ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ АВТОРСКОГО КУРСА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ "Школа раннего развития"
проект на тему

Львова Ирина Александровна

Предлагаемый курс «Школа раннего развития» состоит из трех блоков:

1. «Обучение грамоте и развитие речи (с национально-региональным компонентом)»

2.      «Математика и логика»

3.      «Я и окружающий мир (на основе краеведения) и развитие моторики»

 

          Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Творческая активность - одна из важнейших характеристик личности и человеческой деятельности. Проблема ее развития приобретает в настоящий момент особую социальную значимость. Это вызвано такими процессами как преобразование систе­мы управления, в которую прежде идеально вписывался лишь пассивный исполнитель, реформы в экономике, требующие готовности человека к творческому включению в многообразие новых видов деятельности.

Таким образом, творческое развитие учащихся есть требование времени, позволяющее успешно выстроить жизненную траекторию каждой личности. Общеобразовательная школа, где закладываются основы личностного роста учащихся, теоретически имеет возможность для эффективного развития творческого потенциала каждого школьника.

           Цель курса – создать развивающую среду для будущих первоклассников, ситуацию успеха и положительную мотивацию к обучению в школе, способствовать воспитанию гуманной, социально активной личности, бережно и ответственно относящейся к богатствам природы и общества, развивать творческие способности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektprogramma_shrr.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

«Школа раннего развития»

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ  АВТОРСКОГО КУРСА  ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Львова И.А. учитель начальных  классов

                                                                               высшей  квалификационной категории,

МБОУ СОШ №5

                                                                               с  углубленным отдельных предметов Бугульминского муниципального района РТ

 руководитель ШМО учителей начальных классов

Предлагаемый курс «Школа раннего развития» состоит из трех блоков:

1. «Обучение грамоте и развитие речи (с национально-региональным компонентом)»

  1. «Математика и логика»
  2. «Я и окружающий мир (на основе краеведения) и развитие моторики»

 

          Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Творческая активность - одна из важнейших характеристик личности и человеческой деятельности. Проблема ее развития приобретает в настоящий момент особую социальную значимость. Это вызвано такими процессами как преобразование системы управления, в которую прежде идеально вписывался лишь пассивный исполнитель, реформы в экономике, требующие готовности человека к творческому включению в многообразие новых видов деятельности.

Таким образом, творческое развитие учащихся есть требование времени, позволяющее успешно выстроить жизненную траекторию каждой личности. Общеобразовательная школа, где закладываются основы личностного роста учащихся, теоретически имеет возможность для эффективного развития творческого потенциала каждого школьника.

           Цель курса – создать развивающую среду для будущих первоклассников, ситуацию успеха и положительную мотивацию к обучению в школе, способствовать воспитанию гуманной, социально активной личности, бережно и ответственно относящейся к богатствам природы и общества, развивать творческие способности ребенка.

 Цель курса конкретизируется в основных задачах:

  • развитие логического и творческого мышления;
  • формирование, расширение и обогащение словаря ребенка;
  • на основе краеведения и национально-регионального компонента воспитывать любовь к своему родному краю, семье, к окружающей природе;
  • формировать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

Актуальность данного курса состоит в том, что на этих занятиях происходит  целенаправленное формирование личности, способной творчески подходить  к труду в любой сфере человеческой деятельности, а это - важнейшая задача, стоящая перед современной школой.

Программа носит практический, творческий, а также исследовательский характер. Уже на первых занятиях дети знакомятся с глобусом и пытаются нарисовать «Портрет Земли», узнают много нового о татарской культуре, знакомятся с татарскими сказками, учатся классифицировать, выделять свойства предметов и т.д. При этом дети выполняют задания с элементами творчества, много фантазируют, воображают, развивают речь и моторику мышц.

Программа рассчитана на 32 часа.

Формы занятий – занятия - игры, практические занятия, экскурсии, обзорные прогулки.

К концу курса учащиеся должны знать:

  • изученные звуки и буквы, различать в устной и письменной речи,  
  • числа первого десятка, иметь начальные геометрические представления и элементарные чертежные навыки
  • название своей республики, города, памятные места, татарские сказки, элементарные сведения о народной культуре.

Должны уметь:

  • конструировать изученные буквы
  • правильно и аккуратно  выполнять штриховку, рисовать свою семью
  • правильно и четко отвечать на вопросы учителя, классифицировать, обобщать, обладать логикой высказывания, ставить вопросы и доказывать свое мнение.

Занятия проходят в группе, состоящей из 15 детей.

Творческая направленность данного курса обеспечит быстрое включение детей в дальнейшую учебную работу  в 1 классе.

               

Тематическое планирование и краткое содержание занятий

1 блок  «Математика и логика».

         

   Примерная структура занятия (30 минут):

 1 этап. (3-4 мин) Разминка. 

