Рабочая программа подготовки дошкольников к обучению в школе
рабочая программа на тему

Федоренко Ирина Ивановна

Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Сейчасна первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание. из этого можно выделить наиболее приемлемые основополагающие идеи;

  • создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
  • формирование познавательной и двигательной активности и учебной мотивации детей;
  • развитие комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. это организация внимания, мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие мелкой моторики;
  • формирование психологической готовности к школе.

В данной программе, составленной на основе работ таких авторов, как Ильина М.Н., Волкова И.П., Цыпина Н.А. и т.д. объединены несколькго задач по подготовке детей к школе.

Занятия напрвлены на развитие познавательной активности, интеллекта, эмоционально-волевой коммуникативной сфер деятельности.

В занятиях используется разнообразный наглядный и диагностический материал. Занятия проходят в различных формах: групповая работа, тренинговые, диагностические, игровые занятия, в ходе которых у дошкольника возникает эмоциональный настрой на учебу, формируется положительная учебная мотивация, развивается интерес к познанию, формируется потребность учиться, вырабатываются необходимые учебные навыки. Ребенок знакомится и осваивает правила поведения в школе, учится взаимодействовать с ровесниками и старшими.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание. Из этого можно выделить наиболее приемлемые основополагающие идеи:

  • создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
  • формирование познавательной и двигательной активности и учебной мотивации детей;
  • развитие комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие мелкой моторики;
  • формирование психологической готовности к школе.

В данной программе, составленной на основе работ таких авторов, как Ильина М.Н., Волкова И.П., Цыпина Н.А. т т.д. объединены несколько задач по подготовке детей к школе.

Занятия направлены на развитие познавательный активности, интеллекта, эмоционально-волевой коммуникативной сфер деятельности.

В занятиях используется разнообразный наглядный и диагностический материал. Занятия проходят в различных формах: групповая работа, тренинговые, диагностические, игровые занятия, в ходе которых у дошкольника возникает эмоциональный настрой на учебу, формируется положительная учебная мотивация, развивается интерес к познанию, формируется потребность учиться, вырабатываются необходимые учебные навыки. Ребенок знакомится и осваивает правила поведения в школе, учится взаимодействовать с ровесниками и старшими.

Цель программы: психологически подготовить дошкольника к школе, поддержать его стремление и желание стать школьником, учиться, занять определенную активную жизненную позицию в обществе людей, развить познавательно-интеллектуальную, эмоционально-волевую и коммуникативную сферы личности ребенка, что позволит ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть школьной программой.

Задачи:

  1. Снятие психологического стресса перед школой;
  2. Развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей;
  3. Развитие речи, расширение словарного запаса.
  4. Знакомство с правилами поведения в школе, развитие саморегуляции;
  5. Развитие коммуникативных качеств, умение общаться в коллективе.

Излагаемая программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе. Программа проводится педагогом – психологом и включает 20 занятий, она рассчитана на будущих первоклассников, занятия проводятся один раз в неделю (1занятие 20 минут).

Результатом реализации программы является развитие у детей:

  1. Коммуникативных способностей, умения взаимодействовать в коллективе;
  2. Внимания, зрительной, слухоречевой памяти;
  3. Активизации воображения, пространственного мышления, умения классифицировать, сравнивать, выстраивать последовательность действий и событий;
  4. Словарного запаса, развитие речи, умения формулировать свою мысль, отвечать устно у доски;
  5. Развитие саморегуляции, умения соблюдать правила, подчиняться требованиям, работать самостоятельно и по образцу.

Блок I. Психодиагностика актуального уровня развития.

Методика «МЭДИС» - экспресс-диагностика интеллектуальных способностей дошкольников.

Блок II. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка: проведение коррекционно-развивающих занятий на формирование общеинтеллектаульных умений, снятие характерных для адаптационного периода реакций, формирование учебных мотивов, адекватной самооценки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Цель занятия

Содержание

Количество занятий

1-2.

Диагностика готовности ребенка к школьному обучению.

Методика «МЭДИС»

2

3.

Знакомство и сплочение детского коллектива; развитие наблюдательности, пространственной ориентации, умения согласовывать совместные действия в игровой ситуации.

