Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Косторная Светлана Юрьевна

План – конспект урока литературного чтения по программе « Начальная школа 21 века» (Ефросинина Л. А., Оморокова М. И.).

Тема урока: Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует»

Тип урока:  урок изучения новых знаний

Форма урока: традиционная

Цель: создание условий на уроке для знакомства с произведением Г. Скребицкого, В. Чаплина «Как белочка зимует»

Задачи: предметные – содействовать полноценному восприятию текста; совершенствованию навыка правильного сознательного и беглого чтения; развитию умения определять жанр произведения и его особенностей; понимать нравственный смысл сказки, рассказывать о героях произведения, составлять их характеристику; содействовать формированию личностных УУД – эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев литературных произведений различных жанров и форм.

Метапредметные – способствовать формированию УУД:

а) регулятивных – принимать установленные правила работы с текстом; произвольно строить внешнюю речь с учётом учебной задачи;

б) познавательных – выделять смысловые части текста и составлять план литературного произведения; самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос;

в) коммуникативных – выражать своё мнение о явлениях жизни, отражённых в литературных произведениях; принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_kak_belochka_zimuet.docx24.8 КБ
Файл 2_rabota_v_gruppah.docx15.07 КБ
Файл 2_kak_belochka_zimuet.pptx976.36 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока литературного чтения по программе « Начальная школа 21 века» (Ефросинина Л. А., Оморокова М. И.).

Класс: 2 «А»

          Тема урока: Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует»

Тип урока:  урок изучения новых знаний

Форма урока: традиционная

Цель: создание условий на уроке для знакомства с произведением Г. Скребицкого, В. Чаплина «Как белочка зимует»

Задачи: предметные – содействовать полноценному восприятию текста; совершенствованию навыка правильного сознательного и беглого чтения; развитию умения определять жанр произведения и его особенностей; понимать нравственный смысл сказки, рассказывать о героях произведения, составлять их характеристику; содействовать формированию личностных УУД – эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев литературных произведений различных жанров и форм.

Метапредметные – способствовать формированию УУД:

а) регулятивных – принимать установленные правила работы с текстом; произвольно строить внешнюю речь с учётом учебной задачи;

б) познавательных – выделять смысловые части текста и составлять план литературного произведения; самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос;

в) коммуникативных – выражать своё мнение о явлениях жизни, отражённых в литературных произведениях; принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», 2 класс, записи на доске: тема урока, список слов для словарной работы, список слов для технической подготовки перед чтением текста, опорные слова для прогнозирования.

Ход урока

Название этапа урока

Время

Содержание деятельности учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы и приемы

  1. Орг. Момент, речевая разминка

2 мин.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал

Так что время не теряем

И работать начинаем

Речевая разминка: (дети читают по рядам,хором) Коси, коса, пока роса! На реке поймали рака, из-за рака вышла драка. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Дети проверяют свою готовность к уроку.

Дети начинают с медленного темпа, постепенно переходя к более быстрому.

Словесный метод

  1. Проверка дом.зад.

5 мин.

Стихотворение наизусть

  1. Савмоопределение к деятельности: формулирование темы и задач урока.

2 мин.

-Зима, действительно, волшебница, она преображает мир, околдовывает его, покрывает белым одеянием всё вокруг. Можно увидеть и услышать зиму.

–Какие жанры описывают её?

Назовите фамилии писателей, которые пишут о природе. Работа в группах. - Соедини стрелкой автора и название произведения

(работа в парах)

Отгадайте загадку:

            Загадка

Кто по ёлкам ловко скачет

И влезает на дубы.

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

-Что вы узнали из загадки о белке?

 - Кто может описать внешний вид белочки?

 -А знаете ли вы, где живут белки?

 -Кто догадался, о ком мы будем сегодня читать произведение?

  -Сегодня вы многое узнаете о жизни замечательного зверька из нового произведения, которое мы будем читать.

 Дети открывают учебник на с. 157.

Дети отвечают

Словесный метод

Фронтальный метод

  1. Подготовительная работа перед чтением текста

8 мин.