Цель: способствовать подготовке памяти, актуализация полученных ранее знаний к выполнению творческих заданий, создание благоприятного эмоционального фона. Проводятся игры: «Как можно быстрее ответь на вопрос», «Назови одним словом», пальчиковая гимнастика, «Покажи на карточках», «Подумай и ответь» и т.д.

2 этап. (5 мин) Развитие психических механизмов.

 Цель: формирование и усовершенствование памяти, внимания, воображения, наблюдательности. Проводятся игры: «Фотоглаз», «Найди лишнее», «Найди отличие», «Муха» и т.д.

3 этап. (10 мин) Решение частично-поисковых задач. Введение нового материала.

 Цель: способствовать развитию детской фантазии, умения мыслить нестандартно, умения рассуждать, находить правильный ответ. Проводятся игры: «Добавь», «Дорисуй», «Доскажи», «Раскодируй», «Что легче» и т. д.

4 этап.  (10 - 11 мин) Рефлексия занятия. Решение творческих задач. 

Цель: учить работать самостоятельно индивидуально, коллективно творчески по теме или по индивидуальным заданиям. Проводятся игры: «Загадка другу», «Быстрый счет», «Сумеешь ли ты различить», «Сумеешь ли ты увидеть», «Какие цифры скрыты» и т.д.

   Физкультурная разминка или танцевальная пауза проводятся на занятии по мере   необходимости.

Пособия для занятий: альбом, тетрадь в клетку, альбом для раскрасок (для штриховок), набор фломастеров, набор цветных карандашей, набор цветной бумаги, счетный материал (палочки, мешочки с камушками), набор цифр от 1 до 10, набор геометрических фигур из картона, модель числовой прямой, абак, линейка.

№ занятия

Содержание программного материала

Цели занятий

Основные понятия логики. Задания на развитие логики.

Кол-во часов

1-2

Свойства предметов

Научить выделять свойства предметов (цвет, форма, размер, материал и т.д.). Развивать мыслительные операции, внимание, память, творческие способности; познакомить с понятием «порядок», с формами плоских фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

Понятие о классификации, выделение признаков и свойств  предметов. Игры: «Угадай предмет», «Внимание», «Геометрическое лото» и др.

1 ч

3

Сравнение

Научить сравнивать совокупности предметов с помощью знаков = и ≠; развивать мыслительные операции, внимание, память, творческие способности; логику, речь.

 Классификация, выделение признаков и свойств  предметов.  Игры: «Угадай фигуру», «Внимание» и др.

30 мин.

4 -5

Сложение

Сформировать представление о сложении как объединении совокупностей предметов; развивать мыслительные операции, внимание, память,

Логика

высказываний: сходство и различие, существенные и несущественные признаки. Множества. Игры: «Внимание», «Назови группы».

1 ч

6 -7

Вычитание

Сформировать представление о вычитании как удалении из совокупности предметов ее части; развивать мыслительные операции, внимание, память, речь.

Множества. Игры: «Исправь ошибку», «Добавь недостающий предмет», «Буратино»

1 ч

8

Сложение и вычитание

Установить взаимосвязь между сложением и вычитанием; уточнить пространственные отношения «выше» - «ниже»; рассмотреть понятия «один» - «много»

Пересечение двух множеств. Игры: «Внимание», «Потерялся предмет».

30 мин.

9

Число 1. Цифра 1.

Ввести число 1 и цифру 1; уточнить понятия «слева», «справа», «посередине»; развивать мыслительные операции, внимание, память, речь.

Объединение двух множеств. Игры: «Потерялось число», «Внимание».

30 мин.

10

Число 2. Цифра 2. Состав числа 2.

Ввести число 2 и цифру 2; закрепить пространственно-временные отношения; развивать логическое мышление

Утверждение и отрицание. Игры: «Потерялось число», «Внимание».

30 мин.

11

Число 3. Цифра 3. Состав числа 3.

Ввести число 3 и цифру 3; рассмотреть отношения «длиннее» - «короче»; развивать память мышление, логику.

Утверждение и отрицание. Игры: «Найди ошибку», «Внимание».

30 мин.

12

Число 4. Цифра 4. Состав числа 4.

Ввести число 4 и цифру 4; формировать представление о четырехугольнике; развивать речь, память, воображение.

Все и некоторые. Игры: «Что лишнее», «Заблудилось число».

30 мин.

13

Числовой отрезок.

Познакомить с понятием числового отрезка, научить присчитывать и отсчитывать по числовому отрезку одну единицу; развивать пространственные отношения.

Все и некоторые. Задачи в стихах. Игры: «Внимание», «Заблудилось число».

30 мин.

14

Число 5. Цифра 5. Состав числа 5.

Ввести число 5 и цифру 5; формировать представление о пятиугольнике; развивать речь, память, воображение, смекалку.

Случайность и закономерность. Задачи в стихах. Игра «День – ночь».

30 мин.

15-16

Столько же.

Научить сравнивать совокупности предметов по количеству с помощью составления пар; развивать сообразительность,

находчивость.

Случайность и закономерность. Задачи в стихах. Игра «День – ночь», «Заблудилось число».

1 ч

17

Числа от 1 до5.

Систематизировать знания детей о числах 1- 5 и их составе; развивать речь, память, воображение, смекалку.

И здесь и там. Задачи в стихах. Игры: «Цепочка», «День – ночь».

30 мин.

18

Число 6. Цифра 6. Состав числа 6.

Ввести число 6 и цифру 6; отрабатывать взаимосвязь между целым и частью; развивать мыслительные операции, внимание, память, творческие способности.

И здесь и там. Задачи в стихах. Игры: «Найди лишний ряд», «Сравни».

30 мин.

19

Точки и линии.

Познакомить с понятиями точки и линии; закрепить счет в пределах 6; взаимосвязь между целым и частью; развивать мыслительные операции.

Истинные и ложные высказывания. Игры: «Выручи зайку!», «Смекни– ка!»

30 мин.

20

Число 7. Цифра 7. Состав числа 7.

Ввести число 7 и цифру 7; отрабатывать взаимосвязь между целым и частью; закрепить сравнение чисел с помощью составления пар; развивать мыслительные операции, речь, воображение.

Истинные и ложные высказывания. Игры: «Разложи на три группы», «Сравни-ка!»

30 мин.

21

Число 8. Цифра 8. Состав числа 8.

Ввести число 8 и цифру 8; отрабатывать взаимосвязь между целым и частью; закрепить сравнение чисел с помощью составления пар; развивать мыслительные операции, память.

Рассуждение. Задачи в стихах. Игры: «Какая дверь ведет к подруге?», «Сравни-ка!»

30 мин.

22

Число 9. Цифра 9. Состав числа 9.

Ввести число 9 и цифру 9; закрепить навыки счета в пределах 9; взаимосвязь между целым и частью; развивать сообразительность,  логическое мышление.

Рассуждение. Игры: «Найди лишний ряд», «Сравни».

30 мин.

23

Число 0. Цифра 0.

Ввести число 0 и цифру 0; рассмотреть свойства 0; закрепить сравнение чисел с помощью составления пар; развивать мыслительные операции, внимание,

Обратимость. Игры: «Заполни пустые клетки», «Внимание»

30 мин.

24

Число 10.

Состав числа 10.

Ввести число 10; рассмотреть состав 10, закрепить сравнение чисел с помощью составления пар; развивать речь, память, воображение, смекалку.

Обратимость. Игры: «Чем они отличаются?», «Какая фигура лишняя?».

30 мин.

25-26

Волшебные цифры.

Систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах» познакомить с первыми девятью римскими цифрами; развивать сообразительность,  логическое мышление.

Представление о вероятности и прогнозе. Задачи в стихах. Игры: «Маски», «Сумеешь ли ты увидеть?»

1 ч

27-28

Сравнение чисел.

Учить сравнивать изученные числа; ввести понятия «больше», «меньше»; развивать речь, память, воображение.

Истинные и ложные суждения. Задачи в стихах. Игра: «Сумеешь ли ты различить?».

1 ч

29-30

Сложение и вычитание на числовом отрезке.

Учить работать с числовым отрезком; показать алгоритм сложения и вычитания на числовом отрезке; развивать сообразительность,  логическое мышление.

Частные и общие суждения. Игры: «Какая цифра скрыта?», «Чем они отличаются?».

1 ч

31-32

Упражнение в чтении и записи изученных чисел. Закрепление знаний о составе чисел первого десятка.

Упражнять в чтении и записи изученных чисел, закреплять знания о составе чисел первого десятка; провести беседу «Для чего людям нужна математика?»

Утвердительные и отрицательные суждения. Игры: «Знаешь ли ты?», «Восстановите числа».

1 ч

2 блок  

«Я и окружающий мир  (на основе краеведения) и развитие   моторики».

“Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с детства!” В. А. Сухомлинский.

Пособия для занятий: альбом, альбом для раскрасок (для штриховок), набор фломастеров, набор цветных карандашей, набор цветной бумаги, клей, природный материал, ножницы, зерна, пластилин,

№ занятия

Содержание программного материала

Цели занятий

Развитие моторики

Кол-во часов

1-2

Земной шар на столе.

Познакомить детей с историей появления и использования глобуса; объяснить значение и роль цвета на глобусе; расширять кругозор; развивать речь, моторику мелких мышц кисти.

Лепка. Рисунок «Портрет Земли».

1 ч

3-4

Атмосферные явления.

Объяснить детям, как образуются облака, происхождение дождя, молнии с использованием наглядных средств; расширять словарный запас; развивать моторику мелких мышц кисти.

Загадки. Сочинение небольшой сказки о явлениях природы. Рисунки – отгадки.

1 ч

5-6

Что такое окружающий мир?