  1. Приветствие: «Знакомство»;
  2. «Что перепутал художник»;
  3. Релаксация: «Волшебный сон»;
  4. Прощание: «Улыбнись другу».

1

4.

Развитие зрительного восприятия, наблюдательности, образных представлений, творческого воображения, коммуникативных способностей.

  1. Приветствие: «Поздоровайся радостно»;
  2. «Найди такой же»;
  3. «Дорисуй картинку»;
  4. Релаксация: «Волшебный сон»;
  5. Прощание: «Пожелания».

1

5.

Развитие творческого воображения, зрительного восприятия, мелкой моторики пальцев.

  1. Приветствие: «Доброе утро»;
  2. «Соедини точки»;
  3. Пальчиковая гимнастика;
  4. Релаксация: «Волшебный сон»;
  5. Прощание: «Пожелания».

1

6.

Развитие мелкой моторики пальцев, дифференцированного восприятия, создание радостного настроения, доброжелательного отношения друг к другу.

  1. Приветствие: «комплименты»;
  2. «Выложи фигуру»;
  3. «Составим все вместе»;
  4. Релаксация: «Солнечный зайчик»;
  5. Прощание: «Добрые пожелания».

1

7.

Развитие наблюдательности, воображения, коммуникативных способностей.

  1. Приветствие: «Улыбнитесь друг другу»;
  2. «Соедини точки и раскрась»;
  3. «Что перепутал художник»;
  4. Релаксация: «Спаси птенца»;
  5. Прощание: «Рукопожатие по кругу».

1

8.

Развитие коммуникативных способностей, координации движений кисти рук, творческого воображения.

  1. Приветствие: «Улыбнитесь друг другу»;
  2. Пальчиковая гимнастика;
  3. «Назови как можно больше…»;
  4. «Сравни картинки»;
  5. Релаксация: «Спаси птенца»;
  6. Прощание: «Добрые пожелания».

1

9.

Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, сообразительности, произвольного запоминания, устойчивости внимания.

  1. Приветствие: «Имя и цветок»;
  2. «Будь внимательным»;
  3. «Четвертый лишний»;
  4. «На что это похоже»;
  5. Релаксация: «Спаси птенца»;
  6. Прощание: «Рукопожатие по кругу»

1

10.

Развитие словесно-логического мышления, сообразительности, устойчивости внимания, произвольного запоминания.

  1. Приветствие: «Имя и цветок»;
  2. «Не ошибись»;
  3. «Разрезанные картинки»;
  4. Релаксация: «Спаси птенца»;
  5. Прощание: «Придумай подарок».

1

11.

Развитие аналитико-синтетической деятельности, произвольного запоминания посредством приема группировки, мыслительных операций (обобщение, классификация).

  1. Приветствие: «Имя и цветок»;
  2. «Найди двух братцев»;
  3. «Почемучки»;
  4. «Игра-шутка»;
  5. Релаксация: «Спаси птенца»;
  6. Прощание: «Придумай подарок».

1

12.

Развитие наглядно-образного мышления, мыслительных операций (обобщение, группировка, классификация), памяти, речи.

  1. Приветствие : «Имя и цветок»;
  2. «Не ошибись»;
  3. «Конкретизация понятий»;
  4. «Группировка»;
  5. Релаксация: «Спаси птенца»;
  6. Прощание: «Комплименты».

1

13.

Знакомство с понятием «времена года», развитие словарного запаса, речи.

  1. Приветствие: «Улыбнись друг другу»;
  2. Беседа: «Времена года»;
  3. «Карусель»;
  4. Релаксация: «Бабочка»;
  5. Прощание: «Цветок настроения».

1

14.

Развитие любознательности, логического мышления, речи, произвольной памяти и внимания.

  1. Приветствие: «Цветок настроения»;
  2. «Что лишнее и почему»?
  3. «Сгруппируй и запомни»;
  4. «Сложи картинку»;
  5. Релаксация: «Бабочка»;
  6. Прощание: «Хорошее пожелание друг другу ».

1

15.

Развитие логического мышления, произвольной памяти и внимания, воли, умения действовать согласно правилу.

