Методика проведения обобщающего урока с введением дополнительного исторического материала
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Волкова Ирина Александровна

Методика проведения урока по литературному чтению с введением дополнительного исторического материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика проведения обобщающего урока с введением дополнительного исторического материала.

Напоминать юношеству о

подвигах предков, - вот

верный способ для привития

народу сильной привязанности к Родине…

                                                         К.Ф. Рылеев.

   Возможность приобщения учащихся к духовному опыту великого творческого наследия наших предков дают разделы «Откуда пошла есть русская земля» (из начальной русской летописи) и «Былины, сказания, жития», где учащиеся знакомятся с былинами, читают отрывки из древнерусских повестей, тексты житийной литературы. На изучение данных разделов отводится 15 часов (см. « Тематическое планирование»). Мы считаем этого недостаточно для достижения поставленной цели, поэтому весьма полезно будет привлечь к урокам литературного чтения дополнительный исторический материал, который поможет учителю направить свои усилия в созидательном направлении: раскрыть перед младшими школьниками основные исторически сложившиеся черты русского национального достоинства, без которого невозможно сформировать патриотическое сознание личности, любовь к Отечеству, России.

     Приведём пример организации обобщающего урока после изучения раздела « Былины, сказания, жития» на тему « Защитники Земли русской».

В самом начале урока  учитель обращает внимание детей на  название темы урока, просит ответить на главный вопрос: «Кого можно назвать защитниками Земли русской? Знаете ли вы таких людей?»

 (Дети вспоминают богатырей из былин, героев Великой Отечественной войны, героев нашего времени).

Учитель обобщает ответы детей: «Русская Земля богата защитниками. Были они и в годы татаро-монгольского ига, войны с французами, во время войны 1941-1945 гг. Дошли до нас  и предания о богатырях, живших и защищавших землю тогда, когда русская земля только ещё «собиралась».

Как вы думаете, что объединяет всех этих людей?

( Дети отвечают, что все эти люди любят Родину, преданы ей, готовы были «голову отдать» за Отечество.)

  -Как же называют таких людей?

(Может быть, кто-то из учащихся назовёт слово «патриот», если нет, то учитель открывает дополнительную доску и показывает запись этого определения)

  -Найдите это слово в словаре Ожегова, прочитайте его лексическое значение, запишите в тетрадь.

  ( Патриот-человек, проникнутый патриотизмом;

    патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.)

  -История  Руси нашла своё отражение в литературе, так как литература – это зеркальное отражение жизни. Даже когда на Руси не было письменности, люди слагали произведения устного народного творчества и передавали истории, созданные ими о подвигах русичей из уст в  уста. Какие вы знаете произведения устного народного творчества о защитниках Земли русской, о патриотах?

( Былины, сказки, пословицы)

  -Когда на Руси возникла письменность, произведения записали. Какие памятники древнерусской литературы вы знаете?

( Житие Сергия Радонежского, повесть о Петре и Февронии, летописи.)

На доске открывается схема:              жанры

                                                                     

                                   Былины             сказания            жития          летописи

В качестве домашнего задания детям предлагалось выбрать особенно понравившееся произведение из данного раздела и проанализировать его, пользуясь  памятками  по эмоционально- оценочной лексике при анализе художественных произведений:

1.Оцени художественное произведение.    3.Вырази своё мнение.

Моё любимое произведение…………             Моё отношение к….

Самые яркие моменты ( фрагменты)…..         Мне показалось, что….

Незабываемый эпизод………………….          Испытываю особые симпатии

Читая его, я испытывал………….                    Приятные чувства от….

Особенно меня тронуло…………….               Я представил себе, что…

2.Вырази своё удивление.

Меня особенно удивило (поразило)……

Меня взволновало…….

Я недоумевал ( поражался)……

Никогда не забуду, как........

Несколько человек заслушивается, их ответы  обсуждаются.              

