Проект урока ( обучение чтению)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Баринова Ирина Владимировна

Тип урока:  открытие нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok1.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет «Обучение чтению» 

   Класс 1

УМК  «Гармония»

Авторы  учебника  М.С.Соловейчик,

Н.М.Бетенькова,  

Н.С.Кузьменко,        

О.Е.Курлыгина

Выполнила учитель начальных классов

МОУ СОШ № 5   Лысковского   района

 Баринова Ирина Владимировна

ПРОЕКТ УРОКА

  • Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся для данной темы:

С детьми была проведена  диагностика по обучению чтению. Детям было предложено выполнить 5 заданий (задания прилагаются см. приложение)

Учитель давал инструкцию. Дети слушали, если нужно было проговаривали хором и приступали к выполнению. Выполненное задание оценивалось баллом.

Задание№1:Обведите те предметы , в названиях которых есть звук(у).

Задание№2:Определите сколько в слове слогов.

Задание№3:Определите место звука (Ч) в слове.

Задание№4:Определите количество звуков в словах.

Задание№5:Пронумеруйте картинки по содержанию сказки.

Результаты диагностики оказались такими:

высокий уровень (от 85% до 100%) – 4 человека

средний уровень (от 70% до 84%) – 8человек

низкий уровень ( от 50до 69 %) – 8 человек

очень низкий уровень (меньше 50%) – 4 человека.

Тема урока: Буквы А а - я.

Тип урока:  Открытие нового знания.

Цель: ознакомление  учащихся с гласным звуком [а] и  буквами его обозначающими.

Задачи:

1) Предметные: создать условия для ознакомления учащихся с двумя способами обозначения звука [а]  в зависимости от предшествующего согласного звука; познакомить с ролью букв А,  Я в обозначении твёрдости и мягкости согласных звуков  и  как ориентиров чтения).

2)Метапредметные:  развивать фонематический слух;  познавательные процессы: восприятие, мышление, память и внимание; развивать устную речь учащихся, культуру речевого поведения.

  3)Личностные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету; формировать коммуникативные умения;  развивать личностные качества: целеустремлённость - через выработку потребности ставить перед собой цель и достигать её.

Ожидаемые результаты:

- умение детьми вычленять звук [а] в словах, записывать его соответствующей буквой в зависимости от предшествующего    

  согласного звука;

- повышение активности мыслительной деятельности учащихся;

- улучшение результатов обучения;

- развитие творчества у учащихся.

Оборудование урока:       1) учебник      

                                           2) магнитная доска, буквы на магнитах

                                           3) карточки со слогами, кассы звуков (карточки звуков)

                                           4) учебные принадлежности

                                           5) дополнительные тексты

 

ПЛАН  УРОКА

1.

Мотивационный                                                                                                                 стр.7

1,0

2.

Актуализация знаний.                                                                                                        стр.8

2,0

3.

Выявление места и причины затруднений.                                                                      стр. 8

5,0

4.

Построение проекта выхода из затруднения.                                                                   стр.10

4,0

5.

Первичное закрепление с проговариванием  во внешней речи.                                     стр.10

8,0

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.                                                  стр.12

9,0

7.

Включение в систему знаний и повторение.                                                                    стр.12

5,0

8.

Рефлексия.                                                                                                                            стр.13

1,0

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое основание: формируемые УУД (группа и название конкретного УУД) и средства их формирования (формы, методы, приемы и т.п.)

1.Мотивацин ный

-Внимание, ребята, начинаем урок.

 Давайте улыбнемся друг другу! Пусть урок принесет нам всем радость общения.

-Сегодня  вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

-Покажите какое у вас настроение?

Давайте поддержим тех ребят, которые показали карточку плохого настроения - похлопаем им.

(Учителю необходимо обязательно подбодрить учащихся, которые показали карточку плохого настроения)

Дети настраиваются на работу.

Учащиеся показывают карточки настроений.

Слайд№2

Дети хлопают в ладоши.

Формирование коммуникативных УУД.

Формирование коммуникативных УУД:

(учитывать позиции партнёров по общению.)

2.Актуализация знаний.

-Чтобы разговаривать, нужно выговаривать

Правильно и внятно, чтоб было всем понятно!

-Что мы должны правильно выговаривать?  (Звуки речи.)

-Расскажите по схеме всё, что знаете о звуках русского языка.

Дети отвечают:

-Звуки речи.

1)Работа по схеме «Звуки речи».  

Слайд№1

Дети рассказывают всё, что на данный момент знают о звуках речи.

2) Чтение  звуков  по  алфавиту.    

(Дети читают звуки по форзацу учебника)

Актуализация знаний, умений и навыков,

достаточных для построения нового   способа действий.

Формирование коммуникативных УУД:

(умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог.)

Познавательные УУД

(формирование знаково-символических УУД.)

3.Выявление места и причины затруднений.

Учитель загадывает загадки и предлагает проанализировать слова- отгадки.

1)Звуковой анализ слов:  мак, мяч.

