Алгоритм анализа стихотворения на примере стихотворения И. Сурикова "Зима"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Шаденкова Иоланта Ивановна

Данный алгоритм позволяет познакомить учащихся 3-4 классов с некоторыми литертуроведческими понятиями (строфа, рифме. парная рифма, кольцевая рифма, перекрёстная рифма, эпитеты, сравнения) без "зазубривания". К концу учебного года при регулярной работе дети запоминают термины, легко определяют рифму стихотворения, находят эпитеты, сравнения.

Алгоритм можно использовать при работе с любым стихотворением. По мере необходимости можно добавлять такие понятия, как олицетворение, метафора.

Я распечатываю для каждого ребёнка лист, на одной стороне которого находится изучаемое стихотворение, на другой  - алгорит. На уроке мы работаем над поэтическим текстом, дома дети прямо поверх стихотворения рисуют свои впечатления. К концу года у каждого ученика собирается поэтическая тетрадь с собственноручно иллюстрированными стихами разных поэтов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иван Суриков

Зима

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы —
И зима настала.

Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.

Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.

Он теперь покоен —
Всё кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.

Автор

 

Название стихотворения

 

Тема

описание природы, описание быта, любовная лирика, философские размышления, размышления о родине

Настроение

радость, ожидание, удивление, нетерпение, предвкушение, удовольствие, интерес, вдохновение, любовь, симпатия, очарование, сострадание, сочувствие, тревога, беспокойство, грусть, печаль, сожаление, сомнение, опасение, недовольство, разочарование

 

Художественные средства

Строфа

(часть текста, объединяющая ритмически и по содержанию несколько стихов)

 

Рифма

(созвучие в окончании слов)

парная,  перекрестная, кольцевая (опоясывающая)                                                                                                                                                                                                                                              

Эпитеты                   (образное определение)

Сравнение

 (сопоставление одного предмета с другим на основе сходства)

 

 

 

1. Парная (рифмуются между собой две соседние строчки):

Пружина чести — наш кумир,
И вот на чем вертится мир.

2. Перекрестная (первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т. д.)

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье.
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье

3. Кольцевая (первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей):

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в эти каторжные норы
Доходит мой свободный глас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"

Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"...

Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»

Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя.Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произвед...

класс 3 Тема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»

Литературное чтениекласс 3УМК: Система развивающего обучения Л.В. ЗанковаТема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского &laq...