Далее начинается дифференцированная работа. Учащиеся с помощью разноуровневых заданий ещё раз  вспоминают произведения и героев изученного раздела.

1 уровень( репродуктивный): «Вспомни, из какого произведения данный отрывок, назови его героев».Предлагаются карточки с отрывками из былин «Ильины три поездочки», «Садко», «Повесть о Петре и Февронии», «Житие Сергия Радонежского»(см.приложение).

2 уровень (конструктивный): «Распредели слова на три группы. Определи черты характера, которые относятся к Илье Муромцу, Сергию Радонежскому, Февронии : мудрая, благородный, прилежный, блаженный, сильный, находчивая, мужественный, благодарный, смелый, добродетельный, храбрый, справедливый, добрая.

3 уровень(творческий) «Допиши по аналогии:     

  Садко- морской царь

  Илья Муромец- ……(Батый);

  Пётр – Феврония,

 Илья Муромец - …….(Авдотья Рязаночка);

«И вспомнил Олег коня своего» - Нестор,

« Песнь о вещем Олеге» - ……(А.С.Пушкин).

Можно предложить задание 3-ему уровню другое:

  -Инсценируйте эпизод из «Повести о Петре и Февронии», когда они задают друг другу задачки.

После  дифференцированной работы учитель подводит итог прошедшего этапа и нацеливает на следующий этап урока: « Введение нового исторического материала».

 -  Мы знаем, что герои всех произведений, о которых мы сегодня говорим, жили в неспокойное время. Что же в то время переживала Русь? ( Набеги кочевников, татаро-монгольское иго).

- Кто из вас знает патриотов Земли русской, прославившихся в борьбе с иноземными захватчиками того времени? (Александр Невский, Дмитрий Донской; если дети не знают, учитель сам вводит эти имена).

 -  Что вы хотели бы узнать о людях, которых никогда не видели и не знали?

(Учитель  коротко записывает на доске все вопросы детей, например:

  -Где родились и жили эти люди?

  -Долго ли прожили?

  -Чем прославились, какие подвиги совершили?

  -Почему у них такие интересные фамилии?

  -Чем занимались, когда перестали совершать подвиги?)

-Вот на все эти вопросы нам и предстоит сегодня найти ответ, а помогут нам в этом отрывки из книг Н.В.Еременко «Александр Невский» и «Дмитрий Донской»(показывает книги).

  Начинается работа в группах. Каждая из четырёх групп получает текст на карточках о патриотах Руси – А.Невском и Д. Дснском. (см. приложение);

1 группа – « Детство и юность Александра Невского».

2 группа - «Решающая битва на Чудском озере».

3 группа – «Детство и юность Дмитрия Донского».

4 группа – « Куликовская битва».

- Прочитайте текст, обсудите в группе самые интересные факты, которые возьмёте для пересказа. При подготовке выясните значения устаревших слов, приготовьте пересказ, иллюстрации к тексту.

  Далее идёт фронтальная работа. Каждая группа рассказывает интересные, запоминающиеся факты из жизни героев с опорой на иллюстрации книг «Александр Невский» и «Дмитрий Донской» (из серии «Жизнь великих людей»-М,1993).

   На обобщающей беседе учитель подводит итог урока:

-Давайте вернёмся к вопросам, на которые вы хотели узнать ответ. Какие вопросы остались без ответа? Если остались «открытые вопросы», попробуйте дома самостоятельно поработать над ними.

Почему героев ваших текстов мы называем защитниками Земли русской?

  Какие  качества  патриотов Земли русской необходимы нам, жителям 21 века, чтобы наша Родина процветала, была могучей и прекрасной?  (Смелость, мужество, ответственность за любое дело, забота о людях).

 

    Таким образом, читая произведения о настоящих героях, о людях, способных на героические поступки, цели которых всегда благородны, которые спасают, помогают, защищают, стоят за правое дело, дети сопереживают им, желают подражать, воспринимают вечные нравственные ценности.

