теме «Школьный музей как средство воспитания гражданственности и патриотизма учащихся» с презентацией....