Технология формирования читательской грамотности у учащихся как одного из компонентов функциональной грамотности.
методическая разработка по чтению

Федорова  Ирина Геннадьевна

Представление опыта работы по использованию технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н.Н. Светловской.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приоритетной задачей современной школы является формирование читательской грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности.  

С целью формирования читательской грамотности у младших школьников на уроках  литературного чтения использую технологию Наталии Николаевны Светловской. Это “…трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)”

СЛАЙД .

 Наиболее продуктивные предтекстовые стратегии:

На 1этапе необходимо ввести детей в тот мир, который описан автором. Традиционно это знакомство с эпохой, с автором, словарная работа.

 На стадии предтекстового чтения необходимо создать условия для того, чтобы у детей появилось желание прочитать данный текст. Здесь я использую  прием «Рассечение вопроса».

Слайд    

Например, перед чтением сказки Андерсена Г. Х. «Стойкий оловянный солдатик» надо выяснить, что такое олово, чем оно отличается от другого металла. Что значит стойкий солдатик? 

Слайд

 Можно предложить учащимся рассмотреть иллюстрации к тексту. Попросите учеников сделать предположения, о чем будет текст. Предположения можно зафиксировать в ходе мозгового штурма на доске или в виде вопросов учеников, которые они запишут в таблицу З-Х-У.

Самые интересные вопросы можно записать на доске. Обращаю внимание учеников на структуру текста, расположение абзацев, наличие разного шрифта, подзаголовков, выделенных слов. Заинтересовав детей новым произведением, можно переходить непосредственно к чтению.

Слайд

 «Глоссарий»     значительно облегчает восприятие текста, так как ученик в любой момент имеет возможность обратиться к словарю и проверить значение определённого термина.


Урок  по теме «Что такое летопись»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Былины. Летописи. Жития.

Термин

Определение

     Тaким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.                          

На данном этапе необходимо учитывать, что существуют стратегии текстового чтения художественного и не художественного текста (учебного, учебно-научного и научного).

Слайд

II.К приёмам текстовой дeятельности относятся (во время чтения):

Слайд

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Я текст читаю сама. Учащиеся могут просто слушать меня, либо следят за текстом по ходу чтения. По ходу работы делаются логически обоснованные паузы (можно задать вопрос), необходимо обращать внимание на термины, сложные для понимания слова (их можно выписывать на доске, после прочтения текста можно поработать со словарем или энциклопедией).

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

СЛАЙД

Для  работы в 1 классе использую, понятные и интересные детям – тексты о животных.

К каждому тексту мною составлен список вопросов, на которые дети должны дать ответ. Работа ведется систематически. Раз в неделю дети получают новый текст, читают его, отвечают на вопросы. Вначале некоторым детям для выполнения задания требовалось прочитать текст не один раз. Ученикам моего класса такое задание очень нравилось, выполняли они его с удовольствием.

    Перед началом чтения текста можно не говорить учащимся его название (при использовании текста, отсутствующего в учебнике). В некоторых случаях название текста может стать предметом обсуждения в классе и стимулировать интерес учащихся:

(О чем же будет рассказываться в тексте, имеющем такое название?)

По мере увеличения скорости чтения про себя начала использовать стратегию: «Чтение в кружок» (или «Попеременное чтение») 

-Учащиеся по очереди читают текст по абзацам.

Задача читающего – читать с пониманием, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Имеется только одна копия текста, который передается следующему чтецу.

Слайд

 Уже со второго класса, когда увеличивается скорость чтения и письма,  для работы со сложными научными текстами. используем приём «Чтение про себя с пометками» ( INSERT)

Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

1. Индивидуальное чтение.

Читая, ученик делает пометки в тексте: 

  • V – уже знал;
  • + – новое; 
  • – – думал иначе; 
  • ? – не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе (–)

Есть вопросы (?)

 

 

 

 

Записи – ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос.

Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

Слайд  

Детям нравится приём «Чтение с остановками»:

 Материалом для его проведения служит повествовательный текст.

     В начале стадии урока ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает.

Например:

– Почему именно так называется произведение?

– Что может произойти в рассказе с таким названием?

 На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

1.Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.

2.При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.

3.После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?».

Суть данного приема как раз и заключается в том, чтобы побудить учащихся размышлять, фантазировать, высказывать свою точку зрения, свои предположения.

Слайд

Прием «Уголки» (групповая работа)

- используем на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Такой прием учит детей диалогу, культуре общения

Слайд

     «Восстанови текст» (развивает логическое мышление).

Использование этих и других приёмов помогает:

-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

-находить в тексте требуемую информацию;

-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;

-читать внимательно и вдумчиво.

III. Пpиёмы  послетекстовой деятельности:

Третий этап может быть вариативным.  Можно вернуться к вопросам и предложениям, зафиксированным на этапе «До чтения». Возможно, появились новые вопросы, которые ученики могут задать.