- Найдите рассказ «Как белочка зимует» . На основе заголовка, иллюстрации  и опорных слов подумайте и выскажите свои предположения по содержанию сказки.

1.Отработка техники чтения 

- Читай по слогам, а за тем целыми словами:

СВЕР-НЁТ-СЯ

ПРИК-РО-ЕТ-СЯ

ВСТРЯХ-НЁТ-СЯ

ВЫСТ-ЛА-НО

2. Словарная работа

- Обратите внимание на слова

Непогода -плохая погода, ненастье.

Лазейка-- узкое отверстие, через которое можно пролезть. - уловка, хитрый, ловкий приём для выхода из неприятного, затруднительного положения.

Закружит метель- - задувает со всех сторон.

- Обратите внимание, кто автор этого произведения? - Два автора. Г. Скребицкий и В. Чаплина.- -У Г. Скребицкого был соавтор В.Чаплина, они в соавторстве, содружестве и в сотрудничестве создали это произведение. На доске карточки : “Соавтор”, “Соавторство”, “Содружество”, “Сотрудничество”. - Кто сможет объяснить значение данных слов? - Содружество и сотрудничество – это когда работают вместе, дружно, не ссорятся. Соавторство – совместная работа соавторов. - Кому из вас стало интересно, почему Скребицкий и Чаплина написали этот рассказ в соавторстве?

 - Очень интересно!

-На этот вопрос вы ответите чуть позже.

Дети читают со слайда слова

Обсуждение

Беседа, словесный метод

Фронтальный опрос

  1. Первичное чтение текста

5 мин.

Чтение рассказа учителем.

- Ребята, определите жанр данного произведения?

Дети читают сказку

  1. Беседа после первичного чтения текста

2 мин.

- Ребята, подтвердились ли ваши предположения по содержанию текста и какие чувства вы испытывали, когда читали эту сказку?

  1. Повторное чтение по частям и анализ

10 мин.

Подумайте, на сколько логических частей можно разделить текст? Докажите. Озаглавьте.

(Текст можно разделить на три части.)

В 1-й части говорится о белке, во 2-й о её гнезде, в 3-й части о её запасах.

ПЛАН: 1 часть. Белочка зимой. 2 часть. Гнездо зверька.3 часть. Запасы белки

– Соотнесите картинку с текстом о гнезде.

1. Читаем 1 часть. Какие слова авторские нужно запомнить? Всю цитату, которую будем доказывать. Подчеркните. Обратите внимание на то, как автор сказал о метели. Почему это состояние природы он назвал непогодой?

2. Прочитайте описание гнезда. Подчеркните слова, которые рассказывают из чего сделано гнездо. Какое слово убеждает в том, что гнездо очень практичное, удобное?  В какое слово передаёт восхищение авторов? (Да как сделано – то ловко!)

устроено – сделано, устроить – наладить, организовать
уют – приятно устроенный быт, обстановка
ловко – искусно, удобно

3. Рассмотрим гнездо внутри. Что сказано о подстилке? Важно ли это сказать? Почему? Эти слова указывают на уют, тепло. Почему это надо запомнить? (зимой не хватает тепла, прячемся и мы от холода)

4. Какие слова подчёркивают, что ей там очень хорошо? Почему она закрывает лазейку?

5. А знаете ли вы, кто враги у белочки? А в гнезде у неё чаще всего две лазейки. Это помогает ей спастись от врагов?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Как белочка спит? Свернувшись клубочком, накрывшись хвостиком Какой у неё хвостик?

калачиком – клубочком, прижав подогнутые конечности к телу, свернувшись в комок

Физминутка

Зарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки прыгнув влево,

На сучок она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево-вправо целый день

Прыгать белочке не лень

Ответы детей

Фронтальный метод

Словесный метод

Беседа

Обсуждение

  1. Анализ произведения

5 мин.

1)Работа с иллюстрациями в учебнике.

-Ребята, выберите отрывок к иллюстрации на стр. 158

2) Выполнение задания в рабочей тетради

- Проверка выполненного задания.

Дети работают с учебником и рабочей тетрадью

Наглядный метод

  1. Обобщающая беседа

2 мин.

