Из опыта работы по формированию орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка.
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Представлен опыт работы по развитию орфографической зоркости у учащихся, начиная с 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Iz_opyta_raboty.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Авилова Светлана Юрьевна

учитель начальных классов

высшей категории

Почётный работник общего

образования  

МОУ СОШ №88, г. Тюмень

Из опыта работы по формированию орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка.

     

           Обучение  детей по развивающей системе академика Л.В. Занкова  помогает решать такие задачи, как обучение без принуждения и отрицательных оценок, развивает у учащихся интерес к занятиям и потребность в самостоятельном поиске.

           На первый план в обучении выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Это захватывает ребёнка, так как путь назначения идёт «от ученика»; учителю, а значит мне, необходимо создать доверительную, добрую атмосферу успеха и веры в каждого ученика, как сильного, так и слабого.

          У детей младшего школьного возраста при поступлении в школу наблюдается некая «лингвистическая предрасположенность». Интеллектуальное развитие в процессе обучения  русскому языку происходит путём обогащения его содержания и совершенствования способов практической деятельности учащихся на уроке. При этом, чтобы не увеличивался объём учебного материала, использую тактику качественного изменения заданий, а не количественного их увеличения. В связи с этим не стараюсь злоупотреблять упражнениями репродуктивного характера, основанными на подражании и не требующими усилий детского ума. Отдаю предпочтение методам и  приёмам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы и способствующим самостоятельной деятельности учащихся.

        Почему часто дети, зная правила орфографии,  допускают ошибки? Умение находить орфограммы формируется по мере накопления учащимися соответствующих знаний по грамматике. Пока учащиеся работают над правописанием заглавной буквы в географических названиях, они не обращают внимания на правописание  заглавной буквы в именах, отчествах и фамилиях людей. Или, работая над правописанием безударной гласной в корне слов, не обращают внимания на правописание безударных гласных в окончании, приставке, суффиксе. В результате дети приучаются писать наугад, полагаясь на интуицию.  Особенно много ошибок допускается в написании творческих работ и диктантов.

          Учитывая возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста, такие, как быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, затруднение в оценке результата и качества своей работы, неспособность самостоятельно исправить ошибки и внести коррективы по ходу деятельности,  каждый урок начинаю с мобилизующего этапа, цель которого – включить ребёнка в работу. Упражнения мобилизующего этапа рассчитаны на 4-5 минут.  Цель этих упражнений – совершенствовать наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, развивать память, интеллектуальную гибкость, умение приводить аргументы и доказательства.

          Например, на уроке  русского языка в 3 классе по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных» (мобилизующий этап) учащимся было предложено выполнить следующие задания:

- Найти и объяснить правописание орфограмм в следующих словах: красивая, зашумел, солнце, дочь, маленький, Жучка, живут, лодка, зелёные, большой.

-  Разделить данные слова на группы (по орфограммам, частям речи и т.д.)

- Назвать иена прилагательные, в которых букв  больше, чем звуков.

- Найти среди данных имен прилагательных антонимы.

- Подобрать синонимы к слову зелёные.

- Назвать «лишнее» имя прилагательное. Почему? (зелёные – мн. число)

- Найти в именах прилагательных «спрятавшиеся» имена существительные.

- Какое имя существительное «Лишнее»? (лён – м.р.)

- Составить словосочетания с существительными ж.р., используя данные прилагательные. В каком роде стоят имена прилагательные?

-Что ещё знаете о связи имён существительных с именами прилагательными? Как называется изменение имён существительных и прилагательных по падежам? (склонение)

          Учащимся в современных условиях отводится качественно новая роль на уроке в организации и осуществлении учебной деятельности -  их прямое и непосредственное участие в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока. А именно – учащиеся сами формулируют тему и цель урока, предопределяют виды и содержание своей учебной деятельности на всех или отдельных его структурных этапах, принимают активное участие в овладении новым учебным материалом, сами делают выводы и обобщения.

        Например, на уроке в 1 классе по теме «Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей» предложила учащимся прочитать народную шутку-загадку «Без чего человеку жить нельзя?» (без имени). Далее следовал диалог:

- Почему шутка?

- Почему загадка?

-Попытайтесь определить тему урока. (учащиеся высказывают предположения, в результате на доске открывается тема урока)

- Сформулируйте цели урока, опираясь на его тему.

- Используйте опорные слова:

Вспомнить правила правописания….

Учиться правильно записывать….

      Формирование у учащихся  орфографической зоркости  у учащихся начинаю уже в период обучения грамоте в 1 классе. Считаю, что если в этот период знакомить учащихся с опознавательными признаками орфограмм, то они смогут  научиться самостоятельно ставить перед собой орфографические задачи. Зная, как ведёт себя согласный звук в слиянии с гласным и согласным, нетрудно выделить его в потоке речи. В этот период дети должны четко уяснить себе: парный согласный четко слышится, если после него стоит гласный. А гласный звук чётко слышится лишь под ударением.  К этому выводу приходим непременно вместе с детьми, анализируя чтение слогов и слов.

       Работа по формированию орфографической зоркости продолжается на каждом уроке на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Задания подбираю разнообразные:

  • Вставь пропущенные буквы, определив орфограмму.
  • Исправить ошибки в тексте (роль учителя).

Например, на уроке по теме «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей» учащимся был предложен следующий текст:

      Серёжа чудов и василий Иванов ходили в лес. Они там поймали маленького  ежа. Ежа Мальчики взяли домой.

  • Определить орфограмму и дать объяснение её правописания в тексте или отдельных словах, записанных без пропусков и без ошибок.
  • Комментированное письмо у доски и с места.

Такие виды работы не только развивают орфографическую зоркость учащихся и интеллект, но также и устную речь, умение грамотно высказывать свои предположения.

      Особое внимание уделяю письму диктантов. Именно при их написании учащиеся показывают  уровень сформированности орфографической зоркости. При проверке выполненных работ не стремлюсь исправить допущенные ошибки, а лишь указываю на их наличие галочкой на полях в той строке, где допущена ошибка. Выполняя работу над ошибками, учащиеся самостоятельно, используя алгоритмы, составленные на предыдущих уроках, проверяют свою работу, исправляя ошибки. Если ученик затрудняется, указываю на конкретное слово, на правописание которого следует обратить внимание.

Алгоритм действий при проверке орфограмм по теме

«Правописание парных согласных, безударных гласных».

1. Определи часть речи

2. Найди корень, ударный слог

3. Если корень заканчивается на согласный, проверь гласной

4. Определи, в какой части слова находятся безударные гласные

Безударная гласная в корне –

проверь ударением

Безударная гласная в приставке, суффиксе – вспомни написание

Безударная гласная в окончании –

вспомни алгоритм написания

5. Алгоритм написания безударной гласной в окончаниях:

существительных:

1. вопрос

2. падеж

3. склонение

4. вспомни окончание падежа данного склонения

прилагательных:

1. вопрос

2. по окончанию вопроса напиши окончание прилагательного

глаголов:

1. поставь в неопределённую форму

2. определи спряжение

3. лицо, число

4.вспомни окончание данного спряжения

наречий:

без ударения – е.

        Чтобы учебная деятельность ребёнка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности – не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями, навыками, в развитии собственных способностей, возможностей.

        Ученик должен испытать радость умственного напряжения, преодоления умственных трудностей, которые доставляет решение учебных задач. Исследование, проводимое школьниками самостоятельно, именно в этом и может оказать им помощь. Исследовательская работа – это один из эффективных способов, позволяющих помочь маленькому ученику увидеть и оценить собственные учебные успехи, особенно в том случае, если на уроке возникает такая ситуация, кода ребёнок оказывается в позиции учителя. Он стремится передать другим ученикам свои знания, умения, навыки.

           Например, при изучении темы «Роль приставки в словах. Определение приставки», предлагаю учащимся следующие задания:

1. Выдели корень в однокоренных словах:

    Ходули, переход, ходоки, выход, ходики, приход.

2. Раздели эти слова на группы по наличию суффиксов.

    Выдели в словах 1-го столбика суффиксы. Вспомни их назначение.

3. В словах 2-го столбика выдели корень. Что ты заметил?

4. Новая часть слова называется приставкой. Выдели её специальным значком. Какие приставки тебе встретились?_____________________________________________________

5. Где в слове стоит приставка?

6. Составь предложение со словами из 2-го столбика.________________________________

7. Сделай вывод: для чего нужны приставки?_______________________________________

8. Заполни таблицу.

Суффиксы

Приставки

Сходство

Отличие

9. Устно дай определение приставки.

Приставка – это….

          Далее следует применение полученных новых знаний учащимися на практике.

          Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учителя тщательной подготовки к учебному занятию. Учителю предстоит продумать каждый из этапов урока, подобрать материал, на основе которого будут  не только получены новые знания, но и будет развиваться  интеллект учащихся, их устная и письменная речь,  орфографическая зоркость.

           Таким образом, урок-исследование включает в себя следующие ступени работы:

1. Актуализация прежних знаний.

2. Возникновение интеллектуального затруднения.

3. Осознание проблемы учащимися, её словесное оформление.

4. Свободная дискуссия (высказывание предположений).

5. Проверка высказанных гипотез, выделение и обоснование той из них, которая является истинной в данной учебной ситуации.

6. Словесное оформление вывода и фиксация его (в устной или письменной форме).

7. Применение полученных знаний на практике.

8. Выводы, обобщение наблюдений.

    Урок – исследование – это эмоциональный и интеллектуальный взрыв, праздник ума, он должен возникать в учебном процессе естественно, тогда, когда позволяет изучаемый материал, когда ощущается готовность детей, их желание и способности к открытию нового.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

«Развитие творческого мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка»

Развитие творческого мышления - это один из способов мотивации учащихся в процессе обучения.  Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение...

Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка

Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С друго...

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка

Развитие орфографической зоркости учащихся 1-4 классов с помощью рифмовок....

Конференция на тему : "Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка "

Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка          ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ?...

Формирование основ читательской культуры у учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения

В презентации описаны приемы и примеры заданий по формированию основ читательской культуры у учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения...

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - ...