Формирование читательской грамотности младших школьников. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов Немского района
материал по чтению (3 класс)

Светлана Николаевна Волкова-Сандалова

 

Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая (финансовая). Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает особое место. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление Из опыта работы по « Формированию читательской грамотности младших школьников» КОГОБУ СШ пгт.Нема Волкова С.Н. 2022 г.

Слайд 2

Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений . Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественно-научная , компьютерная, юридическая, экономическая (финансовая). Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает особое место.

Слайд 3

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Особенности формирования читательской грамотности: 1. Формирование навыка чтения. Оно строится на -умение правильно прочитывать слова; -понимать смысл текста; -выразительно читать; 2. Овладение техникой чтения. 3.Формирование читательских интересов.

Слайд 4

Задания для 1 класса (на уровне слова) 1.Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

Слайд 5

2.Прочитай слова без лишнего слога тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка саголат ребядис пефонал карерандаш альцыбом ручщока портрыфель косдятюм брюлаки плавытье футсыболка юблика сажипоги туфдули тапчуки ботинрыки сандапели метцыро автомобус трамрявай тролфилейбус такфуси строикутель профодавец кондимытер офижуциант

Слайд 6

3.Читай только первые слоги. Какие слова получились? канат лентяй дача рисунок сани ракета фантазия концерт феникс тарелка фикус аллея карандаш таблетка лимон царевна кабинет пират танцы калина лейка доска коптильня театр леопард фонтан шахтёр магазин тысяча соловей барабан камень

Слайд 7

4.В каждой строчке найди 5 слов ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл ялыжичсмитьконькиблпафымячвапроклюшкалджфобручывапры ййцукнигафыважурналпролдгазетажэерадиольтелевизорячсмить бфывиндюкайцуклебедьенгшпопугайщзхкукушказщшгдятелнеэъ чсученикавмдевочкапимраршкольниккнгмальчиккшцщребёнокц итвстречаииоопздоровьещасчастьедрадостьбаьисрпраздникцвгцю

Слайд 8

5.Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите: оядлео лушкяга змлнеякиа фрноаь сзтекроа пиодмор сзакка уебинчк пдосонулх кхнуя склоьуса сжнниека птальо иукгшри бдлеуьзор пгоири пкудоша согеивнк алатс мреавуй пцогвуиа Если детям трудно составлять эти слова, можно начинать это упражнение с подсказкой

Слайд 9

6.Прочитай слова, вернув буквы на место. Мы обычные слова, Всех нас знает каждый. Мы содержим буквы А Трижды или дважды Иногда всего одну (Только не в начале). Но сегодня - ну и ну!- Все они сбежали. слт сткн звтрк крн бнн срфн квдрт ткнь прд брбн мскрд флг хлт крмн крндш мрт бгж тркн пргрф зкз срй клсс крнвл пнм брн шлш згдк пст кнт стрт срнч тхт плт скзк тлнт плн

Слайд 10

Задания для 2 класса (на уровне предложения) 1.Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте. L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T Один костёр - весь мир согревает. ( Солнце) U F T Q W E R Б LV E N J Д S Z A h Y H t Z O L A R W Q Л J S Ю Y F Д h N И R П L V O t Л W Y Ь Q З G У S F Ю Z R T J C U W Я S Тебе дано, а люди пользуются. (Имя) F C R N H U t E V Б W Q A Z З h B R E Y З L G Д V O S N Й W B R J Л Q t A U Q Д L J O V Z Ш R Y K S G У Z B N h O S J Д U W O L V G Й С неба - звездой, в ладошку - водой. (Снежинка) L H F U h A V Q T S K Z t Ё R T G J F C Y Z Я L W Д h Z E V Q T R t И R Д F L W O U h Б Z J Ы Y L Ч V h И F J Ж R Д S G Ё N T S Наткёт, сядет и добычи ждёт. (Паук)

Слайд 11

2.Читай предложения наоборот справа налево : вомод хашырк ан илсивоп икьлусос еикьненот икниженс еиконидо тюадап абен огонрумсап с яьтсил еинделсоп илетселбаз зёреб хяьчус ан имактеном имытолоз

Слайд 12

3.Прочитай поговорку правильно (сосредоточься на смысле поговорки) : Дерево живёт друзьями, а человек корнями. Труд портит, а лень - кормит. За одним зайцем погонишься – двух поймаешь. Один раз отмерь – семь раз отрежь. У короткого языка – длинный ум. Без пирога теста не испечёшь. Что написано топором, не вырубишь пером. Птичке клетка дороже золотой ветки.

Слайд 13

4.Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно. По печи узнают человека. Терпенье и прут всё перетрут. Здоровому - грач не нужен. Торопливый человек дважды одно тело делает. Старый круг лучше новых двух. Ус - хорошо, а два лучше. Труд кормит, а пень портит. Лес рубят – кепки летят. Здоровье дороже молота. Два сапога – тара. Не руби лук, на котором сидишь. Слезами морю не поможешь. Смелость борода берёт. Совесть без дубов, а загрызёт.

