Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по теме: Обучение умению анализа стихотворения на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Осень».
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Булыгина Светлана Васильевна

              Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта.

              Расширить  литературный кругозор школьников за счет произведений              

              русской  классической литературы (конца XIX, начала XX вв.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_liter.chtenie.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Цели: учиться  определять  настроение  в  лирическом  произведении,

             которое  передаётся   автором словами-образами.

Оборудование:

              Презентация  «Золотая   осень»

              Портрет К. Д. Бальмонта.

              Эпизоды русской осенней природы

              Корзина с   листьями.

              Слова-настроения.

              Листочки с текстами.

               Грамзапись П.И. Чайковского

               "Времена года" - "Октябрь". Осенняя песнь;

             

           

Задачи:

              Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта.

              Расширить  литературный кругозор школьников за счет произведений              

              русской  классической литературы (конца XIX, начала XX вв.).

              Совершенствовать умение понимать основное настроение лирического

              произведения; развивать воссоздающее воображение, умение рисовать

              словесные картины через развитие речи.

              Углублять первичные представления об основных выразительных

              средствах литературы и их роли в художественном произведении.

              Формировать умение выразительно читать стихотворные тексты.

              Раскрыть основное настроение стихотворения (тихой грусти и

              нежности).

              Расширять литературный кругозор.

              Воспитывать любовь к родной природе и русской словесности.

Ход урока

      1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Мне  очень приятно  видеть   ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Надеюсь, что у нас всё  получится.

  - Сегодня  у нас  необычный  урок. Как вы считаете: о чём  мы  будем  говорить?

2.Задание на «пробуждение» творческого  воображения, настрой на эмоциональный  тон  стих-ия

-  Не  так давно мы все вернулись с теплого, ласкового  лета. А  сегодня на  дворе  осень.

       СЛАЙДЫ   Литературно-музыкальная композиция.  (На фоне музыки чтение стихов Пушкина)

- Я   уверена, что эти строчки  вам  всем  знакомы   -  это  Пушкин.

- Давайте  пофантазируем   и  представим  себе,   как       полетят первые   осенние  листочки  к  земле, о чем они  будут  вспоминать, о чем они  будут   мечтать?

           (ОТВЕТЫ   ДЕТЕЙ)

- С  каким  настроением они  летят?

3.Работа  с текстом   стих-ия   Бальмонта  «Осень»  .

   Установка:  -   А  сейчас  я   хочу   предложить  вам  раннее не знакомое  стихотворение.  Постарайтесь  вслушаться  в  настроение этого  стихотворения!

Можно  смотреть  в  таблицу  настроения, чтобы   легче  было  ответить на мой  вопрос.

 

Выразительное   чтение стихотворения  учителем.

Проверка восприятия:  Какое настроение было у вас при  восприятии этого стихотворения? Какие  чувства наполняли вас?

-  В  помощь  вам   «Словарь настроений»

 ( Тихое, нежное, грустное, печальное. Наслаждение  картинами  природы, изображенными  поэтом)

- Название  стихотворения  ….(«Осень»)

– Как вы считаете, название стихотворения    отображает    его тему?    А  настроение?

 – Готовы ли  мы  сейчас    определить   настроение   стихотворения   с таким названием? (Не можем сказать, мало знаний) Над  этим   вопросом   мы  поработаем  на  уроке.

Задача  на  уроке:  научиться    определять   настроение   в  лирическом  произведении, которое передается   автором  словами-образами.  

4. Работа по осмысливанию:

    – Перечитайте, не мешая соседу (на листочках) – 1 раз

            Бальмонт Константин Дмитриевич. (1867 - 1942)

                      Осень

              Поспевает брусника,

              Стали дни холоднее,

              И от птичьего крика

              В сердце только грустнее.

              Стаи птиц улетают

              Прочь, за синее море,

              Все деревья блистают

              В разноцветном уборе.

              Солнце реже смеется,

              Нет в цветах благовонья.

              Скоро Осень проснется,

              И заплачет спросонья.

           

5 Словарная  работа  

– Встретились ли непонятные слова?  Запись на  доске:

  СЛАЙД            Благовонья -   приятный   запах  (благо  внять)

                            Разноцветном    

                            Спросонья

                            Прочь

 – Реальная или сказочная картина? (Тихой грусти и нежности)

 – Какой период осени?  (ранняя  осень)  доказать

         Повторное  чтение детьми с целью ответа  на  вопрос:

Обратитесь  к  стихотворению:

- Что  необычного  в  изображении осени  у  автора? (Слово  Осень   написано с большой  буквы)

- Почему написано с большой буквы? (Поэт  одушевляет  осень, для  него это  имя  живого  существа)

-Какие явления природы  поэт  еще  одушевляет? (Солнце – смеется, деревья – блистают, как нарядные девушки)

- Какой литературный прием он использует?

( Метафоры: "Солнце реже смеется", "Осень проснется и заплачет".

     Олицетворение?)

6.Словесное  рисование.

- Давайте представим себе, что мы с вами художники. Нам  надо  нарисовать иллюстрации к стихотворению поэта. Что  нам  для  этого  нужно  сделать?

(Перечитать  и определить, что будет нарисовано  на  нашей   иллюстрации)

- Кто же  будет  главным  героем   нашего  стих-ия? (осень)

- Учитывая то, что поэт одушевил  осень, в  виде кого  ее можно  изобразить?

    (девочки – плачет)

 -Почему  девочки, девушки?

 - Какое выражение  лица? От  чего  оно грустное ?(грустное, печальное,  заплаканное)

 -  От  чего  может  заплакать  девочка - Осень?

       ( от  одиночества – покидают  птицы, цветы, солнце)

- Какое  явление природы хотел  изобразить   Бальмонт   под  слезами  девочки?

       (Осенний  дождик.)

Как  замечательно  изобразил  природу  поэт! Оказывается, она  у него  живая, и у нее  тоже бывают  слезы.

- Какие   краски вы  выберите  для  рисунка? Найдите слова-подсказки в тексте.

 ( поспевает брусника – бордовый,

   Синее море – синий,

   Солнце реже  смеется – желтый,

   В  разноцветном  уборе – другие)

-Итак,  главный  персонаж  на  рисунке  - девочка-Осень.  

- Что  вы нарисуете  вокруг  девочки  Осени?

   ( по  тексту: ягоду  бруснику, в небе улетающих  птиц, солнце  за  тучами, деревья  в  разноцветном  уборе- золотом, багряном, зеленом; вдалеке  синее  море)

- Как  поэт относится  к  Осени, которая  вот-вот  заплачет?

(С  нежностью, с  грустью, ему  ее жалко, и он  одновременно любуется  ею)

           

- Такое  стихотворение  мог  написать  только человек,  нежно   любящий  свой край, свою  родину.  

7. Рассказ  учителя  о  поэте.

          Константин Дмитриевич  Бальмонт (1867-1942) был назван другим  поэтом

А.Блоком «поэтом с утренней  душой»,  которому  «никто… не  равен в  его певучей  силе».

         Бальмонт  родился  в  центре России, в  деревне Гумнищи  Владимирской губернии  в  семье  небогатого  помещика и  дочери  генерала. Как  и  многие русские  писатели-дворяне, он  пронес через всю свою  жизнь нежную и  грустную  любовь  к  своей  малой  родине.

        Родители, по признанию самого  поэта, оказали  на него огромное влияние. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная  женщина,  ввела  будущего  поэта в  мир  музыки, словесности, истории, языкознания. «Совсем  иное влияние  оказал на меня отец, -  так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно  тихий, добрый, молчаливый человек, ничего  не ценивший  в  мире, кроме вольности, деревни, природы  и охоты… С  ним,  я  еще  в  самом начальном   детстве,  я  глубоко  проник  в  красоту  лесов, полей, болот  и  лесных  рек».

      В  1905 году Бальмонт  выпустил сборник стихов под названием  «Фейные  сказки». Книгу  он посвятил  своей  четырехлетней  дочери. В этом сборнике и было помещено стихотворение “Осень”.

-  Так  что  ж  хотел сказать поэт, какие чувства, настроение  показать в стихотворении?

Поэт  открывает нам  красоту   природы. Учит  замечать  её . Мы  благодарны поэту  за  его  необычайно  щедрый  талант  -  открывать  и дарить  эту  красоту  другим.

- Приступая  к  выразительному  чтению  стихотворения :   какое  настроение  хотел  передать поэт?  ( тихой грусти  и  нежности)

-Давайте попробуем  прочитать  это стихотворение так, чтобы  передать то  настроение и те чувства, которые хотел  передать нам поэт.

8.  Обучение выразительному чтению.

           

   – Какой  же темп чтения нужно   выбрать? (Неторопливый, медленный, быстрый)

- Поработаем  с текстом (простой   карандаш)

Долгая пауза - II.                       Повышение  голоса   -  /

Короткая  пауза  - I                  Понижение  голоса  -  \

 - Чтение   по  строчке.

            – Будем читать негромко с интонацией грусти и нежности. Постараемся   передать в конце стихотворения  настроение одиночества и плаксивости.

            – Почему одиночества?

            – Над чем можно задуматься, слушая его?

            (Свободные высказывания)

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ   ЧТЕНИЕ  учащимися, анализ      (2-3)

- Какую  по  настроению  музыку  вы  подобрали  бы   к  этой  картине  природы?      

     Замечательный   композитор   Петр  Ильич   Чайковский  написал  целый  альбом

«Времена  года».

  СЛАЙДЫ

 _Какова же  музыка по настроению?  (печальная)

– Как вы считаете, может ли нравиться   печальное? 

(В жизни – нет, а в искусстве – да,   потому что заставляет нас сопереживать и задумываться)

9. Итог  урока.

-  Давайте  еще  раз  вернёмся к вопросу, поставленному  в начале урока: Смогли ли мы, сумели  определить   настроение  стихотворения  «Осень»?

-Какой  вид работы вам  понравился больше всего?

- Мне очень хочется узнать с каким настроением   вы  уйдёте  с  урока? Для  этого я предлагаю вам выбрать с корзинки   листочек того цвета, который  соответствует  вашему настроению и повесить  на  наше  дерево.

Несмотря на то, что стихотворение печальное, настроение у нас у всех  хорошее и дерево получилось осеннее, красочное.

 10. Коллективное сочинение стихотворения об осени (Проба пера)

           

У. Ребята, Бальмонт писал, что стихи у него рождаются сами.

        "Рождается одна строка, за ней встает другая..."

            Сейчас мы тоже попробуем сочинить стихи. Закройте глаза,

            представьте, что вы входите в кабинет поэта. На столе лежит

            раскрытая тетрадь, а в ней только одна строчка: "Листья падают в

            лесу..."

       

- Давайте подберем рифму к слову.

 Дети предлагают рифмы: несу, лису, принесу, красу.

У. Появляется строчка: "Я домой их принесу".

Продолжаем придумывать другие строчки.

У. "А когда зима завьюжит..."

 Опять подбираем рифму и сочиняем строчки.

Листья падают в лесу.

            Я домой их принесу.

            А когда зима завьюжит

            И метелями закружит,

            Я дворец зимы разрушу -

            Листья мне согреют душу.

 11. Домашнее задание

       - Захотелось ли вам   выучить стихотворение К.Бальмонта "Осень" наизусть?

       - Попробуйте    самостоятельно сочинить стихи об осени.

- Большое спасибо  всем за  работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок литературного чтения в 4-ом классе УМК"Школа России" С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогаща...

Открытый урок литературного чтения в 1 «А» классе по теме: «Использование слов он, она, оно».

Открытый урок литературного чтения в 1 «А» классе  по теме: «Использование слов он, она, оно», проведенный на районном семинаре "Проблема преемственности и успешной адаптации при переходе д...

Открытый урок литературного чтения во 2 "Б" классе.

В рамках проведения городских открытых мероприятий педагогических работников, реализующих  ФГОС ОВЗ,  прошел урок литературного чтения во 2 «Б» классе. Провела урок учитель нача...

Открытый урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Сказки Х.-К. Андерсена"

Открытый урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Сказки Х.-К. Андерсена"...

Открытый урок по математике в 4 «в» классе по теме: «Порядок выполнения действий в примерах со скобками».

1. Знакомство со скобками, изучение правила порядка действий в примерах с ними, формирование умений применять изученное правило в решении примеров, повторение знаний о геометрических фигурах. 2. Ра...

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "Стихотворение И.А. Бунина "Листопад"

Цели урока: 1) продолжить знакомство с творчеством Бунина И.А.; 2) научить детей выразительно читать стихотворение; 3) воспитывать в детях чуткость, внимание к слову; 4) через систему художествен...

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: «Стихотворение С.Есенина "Лебедушка"»

Раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения С. Есенина «Лебёдушка»....