Ввести понятие «окружающий мир»; научить различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе (созданные руками человека); развивать воображение, фантазию, моторику мелких мышц кисти.

Рисование плаката по представлению «Мир, который меня окружает».

1 ч

7-8

Из чего что сделано?

Рассказать о практическом значении природных богатств; показать важность знаний и труда людей; воспитывать бережное отношение к природе, к вещам; развивать моторику мелких мышц кисти.

Творческая игра. Аппликация из сухих листьев.

1 ч

9-10

Моя семья. С кем я живу.

Учить составлять устный рассказ о членах семьи (профессия, любимые занятия); воспитывать внимательное и заботливое отношение к членам семьи; развивать и обогащать речь, моторику мелких мышц кисти.

Рисунок семьи.

1 ч

11-12

У меня дома в свободное время.

Учить детей планировать свое свободное время, с пользой его проводить; воспитывать культуру отношений в семье, развивать речь, индивидуальные способности, моторику мелких мышц кисти.

Мои любимые игры. Работа с пластилином   или конструктором, игра в лото и другие игры по желанию.

1 ч

  13-14

В этом доме я живу.

Учить детей называть свой домашний адрес; учить умению составлять и вести рассказ по своему рисунку; развивать  мышление, связную речь воображение, наблюдательность и творческие способности, моторику мелких мышц кисти.

Рисунок дома или аппликация из цветной бумаги (по выбору). ТБ при работе с ножницами.

1 ч

15-16

Моя  школа, в которой я буду учиться. Библиотека (экскурсия).

Познакомить детей со школой, библиотекой; с правилами поведения в школе; воспитывать бережное отношение к школьному имуществу; развивать моторику мелких мышц кисти.

Рисунок «Моя школа» или работа с конструктором.

1 ч

17-18

Умею ли я вести себя на улицах города (экскурсия к светофору)

Раскрыть необходимость дисциплины на улицах для сохранения жизни и здоровья; знакомить с основными знаками, сигналами светофора; воспитывать заботу о своем здоровье, развивать речь, моторику мелких мышц кисти.

Рисунок светофора.

Штриховка по образцу. Викторина по ПДД.

1 ч

19-20

Если хочешь быть здоров.

Систематизировать представление о простейших правилах личной гигиены; формировать навыки их выполнения; воспитывать бережное отношение к своему здоровью; развивать воображение, память и устную речь, моторику мелких мышц кисти.

Здоровый образ жизни в рифмах. Рисунки предметов личной гигиены (расческа, тюбик зубной пасты, мыло, полотенце)

1 ч

21-22

Времена года.

Систематизировать знания детей о временах года, их существенные признаки; формировать знания об экологической целостности природы; показать красоту всех времен года; воспитывать любовь к родной природе; развивать речь, моторику мелких мышц кисти.

Игра «Можно – нельзя». Загадки. Рисунок «Мое любимое время года».

1 ч

23-24

Царство животных. Животные нашего края.

Подвести детей к пониманию, что в мире природы есть еще один удивительный мир – мир животных, ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних (по взаимоотношениям с человеком);  воспитывать гуманную, социально активную личность, бережно и ответственно относящуюся к богатствам природы; развивать речь, моторику мелких мышц кисти, расширять кругозор.

Викторина «Животные нашего края». Рисунок или аппликация из цветной бумаги  (по выбору) «Мое любимое животное». ТБ при работе с ножницами.

1 ч

25-26

Царство растения. Растения нашего края.

Подвести детей к пониманию, что в мире природы есть еще один удивительный мир – мир растений; ввести и обосновать классификацию растений на дикие культурные; познакомить с растениями нашего края;  развивать речь, моторику мелких мышц кисти, расширять кругозор.

Викторина «Растения нашего края».

Рисунок, аппликация из цветной бумаги (по выбору) «Мое любимое растение». ТБ при работе с ножницами.

1 ч

27-28

Наш город – часть большой страны (памятные места) – обзорная прогулка.

Рассказать о значении нашего города для страны; об исторических местах и памятниках; воспитывать любовь к родному краю, городу; развивать речь, моторику мелких мышц кисти, расширять кругозор

Сочинение небольшого рассказа «Мой город». Рисунок по теме.

1 ч

29-30

Труд людей в нашем городе.

Рассказать о том, как трудятся люди нашего города; побеседовать о предприятиях города; воспитывать осознание важности труда для жизни людей, о роли профессий; воспитывать любовь к родному краю, городу; развивать речь, моторику мелких мышц кисти, расширять кругозор.

Сочинение небольшого рассказа «Где трудятся мои родители». Рисунок «Мой папа на работе», «Моя мама на работе».

1 ч

31-32

Транспорт нашего города. Правила поведения в транспорте.

Рассказать и познакомить с основными видами транспорта в нашем городе; с профессиями людей, работающих на транспорте, повторить правила поведения в транспорте; развивать речь, моторику мелких мышц кисти, расширять кругозор, воображение, фантазию.