Слайд 14

Задания для 3-4 класса (на уровне текста) 1.Использование принципа решения анаграмм для прочтения завершенных коротких текстов. Напомню, что смысл анаграммы в том, чтобы переставить буквы или звуки в слове, чтобы получилось другое слово. мосКос кеРаты таюлет в москос . Я чоху теполеть к зёвдамз и назуть : мат дюли лии тен . чаМет ыМ с лоКей милюб троисть букики и течмать : но – о роме, я - о бене . нО дубет корямом , а я комлётчи . маЗи лашПри миаз. лисьПопасы с бане тыешипус кижинсен . лымБе ровком лигел ино ан ляпо , ан ширык модов . верЗаскал ан целнсо сел. перьТе ножмо тьдихо ан жахлы , габеть ан кахнько оп дуль. рошоХо мойзи !

Слайд 15

2.Вставь подходящие по смыслу слова. Скворец В комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец . Коля === у него птичку. Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю. Слова для справок: подлечил был выпустил вбежал отнял Кот Васька Кот Васька ====на дереве гнездо. Он быстро==== к гнезду. Старый дрозд ===злодея и ====Ваську в лоб. ===== кот и ==== с дерева. Слова для справок: полез спрыгнул увидел испугался заметил клюнул 3. Прочитать текст и ответить на вопросы.

Слайд 16

Прием«Мозаика». «Реконструкция текста» Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 4-5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Слайд 17

Приём « синквейн » Пишется синквейн по определённым правилам: 1строчка - это существительное. Тема, о которой пойдёт речь. 2строчка – это два прилагательных или причастий, описывающих предмет. 3строчка – это три глагола, которые описывают действия предмета по выбранной теме. 4строчка – это фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5строчка – это существительное, которое ассоциируется с темой синквейна . Составление синквейна – это полезная весёлая игра, которая обогащает словарный запас, развивает речь и мышление, а также хороший способ контроля и самоконтроля. Работать с этим приёмом я начала уже во 2 классе. Синквейны можно составлять по прочитанным сказкам, рассказам, стихотворениям. Начинать составление синквейна надо с самого простого: по заданной теме чтение интересное увлекательное помогает учит развивает Кто много читает, тот много знает. Знание

Слайд 18

Прием «Кластер» В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом». Цель приёма: Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока). Как применяется на уроке: Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.

Слайд 19

Приём «Верите ли вы…» может быть началом урока, связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Слайд 20

Приём «Тонкий и Толстый вопрос» Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса . Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.



Предварительный просмотр:

Автор работы: Волкова Светлана Николаевна, учитель начальных классов,                                                                                                                                                            первая квалификационная  категория; МОУ «СОШ  п.г.т.Нема» Немского района Кировской области,   тел.   (883350)2-12-95.

Обобщение опыта по теме:

«Проектная деятельность  младших школьников на уроках литературного чтения»   

                                           «Если ученик в школе не научится сам ничего творить,

                             то в жизни он всегда будет только подражать и копировать».                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                                       Л.Н.Толстой

     В настоящее время тема «Проектная деятельность младших школьников на уроке литературного чтения»  очень актуальна, так как произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела.

     Актуальность темы  определяется следующими обстоятельствами:

-возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности  членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, само актуализации,

-принципиальным расширением форм социализации и воспитания ребёнка, делают необходимым совершенствование системы школьного образования.

    Инновационный поиск новых средств обучения  приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

    Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

     В рамках подготовки к реализации стандартов освоения основной образовательной программы начального  общего образования  мною была выбрана тема: «Проектная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения».

        Проанализировав учебники по литературному чтению авторов Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, убедилась в необходимости расширения предложенных заданий авторами учебника по литературному чтению, так как крайне мало заданий творческого характера,  все они индивидуальные. Задания группового исследовательского   характера  не заложены.

     Условия современного  образования позволяют нам применять компьютерные  технологии,  современные дети, желают и могут мыслить творчески по литературному чтению.

Начав работу по данной  теме, столкнулась с тем, что большинство детей не умеют  применять  полученные знания на практике.

     С одной стороны существует потребность совершенствовать методы преподавания, в том числе  по литературному чтению. С другой стороны – эффективность реализации современных технологий находится в непосредственной зависимости от формирования ОУН учащихся, обуславливающих умение учиться.

   Следовательно, чтобы подготовить  активную личность необходимо по-новому организовывать процесс обучения.

    Технология проектной деятельности на уроках литературного чтения  для младших школьников четыре года назад практически не была разработана. Можно было найти только фрагменты опыта работы в технологии проектной деятельности по литературному чтению.

     Ведущая педагогическая идея  опыта – внедрение проектной деятельности в  методику обучения младших школьников литературному чтению - перспективна, так как в будущем  эта методика обеспечит повышение уровня сформированности ОУН, повысит  интерес к предмету литературного чтения.

     Цель опыта:  Добиться условия для формирования творческой деятельности  младших школьников и дальнейшей их реализации.

    Задача опыта:  1)создать условия для проектирования на уроках литературного чтения; 2)способствовать личностному развитию учащихся младших классов  в процессе решения ими проблем в условиях перехода на стандарт второго поколения.

      В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.                                                                                                              

Основные требования к проектной деятельности

        Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

     1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы)–исследовательской, информационной, практической.

    2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

    3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

   4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

   5.Подготовленный продукт должен быть достаточно убедительно представлен представителям общественности, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

То есть проект – это “пять П”:  Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются, по крайней мере, три различные классификации. (Сергеев И.С.)

    В своём опыте использовала классификацию проектов

а) По целям и задачам: практико - ориентированный; исследовательский проект; информационный проект; творческий проект; ролевой проект.

б) По предметно – содержательной области: моно проекты и меж предметные  проекты.

в) по характеру контактов между участниками: внутри классные и внутри школьные.

г) По продолжительности: мини – проекты (могут укладываться в один урок или менее); краткосрочные проекты (требуют выделения  4 – 6 уроков); недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели (целиком проходит при участии руководителя).

    Виды презентационных проектов, наиболее часто используемые в начальной школе: воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа); демонстрация диафильма; путешествие; реклама художественного произведения; ролевая игра; создание нового литературного произведения с использованием известных сюжетов и литературных персонажей и др.

      В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность.

       Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов - к долговременным, межпредметным; от личных проектов  - к групповым и общеклассным.          Поэтому в своей работе постепенно усложняла проектные задания, переходя из класса в класс.

Усложнение  проектных заданий  по литературному чтению в начальной школе

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Идивидуальные

мини проекты:

-творческие   проекты-    рассказы;

-фантастические истории на заданную тему.

Индивидуальные и групповые мини проекты:

-придумывание небылицы;

-творческие пересказы;

-создание картинного плана

- придумывание сказки с иллюстрациями;

- групповые проекты:  игра «Лото» по прочитанным сказкам;

-реклама сказки С.Я.Маршака «Курочка ряба и десять утят».

 Индивидуальные и групповые:

-обще классный проект игра по теме: «Устное народное творчество»;

-создание диафильмов  для краткого пересказа;

-создание индивидуальных и обще классных проектов «Книга памяти» и др.;

-выполнение групповых  и индивидуальных проектов «Своя сказка» для малышей».

-Индивидуальные исследовательские проекты:

«Образы бабы Яги в русских народных сказках».

Общеклассный проект:

-книга читательских удовольствий;

-индивидуальные проекты – рецензия на книгу;

-обще классная  еженедельная газета «Звонок»;

-индивидуальные исследовательские проекты – сказки: «Похождение в неизвестный механизм».

-Групповые проекты: пресс конференция,

деловая игра.

-Составление игры лото «Произведения

о детях и для детей».

-Индивидуальные исследовательские проекты: «Почему на Новый год к нам приходит лесная красавица?»

      Благодаря внедрению опыта «Проектной деятельности младших школьников  на уроках литературного чтения»,  у учащихся появились навыки сотрудничества, они стали более самостоятельными при выполнении проектных заданий, научились планировать свою деятельность, повысилась посещаемость библиотеки, определилась цель дальнейшего продолжения работы по  проектной деятельности в начальной школе на уроках литературного чтения и во внеклассной работе.

     Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”.

         Литература:  

1)Е.А.Голованова «Проектная деятельность: первые шаги маленьких учёных». Журнал «Завуч начальной школы» №1. 2011; 2)О.С.Круглова «Технология проектного обучения;   3)И.В.Фомина «Работа над созданием диафильма с компонентом проектной деятельности младших школьников».

4)С.Г.Щербакова «Организация проектной деятельности в начальной школе».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».

: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме "Формирование межличностных отношений младших школьников"

Отчет по воспитательной работе по теме "Формирование межличностных отношений младших школьников"....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов учителя Савиной А. М. на тему "Формы и методы работы со слабо успевающими детьми".

Ещё древние мудрецы говорили: "Увидеть и понять проблему - наполовину решить её." О формах  и методах работы со слабо успевающими учениками. Правила и рекомендации для учителя....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов, учителей-логопедов по теме: «Методы и приемы логопедической ра-боты по коррекции дислексии у младших школьников»

Учение  о  нарушениях  чтения  и  письма  существует  уже  более  ста лет, однако  и  до  настоящего  времени  вопросы  диагн...