Открытый урок по теме " Жесты и мимика " 1 класс по программе " Начальная школа 21 века"
план-конспект урока (1 класс) по теме

Исенова Калампыр Урундукбаевна

Речь и культура общения

1 класс

 

Тема урока: Мимика и жесты.

 

Цель. 

Развивать невербальные средства выразительности: мимику, жесты, позу.

 

Задачи.

1. Познакомить и отработать понятия: мимика, жесты, поза.

2. Научить соотносить эмоции с выражением лица и различные ситуации с определенными эмоциями.

3. Воспитывать сострадание, бережное отношение ко всему живому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 1 классе (УМК «Начальная школа XXI века)

Тема.  Речевая ситуация : выражение лица и жесты при общении.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по знакомству с несловесными средствами общения: мимикой и жестами; способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у младших школьников.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить обучающихся с несловесными средствами общения: мимикой и жестами; способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у младших школьников;
  2. Развивающие: развивать речь, память, каллиграфический навык; умение анализировать, сравнивать данные ситуации.
  3. Воспитательные: воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях устного общения; умение выслушивать мнение товарищей, работать в парах и группах, интерес к учению, доброжелательность.

Формирование УУД:

- личностные: положительное отношение к процессу познания;

                           применять правила делового сотрудничества;

 -регулятивные:  планировать решение учебной задачи, оценивать  и  корректировать деятельность

 - познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию;  высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

 - коммуникативные:  участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

Планируемые результаты:

 Знать  несловесные  средства общения: мимику и жесты.

Уметь ими пользоваться при устном общении.

Уметь  правильно вести себя в ситуациях устного общения.

Оборудование: компьютер, задания на карточках, карточки- пиктограммы «Лица», карточки «Самооценка», толковый словарь русского языка В. Даля, С.И.Ожегова

Этап

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

 Организационный этап.

Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Начинаем урок русского языка. Для начала вам нужно поприветствовать друг друга и наших гостей?

- Сегодня урок я хочу начать стихотворением.

Если плачет кто-то рядом,

Если слёзы льются градом,

Подойдите вы к нему

И спросите: «Почему?»

Это дети сделать надо –

Плохо плакать одному.

Д. Родович

- Как вы думаете, как можно догадаться, что кому-то грустно? Весело?

- Как вы думаете, какая тема урока?

Дети  , приветствуют друг друга и гостей.

(Приветствие: « Всем, всем - добрый день!»)

Тема урока  Выражения лица и жестов при общении.

Коммуникативные УУД: понимать другие позиции (взгляды, интересы)).

Знакомство с темой и задачами урока.

Актуализация знаний

Работа с книгой.

Мотивация к пробному учебному действию

- Сегодня к нам на урок русского языка придёт сказочный герой, но сначала вы должны угадать его имя. Послушайте загадку:

Моет в речке свою пищу ,

Чтоб была она почище.

И потом отправит в рот,

А чистюля тот …(Енот.)

На экране картинка с изображением Крошки Енота.)

- Правильно, ребята! Это Крошка Енот. Как его можно поприветствовать, без слов.

Давайте его поприветствуем,

( Использование жеста).

Вспомните , какая история произошла с Крошкой Енотом? Как вы считаете, правильно поступил Крошка Енот, когда состроил страшную рожу?

Вопросы для беседы:

- Что помогло Крошке Еноту  

подружиться с “Тем, кто живет в воде”? 

-Откройте книгу (с. 114, урок 36) . Прочитайте правило  и найдите слово

 - С чего начинается  дружба ?

 (Выборочное чтение. Дети  читают правило.)

- Что такое улыбка?

- Покажите , что вы хотите подружиться с Крошкой  Енотом.

А теперь все друг другу улыбнёмся.

- Покажите , что вы сердитесь.

-С помощью чего можно ещё подружиться ?( с помощью слов)

Какие слова из текста нам помогут подружиться ?

« Дружба начинается с улыбки»

        

-Кто сформулирует тему урока?

(- Выражение лица и жесты при общении.)

-А кто знает, что такое жесты?

 -Рассмотрим картинки на с. 114.

-Что вы видите?

(Девочка улыбается. Девочка плачет. Девочка нахмурилась. Девочка грустит.))