Беседа «Транспорт и правила поведения в нем». Разгадывание кроссворда. Работа с конструктором или рисунок (по выбору) «Транспорт будущего».

1 ч

3 блок 

«Обучение грамоте и развитие речи (с национально – региональным компонентом)».

План работы по букве:

а) демонстрация буквы, называние ее;

б) лепка, рисование, конструирование буквы из различных материалов (ленты, шнуры декоративные и т.д.);

в) подбор слов, начинающихся на эту букву;

г) рассматривание графических изображений буквы, выполненных разными шрифтами;

д) из известных им букв дети собирают слова и фразы, печатают их. Речевые игры.

Пособия: альбом, пластилин, конструктор, фломастеры, цветные карандаши, буквенное лото, буквы на кубиках, настенная азбука, наборное полотно.

№ занятия

Содержание программного материала

Цели занятий

Национально – региональный компонент (см. приложение)

Кол-во часов

1

Устная и письменная речь.

Познакомить с видами речи: устной и письменной; показать роль устной и письменной речи в жизни человека; довести до сознания детей, что речь состоит из предложений; развивать речь; формировать словарь.

Татарские народные сказки.

30 мин.

2.

Диалог и монолог.

Рассказать детям о двух формах речи – диалоге и монологе; упражнять в различении диалога и монолога в речевом общении людей;

Абдулла Алиш «Болтливая утка»

30 мин.

3.

Описание и повествование.

Рассказать детям о разнообразии монологических высказываний, показать роль описательных и повествовательных высказываний в жизни человека; упражнять в различении повествования и описания;

Литературные сказки.

Г.Тукай «Шурале»

30 мин.

4.

Знакомство с буквой А (по плану). Работа со словариком (аквариум, автобус, арбуз, апельсин).

Познакомить с гласным звуком [а] и буквами а, А; воспитывать звуковую культуру речи; обогащать словарь; развивать устную речь.

Арабская вязь. Азан.

30 мин.

5.

Знакомство с буквой М (по плану). Работа со словариком (машина, мышь, морковь, мухомор, мяч, месяц). Составление слова мама и рисование (по желанию детей) на эту тему.

Познакомить с согласными звуками  [м],  [м’]     и буквами м, М;  учить называть слова с данным звуком; развивать  звуковую сторону речи, словарь, связную, выразительную речь.

Мечеть.

30 мин.

6.

Знакомство с буквой  Б (по плану). Работа со словариком (бабочка, банан, бусы, бант). Колыбельные песни, скороговорки.

Познакомить с согласными звуками [б], [б’] и буквами б, Б; воспитывать звуковую культуру речи; обучать построению полных и выразительных ответов; учить различать гласные звуки от согласных.

Башня Сююмбике.

30 мин.

  7-8.

Знакомство с буквами   Д и О  (по плану). Составление слова дом. Беседа о домах, которые строят у разных народов: чем дома отличаются и почему, функции дома (сказка о трех поросятах)

Познакомить с согласными звуками [д], [д’] и буквами д, Д; гласным [о] и буквами о, О; развивать  логическое мышление; умение рассуждать и доказывать; показать потребность людей в красоте и архитектурном разнообразии.

Дом Фукса. Озера – Глубокое, Лебяжье.

1 ч

9 -10.

Повторение и закрепление пройденного материала: индивидуальные и коллективные задания на различение букв, поиск букв, составление слов. Знакомство с буквами   Г и Н (по плану). Работа со словариком (гриб, груша, гвоздь, носки, ноты, ножницы, нож). Беседа о гномах. Рисование на эту тему по желанию детей.

Повторять и закреплять пройденный материал; формировать и активизировать словарь; воспитывать звуковую культуру речи, фонематический слух. Познакомить с согласными звуками [г], [г’] и буквами г, Г,  согласными [н], [н’]  и буквами н, Н. Формировать практические умения по составлению слогов и слов.

«Голубая шаль». Национальный музей.

1 ч

11-12.

Короткие слова «да» и «нет». Смысл утверждения и отрицания, составление соответствующих предложений. Знакомство с буквами   И - Й и Е - Ё (по плану). Работа со словариком (иголка, индеец, ель, ёж, енот)

Познакомить с гласным звуком [и] и буквами и, И; согласной буквой й; гласными звуками [э], [йэ]  и буквами е, Е; гласными звуками [о], [йо]  и буквами ё, Ё; формировать практические умения по составлению слогов и слов; развивать речь.

Ичиги.

Елабуга.

1 ч

13-14.

Знакомство с буквами   К и Т (по плану). Работа со словариком (конь, кит, корона, король, точка, треугольник, три). Игра со словами кит и кот, в которых «перепутались» гласные буквы.