ПРИЕМ Кубик Блума (Бенджамин Блум – известный американский педагог, автор многих педагогических стратегий = техник). 

Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпал кубик.

Вопрос «Назови» нацелен на уровень репродукции, то есть на простое воспроизведение знаний.

Вопрос «Почему» – ученик в данном случае должен найти причинно – следственные связи, описать процессы, происходящие с определенным предметом или явлением.

Вопрос «Объясни» – ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях.

«Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы. Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Итак, шесть лепестков – шесть вопросов.

Слайд      

 «Тайм-аут»

Цель - самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

1. Чтение первой части текста. Работа в парах.

2. Дети задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

Слайд  

Стратегия «Проверочный лист» в начале, на первых этапах применения, составляю сама  для обучающихся.

Учащиеся знакомятся с критериями выполнения задания и готовят его в соответствии с предлагаемыми требованиями. Они понимают, в каком случае

ставится положительная оценка.

Когда стратегия освоена, «Проверочный лист» составляем совместно с ребятами.

Слайд  

 Проверочный лист «Краткий пересказ»:        

1. Названа основная мысль текста. (Да/Нет.)

2. Названы главные мысли текста и основные детали. (Да/Нет.)

3. Присутствует логико-смысловая структура текста. (Да/Нет.)

4. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. (Да/Нет.)

5. Содержание изложено собственными словами (языковыми средствами) при сохранении лексических единиц авторского текста. (Да/Нет.)

Слайд

Прием Написание твоpческих работ. 

Хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.

Подготовка к составлению сказки.        

_Прочитайте вопросы в таблице.

Кто герой сказки? Какой он?

Что может делать?

-Как вы думаете, что поможет сделать таблица?(Сочинить сказку)

Придумай свою сказку.

Слайд

 Создание диафильма

На уроке предлагаю ученикам иллюстрирование изучаемого произведения. Этот вид работ учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Хорошо проходит данный вид работы в группе.

«Крестики-нолики» (Игровая технология)

Этот приём предполагает два вида работы:

1.Работа проводится в парах: один ученик «крестик», другой «нолик». После прочтения произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков.

Слайд 

Стремлюсь как можно чаще создавать условия для проявления инициативы и творческого начала. В этом мне помогает технология ТРИЗ, такие методические приёмы как  «Кластер», позволяющий охватить избыточный объём информации. Суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

 Слайд

«Синквейн» использую как способ синтеза материала. Составление синквейна – это полезная весёлая игра, которая обогащает словарный запас, развивает речь и мышление, а также хороший способ контроля и самоконтроля. Работать с этим приёмом начинаю со 2 класса. Синквейны можно составлять по прочитанным сказкам, рассказам, стихотворениям.

Слайд

Приём «тонкие» и «толстые» вопросы. 

Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых. Чаще всего применяем на стадии рефлексии.

Приём эффективно использовать для организации взаимоопроса. В начале урока учащимся предлагается задать своему соседу три “тонких” и три “толстых” вопроса по изученной теме. Простые «тонкие» вопросы (по содержанию), на которые легко ответить «да» или «нет», «толстые» вопросы (по смыслу)–  требующие более сложного развёрнутого ответа.

 

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?

Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?

Слайд

Для художественных текстов хорошо использовать творческие задания — рисунки с цитатами, инсценировки , что не только обогащает лексику, но и повышает грамотность и культуру активной разговорной речи ребёнка. Иногда мы с ребятами  инсценируем сказки.

Слайд

Использование ТРИЗ технологии делает учебный процесс эффективным, формирует системно – диалектическое мышление, самостоятельность учащихся, углубляет их предметные знания, раскрывает творческую одарённость и индивидуальные способности каждого ученика.

Слайд

 С использованием SMARTтехнологий исчезает монотонность урока, повышается его наглядность, эффективность. Сегодня существует  много платформ, предоставляющих готовые макеты для использования на уроках.  Большую популярность среди учащихся имеют онлайн-платформы «Учи.ру»,  learningapps.org. На данных платформах в интерактивной форме учащиеся могут закрепить знания по изученным темам, самостоятельно изучить материал, также у ребят есть возможность поучаствовать в образовательных марафонах, олимпиадах в онлайн-режиме.  

Заключение

Слайд

     Рассмотренные приёмы работы на уроках литературного чтения позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития  читательского интереса, культуры чтения и, как следствие, читательской грамотности.  

   Существует огромное количество методов и приёмов по формированию читательской грамотности школьников и каждый педагог сам выбирает тот путь к достижению цели, который будет эффективным именно для его обучающихся.

Для достижения высоких результатов в формировании читательской грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает  даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...

Формирование читательской грамотности учащихся начальных классов посредством дистанционных технологий

Сегодня цифровые и онлайн образовательные инструменты стали неотъемлемым элементом образовательного процесса, в том числе, при формировании читательской грамотности, так как они предоставляют возможно...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Современный мир становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней.Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, так как именно здесь происходит и...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Презентация для статьи: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Статья: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ...