Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Формирование навыков смыслового чтения как основа умения работать с печатными источниками информации"
статья

Иванова Мария Алексеевна

Виды упражнений по формирования навыков смыслового чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков смыслового чтения как основа умения работать с печатными источниками информации

Выступление подготовила Иванова Мария Алексеевна

Слайд 1. (титульный слайд)

Без чтения нет учения.

Уметь учиться сегодня – это не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.

Слайд 2.     

 Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю. Его цель – наиболее точно понять и осознать прочитанный текст. Для этого стоит внимательно читать, вникая в смысл и анализировать полученные данные. Человек, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, усовершенствовать приобретённый опыт работы с информацией.

В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение - это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Слайд 3. В Основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации»

В ФГОС ООО отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный», или «надпредметный» характер и умения чтения относят к универсальным учебным действиям.

Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.

Систематическая и технологичная работа по развитию смыслового чтения на уроках литературного чтения является эффективным средством общего развития учащихся и их успешного обучения по многим предметам в школе.

Важным направлением в работе по формированию смыслового чтения является организация эффективного контроля за достижением норматива техники чтения учащимися.

В ходе данного мониторинга сформированности техники чтения учащихся начальных классов я систематически веду замеры по нескольким параметрам

  1. Способ чтения (определяется во время чтения).
  2. Темп чтения (определяется по истечении 1 минуты чтения текста).
  3. Правильность чтения (определяется во время чтения).
  4. Выразительность чтения (определяется во время чтения).
  5. Осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).

Слайд  4. 

В формировании смыслового чтения большое внимание уделяю упражнениям для расширения поля чтения.

  1.  «Кто быстрее?»

У каждого ученика по 2-3 текста. Требуется найти предложение, предложенное учителем.

Предлагаются и другие варианты этой игры.

1 вариант.

По моему знаку ребята начинают искать в тексте указанное слово. Нашедший первым прочитывает слово, называя страницу и абзац, и читает предложение с этим словом, или строфу стихотворения, в которой находится это слово.

2 вариант. (работа в парах или в группах)

Детям раздаются конверты с полосками, на которых написаны предложения. Каждой группе (паре) предлагается отыскать предложенное предложение. Та группа (пара), которая первой найдет свое предложение – победитель.

  1. «День! Ночь!»

Учащимся дается установка:

- Внимательно пробегите глазами текст.

По моей команде «Ночь!» дети закрывают глаза, учитель читает текст вслух. По команде «День!» дети открывают глаза, находят место в тексте, где учитель остановился при чтении, и продолжают читать дальше.

  1.  «Кто играет в прятки?»

      На доске написаны 2-3 ряда букв. Но среди случайного набора букв, вдруг появляются слова. Дети находят и узнают, кто же играет с ними в прятки: звери, птицы, насекомые и т.д.

КНОТИГРЯАЖОМЕДВЕДЬ

ЦЯЮХДЯТЕЛИСААНИ

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Слайд 5.

«Научить маленьких наших читателей мыслить и чувствовать во время чтения».    

(Д.И. Тихомиров)

Такие возможности создаются, в частности, при работе ребят с текстом на моих уроках.

 Приведу примеры некоторых приемов по формированию смыслового чтения, которые нравятся детям и нашли постоянное применение в практической деятельности.

Слайд 6.

Работа над синтагмой

  1. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
  2. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
  1. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.
  2. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
  3. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
  4. Инсценирование произведения или его эпизодов.
  5. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме «Осень», «Зима» и т.д.
  6. Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором).

(Синтагма – минимальное речевое единство, выполняющее функцию исходной единицы порождения речи.)

Приоритетный метод формирования смыслового чтения

Это мотивированное чтение: постановка задачи перед чтением, «удержание» учебной задачи в процессе чтения, совместное с детьми осуществление контроля – соответствие результата учебной задаче.

Слайд 7.     Молчаливое чтение

1. Чтение «Спринт».

Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем вопросы к тексту.

Во время чтения детей поторапливаю: «Быстрей, еще быстрей», добавляю при этом: «Читать нужно все!»

Подготавливаю класс психологически, даю команды: «Приготовиться! Внимание! Начали!» При обучении чтению «Спринт» используем памятку:

Плотно сожми губы и зубы.

Читай только глазами.

Читай как можно быстрей.

Ответь на вопросы к тексту.

2. Чтение «Разведка»

Дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением.

Цель такого упражнения: обучение молчаливому и вертикальному чтению, умению ориентироваться в тексте, находить главное.

3. Упражнение «Губы» используется в целях четкого разграничения детьми чтения вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении. К плотно сжатым губам по команде «Читать про себя!» дети прикладывают палец левой руки и читают «молча».

4. «Буксир».

Учитель читает детям текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать. Учитель внезапно останавливается на каком-либо слове и повторяет его. Дети останавливаются на этом месте, показывают слово.    

Слайд 8.     Приёмы обучения смысловому чтению

Слайд 9.    

  1. Прием прогнозирование по иллюстрации

Рассматривание иллюстраций с высказыванием своих предположений. Наводящие вопросы учителя: Посмотрите на иллюстрацию и определите тему. Что может произойти? Опишите героя, определите черты его характера.

     2.  Приём «ассоциация» 

Его можно применить для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения. Он дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает. (Почему именно так называется? Что может произойти в пьесе с таким названием? Прошу сформулировать свои догадки.)

      3. «Работа с вопросником». Слайд 10-11.

Самостоятельная работа с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

4.«Взаимоопрос»

Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

Успех смыслового чтения во многом зависит от умения контролировать свои действия. Обязательная структурная единица урока – самоконтроль.

Слайд 12-13. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы 
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  

Слайд 14. Приём «Дневник двойных записей»

Цель: сформировать умение задавать вопросы  во   время чтения,       критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

    1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

    2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о   каких-то    фактах,    вызвали     какие- либо ассоциации; в правой – написать    лаконичный      комментарий: почему     именно   этот  момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

 Слайд 15

Слайд 16.  Приём «Инсерт» 
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал; 
+ – новое;  – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Уже знал (V)Узнал новое (+)Думал иначе  (–)Есть вопросы (?)Слайд 17.

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь  мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое. Слайд 18.

  • Приём «Составление краткой записи задачи»
  •  Слайд 20. Приём  «Верные и неверные утверждения» 
     Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
    Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+»,  не верно – «-».
    Слайд 21.
  • Приём «Ассоциативный куст» Слайд 22.
    Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.
  • Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
  • Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом. 

Слайд 24. На уроках активно использую      вопросно-ответные упражнения.

 Приём «Учимся задавать вопросы  разных типов» – « Ромашка Блума»  Шесть лепестков – шесть типов вопросов. Слайд 25.
Простые вопросы. Как звали главного героя? Куда  отправился герой?

Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяются  на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?»- направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. Что лучше? Как вы относитесь? Чем …… отличается от ……? Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Как бы я поступил, если….» «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».

 

Слайд 26. Приём  «Кластер» 
Кластеры используются для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки),  с ним связанные. Наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.
 Слайд 27.

Слайд 28. Приём «Ключевые слова» 
Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

Слайд 29.Приём «Синквейн» 
Развивает умение учащихся   выделять    ключевые   понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания  и проявлять творческие способности.

Слайд 30-31.Структура синквейна:
Существительное (тема). Два прилагательных (описание). Три глагола (действие). Фраза из четырех слов  (описание). Существительное (перефразировка темы).
 

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках.

Слайд32.  Спасибо за внимание!

Список использованных источников:

  1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] / А. Г. Асмолов. — М.: Просвещение, 2011.
  2. Кудряшова В. А. Обучение реферативному чтению на уроках русского языка [Текст] / В. А. Кудряшова. — М., 1994. 9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [Сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования М., 2011. 15.
  4. Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение «пешком» Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

Какому чтению мы учим? Я думаю в начальной школе надо учить медленному чтению художественного текста, т.е. ребенок должен продумать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить...

Работа над природной лирикой в начальной школе. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

В школе я преподаю 33 года. За это время сделала для себя вывод:для многих моих коллег работа с природной лирикой на уроках чтения вызывает большие трудности. Детям зачастую не нравятся те страницы в ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Приёмы и техники применяемые на каждом уроке в начальных классах"

Организационный момент в начале урока традиционно отводится учителем для наведения дисциплины, привлечения внимания к себе и уроку. Потеря пяти минут порой не дает  ожидаемого эффект, а дети...

Выступление на методическом объединений учителей начальных классов "Работа с родителями"

пямятка для учителя начальных классов по работе с родителями....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов учителя Савиной А. М. на тему "Формы и методы работы со слабо успевающими детьми".

Ещё древние мудрецы говорили: "Увидеть и понять проблему - наполовину решить её." О формах  и методах работы со слабо успевающими учениками. Правила и рекомендации для учителя....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Применение технологии сотрудничества в начальной школе (из опыта работы)"

Актуальность, плюсы и минусы технологии сотрудничества, особенности использования, советы учителям....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов, учителей-логопедов по теме: «Методы и приемы логопедической ра-боты по коррекции дислексии у младших школьников»

Учение  о  нарушениях  чтения  и  письма  существует  уже  более  ста лет, однако  и  до  настоящего  времени  вопросы  диагн...