Приложение

Тексты для работы в группах на уроке по теме:

 «Защитники Земли русской».

Детство и юность Александра Невского.

Наступал день 13 мая 1220 года. Колокола с утра гудели в церквах затерянного в лесах Переяславля. Горожане праздновали рождение в семье своего князя – защитника Ярослава и княгини Феодосии второго сына, названного Александром.

  Александр рос крепким и сильным. Его обучали уже с четырёх лет владеть мечом, скакать на боевом коне, стрелять из лука, владеть копьём, защищаться щитом, биться палицей и секирой. Игумен Симон объяснял ему Библию, читал древнерусские летописи. Учили княжича письменности и счёту. Александр вырос, возмужал. Отец наставлял сыновей защищать родную землю, править людьми мудро, беречь веру православную.

    Тяжёлые времена переживала  тогда Русь. Огнём и мечом прошли монголо-татарские завоеватели по русской земле и поработили её. Только город Великий Новгород остался свободным. Немецкие рыцари решили воспользоваться разорением Руси, слабостью русского войска, захватили Псков и стали угрожать Новгороду. Александр Невский (так его прозвали за разгром шведов на Неве) возглавил русское войско и повёл его против ливонцев.

                 Битва на Чудском озере.

1апреля 1242 года произошла решающая битва на льду Чудского озера, которую народ потом назвал Ледовым побоищем.

Немецкие рыцари сражались сомкнутым строем в виде тупого клина. Русские этот строй прозвали «свиньёй». Закованные в броню, казалось, рыцари были непобедимы. Железный клин рыцарей врезался в русский большой полк и стал разрезать его пополам. Когда победа, казалось, улыбнулась немецким рыцарям, движение «свиньи» застопорилось. Сработала хитрость Александра – клин упёрся в берег. Русские под предводительством Александра  Невского обрушились на немецких рыцарей. Завязалась кровавая битва. Отряд всадников, укрытых Невским в засаде, ударил в тыл врагам. Князь мчался впереди своей дружины, пробиваясь к ливонскому военачальнику. Рыцари  повернули коней назад. В это время весенний лёд на озере стал проваливаться, и рыцари в кованых доспехах пошли ко дну. Победа русских была полной.

  Поражение на Чудском озере надолго заставило ливонцев отказаться от набегов на русскую землю.

 Как правитель княжества, Невский всё делал, чтобы вновь во всей своей красе возродилась Русь, родное Отечество. В Золотой Орде уважали и боялись русского полководца.

  Русский народ бережно хранит память об Александре Невском. Православная церковь объявила его Святым и почитает как  защитника Земли русской.

Детство и юность Дмитрия Донского.

Когда родился Дмитрий, а было это 12 октября 1350 года, на русской земле уже второе столетие хозяйничала  Золотая Орда – племена монгольских кочевников. Ежегодно из русских земель в Орду уходили караваны с данью – зерном, мёдом, тканями, мехом.

   Отец Дмитрия, Иван Красный, княжил всего 6 лет и умер загадочной смертью после поездки в столицу Золотой Орды. Многих  русских князей погубили коварные недруги.

   Юный князь Дмитрий усердно учился грамоте, сердцем и умом постигал веру отцов, читал церковные книги. Быстро мужал и закалялся в дальних и близких  походах.

  Укреплял Дмитрий Москву, возводил новый белокаменный Кремль. За могучими стенами Кремля можно было укрыться от неприятеля, выдержать долгую осаду и нападение врагов.

  До главного события в его жизни и в истории Руси оставалось несколько лет.

  Вот грянуло лето 1380 года. В Орде к власти пришёл жестокий и хитрый хан Мамай. Татарское войско двинулось на Русь, застонала под ними степь.

  Дмитрий тоже собирал войско. Перед битвой отправился великий князь в Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому. Сергий благословил Дмитрия и его воинство на битву и предсказал, что цена за неё будет заплачена великая.

    Куликовская битва.

Битва началась 12 сентября 1380 года. Передовые полки русских и татар приняли на себя самый страшный удар и скоро полегли. Дмитрий сам сражался в одежде простого ратника, под князем уже пали два коня и ему подвели третьего.

  Целый день шёл бой, и когда татары, казалось, нащупали слабое место  в русской обороне и исход битвы предрешён, в спину татарской коннице неожиданно ударил русский запасной полк. Натиск был столь сильным, что ордынцы дрогнули и в страхе побежали. Удар русских был сокрушительным, гнали они татар ещё 30 вёрст, до реки Красная Меча, где утонуло много ордынцев.

   Восемь дней хоронили русские своих товарищей. Погибших было больше, чем живых и раненых. Пострадал и князь Дмитрий. Шлем  его после боя был разрублен, латы окровавлены, но он сел на коня и объехал всё Куликово поле, на котором лежало двести тысяч погибших.

  Эта была первая большая победа русских воинов над ордынцами. После победы на Куликовом поле стала возрождаться русская земля. Силой покорить русичей не дано никому, пока есть на нашей земле храбрые и мудрые полководцы, могучие и мужественные богатыри. В честь великой победы у реки Дон полководец князь Дмитрий был прозван Донским.

  Умер князь в 1389 году в возрасте 39 лет в Москве. Прах его покоится в Архангельском соборе Кремля. В 1989 году причислен к лику святых русской Православной церкви.

ТЕКСТЫ К ОБОБЩАЮЩЕМУ УРОКУ ПО ТЕМЕ

« ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ».

  1. Былина « Ильины три поездочки»:

«Вдруг тут из ночной темноты

Из – за кустиков низовеньких,

Из – за камушков кремнёвеньких

Выглядали, выскакивали

Ходовитые разбойнички,

Псы ночные подорожнички»

2.Отрывок из « Повести о Петре и Февронии»:

«Один из его дружинников завернул в деревню Ласково. Подъехал он  к воротам какого - то дома, - никого не видно; взошёл на крыльцо, - словно никто и не слышит; открыл дверь и глазам не верит: сидит за ткацким станом девушка, одна в доме, а перед нею скачет - играет заяц».

3. Отрывок из « Жития Сергия Радонежского».

« Однажды отец послал его искать лошадь. Когда он послан был отцом своим Кириллом искать скот, он увидел некоего черноризца, старца святого, удивительного и неизвестного, благообразного и подобно ангелу, на поле под дубом  стоящего и прилежно со слезами молящегося. Отрок же, увидев его, сначала смиренно поклонился ему, затем приблизился и стал около него, ожидая, когда тот кончит молитву».

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительный материал для проведения интегрированного урока

Представленный материал можно использовать для проведения интегрированного урока. Интересный материал дополнит представления учащихся о роли иностранного языка и сближении народов посредством языка....

конспекты уроков по математике с использованием исторического материала

Использование исторического материала как средство повышения познавательного интереса младших школьников в процессе изучения величин1.1 Понятие «познавательный интерес» и его сущность1.2.Проблема повы...

Обобщающий урок по разделу « Русские народные сказки».(открытый урок с элементами сингапурской методики)

Обобщение раннее изученного, повторение и проверка полученных знаний при изучении раздела; формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных , рефлексивных) уч...

Конспект урока математики. Тема урока: "Введение дополнительных требований" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о задачах, которые решаются в два действия; формирование умений решать задачи с дополнительными требованиями; отработка вычислительных навыков.Планируемы...

Конспект урока математики "Введение дополнительных требований" (2 класс )

Цели деятельности учителя: формирование знаний о задачах, которые решаются в два действия; формирование умений решать задачи с дополнительными требованиями; отработка вычислительных навыков....

Курсовая работа на тему: "Методика проведения нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения"

Цель исследования: на основе анализа психолого – педагогической и методической литературы описать методические подходы к проведению нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса ...