Составляющие процесса формирования читательской грамотности.
презентация к уроку по чтению

Барашкова Оксана Рустемовна

В современном образовательном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять способность находить информационно-смысловые взаимосвязи текстов разного типа и формата, в которых поднимается одна и та же проблема, соотносить информацию из разных текстов с внетекстовыми фоновыми знаниями, критически оценивать информацию и делать собственный вывод. Работа с информацией является составной частью практически всех учебных предметов. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.В работе рассмотрены читательские действия и умения, формируемые в процессе работы; описаны виды и типы чтения, текстов разных форматов, типов и стилей, актуализация значимых элементов работы с ними; приведены характеристики различных уровней читательской грамотности.


 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Барашкова О. Р ., учитель начальных классов МОБУ СОШ № 27 г. Якутска РС (Я) Составляющие процесса формирования читательской грамотности. 2021 г.

Слайд 2

Тема: Составляющие процесса формирования читательской грамотности Цель: Изучить материалы по теме выступления и подготовить презентацию в программе Мicrosoft Power Point как сопровождение для выступления на педагогическом совете Задачи: Изучить теорию по проблематике выступления; Рассмотреть читательские действия и умения, формируемые в процессе работы; Описать виды и типы чтения, текстов разных форматов, типов и стилей. Привести характеристики различных уровней читательской грамотности.

Слайд 3

Актуальность. Мы живем в быстро меняющемся мире, в котором растет как количество, так и разнообразие письменных материалов, и где все больше и больше людей, как ожидается, будут использовать эти материалы новыми и все более сложными способами. В настоящее время общепризнано, что понимание грамотности чтения развивается вместе с изменениями в обществе и культуре. Овладение грамотностью чтения − это не только фундамент для достижений в других предметных областях в рамках образовательной системы, но и необходимое условие для успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни. Читательская грамотность включает широкий спектр компетенций – от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире.

Слайд 4

В современном образовательном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять способность находить информационно-смысловые взаимосвязи текстов разного типа и формата, в которых поднимается одна и та же проблема, соотносить информацию из разных текстов с внетекстовыми фоновыми знаниями, критически оценивать информацию и делать собственный вывод. Работа с информацией является составной частью практически всех учебных предметов. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Слайд 5

Рассмотрим несколько определений понятия « Читательская грамотность»

Слайд 6

В Концепции оценки читательской грамотности учитываются социальные, учебные, личные аспекты чтения, которые находят отражение в различных ситуациях общения человека с текстом.

Слайд 7

Формирование читательской грамотности как требование ФГОС Сегодня в российских школах целостное развитие личности является приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте (ФГОС). Обеспечивается оно через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения личностью новых знаний, умений и компетентностей По мнению учёных, именно смысловое чтение может стать основой развития ценностно-смысловых личностных качеств обучающегося, надёжным обеспечением успешной познавательной деятельности на протяжении всей его жизни.

Слайд 8

Смысловое (продуктивное) чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Выделены действия смыслового чтения , связанные с:

Слайд 9

Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию, это внимательное « вчитывание » и проникновение в смысл текста с помощью его анализа. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи и продуктивному обучению.

Слайд 10

Способы смыслового чтения 1. Аналитический или структурный. В этом случае читатель идёт от целого к частному. Цель такого чтения — понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Для того чтобы проанализировать текст, читателю нужно определить:

Слайд 11

Способы смыслового чтения 2. Синтетический или интерпретационный. Здесь читатель движется от частного к целому. Цель этого способа — выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их. Для этого необходимо:

Слайд 12

Способы смыслового чтения 3. Критический или оценочный. Цель этого способа — оценить авторский текст и решить, согласен ли с ним читатель. Читатель должен понять позицию автора, которая предшествует знакомству с критическим материалом или оценке текста автором.

Слайд 13

Современное общество является информационным обществом и очень важно научить школьников полноценно и критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст – законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека. Главная обучающая задача состоит в том, чтобы совершенствовать приемы понимания текста, которые обучающийся сможет применять тогда, когда это необходимо. Формирование читательской компетентности происходит на всех учебных предметах.

Слайд 14

Работа с текстом предполагает развитие следующих универсальных учебных действий:

Слайд 15

Виды и типы чтения В зависимости от коммуникативных задач, которые ставит перед собой читающий, и соответствующих им приемов чтение делится на:

Слайд 16

Читательские действия и умения Для формирования и совершенствования читательской грамотности необходимы определённые читательские действия:

Слайд 17

Читательские действия и умения

Слайд 22

Использовать информацию для решения учебных и практических задач Проверяемые виды деятельности (читательские умения)

Слайд 23

Тексты разных форматов, типов и стилей

Слайд 24

Тексты разных форматов, типов и стилей

Слайд 25

Тексты разных форматов, типов и стилей

Слайд 26

Тексты разных форматов, типов и стилей

Слайд 27

Тексты разных форматов, типов и стилей

Слайд 28

Уровни читательской грамотности в исследовании PISA В тесте PISA выделяют 6 уровней читательской грамотности. Пороговым является уровень 2, при достижении которого учащиеся начинают демонстрировать применение знаний и умений в простейших не учебных ситуациях. Характеристики учитывающиеся тестом PISA при измерении читательской грамотности: 1. Тип текста 2. Проверяемые виды деятельности (читательские умения) 3. Ситуации чтения (в жизни, за пределами школы)

Слайд 29

Уровень 1b ( Нижняя граница уровня 262 ) •Читатель может прочитать текст за ограниченное время, имея ясную и простую цель, понять его буквальный смысл. Он способен найти в тексте одну единицу информации, изложенной в явном виде. Текст должен быть коротким, синтаксически простым. Тема и тип текста должны быть знакомы читателю. Как правило, такой текст содержит подсказки для читателя, например, иллюстрации или повторения. Текст не содержит противоречивой или избыточной информации. Для интерпретации такого текста требуется связать соседние сообщения текста. •Читатель способен верно выбрать интернет-источник с необходимой информацией из небольшого списка, опираясь на явные подсказки.

Слайд 30

Уровень 1а ( Нижняя граница уровня 335 ) •Читатель способен найти в тексте одну или несколько единиц информации, изложенной в явном виде, распознать главную тему текста или цель автора, отделить важную информацию от второстепенной, понять буквальный смысл небольшого сообщения. Тема и тип текста должны быть знакомы читателю. Читатель способен установить связь между сообщением текста и общеизвестными, житейскими знаниями. Искомая информация лежит на поверхности текста и специально выделена; текст практически не содержит противоречивой информации. И текст, и вопрос к нему содержат подсказки, помогающие читателю найти информацию, необходимую для ответа на вопрос.

Слайд 31

Уровень 2 ( Нижняя граница уровня 407 ) •Читатель способен верно выбрать интернет-источник с необходимой информацией из перечня, опираясь на явные, иногда сложные подсказки, найти в тексте одну или несколько единиц информации, требующей дополнительного, но несложного осмысления, распознать главную мысль текста, понять связи отдельных частей текста, интерпретировать отдельные части текста, сравнивая или противопоставляя отдельные сообщения текста и оценивая аргументы, которыми они подкреплены. Может формулировать несложные выводы, даже когда тексты содержат некоторую « зашумляющую » информацию, размышлять о цели небольшого текста или конкретного фрагмента, если эта цель явно выражена, понимать назначение простых приемов графического выделения информации. •Для осмысления текста читатель должен установить ряд связей между текстом и внетекстовыми знаниями, опираясь на личный опыт и собственные отношения к описанным реалиям.

Слайд 32

Уровень 3 ( Нижняя граница уровня 480 ) •Читатель способен выявлять буквальный смысл одного или нескольких текстов при отсутствии явной информации или формальных подсказок, устанавливать такие связи между единицами текстовой информации, которые удовлетворяют нескольким критериям. Сравнение, противопоставление и категоризация отдельных сообщений текста проводится одновременно по нескольким основаниям. Для выделения главной мысли текста связывает и интерпретирует отдельные части текста; сопоставляет несколько авторских точек зрения с опорой на явную информацию. Может формулировать достаточно сложные выводы, истолковывать значение слова или фразы.

Слайд 33

Уровень 3 ( Нижняя граница уровня 480 ) •Объем текста не должен превышать одной страницы. Искомая информация часто не сообщается в явном виде, текст содержит немало противоречивой информации и других трудностей: некоторые идеи текста не отвечают читательским ожиданиям или сформулированы через отрицание. Для осмысления текста читатель должен разъяснять отдельные элементы содержания и формы текста или давать им оценку. Некоторые задания этого уровня требуют детального понимания связи между сообщениями текста и общеизвестными, повседневными знаниями, некоторые задания предполагают работу с содержанием, которое нельзя отнести к общеизвестному.

Слайд 34

Уровень 4 ( Нижняя граница уровня 553 ) •Читатель способен находить и связывать единицы информации, не сообщенной в явном виде, решать задачи, которые требуют запоминания содержания предыдущей задачи. Некоторые задания этого уровня требуют понимания языковых нюансов в их связи с целостным сообщением текста. Другие задания предполагают понимание текста на тему, незнакомую читателю. Читатель должен обнаружить детальное и точное понимание длинных и сложных текстов с незнакомым содержанием и формой. Основанием для читательской оценки и гипотез, развивающих мысль автора, служат специальные знания, сообщенные в тексте.

Слайд 35

Уровень 4 ( Нижняя граница уровня 553 ) •Читатель может сравнивать несколько точек зрения и делать выводы, основанные на информации из нескольких источников. Он может оценить взаимосвязь между конкретным высказыванием и мнением человека или выводами по обсуждаемой проблеме. Опираясь на характерные особенности текстов (например, заголовки и иллюстрации), он может размышлять о способах, которые использует автор, чтобы выразить свою точку зрения; может сопоставлять утверждения из разных текстов, если они сформулированы в явном виде, и оценивать значимость информации и достоверность источника, опираясь на ясные критерии.

Слайд 36

Уровень 5 ( Нижняя граница уровня 626 ) •Читатель способен понимать длинные тексты, находить и связывать единицы информации, содержащейся в самых глубинных слоях, способен одновременно работать с несколькими достаточно длинными текстами, прокручивая их и переключая внимание с одного на другой для сопоставления информации. Он может отвечать на вопросы, которые напрямую не отсылают к конкретной информации в тексте, при этом находить несколько единиц релевантной информации, в том числе размещённой в разных источниках. Причём читателю постоянно приходится отбирать информацию, относящуюся к задаче, среди множества сходных единиц.

Слайд 37

Уровень 5 ( Нижняя граница уровня 626 ) •Содержание и форма этих текстов незнакомы читателю. Задания этого уровня предполагают вычитывание и понимание понятий, которые противоречат читательским ожиданиям. Осмысление текста опирается на критическую оценку информации и выдвижение собственных предположений с опорой на сведения из текста. Читатель способен видеть различия между содержанием текста и его целью, между фактом и мнением, в том числе в абстрактных высказываниях, способен оценить достоверность представленных в тексте утверждений и выводов и объективность информации на основе сигналов, относящихся как к содержанию текста, так и к информационному источнику.

Слайд 38

Уровень 6 ( Нижняя граница уровня 698 ) •Читатель способен детально и точно интерпретировать текст в целом, все его части, каждую единицу информации, сообщенной в самых глубинных слоях текста, и каждую, даже самую неприметную деталь формы, которая лишь косвенно связана с вопросом. Читатель демонстрирует полное и подробное понимание нескольких текстов и связей между ними. От читателя требуется понимание незнакомых ему идей, выраженных в тексте или текстах, содержащих противоречивую информацию. Для интерпретации этих идей читателю необходимо самостоятельно строить абстрактные понятия, привлекать фоновые, в том числе академические знания. Читатель способен давать критическую оценку сложному тексту на незнакомую тему.

Слайд 39

Уровень 6 ( Нижняя граница уровня 698 ) •Сравнивая информацию из разных текстов, анализируя явные и скрытые цели авторов, оценивая качество и достоверность источников, он может выявлять расхождения и противоречия между текстами, делать выводы и выдвигать гипотезы на основании прочитанного, опираясь одновременно на несколько критериев, соединяя разрозненную информацию и учитывая несколько точек зрения.

Слайд 40

В помощь учителю: Издательство « Просвещение » , серия « Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для оценки читательской грамотности » Журнал « ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ » , № 4 (61), том 1, 2019 – весь посвящен исследованию PISA Сайт Федерального института оценки качества образования https://fioco.ru/pisa • Сайт ФГБНУ « Институт стратегии развития образования Российской академии образования » , Центр оценки качества образования http://www.centeroko.ru/ Сайт Центра педагогического мастерства АСОУ https://www.cpm.asou[1]mo.ru/ Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению // Центр оценки качества образования *Электронный ресурс+ . URL: http://www.centeroko.ru/public.html#pisa_pub Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10 – 15-летних школьников // Вопросы образования. 2011. № 2. С. 123 – 150. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 284 – 300.

Слайд 41

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода"

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы  по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода.Методические ...

Описание приёма по формированию читательской грамотности "Чтение с остановками"

Описание приёма по читательской грамотности "Чтение с остановками" на уроках литературного чтения в начальной школе....

Словарная работа на уроках русского языка и внеурочной деятельности в начальной школе как способ формирования читательской грамотности

В данном материале продемонстрированы приемы работы над словарными на уроках русского языка и внеурочной деятельности...

Методическая копилка приемов и способов формирования читательской грамотности среди участников образовательного процесса.

В сборнике представлены тренировочные, диагностические и оценочные материалы для формирования читательской грамотности, метапредметного УУД смыслового чтения и работы с текстом обучающихся начал...

Методическая копилка приемов и способов формирования читательской грамотности среди участников образовательного процесса.Часть2.

Часть.2. Используя разнообразные приёмы и методы формирования читательской грамотности, учитель создаёт ситуацию на уроке, которая помогает обучающимся осознанно воспринимать, оценивать содержание и с...

Методическая копилка приемов и способов формирования читательской грамотности среди участников образовательного процесса.Часть3.

Часть.3. В 3 части рассматривается алгоритм работы с читательским дневником, работа с таблицей по диагностике техники чтения и осознанности при ответе на вопросы после текста.  Совместная деятель...

Технология формирования читательской грамотности у учащихся как одного из компонентов функциональной грамотности.

Представление опыта работы по использованию технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н.Н. Светловской....