Упражнение  “Лица”. На доске Смайлики “веселое лицо”, “грустное лицо”, “хмурое лицо”, “удивленное лицо”, “испуганное лицо”.

Учитель предлагает детям _ -Определить настроение “маски”.

 -Какая картинка больше подходит к  нашему уроку ?

- Какое должно быть у вас выражение лица, чтобы с вами захотелось дружить?

Прочитайте правило с.114

 (Чтение правила учащимися.)

Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы.

(-Тот , кто сидел в пруду, состроил Крошке Еноту ещё более страшную рожу. Крошка Енот испугался и убежал.)

(-Нет.)

Участвуют в беседе. 

Когда он,  заглянув в пруд и  увидев ,что там кто-то сидит, скорчил ему страшную рожу.

-Я думаю, что улыбка помогает дружбе и общению.

-Крошке Еноту надо было не строить страшную рожу, а улыбнуться и поздороваться с тем, кто сидел в пруду.)

Я узнаю о значении выражения лица и жестов при общении.

Научусь: использовать мимику и жесты при общении; объяснять смысл пословиц; выявлять образные выражения в текстах.) 

(-Мы сегодня жестом здоровались с Крошкой Енотом.)

- Правильно, это движение рукой или головой, которое что-то обозначает или просто сопровождает речь.

(-Я думаю, что улыбка помогает дружбе и общению.

-Крошке Еноту надо было не строить страшную рожу, а улыбнуться и поздороваться с тем, кто сидел в пруду.)

Мы общаемся в разных ситуациях не только при помощи языка. В общении также играют важную роль выражение лица и жесты. Пожалуйста, помни

Коммуникативные УУД: понимать другие позиции, взгляды, выслушивать мнение товарищей.

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. 

Регулятивные УДД:  

определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно), умение работать по алгоритму.

Познавательные УУД: умение сравнивать, анализировать.

Физминутка

Цель: развитие зрительного восприятия, отработка умения сравнивать, развитие мелкой моторики, точности проведения линий.

Цель: совершенствование графического навыка.

Эмоциональная разрядка (разминка)

1) Чистописание

- а)Буквы для чистописания мы должны угадать.

Послушайте, что о себе рассказывает буква:

«Я есть в слове «дружба», обозначаю один всегда твёрдый, согласный звук.  

  - И ещё мы будем писать букву, обозначающую парный согласный звуку (ж) по звонкости- глухости. Какое мы знаем правило с этими буквами?

б) Словарно - орфографическая работа .

-Какие  изученные слова из нашего словаря помогают нам общаться, дружить?

Запишите слова в столбик.  

- А теперь обменяйтесь тетрадями.

-Красиво ли и правильно вы написали?

Проверьте с доской написание слов.

Если слово написано красиво и правильно- ставим улыбочку.

А если без ошибки, но плохо написано покажем спокойное выражение лица.

А если с ошибками покажите грусть.

А теперь, если всё правильно написано улыбнитесь соседу, если сосед  допустил ошибку покажите своё огорчение выражением лица.

-По моим жестам определите, что я от вас хочу:

- Руки вверх - (встать) Физкультминутка.

Как живешь? (Вот так)

Как идешь?

Как бежишь?

А плывёшь?

Ночью спишь?

Как даешь?

Как берешь?

Как шалишь? (Надуть щеки)

Как грозишь?

На урок спешишь? 

- Руки вниз - (садитесь)

Палец к губам – ( тихо)

( Ответ – буква « ж».)

(Ответ - буква « ш».)  

(Жи-ши пиши с и .)

Работают с этими словами по алгоритму.

(здравствуй, до свидания, спасибо, пожалуйста)

Дети самостоятельно выбирают и проводят разминку.

 Регулятивные УДД:  

определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно), умение работать по алгоритму.

Познавательные УУД: умение сравнивать, анализировать.

Познавательные  УУД, Регулятивные УУД

Познавательные УУД: работа по алгоритму

Работа над новым материалом

Закрепление знаний

Организовать деятельность учащихся по знакомству с несловесными средствами общения: мимикой и жестами; способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у младших школьников.

- Ребята, чему мы должны будем научиться  на уроке?

Вспомните пословицы о дружбе.

Найдите в учебнике

Упр.1 стр. 115

Прочитайте задание и объясните смысл пословиц.

Спишите любую пословицу из этого упражнения.

Что нам нужно сделать, чтобы грамотно списать пословицу?

-Покажите мне, что вы выполнили работу.

Ребята послушайте музыку  «Весёлые клоуны»-

«Болезнь куклы» Чайковского.
( Ученик у доски )

 К первой мелодии какую картинку мы подберём ?

- Какую картинку мы подберём ко второй картинке?

-С помощью чего мы можем ещё выражать своё настроение, эмоции?

3)Упражнение  “Маски” (работа в группах)

- У вас на столе у каждой группы 4 карточки. Каждый должен взять одну карточку и выразить мимикой то, что в ней написано (горе, боль, страх, радость). Другие  участники  должны  определить, что выражает лицо партнера.

Вывод: выражение лица играет важную роль в общении.

- Что такое жесты? (мнение детей,

- Но есть такие жесты, при которых с человеком не хочется,  не то что дружить, но и даже общаться. Вспомните эти жесты и никогда не используйте их в жизни.

Формулируют учебную  задачу как тему   урока.

Дети высказывают свое мнение.

Добывают информацию из учебника

Но для этого нужно вспомнить порядок действий при списывании. Дети записывают и объясняют значение пословиц

Самостоятельно списывают пословицы.

Осуществляют взаимную проверку работы.

Высказывают свои мнения Дети определяют настроение «маски»

Работа в группах.

Дети выражают мимикой то, что написано на карточке, а другие члены группы угадывают.

Дети делают вывод.

Высказывают свои мнения.

Разыгрываются ситуации.

Работа в парах.

Регулятивные: УУД: планировать решение учебной задачи

ПознавательныеУУД, коммуникативные УУД.

Познавательные УУД:

находить дополнительную информацию

Познавательные УУД:

находить дополнительную информацию

КоммуникативныеУУД:участвовать в учебном диалоге

Личностные УУД: применение  правил делового сотрудничества

КоммуникативныеУУД:участвовать в учебном диалоге

Познавательные УУД:

находить дополнительную информацию

ПознавательныеУУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Рефлексия.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

  Как вы думаете. Вам понадобятся в жизни сегодняшние знания?  

Бывает, что и у вас в классе кто-нибудь чувствует себя грустно. Как можно увидеть такого ребенка? (по выражению лица, по поведению и т.д.) Чем можно помочь человеку, которому грустно?

Покажите мне мимикой и жестом понравился ли вам наш урок. А я вам хочу сказать:

Не стесняйтесь, друзья, своей нежности,

Доброты не стесняйтесь своей.

Пусть и в сердце у вас, и во внешности

Больше солнечных будет лучей!

Улыбайтесь друг другу приветливо,

Это так украшает ваш взгляд,

И ответить взаимно вам вежливо

Будет каждый, по-моему, рад...

Учились пользоваться мимикой и жестами.

Мы работали в группах, выполняли задание.

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века". Разделительный мягкий знак.

Предлагаю вашему вниманию урок русского языка во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак». Урок содержит  элементы исследовательской работы, разработан по технологии развития критического мы...

Урок русского языка во 2-м классе по программе «Начальная школа 21 века» /С.В. Иванов, А.О.Евдокимова…/

Урок русского языка во 2-м классе  по программе «Начальная школа 21 века» /С.В. Иванов, А.О.Евдокимова…/Тема: « Текст. Признаки текста». К уроку прилагается презентация...

Сценарий урока по русскому языку в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема: «Однородные члены предложения. Закрепление».

Данный материал представляет собой урок русского языка в 3 классе на тему «Однородные члены предложения. Закрепление» по программе «Начальная школа XXI века». Основная работа направлена на закре...

Сценарий урока по русскому языку в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века».Тема: «Определение спряжения глаголов с безударным окончанием"

Данный материал представляет собой урок русского языка в 4 классе на тему  «Определение спряжения глаголов с безударным окончанием"  по программе «Начальная школа XXI века». Основная р...

Урок по литературному чтению в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века" Вентана - Граф, по теме: "Зайчик". А. Блок

урок составлен в соответствии с ФГОС, по технологической карте, как открытый урок на районном семинаре...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема: «Однородные члены предложения. Закрепление».

Конспект   урока по русскому языку в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема: «Однородные члены предложения. Закрепление»....