Конспект урока азбуки по теме" Буквы С, с и звуки [с] [c,]
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Файзрахманова Рита Раяновна

Урок разработан по программе "Школа России".Цель: познакомить со звуками [c],   [c,] и буквами С,с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

МК «Школа России», 1 класс, 1 ч., В. Г. Горецкий «Азбука», стр. 44-45

Тема урока: «Звуки [с], [с'], буквы Сс. Старый друг лучше новых двух».

Цель: создание благоприятных условий для знакомства обучающихся со звуками [с], [с'], буквами Сс; формирования навыка чтения (умения читать слоги, слова, предложения с изученными буквами).

Задачи урока:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по изучению звуков [с], [с'], букв Сс, по формированию навыка чтения.

Развивающие: способствовать развитию фонематического слуха, умение работать со схемами – моделями, развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления при формировании навыка чтения.

Воспитательные: способствовать воспитанию культуре учебного труда, интереса к предмету, умению работать в коллективе, культурного поведения на уроке; доброго отношения ко всему живому, уважения к мнению других людей.

Здоровьесберегающие: соблюдение гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, создание положительного эмоционального микроклимата, проведение физминуток.

Планируемые УУД:

Личностные: развитие интереса к предмету, логического мышления внимания, воображения, памяти, развитию речи; уважение к мнению других людей, осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи, выполнение правил поведения ученика на уроке.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение составлять целое из его частей, понимать знаки, символы, модели; умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать; расширение словарного запаса.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки; осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие монологической и диалогической речи, умения слушать, участвовать в коллективном обсуждении, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания учителя; развитие умения участвовать в различных формах работы в классе.

Предметные: формирование умения выделять звуки в слове, устанавливать порядок звуков в слогах и словах; развитие умения выполнять слого - звуковой анализ; развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения, совершенствование культуры речи, обогащение словарного запаса; формирование навыка сознательного, правильного, слогового чтения.

Основные образовательные ресурсы: учебник Горецкого В. Г. “Азбука”, толковый словарь Ожегова, тетрадь для работ по печатанию, приложение «Буква за буквой».

Ход урока

  1. Организация начала урока

1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята.

2. Проверка готовности к уроку.

- Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: азбука,тетрадь для работ по печатанию, пенал с цветными карандашами.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

- Прежде, чем начать наш урок, выберите смайлик, который соответствует вашему настроению. Моё настроение, например, соответствует данному смайлику, оно бодрое, светлое, весёлое.

  1. Актуализация умений, знаний

1.Фронтальная работа

У.: - Вспомните, какие пословицы о дружбе и взаимопомощи вы изучили на

уроках обучения грамоте?

О.: - Берись дружно, не будет трудно

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

У.: - Может кто-то знает ещё пословицы и хочет поделиться со всем классом?

О.: - Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Дружба всего дороже.

Настоящему другу цены нет.

У.: - Ребята, как вы понимаете выражение «старый друг»? Расскажите о своем друге, с которым подружились в детском саду или во дворе в дошкольном детстве? Чем этот друг интересен, почему завязалась дружба? Поддерживаются ли отношения в настоящее время? Что совместно делаете с друзьями?

О.: - «Старый друг» - это тот друг, с которым давно знаком, долго дружишь.

2.Анализ учебной деятельности учащихся (на данном этапе).

У.: - Какие вы молодцы, я вижу у вас много хороших друзей и что вы очень дружный класс. Вы знаете, что новых друзей тоже нужно беречь, потому что через много лет эти новые друзья станут старыми друзьями. И когда вы окончите школу и встретитесь где-то, то вы обрадуетесь встрече. Ведь даже если вы не были дружны в школе, то опознаете, друг друга по характерным признакам и поможете, друг другу, если в этом есть необходимость. И будете помнить друг друга всю жизнь.

  1. Открытие новой темы. Целеполагание.

У.: - Сейчас я расскажу скороговорку, слушайте внимательно. Вам предстоит ответить на вопрос, какой звук чаще всего произносится?

Ах, вы, сенисени, Вышел в сени сонный СеняИ в сенях споткнулся Сеня, И кувырк через ступени.

О.: - Звук [с], чаще всего поизносится.

У.: - Верно, как вы думаете, какие учебные задачи мы будем решать сегодня на уроке? Обратите внимание на «слова - помощники»: будем учиться, узнаем, научимся, познакомимся со звуками.

О.: - Сегодня на уроке мы познакомимся и узнаем о букве С.

У.: - Действительно, сегодня на уроке мы будем учиться слышать, правильно произносить звуки [с], [с'], узнаем, какой буквой они обозначаются, будем учиться читать слоги, слова, предложения с этой и другими буквами.

  1. Физминутка

Проговаривание чистоговорок.

У.: - К звукам [с], [с'] добавляем гласные и придумываем к получившемуся слогу рифму.

Попробуем: са – са – са

О.: - В лесу бегает лиса

У.: - Теперь все вместе.

О.: - Са – са – са – в лесу бегает лиса.

У.: - Молодцы.

Со – со – со

О.: - У Вовы колесо.

У.: - Все вместе.

О.: - Со – со – со – у Вовы колесо.

У.: - Ос – ос – ос

О.: - На поляне много ос.

У.: - Все вместе.

О.: - Ос – ос – ос – на поляне много ос.

У.: - Су – су – су

О.: - Было холодно в лесу.

У.: - Все вместе.

О.: - Су – су – су – было холодно в лесу.

У.: - Усь – усь – усь

О.: - На лугу пасется гусь.

У.: - Все вместе.

О.: - Усь – усь – усь – на лугу пасется гусь.

У.: - Молодцы.

  1. Открытие новых умений, знаний

Выделение новых звуков [с], [с'] (работа с предметными рисунками, составление схем-моделей слов)

У.: - Откройте Азбуку на странице 45, посмотрите на первую картинку, что изображено?

О.: - На картинке изображён лес.

У.: - Произнесём протяжно, выделяя последний звук.

О.: - Протяжно произносят слово, выделяя последний звук «лес».

У.: - Теперь произносим звук [с].

О.: - Произносят звук [с].

У.: - При произнесении звука [с]выдыхаемый воздух встречает преграду, выходит через щель и создает шум, подобный свисту. Скажите, звук [с] гласный или согласный?

О.: - Это согласный звук.

У.: - Чтобы убедиться, что это согласный звук, посмотрим на ленту букв и проверим, правильно ли вы определили ей место.

О.: - Смотрят ленту букв.

У.: - Какие же вы молодцы. Теперь перейдём ко второй картинке. Кто на ней изображен?

О.: - На картинке изображён лось

У.: - Произнесём протяжно, выделяя последний звук.

О.: - Произносят протяжно [с′].

У.: - Теперь произносим звук[с′].

О.: - Произносят звук [с′].

У.: - Произнесите оба слова изображенных на картинке.

О.: - Лес, лось.

У.: - Какие звуки у нас получились?

О.: - Звуки [с] и [с′].

У.: - Чем отличаются звуки [с] и [с′]?

О.: - Отличается тем, что один звук твёрдый, другой мягкий.

У.: - Верно, в слове лес звук [с] – твердый, а в слове лось звук [с′] – мягкий.

Характеристика новых звуков [с], [с'] (гласный или согласный; звонкий или глухой, твердый или мягкий).

У.: - Охарактеризуйте звук [с], какой он гласный или согласный; звонкий или глухой, твердый или мягкий.

О.: - Звук [с], согласный, глухой, твёрдый.

У.: - Охарактеризуйте звук[с'], гласный или согласный; звонкий или глухой, твердый или мягкий.

О.: - Звук [с'], согласный, глухой, мягкий.

У.: - Верно молодцы.

Упражнения в слышании новых звуков [с], [с'].