    Познакомить с согласными звуками [к], [к’] и буквами к, К,  согласными звуками  [т], [т’] и  буквами т, Т. Учить элементарному анализу речи. Отрабатывать четкое и внятное произнесение отдельных звуков, слогов, слов, предложений; развивать речь.

Казанское театральное училище.

Калфак, Катлама, курага.

1 ч

15.

Закрепление нового материала, распознавание новых букв. Составление слов из знакомых детям букв.

Закреплять новый  материал, учить распознаванию новых букв; составлению слов из знакомых детям букв; учить связно пересказывать небольшие тексты.

Чтение учителем сказок и стихотворений для детей  татарских писателей и поэтов.

30 мин.

16.

Знакомство с буквой  С (по плану). Работа со словариком (солнце, слива, светофор, слон). Беседа о Солнце.

Познакомить с согласными звуками  [с],  [с’]     и буквами   с, С.  Учить называть слова с данным звуком; развивать  звуковую сторону речи, словарь, связную, выразительную речь.

Свечное царство.

30 мин.

17.

Знакомство с буквой  Р (по плану). Работа со словариком (роза, рыба, робот, ромашка). С этой буквы начинаются слова родина, Россия, Русь. Упражнение в произнесении звуков а, о, у со звуком р с разными интонациями.

Познакомить с согласными звуками  [р],  [р’]     и буквами р, Р;  учить называть слова с данным звуком; развивать  звуковую сторону речи, словарь, связную, выразительную речь.

«Рубин»

30 мин.

18.

Знакомство с буквой  Л (по плану). Работа со словариком (лампа, лист, лук, лодка). Повторение и закрепление пройденного материала. Составление слов.

Познакомить с согласными звуками  [л],  [л’]     и буквами л, Л;  учить называть слова с данным звуком; развивать  звуковую сторону речи, словарь, связную, выразительную речь.

 Лихачев.

30 мин.

19.

Повторение, проверка того, что помнят дети. Речевые игры, составление и чтение слов.

Повторить, проверить то, что помнят дети. Провести речевые игры «Доскажи слово», «Угадай, что я сказала», «Цепочка слов» и др., учить составлению и чтению слов.

Чтение учителем сказок и стихотворений для детей  татарских писателей и поэтов.

30 мин.

20.

Знакомство с буквой  П (по плану). Работа со словариком (помидор, перчатки, пальма, пять). Составление и чтение слов.

Познакомить с согласными звуками  [п],  [п’]     и буквами п, П;  учить называть слова с данным звуком; развивать  звуковую сторону речи; обогащать и активировать словарь.

«Пирамида».

30 мин.

21.

Знакомство с буквой  В (по плану). Работа со словариком (вишня, виноград, ваза, ведро).

Познакомить с согласными звуками  [в],  [в’]     и буквами в, В;  учить называть слова с данным звуком; развивать  звуковую культуру  речи; обогащать и активировать словарь, развивать фонематический слух.

Волга.

Водяная.

30 мин.

22.

Знакомство с буквой  Ж (по плану). Работа со словариком (жук, жираф). Введение буквенного лото для детей, начинающих читать. Составление слов с изученными буквами.

Познакомить с согласным звуком [ж]    и буквами ж, Ж;  учить называть слова с данным звуком; развивать  звуковую культуру  речи; обогащать и активировать словарь, развивать фонематический слух.

Железнодорожный вокзал.

30 мин.

23.

Знакомство с буквой  З (по плану). Работа со словариком (змея, зонт, звезда). Повторение пройденных букв, составление слов с помощью лото.

Познакомить с согласными звуками  [з],  [з’]     и буквами з, З;  учить называть слова с данным звуком; развивать  звуковую культуру  речи; обогащать и активировать словарь, развивать фонематический слух.

Змей Зилант.

30 мин.

24-25.

Знакомство с буквами   Ш и Щ  (по плану). Работа со словариком (шалаш, шляпа, шишка, щётка, щенок, щука). Составление и чтение слов.

Познакомить с согласным звуком [ш]    и буквами ш, Ш; согласным звуком  [щ’]     и буквами щ, Щ; учить называть слова с данным звуком; развивать  звуковую культуру  речи; обогащать и активировать словарь, развивать фонематический слух.

Шурале.

Улица Щапова.

1 ч

26-27.

Знакомство с буквами  Ф и Х  (по плану). Работа со словариком (флаг, фиалка, фокус, хомяк, хлеб, хоккеист).

    Познакомить с согласными звуками [ф], [ф’] и буквами ф, Ф,  согласными звуками  [х], [х’] и буквами х, Х.      Учить элементарному анализу речи. Отрабатывать четкое и внятное произнесение отдельных звуков, слогов, слов, предложений; развивать речь.

Фабрика «Заря».

Храм всех религий.

1 ч

27-28.

Знакомство с буквами  Ц и Ч  (по плану). Работа со словариком (цапля, цирк, цепь, чашка, часы, чайник). Составление и чтение слов.

    Познакомить с согласным звуком [ц] и буквами ц, Ц,  согласным звуком   [ч’] и буквами ч, Ч.    Учить составлять и читать слова,  развивать  звуковую культуру  речи; обогащать и активировать словарь, развивать фонематический слух.

Церкви.

Чак-чак.

1 ч

29-30.

Знакомство с буквами  Э, Ю, Я   (по плану). Работа со словариком (экскаватор, эскимо, юла, юбка, ягода, яхта, японец). Составление и чтение слов.

Познакомить с гласными звуками и буквами Э,Ю,Я. Отрабатывать выразительную внятную речь, формировать и активизировать словарь, воспитывать звуковую культуру речи.

Сад Эрмитаж.

Юлдыз.

Ярмарочная площадь.

1 ч

31-32.

Знакомство с буквами  ы, ь и ъ знаки   (по плану). Работа со словариком (рыба, дым, сыр, пыль, ноль, подъезд)

Познакомить с буквами  ы, ь и ъ знаки; совершенствовать диалогическую и монологическую формы общения; учить детей последовательно, выразительно, самостоятельно пересказывать небольшие литературные произведения; учить читать.

Чтение учителем сказок и стихотворений для детей  татарских писателей и поэтов.

1 ч

Приложение

Азбука древнего города (Казань)

Уронила красавица в речку казан, вырос город – прекрасней красавицы той.

           При изучении азбуки можно преподнести историю Казани, ассоциируя каждую букву алфавита с достопримечательностями этого старинного города.

А арабская вязь, в древности она служила для украшения письма.

Азан – призыв к молитве.

Б – это башня Сююмбике. По легенде гордая царица Сююмбике, не пожелав покориться нелюбимому, бросилась с башни вниз. Это уникальное сооружение занесено во всемирный реестр падающих башен.

В – Волга. Главная водная артерия. (Не в неё ли воды был уронён легендарный казан?) Водяная (су анасы) – из сказки  Тукая. Водяная крадёт у деревенских девушек гребни и чешет ими свои зелёные космы. Не дай бог взять у неё гребень без спросу – догонит  и не отпустит, покуда не затащит в своё озёрное логово, выбраться откуда уже не чаешь…        

Г – это «Голубая шаль» (пьеса)- одно из тех сокровищ, из которых складывается понятие «национальная культура». Написанная более 70 лет назад Тинчуриным и Сайдашевым, она прочно вошла в татарскую классику.

 Д – это дом Фукса. В 1805 году выпускник Гёттингенского университета Фукс получил назначение в Казань. Ректор казанского университета, практикующий врач, натуралист- исследователь, историк, этнограф, выдающийся знаток истории Казанского края, коллекционер, собравший богатейшие коллекции, Карл Фукс заслужил любовь и уважение казанцев.

 Е – Елабуга. Конечно, Елабуга вовсе не Казань. Но в тоже время… Прогуливаясь по старым улицам именно Елабуги, легко представляешь Казань. Здесь интересны музей Дуровой, Шишкина…

Ж – железнодорожный вокзал  - первая достопримечательность Казани, с которой встречаются гости.

З – это змей Зилант, по легенде охранявший подступы к городу. Жил он на горе, забредать на которую без дела не рекомендовалось – незваных гостей Змей мог запросто проглотить или окатить огненным душем из собственной глотки.

И – ичиги. Элемент национального костюма, вышитая национальная обувь из кожи.

К – Казанское театральное училище, калфак, головной убор женщины, элемент национального костюма. Катлама, курага – национальные блюда, без которых не обходится ни один праздничный стол и по сей день.

Л –Лихачев Андрей Федорович – известный в крае археолог, историк, коллекционер, меценат. Именно его частная 40- тысячная коллекция была положена в основу Национального музея.

М – это мечети. Их в Казани много, хотя, конечно, город не назовёшь городом тысячи минаретов – так,  как говорят о Каире или Стамбуле.

Н национальный музей. Здесь обрабатывается и изучается каждый кусочек керамики, найденный в раскопе.

О – озёра. Вокруг Казани их много – Глубокое, Лебяжье, Кабан... Замираешь от восторга, склонившись над прозрачной озёрной водой. Вода бодрит, дарит не виданный доселе адреналин!

П – «Пирамида», развлекательный центр. В ней хорошо слушаются концерты. Лучи прожекторов, освещающие пирамиду, придают сказочно красивый  вид Казани.

Р «Рубин». Футбольная команда, гордость Татарстана.

С Свечное царство, парафиновое государство. Свечному заводу братьев Крестовниковых – 150 лет. Нынче это преуспевающий химкомбинат «Нэфис» - знаменитые «Капли Sorti» делают именно здесь. На подступах к свечному чувствуется аромат сказки про Щелкунчика, И кажется, что где-то поблизости притаился Мышиный король, любитель полакомиться свечами.