Выполняется задание №3 на с. 159 учебника - Подумай, как авторы относятся к маленькой белочке? Подтверди ответ словами текста.

 -Авторы относятся к маленькой белочке с любовью, доброжелательно. Подтверждают слова – белочка, свернётся клубочком, пушистый хвостик, кладовочка. -Верно.

Авторы используют слова в уменьшительно- ласкательной форме, этим подчёркивается доброе отношение к зверьку.

 -Что нового узнали из жизни белочки?

 -Почему Г. Скребицкий и В.Чаплина написали рассказ “Как белочка зимует” в соавторстве? -Они любили природу, животных. Скребицкий и Чаплина работали в зоопарке, чтобы ближе быть к своим любимцам. А ещё они любили детей, поэтому написали для них много интересных и познавательных рассказов и книг.

Дети отвечают на вопросы

Фронтальный метод

  1. Инф. о дом.зад.

2 мин.

Пересказ стр.157-158

Запись д.з. в дневник

  1. Рефлексия

2 мин.

Больше всего мне на уроке понравилось..

Мне было интересно..

Я был рад..

Ответы детей

Фронтальный метод



Предварительный просмотр:

Работа в парах

Соедини стрелкой автора и название произведения

Э. Шим                                              «Каким бывает снег»     М. Пришвин                                             «Зима в лесу»  С.Иванов                                               «Всем вам крышка»  И.Соколов–Микитов                                       «Саша»  Н.Некрасов                                         «Девочка Снегурочка»                    В.Даль                                                      «Деревья в лесу»

Работа в парах

Соедини стрелкой автора и название произведения

Э. Шим                                              «Каким бывает снег»     М. Пришвин                                             «Зима в лесу»  С.Иванов                                               «Всем вам крышка»  И.Соколов–Микитов                                       «Саша»  Н.Некрасов                                         «Девочка Снегурочка»                    В.Даль                                                      «Деревья в лесу»

Работа в парах

Соедини стрелкой автора и название произведения

Э. Шим                                              «Каким бывает снег»     М. Пришвин                                             «Зима в лесу»  С.Иванов                                               «Всем вам крышка»  И.Соколов–Микитов                                       «Саша»  Н.Некрасов                                         «Девочка Снегурочка»                    В.Даль                                                      «Деревья в лесу»

Работа в парах

Соедини стрелкой автора и название произведения

Э. Шим                                              «Каким бывает снег»     М. Пришвин                                             «Зима в лесу»  С.Иванов                                               «Всем вам крышка»  И.Соколов–Микитов                                       «Саша»  Н.Некрасов                                         «Девочка Снегурочка»                    В.Даль                                                      «Деревья в лесу»

Работа в парах

Соедини стрелкой автора и название произведения

Э. Шим                                              «Каким бывает снег»     М. Пришвин                                             «Зима в лесу»  С.Иванов                                               «Всем вам крышка»  И.Соколов–Микитов                                       «Саша»  Н.Некрасов                                         «Девочка Снегурочка»                    В.Даль                                                      «Деревья в лесу»

Работа в парах

Соедини стрелкой автора и название произведения

Э. Шим                                              «Каким бывает снег»     М. Пришвин                                             «Зима в лесу»  С.Иванов                                               «Всем вам крышка»  И.Соколов–Микитов                                       «Саша»  Н.Некрасов                                         «Девочка Снегурочка»                    В.Даль                                                      «Деревья в лесу»

Работа в парах

Соедини стрелкой автора и название произведения

Э. Шим                                              «Каким бывает снег»     М. Пришвин                                             «Зима в лесу»  С.Иванов                                               «Всем вам крышка»  И.Соколов–Микитов                                       «Саша»  Н.Некрасов                                         «Девочка Снегурочка»                    В.Даль                                                      «Деревья в лесу»

Работа в парах

Соедини стрелкой автора и название произведения

Э. Шим                                              «Каким бывает снег»     М. Пришвин                                             «Зима в лесу»  С.Иванов                                               «Всем вам крышка»  И.Соколов–Микитов                                       «Саша»  Н.Некрасов                                         «Девочка Снегурочка»                    В.Даль                                                      «Деревья в лесу»