У.: - Сейчас мы с вами поиграем в игру. Название которой «Твердый – мягкий».

Я буду назвать слова, а вы должны определить мягкий или твёрдый звук слышится в слове и где находится этот звук: в начале слова, в середине или в конце.

Твердый – показывается синий карандаш.

Мягкий – показывается зелёный карандаш.

Готовы?

О.: - Да.

У.: - Сад.

О.: - Твёрдый звук, находится в начале слова.

У.: - Карась.

О.: -Мягкий звук, находится в конце слова.

У.: - Рис.

О.: - Твёрдый звук, находится в конце слова.

У.: - Колос.

О.: - Твёрдый звук,находится в конце слова.

У.: - Бусы.

О.: -Твёрдый звук, находится в середине слова.

У.: - Синий.

О.: - Мягкий звук,находится в начале слова.

У.: - Суп.

О.: - Твёрдый звук,находится в начале слова.

У.: - Сосна.

О.: - Твёрдый звук,находится в начале и в середине слова.

У.: - Осина.

О.: - Мягкий звук, находится в начале слова.

У.: - Какие же вы молодцы, всё ответили верно.

Обозначение звуков [с], [с'] буквами. Откройте Азбуку на стр. 45

У.: - Посмотрите на буквы в правом верхнем углу.

О.: - Смотрят.

У.: - Звуки [с] и [с′] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой На доске вывешивается карточка с изображением буквы С с. Назовите правильное произношение этой буквы

О.: - С (эс).

У.: - Почему одна буква заглавная, а другая строчная?

О.: - С заглавной буквы начинается предложение, пишутся все имена собственные, а строчная буква нужна для остальных слов и предложений.

Ознакомление с новыми буквами

Представление буквы С, с.

У.: - Я вам загадаю загадки, а вы слушайте внимательно, что ответить правильно, на что похожа буква «С»?

1. Есть примета у людей —
Чтоб с успехом сладить,
Взять обувку лошадей,
Над дверьми приладить.

О.: - Буква С похожа на подкову.

У.: - Правильно.

В небе вы не замечали?
Был он буквой «О» вначале.
Превратился в букву «С»,
А к утру совсем исчез.

О.: - Месяц.

У.: - Правильно. Может кто-то ещё скажет, на что похожа буква «С»?

О.: - Буква «С»похожа на кусочек сыра, на дольку арбуза, на дольку апельсина, мандарина, дыни, на разрезанный лимон, а так же на мармеладки - фруктовые дольки.

У.: - Молодцы. Открываем свою тетрадку по печатанию.

О.: - Открыли тетрадь.

У.: - Печатаем буквы Сс в тетрадях.

О.: - Записали.

У.: - Молодцы.

  1. Физминутка

Упражнение для мобилизации внимания.

И.п. - стоя, руки вдоль туловища.

1 - правую руку на пояс,

2 - левую руку на пояс,

3 - правую руку на плечо,

4 - левую руку на плечо,

5 - правую руку вверх,

6 - левую руку вверх,

7 - 8 - хлопки руками над головой,

9 - опустить левую руку на плечо,

10 - правую руку на плечо,

11 - левую руку на пояс,

12 - правую руку на пояс,

13 - 14 - хлопки руками по бедрам.

Повторить 4 - 6 раз.

Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

  1. Закрепление открытых умений, знаний

Чтение слияний.

У.: - Открыли Азбуку на странице 45, читаем слияния.

О.: - Си  са  со  сы  су

У.: - Читаем слияния, в которых звук [с].

О.: - Са  со  сы  су

У.: - Читаем слияния, в которых звук[с'].

О.: - Си

У.: - Правильно.

Чтение слов в столбиках.(прочитать слова в столбиках, выполнить задания)

У.: - Прочитайте слова и сравните.

- Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным.

О.: - Читают и сравнивают.

Осина – осины имеют звук [с'], а сосна – сосны звук [с].

У.: - Верно, может кто - то ещё что-то заметил?

О.: - Осина – сосна они одни, а осины – сосны их много.

У.: - Правильно, одно – единственное число; много – множественное число.

Придумайте предложения с этими словами.

О.: - Сосны стоят на поляне.

У.: - Запишите схему этого предложения в тетрадь по печатанию (одного ученика вызываю к доске).

О.: - Записывают.

У.: - Кто ещё придумал предложение?

О.: - Осина качается от сильного ветра.

У.: - Запишите схему этого предложения в тетрадь по печатанию (одного ученика вызываю к доске).

Чтение текста.(прочитайте текст про себя, подготовьтесь к чтению вслух; прочитайте текст вслух).

У.: - Прочитайте текст.

Нина у осины.

Инна у сосны.

- Ау, Нина! Ау!

О.: - Читают текст.

У.: - Попробуйте продолжить текст.

О.: - Продолжают текст.

- Ау, Инна! Ау!

Девочки искали друг другу в лесу.

Смысловой анализ текста.

У.: - Девочки стояли возле одинаковых деревьев? Каких?

О.: - Нет, они стояли возле разных деревьев. Нина у осины, Инна у сосны.

У.: - Девочки были вдвоём в лесу?

О.: - Да, они были вдвоём.

У.: - А как вы считаете можно в лес ходить без взрослых?

О.: - Нет, без взрослых в лес ходить нельзя.

У.: - Верно, а то можно заблудиться как эти девочкт.

Графический анализ текста.

У.: - Сколько в тексте предложений?

О.: - В тексте 4 предложения.

У.: - Прочитайте предложения, в которых есть буква «с».

О.: - Нина у осины.

Инна у сосны.

У.: - Всё верно.

  1. Итог урока. Рефлексия.

У.: - Возвращаемся к нашим «словам-помощникам, определяем, выполнили ли мы учебные задачи сегодняшнего урока:

будем учиться учились

узнаем узнали

научились познакомились

У.: - С какими звуками, какой буквой познакомились на уроке?

О.: - Сегодня на уроке мы познакомились со звуками [с], [с'], буквой Сс.

У.: - Что было интересного на уроке?

О.: - Мне понравилось рассказывать о своём лучшем друге; читать текст и придумать к нему продолжение; знакомится с новой буквой; разгадывать загадки.

У.: - Что вызвало затруднения? Почему?

О.: - У меня вызвало затруднения быстро придумывать предложение на букву С и записывать схему предложения.

У.: - Ребята, у вас на столах лежат смайлики, выберете тот, который соответствует вашему настроению.

О.: - Показывают выбранные смайлики.

У.: - Я очень рада, что настроение у вас изменилось в лучшую сторону. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными, внимательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока (азбука) Буквы З, з, звуки [з], [з\']. В зоопарке

Тип урока: урок изучения нового материала. Урок-экскурсия Цель: познакомить с согласными звуками [з],[з¢], буквами «З, з»....

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Гласные звуки. Какие звуки называются гласными" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Гласные звуки. Какие звуки называются гласными " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока письма " Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости- мягкости согласных звуков" (УМК Начальная школа XXI века, 1 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование умения обозначать гласные звуки буквами, способствование развитию внимания, фонетического слуха, расширению кругозора. Планируемые результаты Предметные: ...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое «беглые гласные»; формирование умений определять, является ли гласный в корне беглым, выделять корни в словах с таким чередо...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умений определять, является ли гласный в суффиксе беглым, правильно определять и выделять суффиксы -ек,-ик в словах.Планируемые результатыПредметные: знать прав...

Конспект урока русского языка «Ударные и безударные гласные звуки. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука»(УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об безударных гласных звуках в словах ворона, сорока и др. и развитие умения обозначать их на письме.Планируемые результатыПредметные:- знать общее предс...

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Чередование звуков в корне слова,Беглые гласные звуки е и о" ОНЗ

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Чередование звуков в корне слова,Беглые гласные звуки е и о" ОНЗ...