Т татарское кладбище. Здесь покоятся Сайдашев, Тукай - писатели, чьи книги стоят в каждом казанском доме; художники, чьи полотна красуются в Государственном ИЗОмузее; политики…

У Университет. В прошлом году ему исполнилось 200 лет. Он носит имя В.И. Ленина. Из стен этого учебного заведения вышли многие известные в мировом масштабе учёные.

Ф – фабрика «Заря». Та, на которой конфеты и печенье. «Зарёвские» торты известны своими вкусами не только на территории Татарстана.

Х – храм всех религий. Казанец Ильдар Ханов на свои деньги строит в пригороде храм всех религий! В одном здании объединил он и мечеть, и церковь, и буддийскую паготу, и синагогу. По мнению Ханова, известного целителя, все мировые религии равноедины.

Ц – это церкви. В Казани они мирно соседствуют с мечетями – тем самым создают неповторимый колорит города.

Ч – это чак-чак. Фирменным блюдом в Казани встречают гостей. Чак-чак – это символ гостеприимства и дружелюбия.

Ш -  это сказочный Шурале. Шурале похож на лешего. Он живёт в лесу и готов защекотать каждого, кто посмеет вторгнуться в его владения. Но если на пути Шурале попадётся бесстрашный Батыр, то тут не сдобровать самому лесному проказнику. Батыр может взять и прищемить шаловливые пальцы негласного хозяина леса, попросив его помочь Батыру-дровосеку справиться с непослушным бревном.

Щ и Э – это улица Щапова (русский историк демократического направления -кумир казанской  революционной молодежи второй половины XIX  века) и расположенный на ней сад Эрмитаж. Раньше в этом саду играл оркестр, сад служил местом отдыха.

Ю – это юность. Юность древнего города, как говорят о городе Казани. Дай бог, чтобы она длилась как можно дольше! Ещё «ю » - это юлдыз, звезда. Казань – это юлдыз. Пусть она сияет всё ярче и ярче!

Я ярмарочная площадь. Именно здесь  раскинутся шатры, встречающие гостей со всего мира: Казани тысяча лет. С днём рождения, Казань!

Использованная литература.

  1. А.Ш. Асадуллин, Ф.А. Асадуллин. Ключ к языку (Тел ачкычы): русско- татарско-английский  картинный словарь. Пособие для учащихся начальных классов татарской школы. -  Казань: Магариф, переизд.2013. Рекомендовано МО РТ.
  2. Ф.Г. Багаутдинова. Туристско – краеведческая деятельность учащихся начальных классов. Министерство образования РФ.  Центр детско- юношеского туризма РФ. Москва – переизд.2012.
  3. В.В. Волина. Русский язык. Переиздание-Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, переизд. 2014.  (Серия «Учимся играя»).
  4.  Т.Н. Доронова, В.В.Гербова, Т.И. Гризик и др. Радуга: программа и метод. Руководство по воспитанию и образованию детей 5-6 лет в дет. саду. – М.: Просвещение, переизд 2014. Рекомендовано МО РФ.
  5. История и культура родного края: Учебное пособие – хрестоматия/ Сост. Б.М. Мифтахов, Ф.Ф. Исламов. – Казань: Магариф, переизд. 2015.
  6. Л.Г. Петерсон, И.Г. Липатникова. Устные упражнения на уроках математики. – М.: «Школа 2100..», 2013.
  7. В.П. Труднев. Считай, смекай, отгадывай/ Логические упражнения/- СПб.: Лань, МИК,2015.
  8. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Практическое пособие для обучения детей чтению.- К.: ГИППВ, 2016. Школа раннего обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для подготовки дошкольников к обучению в школе

Предлагаю возможные варианты заданий для подготовки к обучению в школе....

Рабочая программа к модифицированной программе курса "По дороге к азбуке" (подготовка дошкольников к обучению письму).

Пояснительная записка к модифицированной программе курса «По дороге к Азбуке» (подготовка к обучению письму) Модифицированная дополнительная образовательная программа подготовки к обучению п...

Программа подготовки дошкольников к обучению в школе с использованием возможностей развивающих онлайн игр

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению с использованием возможностей развивающих онлайн игр. Основная цель программы: расширение  возможностей испол...

Программа подготовки дошкольников к обучению в 1 классе

Материал содержит программу по развитию речи, подготовке к письму и математике. В приложении дано тематическое планирование к данным курсам. Программа апробирована в школе; по ней работали и готовили ...

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ АВТОРСКОГО КУРСА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Цель курса – создать развивающую среду для будущих первоклассников, ситуацию успеха и положительную мотивацию к обучению в школе, способствовать воспитанию гуманной, социально активной личности, береж...

Знакомство дошкольников с геометрическими фигурами (школа раннего развития)

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.........

Методическая разработка на тему "Занятия по развитию речи как средство подготовки дошкольников к обучению грамоте"

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для усп...