Работа в парах

Соедини стрелкой автора и название произведения

Э. Шим                                              «Каким бывает снег»     М. Пришвин                                             «Зима в лесу»  С.Иванов                                               «Всем вам крышка»  И.Соколов–Микитов                                       «Саша»  Н.Некрасов                                         «Девочка Снегурочка»                    В.Даль                                                      «Деревья в лесу»

Работа в парах

Соедини стрелкой автора и название произведения

Э. Шим                                              «Каким бывает снег»     М. Пришвин                                             «Зима в лесу»  С.Иванов                                               «Всем вам крышка»  И.Соколов–Микитов                                       «Саша»  Н.Некрасов                                         «Девочка Снегурочка»                    В.Даль                                                      «Деревья в лесу»

Работа в парах

Соедини стрелкой автора и название произведения

Э. Шим                                              «Каким бывает снег»     М. Пришвин                                             «Зима в лесу»  С.Иванов                                               «Всем вам крышка»  И.Соколов–Микитов                                       «Саша»  Н.Некрасов                                         «Девочка Снегурочка»                    В.Даль                                                      «Деревья в лесу»

Работа в парах

Соедини стрелкой автора и название произведения

Э. Шим                                              «Каким бывает снег»     М. Пришвин                                             «Зима в лесу»  С.Иванов                                               «Всем вам крышка»  И.Соколов–Микитов                                       «Саша»  Н.Некрасов                                         «Девочка Снегурочка»                    В.Даль                                                      «Деревья в лесу»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1)Коси, коса, пока роса! 2)На реке поймали рака, из-за рака вышла драка. 3)Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Слайд 2

Соедини стрелкой автора и название произведения. Э. Шим «Каким бывает снег» М. Пришвин «Зима в лесу» С.Иванов «Всем вам крышка» И.Соколов –Микитов «Саша» Н.Некрасов «Девочка Снегурочка» В.Даль «Деревья в лесу»

Слайд 3

Загадка . Кто по ёлкам ловко скачет И влезает на дубы. Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы?

Слайд 4

Белка

Слайд 5

Г. Скребицкий , В. Чаплина Как белочка зимует

Слайд 7

Читай по слогам, а за тем целыми словами : СВЕР-НЁТ-СЯ ПРИК-РО-ЕТ-СЯ ВСТРЯХ-НЁТ-СЯ ВЫСТ-ЛА-НО

Слайд 8

Словарная работа Непогода – плохая погода, ненастье. Лазейка - узкое отверстие, через которое можно пролезть. - уловка, хитрый, ловкий приём для выхода из неприятного, затруднительного положения. Закружит метель - задувает со всех сторон.

Слайд 9

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Г. Скребицкий, В. Чаплина Как белочка зимует (научно-познавательный расказ). Урок с использованием ИКТ.

Урок построен с использованием современной технологии – ИКТ, толкового словаря В.Даля, энциклопедии, учебника и рабочей тетради. Цель урока и учителя: ознакомить учащихся с научно-познавательным расск...

Г. А. Скребицкий. Как Белочка зимует

Представленный конспект урока Г.А. Скребицкий В.В. Чаплина    Как белочка зимует   предлагается для учащихся 1 класса, обучающихся по образовательной программе «УМК «Начальная...

Урок чтения во 2 классе "Как белочка зимует" (программа "Начальная школа 21 века")

   Учитель:  Тарасенко Дарья СергеевнаПредмет: чтениеТема: «Г.Скребицкий, В.Чаплина «Как белочка зимует»»Класс: 2 «Б»Цели:  по...

Г.Скребицкий, В чаплина "Как белочка зимует"

Урок литературного чтения 2 класс....

Г.Скребицкий, В.Чаплина «Как белочка зимует» 2 класс УМК "Школа 21 века".

Технологическая карта урока, презентация, приложение (задания для групп)...

Конспект урока по литературному чтению Е. Чарушин, В. Чаплина "Как белочка зимует"

Цели урока:  формирование    образовательных    компетенций    учащихся 2 класса в предметной области  литературное чтение  по   т...

Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе   Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует»...