  1. Приветствие: «Цветок настроения»;
  2. Пальчиковая гимнастика;
  3. «Четвертый лишний»;
  4. «Непрерывный рассказ»;
  5. Релаксация: «Солнце»;
  6. Прощание: «Придумай подарок».

1

16.

Развитие внимания, произвольной памяти, речи, логического мышления, наблюдательности.

  1. Приветствие: «Приятные слова-ответ настроения»;
  2. «Зеркало»;
  3. «Чем отличаются клоуны»;
  4. «Найди по описанию»;
  5. Релаксация: «Корабль»;
  6. Прощание: «Цветок настроения».

1

17.

Развитие произвольной памяти, внимания, логического мышления, речи.

  1. Приветствие: «Добрые слова»;
  2. «Последовательность событий»;
  3. «Зеркало»;
  4. «Из какого материала»?
  5. Релаксация: «Корабль»;
  6. Прощание: «Улыбнитесь друг другу».

1

18.

Повторение правил поведения на уроке и перемене, создание эмоционального настроя на школу.

  1. Приветствие: «Поздоровайся радостно»;
  2. Беседа на тему.
  3. Релаксация: «Корабль»;

Прощание: «Улыбнитесь друг другу».

19-20.

Диагностика готовности ребенка к школьному обучению.

Методика «МЭДИС»

2

        ИТОГО:

20

Список использованной литературы:

  1. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения-СПб.,2007г.
  2. Овчарова Р.В. Практическая психология  в начальной школе-М., 1996г.
  3. Шваб Е.Д., Пудикова Н.П. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения-Волгоград, 2009г.
  4. Трясорукова Т.П. Программа «Солнышко»: психопрофилактические занятия с детьми дошкольного возраста-Ростов на Дону.,2011г.
  5. Маралов В.Г., ФроловаЛ.П. Коррекция личностного развития дошкольников-М.,2008г.
  6. Иванова Н.В., Кривовицына О.Б., Якупова Е.Ю. Социальная адаптация малышей в ДОУ-М.,2011г.
  7. Волкова И.Н., Цыпина Н.А., Готовимся к школе-М.,2005г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

        

Рабочая программа

подготовки дошкольников к обучению в школе

Составитель программы: Федоренко И.И.

педагог-психолог

МАОУ СОШ №8

        г. Лабытнанги

2014г.

Утверждаю

Директор МАОУ СОШ №8

__________Л.С. Воробьева

«_____»___________2014г.

Рабочая программа

подготовки дошкольников к обучению в школе

Составитель программы: Федоренко И.И.

педагог-психолог

МАОУ СОШ №8

        г. Лабытнанги

2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для подготовки дошкольников к обучению в школе

Предлагаю возможные варианты заданий для подготовки к обучению в школе....

Программа подготовки дошкольников к обучению в школе с использованием возможностей развивающих онлайн игр

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению с использованием возможностей развивающих онлайн игр. Основная цель программы: расширение  возможностей испол...

Рабочая программа "Подготовка детей к обучению в первом классе "

Программа по подготовке детей к школе, проводимая в МБОУ СОШ №28, авторская. Программа состоит из пояснительной записки, содержания материала, планируемых результатов и формы роведения занятий....

Программа подготовки дошкольников к обучению в 1 классе

Материал содержит программу по развитию речи, подготовке к письму и математике. В приложении дано тематическое планирование к данным курсам. Программа апробирована в школе; по ней работали и готовили ...

Задания для подготовки дошкольников к обучению в школе

Каждый родитель переживает за своего ребёнка при поступлении в школу. Что должен знать и уметь будущий первоклассник? Готов ли он к обучению? Для вас, родители, предлагаю некоторые задания, которые по...

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ АВТОРСКОГО КУРСА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ "Школа раннего развития"

Предлагаемый курс «Школа раннего развития» состоит из трех блоков:1. «Обучение грамоте и развитие речи (с национально-региональным компонентом)»2.      «Математика и логика»3....

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ АВТОРСКОГО КУРСА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Цель курса – создать развивающую среду для будущих первоклассников, ситуацию успеха и положительную мотивацию к обучению в школе, способствовать воспитанию гуманной, социально активной личности, береж...