2) Выделение гласного звука (а) в словах, выделение первого звука в словах.

 

-Как же могут обозначаться твёрдые и мягкие буквы на письме?

Помогает сформулировать цель урока.

Дети  работают  у   доски  со  схемами.

(Интонационно, выделяя каждый звук, дети проводят полный звуковой анализ слов, располагая одну схему,  под другой, чтобы можно было соотносить звуки.

Выясняют, чем  различаются первые звуки в словах-

твёрдым(м),  и мягким(м).

Высказывают предположения.

Вывод: в слове МАК  буква  согласного (М) читается твердо, а  в  слове МЯЧ     звук (М)        надо              произносить   мягко.

Дети   формулируют     цели урока.

Познавательные УУД (общеучебные УУД),  регулятивные УУД, коммуникативных УУД.

Выделять из слов звуки , определять их положение в слове, характеризовать предыдущий согласный, выбирать нужную схему.

 

Определение причины затруднений.

Познавательные УУД (логические УУД)

Познавательные УУД:  общеучебные УУД

(самостоятельное выделение и формулирование учебной  цели).

4.Построе ние проекта выхода из затруднения

Физкульт минутка.

5.Первичное закрепление с проговариванием  во внешней речи.                                      

3)Обозначение буквами  М, Я и  А  первых  двух   звуков  в звуковых     схемах слов: мак, мяч.

Рядом со схемами помещаются слова, записанные буквами.

-Какой же вывод сделаем?        

Учитель показывает движения.

Слайд 2.

Создание условий для психоэмоциональной

 разгрузки учащихся.

Работа с Букварём.

1)Рассмотрите  буквы  А,а ,  я.

(на стр.8 в «Букваре»)

2)Объясните  условные  знаков в таблице

Слайд 4.

3)Чтение слогов и слов по учебнику. (стр.8)

 

Работа по усвоению форм букв  А и Я.

-Я читаю вам загадки:

Вот  два  столба  наискосок;

А  между  ними  поясок,

Ты  эту  букву   знаешь?  А?      Перед  тобою  буква  А.

Эта буква  всегда была

Всем и каждому мила,

Но советуем друзья,

Помнить место буквы....( Я).

2)Работа с  рифмовкой. (Текст рифмовки - на  листочках)

-Мальчики выделяют букву А в кружочек,  девочки букву Я в квадратик.  

Дети сравнивают слова и делают выводы о том, что

мягкость предшествующих согласных обозначается с помощью гласных звуков

(буквы А и Я показывают, как читать согласные перед ними.)

Буратино потянулся  Раз нагнулся, два нагнулся;

 Руки в стороны развел -

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать!

Дети проговаривают слова; выполняют упражнения, повторяя

Открывают учебник и выполняют задание учителя.

 

  Построение речевого высказывания.

 

Дети  показывают  буквы «на пальчиках» (работа в парах)

Дети слушают аудиозапись.

 -Читают рифмовку «цепочкой»

-Узнают и выделяют букву (в рифмовке).

Работают  

простым  карандашом.

Затем меняются листочками и осуществляют  взаимный контроль.

Познавательные УУД(общеучебные)

Выявлять в каждой паре букв новую, воспринимать информацию о работе этой буквы, понимать дополнения,  вносимые в модель правила позиционного чтения.

Формирование коммуникативных УУД:

(умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог.)

Познавательные УУД(общеучебные УУД)

Регулятивные УУД.

Формирование коммуникативных УУД:

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция,  взаимоконтроль)

Логические УУД (анализ объектов)

6.Самостоя тельная работа с самопровер кой по эталону.

Узнавание  слов  «утята», «цыплята».

Учитель предлагает посмотреть на схемы и  определить, где какое слово записано, а потом выполняют самопроверку по образцу.

Чтение прямых слогов и слов  с  буквами   согласных  Л,М,Н,Р  и  буквами  гласных  А  и   Я.

Продолжаем   работать на стр.9

-Работаем в парах.

Дети  рассматривают  схемы  и  определяют, где какое слово записано.

Слайд 5.      

-Чтение «цепочкой».

 Дети читают в парах.

Познавательные УУД: анализ и синтез.

Регулятивные УУД: умение контролировать результаты своей деятельности,

Формирование коммуникативных УУД:

умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог.

Регулятивные УУД: умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности партнёра, вносить коррективы;

коммуникативных УУД:

7.Включение в систему знаний и повторение.

-Ребята  с  какими  особенностями  букв  А  и   Я  познакомились  сегодня  на  уроке?

-Буквы  А  и  Я дарят  детям  стихотворение   Агнии  Барто   «Наша  Таня».   Вот только из названия убежали буквы гласных. Выложите на партах схемы слов – восстановите запись.

Молодцы!

 

Учитель читает стихотворение.

 Дети делают выводы: Буквы  А и Я показывают, как читать согласные перед ними.

«А»-сигнализирует, что букву согласного надо читать перед ней твердо.

 «Я»-сигнализирует, что буква согласного читается мягко.

Дети работают со схемами и читают название стихотворения: «Наша Таня»

Дети слушают и рассматривают иллюстрацию к нему.

Познавательные УУД

( структурирование знаний)

Регулятивные УУД,

Коммуникативные УУД.

9. Рефлексия

-Возьмите,  пожалуйста, свои солнышки и  закрасьте «свободное»   в красный  (если вы узнали о звуках  что – то важное и поняли.); и  закрасьте в жёлтый,   если  всё-таки что - то осталось непонятным.

-Сравните  с тем, что было в начале урока.  Похлопайте те,  у кого солнышко стало красным!

-Спасибо всем за урок. Молодцы!

Дети с помощью  карточек показывают своё  солнышко сравнивают их с предыдущим.

Личностные УУД (самопознание и самоопределение)

Регулятивные УУД

Самоанализ   урока  обучения  грамоте (чтение).

Тема урока: «Звук (а) и обозначение  его буквами   А  и  Я.»      

Цель урока: ознакомление с ролью букв   А  и  Я  в обозначение твердости и мягкости согласных звуков.

 Достичь цели урока я планировала через  поставленные  предметные,  метапредметные,  личностные задачи. Предметные задачи решались на различных этапах урока. Показать, что буквы    А  и  Я  выступают как ориентиры чтения, показатели  твердости  и  мягкости  согласных – эта  задача  реализовывалась   на этапах «Выявление места и причины затруднений», « Построение проекта выхода из затруднения»,  «Первичное закрепление с проговариванием  во внешней речи» .  

Следующая  предметная  задача – формировать  механизм  правильного       слогового   чтения  реализовывалась  на этапе  «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону» (при работе  с  рифмовкой), при работе с  Букварём (чтение слогов, слов).  

 На протяжении  всего  урока  осуществлялись поставленные  метапредметные  задачи:1) развитие  устной  речи  учащихся, культуры речевого поведения;

2) развитие   произвольного   внимания   на   этапах «Первичное закрепление с проговариванием  во внешней речи»                                         (работа с рифмовкой) и на других.

 Я считаю,  что  на  протяжении  всего   урока  решались  и   личностные  задачи:

1)формирование  коммуникативных умений (эта  и  работа  в  паре, группе, умение  слушать  ответы  других).

2)воспитание интереса к учебе – на протяжении  всего  урока  старалась  поддерживать  эмоциональный  фон,  заинтересовывать  учащихся, активизировать  их - меняя  виды  деятельности, формы   работы,  развивать личностные качества: целеустремлённость - через выработку потребности ставить перед собой цель и достигать её.

На уроке использовались творческие, продуктивные задания, требующие применения знаний в новой ситуации.

С  целью  охраны  здоровья  детей  применялись  физкультминутки,  направленные   на    сохранение  зрения  детей.

На  уроке  я  старалась  использовать  проблемные  методы  обучения:  частично-поисковый,  исследовательский, приёмы активизации познавательной деятельности.

На уроке использовались разные  формы обучения: и групповая  и  индивидуальная и фронтальная.  Осуществлялась  обратная  связь. На уроке предусмотрен достаточный  объём самостоятельной работы с учётом возраста учащихся.

 Взаимоотношения   на   уроке  строились как отношения  сотрудничества  .            

Считаю,  что  поставленная  цель  к  уроку  реализована.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

Проект"Технология обучения чтению младших школьников".

Постаралась  раскрыть  актуальность  использования  технологии  динамического  чтения  на  первой  ступени  обучения  в  настоящее время. ...

Проект урока обучение грамоте в 1 класса

Тема:  Согласные глухие звуки [к], [к]. Согласная строчная буква к.Программа: традиционная программа Образовательная система «Школа 2100».(авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина).  ...

План - конспект урока обучения чтению в первом классе и урок русского языка во втором классе. УМК Перспективная начальная школа

ФИО (полностью)Агафонова Антонина ВладимировнаМесто работыМАОУ «Окунёвская СОШ» Тюменская обл., Омутинский р.-н с.ОкунёвскоеДолжностьУчительПредметОбучение чтению (обучение грамоте)   и русс...

Открытый урок. Урок обучения чтению: "Буквы Я, я в позиции – в начале слова и после гласных букв".

Тип урока: открытие нового знания.Проводится по учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой "Азбука" системы "Перспектива", часть 2, с.24-25...

Проект урока обучения грамоте (чтение) по системе Давыдова - Эльконина

Проект урока обучения грамоте, тема «Обозначение гласных звуков после букв ж и ш. Орфограмма жи – ши». Система развивающего обучения Давыдова - Эльконина. Проект содержит поэтапное описание урока...

Конспект урока обучения чтению "Чтение слов с буквой Л" + интерактивная презентация

Ход урокаI. Мобилизующая часть урока.II. Закрепление опорных знаний.1. Закончите фразу.У меня всегда текут слезы, когда мама режет… (лук).Я положила в стакан кислый… (лимон).Мы любим ходить в … (лес)....