Виды орфографических упражнений и приёмы работы, способствующие формированию орфографической зоркости
методическая разработка (3 класс)

Ситникова Светлана Павловна

Собраны виды заданий, повышающие орфографическую зоркость учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfogrammy.vystuplenie.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Виды орфографических упражнений и приёмы работы,

способствующие формированию орфографической зоркости

Орфограмма –это правильное написание по соответствующему правилу или по традиции, избираемому из нескольких возможных

 Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учителя тщательной подготовки к учебному занятию. Учителю предстоит продумать каждый из этапов урока, подобрать специальные упражнения, на основе которых будут не только получены новые знания, но и будет развиваться интеллект учащихся, их устная и письменная речь, орфографическая зоркость.

  Вначале необходимо научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах различать гласные и согласные, ударные и безударные, надо научить видеть и узнавать орфограммы в слове, приучить к самоконтролю. При решении орфографических задач постоянно ставятся вопросы: «Какую букву надо проверять при письме и почему?» «Что надо сделать, чтобы написать верно?»

Одним из эффективных приемом  работы являютя  орфографические минутки.

 Орфографические минутки
Занимает 5-6 минут урока.

Проводятся обычно в начале урока после минутки чистописания или в конце урока. На этапе рефлексии.
а) Подготовительно-ознакомительный этап: чтение слов и словосочетаний, написанных на доске, с выделенной орфограммой орфографически и орфоэпически, установление разницы в произношении и написании, объяснение орфограмм.

 Зуб( зуп), вершина (виршына), Дуся, зверь, белочка, альбом, кроты.
Какую букву надо проверить при письме и почему? Как проверить эту букву? Можно ли эту букву проверить?
б) Тренировочный этап: на доске написаны слова с пропущенными орфограммами. Дети учатся видеть и называть уже выделенные орфограммы.  Этот этап способствует активному запоминанию трудных орфограмм и умению подбирать проверочные слова.
Гла., ч..гунок, лос.., Ж(ж)учка, задач.., К(к)оля Щ(щ)..кин, сн..пы, б..лет.
Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
в) Закрепительный этап: на доске написаны слова и словосочетания без выделения орфограмм. Это упражнение посвящено формированию умения выделять орфограммы, но может быть использовано и для выделения орфограмм на слух; также могут быть использованы карточки для индивидуальной работы со слабыми детьм.и, но уже с выделенными орфограммами.
Грибочки, трость, очки, ключ, Эля, арбуз, дружина, трава.
Найдите «опасные места». Объясните их правописание. Аргументируйте правилом.
г)Контрольно-диагностический этап:
1. Запись слов под диктовку:
Билет, прачка, окуньки, моржи, Надя, наши, пищу, слоны, смешить, грибной.
Самопроверка и взаимопроверка по образцу на доске

Письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически, диктует это слово по слогам, называя слог и орфограмму  в нём.

Письмо с комментированием. Элементы комментирования включаются в самые разнообразные виды упражнений, выполняемых на разных этапах урока. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы.

Проверяй-не зевай –запись предложения с проверочными словами

Работа с веером букв (учитель называет слова с безударной гласной, дети показывают букву)

Работа с тренажёрами. Достаточно прочной базой для формирования орфографической зоркости у детей, испытывающих трудности в усвоении русского языка  является работа с тренажёрами.
Они представляют собой отпечатанное для каждого ребенка учебное пособие, содержащее  большое количество  слов с различными орфограммами. Это пособие  развивает  у детей самостоятельность, уверенность в собственных силах, оно позволяет ребёнку провести самоанализ и самооценку, т.е. по достоинству, объективно самому оценить свой труд.

 Письмо по памяти проводится с целью закрепления правописания слов с различными орфограммами. Как орфографическое упражнение, оно ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Дети заучивают наизусть текст, объясняют все орфограммы, знаки препинания, запоминают слова на еще неизученные правила, самостоятельно записывают. После записи проводится проверка


Диктанты. Это вид орфографического упражнения, суть которого для учащихся  состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста. Эффективность его достигается тем, что ученик молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему. Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыка. 

Виды диктантов:

Выборочный  Выписать слова  с определённой орфограммой.

Объяснительный. Перед записью повторяются правила, применение которых необходимо при написании слов данного текста. Текст записывается учениками без предварительного объяснения и разбора орфограмм. Обоснование написания слов с изученными орфограммами проводится после записи.

Предупредительный Перед записью текста или в процессе учащиеся объясняют как напишут слово и почему. Ученики могут задать учителю любой вопрос относительно написания трудного для них слова. 

Зрительный диктант. Текст, подлежащий написанию, представляется ученикам зрительно. Ученики читают текст, проводят под руководством учителя лексико-орфографический разбор, заучивают текст. Далее  текст записывается по памяти, после записи дети проверяют написанное.

« Проверь себя», когда ученик пишет слова с пропуском букв, в написании которых сомневается. После диктанта дети спрашивают и только потом вставляют нужную букву. Иногда можно напомнить правило, задать наводящий вопрос или объяснить.

Творческий, свободный диктант.

У обучающихся вырабатывается навык применения орфографических правил в условиях, когда приходится думать о содержании и грамматическом оформлении предложения.

 Диктант с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму

Диктант с использованием цветовых сигналов

 Во время диктанта показываю цветовые полоски, соответствующие орфограмме в слове:

 красная-безударный гласный в слове,

синяя-парный согласный,

зеленая-непроизновимый согласный,

 желтая-словарное слово

белый-Ь 

Важно регулярно тренироваться в написании диктантов, не реже одного раза в неделю. Если вы хотите, чтобы ребёнок быстро ощутил результативность работы, то проводите диктанты более интенсивно: 2 – 3 раза в неделю или через день.

Эффективный метод работы с младшими школьниками – игра. Детям нравится играть – это неоспоримый факт. И лучше всего они запоминают те знания, которые получены ими в процессе игры. Вот несколько игр, которые помогут  детям в изучении орфоргамм  .

зима; сосна, стол, парта, лесной, ком, враг.

 «Карты-объяснялки». Подготовьте стопку слов о орфограммами , из которой ребёнок вытягивает карточку и объясняет написание.Прием можно использовать перед написанием диктантов, изложений или как работу над ошибками.

Использование памяток и алгоритмов

способы проверки безударных гласных:

1.МНОГО: волна - волны;

2.ОДИН: дома - дом;

3.Проверка КОРНЕМ: бежать – бег; садовый - сад; кормить –корм;

4.БУКВОЙ Ё: ведро - вёдра;

5.ЛАСКОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ: ковёр- коврик;

6.НА ВОПРОС КАКОЙ? доброта - добрый;

7.ЧТО ДЕЛАЕТ? тащил - тащит; писал - пишет.

Способы проверки парных согласных:

1.Много :глаз-глаза

2.Ласково: зуб-зубик

3. говорим нет:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            дуба, жирафа

Игровые упражнения

     Игра «Словесный мяч» Игра состоит в том, чтобы как можно быстрее подбирать к слову проверочное. В эту игру можно играть вдвоѐм. Один «кидает» слово, другой «бросает» ему в ответ проверочное. Например, один говорит – «подходить», другой отвечает – «подход». Один «кидает» – «следы», другой «отбивает» – «след». Вот вам слова для игры: Берега, число, лицо, небеса, гора, слипаться, признаваться, леса, столбы, слова, глаза, звезда, вечерний, опоздал, нарядить, отдалить, задрожать, усмиря

Дидактическая игра «Забей  гол».

На доске написаны слова с безударной гласной в два столбика для двух команд. У каждой команды набор мячей (круг с записанной в нем гласной). По сигналу члены команды забивают голы. Выигрывает та команда, которая забьет наибольшее количество голов. р..ка в…да п…тно гр..бы ш..рфы Е, О, Я, И, А п…рты гр…да ст… пл..та гл..за    О, Я, Е, И, А

Игра «Быть или не быть»

Подходит  при изучении орфограмм «Правописание непроизносимых согласных, «Правописание ь в именах сущ.  после шипящих, правописание Ъ.

Если пишется буква, дети хлопают. Если не пишется, не хлопают.

  «Кто самый внимательный» Выпишите слова, только с разделительным мягким знаком:

Мель, деньки, стулья, деревья, письмо, судья, угольки, копьё, колья, школьник, пальто, ружьё, мальчик, семья, ручьи, разлить, кольцо, подъём, Илья, съели.

Найди «опасное место». (Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять, хлопают в ладоши). Зуб, папа, лес, мягкий, поле,

Виды работ со словарными словами 

1.СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ (СЛОВАМИ).

2.«НЕМОЙ» СЛОВАРИК.
Тоже один из любимых видов работы у детей. Учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают

3.«ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ.
Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет его лексическое значение. Дети угадывают и записывают с проговариванием

4.«ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК.
Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием.
5.«КАРТИННЫЙ» СЛОВАРЬ.
Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову

6.СХЕМЫ - УГАДАЙКИ.
На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. 
___О___О___  (воробей, молоко..)
_______ЛЛ__   ( коллектив, коллекция…)
7.«КОПИЛКА - МИНУТКА.
На доске записана группа словарных слов. Не обязательно тематическая. Это может быть подбор слов на определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая парные согласные – берётся  группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т. д.
Этих слов должно быть не менее 10. Даю 1 минуту для запоминания слов. Прошу молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю). Снова даю 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы
8. «ЛИШНЕЕ СЛОВО».    
СОРОКА, ВОРОНА, ПЕТУХ, КОРОВА, ДОРОГА.
9. БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ).
Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова. 
10. «ШИФРОВКИ».
Ребята могут работать в группах. Шифровки могут быть очень разные. Иногда сами дети придумывают их или  подсказывают идею.
Шифровка «Части слова».
Этот вид задания использую при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему.
Например:
Приставка в нашем слове, как у слова 
ЗАБОЛЕЛ.
Корень – как у слова 
МОРОЗИЛКА.
Суффикс – как у слова  БЕРЁЗ
КА.
Окончание – как у слова КОНЬК
И.
В итоге получается слово 
ЗАМОРОЗКИ .    

Живые существа: 
СБК      (СОБАКА)
СРК      (СОРОКА)
КРВ      (КОРОВА)
ЧЛВК    (ЧЕЛОВЕК) 
11. НЕДОСТАЮЩИЕ ПАЗЛЫ»
По сути – это списывание с определённым грамматическим заданием: вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова.

12.«ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕНЮ»Распределяем слова по темам:

 (Мебель, одежда, посуда, огород и т. д)

13. ИГРА « ЗНАЮ – НЕ ЗНАЮ». Дети очень любят игру «знаю – не знаю». Учитель называет слово, дети произносят орфографически по слогам по цепочке. Ученик должен чётко проговорить слово по слогам. Если слово ребёнок проговаривает чётко без сомнений, правильно, то это слово он не записывает (слово «отдыхает»). Если же возникают трудности при проговаривании словарного слова (слово звучит неуверенно, с ошибками или уверенно неправильно), то в этом случае мы начинаем работать над словом (выбираем различные приёмы работы со словарными словами). После чего слово обязательно записывается с чётким проговариванием в тетрадь и ставится на контроль

14. Выборочный диктант

Методика выборочного диктанта проста. Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами. В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми б/у гласными, в другой – с непроверяемыми.

15. Выпиши из словаря.

Выпишите из словаря по 3 слова 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.

16. Сочинение по опорным словам

Предлагается записать сочинение по определенной теме используя опорные слова с непроверяемыми орфограммами.Вокзал, перрон, пассажир, электропоезд)

 Проверка написанного. Далеко не все дети «видят» свой записанный под диктовку текст и способны заметить в нём ошибки. Это должно быть не быстрое прочтение, а внимательное, слоговое, с уточнением всех непонятных моментов. Проверке текста ребенка тоже надо учить

-Волшебный квадрат (5 х 5). Этот квадрат лежит всегда на партах учеников на уроке русского языка. «Дети! Квадрат будет обладать волшебной силой, если вы научитесь правильно им пользоваться. Для этого вы накладываете квадрат на первое слово предложения. Постепенно двигая его вправо, открываете первый слог слова, потом второй и т. д. Таким образом, он легко обнаружит пропуск буквы». Квадрат притормаживает движение глаз и заставляет детей быть внимательными»

«Зоркий глаз» Возьмите сборник диктантов или старые детские журналы, разрежьте их на фрагменты с текстами и предложите ребенку отметить все «опасные» места карандашом, при этом важно, чтобы ребенок объяснил, как можно проверить написание слова.

- «Будь внимателен». Есть два вида чтения: «как написано» и «как говорим». Это упражнение поможет научить наблюдать за сходством и различием написания и произношения слов. Карандашом над буквами ставим + или – в зависимости от того, совпадает буква со звуком или нет. Ребенок устно объясняет написание.

Игра «Маленький учитель».( Приём какография) Предложите вашему ученику побыть учителем, проверяющим диктант с ошибками. При этом после слов, где допущены ошибки, указано их количество.

Взаимопроверка. Прием развивает внимание, формирует умение объективно оценивать работу одноклассников.

Эти приемы помогут ребёнку  быть более внимательным и видеть допущенные в работе ошибки.

В развитии орфографической зоркости большую роль играют  метапредметные связи.

При изучении предмета «Окружающий мир» необходимо обращать внимание на написание заглавной буквы в именах собственных, написание природных зон, сторон света, названий животных, растений.

При работе над текстами по  литер. чтению обращать внимание на постановку знаков в конце предложений, написание орфограмм в словах.

Только систематическая работа над орфограммами будет развивать у ребёнка орфографическую зоркость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по теме "Виды работ по формированию орфографической зоркости "

Научить детей сначала слуховой зоркости-слуховому вниманию, а затем зрительной зоркости-зрительному вниманию (слуховая и зрительная зоркости сливаются в одну-в орфографическую)....

Из опыта работы по формированию орфографической зоркости у детей билингвов.

О методах  и приемах по формированию орфографической  зоркости....

Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.

         Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учител...

Мастер-класс "Приёмы работы над развитием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка".

Всех учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным?  Главная причина ...

Выступление по теме "Приёмы работы по формированию орфографически грамотного письма"

Наличие стойких специфических ошибок является серьёзным препятствием в овладении учащимися грамотой на начальных этапах и в усвоении грамматики родного языка на более поздних этапах....

Приёмы и виды работ по формированию орфографической зоркости у младших школьников

ФГОС НОО перед учителем ставит конкретную задачу научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила и правила постано...