Проект урока ( обучение чтению)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учебный предмет «Обучение чтению»
Класс 1
УМК «Гармония»
Авторы учебника М.С.Соловейчик,
Н.М.Бетенькова,
Н.С.Кузьменко,
О.Е.Курлыгина
Выполнила учитель начальных классов
МОУ СОШ № 5 Лысковского района
Баринова Ирина Владимировна
ПРОЕКТ УРОКА
- Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся для данной темы:
С детьми была проведена диагностика по обучению чтению. Детям было предложено выполнить 5 заданий (задания прилагаются см. приложение)
Учитель давал инструкцию. Дети слушали, если нужно было проговаривали хором и приступали к выполнению. Выполненное задание оценивалось баллом.
Задание№1:Обведите те предметы , в названиях которых есть звук(у).
Задание№2:Определите сколько в слове слогов.
Задание№3:Определите место звука (Ч) в слове.
Задание№4:Определите количество звуков в словах.
Задание№5:Пронумеруйте картинки по содержанию сказки.
Результаты диагностики оказались такими:
высокий уровень (от 85% до 100%) – 4 человека
средний уровень (от 70% до 84%) – 8человек
низкий уровень ( от 50до 69 %) – 8 человек
очень низкий уровень (меньше 50%) – 4 человека.
Тема урока: Буквы А а - я.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель: ознакомление учащихся с гласным звуком [а] и буквами его обозначающими.
Задачи:
1) Предметные: создать условия для ознакомления учащихся с двумя способами обозначения звука [а] в зависимости от предшествующего согласного звука; познакомить с ролью букв А, Я в обозначении твёрдости и мягкости согласных звуков и как ориентиров чтения).
2)Метапредметные: развивать фонематический слух; познавательные процессы: восприятие, мышление, память и внимание; развивать устную речь учащихся, культуру речевого поведения.
3)Личностные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету; формировать коммуникативные умения; развивать личностные качества: целеустремлённость - через выработку потребности ставить перед собой цель и достигать её.
Ожидаемые результаты:
- умение детьми вычленять звук [а] в словах, записывать его соответствующей буквой в зависимости от предшествующего
согласного звука;
- повышение активности мыслительной деятельности учащихся;
- улучшение результатов обучения;
- развитие творчества у учащихся.
Оборудование урока: 1) учебник
2) магнитная доска, буквы на магнитах
3) карточки со слогами, кассы звуков (карточки звуков)
4) учебные принадлежности
5) дополнительные тексты
ПЛАН УРОКА
1. | Мотивационный стр.7 | 1,0 |
2. | Актуализация знаний. стр.8 | 2,0 |
3. | Выявление места и причины затруднений. стр. 8 | 5,0 |
4. | Построение проекта выхода из затруднения. стр.10 | 4,0 |
5. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. стр.10 | 8,0 |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. стр.12 | 9,0 |
7. | Включение в систему знаний и повторение. стр.12 | 5,0 |
8. | Рефлексия. стр.13 | 1,0 |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое основание: формируемые УУД (группа и название конкретного УУД) и средства их формирования (формы, методы, приемы и т.п.) |
1.Мотивацин ный | -Внимание, ребята, начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу! Пусть урок принесет нам всем радость общения. -Сегодня вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. -Покажите какое у вас настроение? Давайте поддержим тех ребят, которые показали карточку плохого настроения - похлопаем им. (Учителю необходимо обязательно подбодрить учащихся, которые показали карточку плохого настроения) | Дети настраиваются на работу. Учащиеся показывают карточки настроений. Слайд№2 Дети хлопают в ладоши. | Формирование коммуникативных УУД. Формирование коммуникативных УУД: (учитывать позиции партнёров по общению.) |
2.Актуализация знаний. | -Чтобы разговаривать, нужно выговаривать Правильно и внятно, чтоб было всем понятно! -Что мы должны правильно выговаривать? (Звуки речи.) -Расскажите по схеме всё, что знаете о звуках русского языка. | Дети отвечают: -Звуки речи. 1)Работа по схеме «Звуки речи». Слайд№1 Дети рассказывают всё, что на данный момент знают о звуках речи. 2) Чтение звуков по алфавиту. (Дети читают звуки по форзацу учебника) | Актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий. Формирование коммуникативных УУД: (умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог.) Познавательные УУД (формирование знаково-символических УУД.) |
3.Выявление места и причины затруднений. | Учитель загадывает загадки и предлагает проанализировать слова- отгадки. 1)Звуковой анализ слов: мак, мяч. 2) Выделение гласного звука (а) в словах, выделение первого звука в словах.
-Как же могут обозначаться твёрдые и мягкие буквы на письме? Помогает сформулировать цель урока. | Дети работают у доски со схемами. (Интонационно, выделяя каждый звук, дети проводят полный звуковой анализ слов, располагая одну схему, под другой, чтобы можно было соотносить звуки. Выясняют, чем различаются первые звуки в словах- твёрдым(м), и мягким(м). Высказывают предположения. Вывод: в слове МАК буква согласного (М) читается твердо, а в слове МЯЧ звук (М) надо произносить мягко. Дети формулируют цели урока. | Познавательные УУД (общеучебные УУД), регулятивные УУД, коммуникативных УУД. Выделять из слов звуки , определять их положение в слове, характеризовать предыдущий согласный, выбирать нужную схему.
Определение причины затруднений. Познавательные УУД (логические УУД) Познавательные УУД: общеучебные УУД (самостоятельное выделение и формулирование учебной цели). |
4.Построе ние проекта выхода из затруднения Физкульт минутка. 5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | 3)Обозначение буквами М, Я и А первых двух звуков в звуковых схемах слов: мак, мяч. Рядом со схемами помещаются слова, записанные буквами. -Какой же вывод сделаем? Учитель показывает движения. Слайд 2. Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся. Работа с Букварём. 1)Рассмотрите буквы А,а , я. (на стр.8 в «Букваре») 2)Объясните условные знаков в таблице Слайд 4. 3)Чтение слогов и слов по учебнику. (стр.8)
Работа по усвоению форм букв А и Я. -Я читаю вам загадки: Вот два столба наискосок; А между ними поясок, Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква А. Эта буква всегда была Всем и каждому мила, Но советуем друзья, Помнить место буквы....( Я). 2)Работа с рифмовкой. (Текст рифмовки - на листочках) -Мальчики выделяют букву А в кружочек, девочки букву Я в квадратик. | Дети сравнивают слова и делают выводы о том, что мягкость предшествующих согласных обозначается с помощью гласных звуков (буквы А и Я показывают, как читать согласные перед ними.) Буратино потянулся Раз нагнулся, два нагнулся; Руки в стороны развел - Ключик видно не нашел. Чтобы ключик нам достать Надо на носочки встать! Дети проговаривают слова; выполняют упражнения, повторяя Открывают учебник и выполняют задание учителя.
Построение речевого высказывания.
Дети показывают буквы «на пальчиках» (работа в парах) Дети слушают аудиозапись. -Читают рифмовку «цепочкой» -Узнают и выделяют букву (в рифмовке). Работают простым карандашом. Затем меняются листочками и осуществляют взаимный контроль. | Познавательные УУД(общеучебные) Выявлять в каждой паре букв новую, воспринимать информацию о работе этой буквы, понимать дополнения, вносимые в модель правила позиционного чтения. Формирование коммуникативных УУД: (умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог.) Познавательные УУД(общеучебные УУД) Регулятивные УУД. Формирование коммуникативных УУД: Познавательные УУД. Регулятивные УУД (волевая саморегуляция, взаимоконтроль) Логические УУД (анализ объектов) |
6.Самостоя тельная работа с самопровер кой по эталону. | Узнавание слов «утята», «цыплята». Учитель предлагает посмотреть на схемы и определить, где какое слово записано, а потом выполняют самопроверку по образцу. Чтение прямых слогов и слов с буквами согласных Л,М,Н,Р и буквами гласных А и Я. Продолжаем работать на стр.9 -Работаем в парах. | Дети рассматривают схемы и определяют, где какое слово записано. Слайд 5. -Чтение «цепочкой». Дети читают в парах. | Познавательные УУД: анализ и синтез. Регулятивные УУД: умение контролировать результаты своей деятельности, Формирование коммуникативных УУД: умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог. Регулятивные УУД: умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности партнёра, вносить коррективы; коммуникативных УУД: |
7.Включение в систему знаний и повторение. | -Ребята с какими особенностями букв А и Я познакомились сегодня на уроке? -Буквы А и Я дарят детям стихотворение Агнии Барто «Наша Таня». Вот только из названия убежали буквы гласных. Выложите на партах схемы слов – восстановите запись. Молодцы!
Учитель читает стихотворение. | Дети делают выводы: Буквы А и Я показывают, как читать согласные перед ними. «А»-сигнализирует, что букву согласного надо читать перед ней твердо. «Я»-сигнализирует, что буква согласного читается мягко. Дети работают со схемами и читают название стихотворения: «Наша Таня» Дети слушают и рассматривают иллюстрацию к нему. | Познавательные УУД ( структурирование знаний) Регулятивные УУД, Коммуникативные УУД. |
9. Рефлексия | -Возьмите, пожалуйста, свои солнышки и закрасьте «свободное» в красный (если вы узнали о звуках что – то важное и поняли.); и закрасьте в жёлтый, если всё-таки что - то осталось непонятным. -Сравните с тем, что было в начале урока. Похлопайте те, у кого солнышко стало красным! -Спасибо всем за урок. Молодцы! | Дети с помощью карточек показывают своё солнышко сравнивают их с предыдущим. | Личностные УУД (самопознание и самоопределение) Регулятивные УУД |
Самоанализ урока обучения грамоте (чтение).
Тема урока: «Звук (а) и обозначение его буквами А и Я.»
Цель урока: ознакомление с ролью букв А и Я в обозначение твердости и мягкости согласных звуков.
Достичь цели урока я планировала через поставленные предметные, метапредметные, личностные задачи. Предметные задачи решались на различных этапах урока. Показать, что буквы А и Я выступают как ориентиры чтения, показатели твердости и мягкости согласных – эта задача реализовывалась на этапах «Выявление места и причины затруднений», « Построение проекта выхода из затруднения», «Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи» .
Следующая предметная задача – формировать механизм правильного слогового чтения реализовывалась на этапе «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону» (при работе с рифмовкой), при работе с Букварём (чтение слогов, слов).
На протяжении всего урока осуществлялись поставленные метапредметные задачи:1) развитие устной речи учащихся, культуры речевого поведения;
2) развитие произвольного внимания на этапах «Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи» (работа с рифмовкой) и на других.
Я считаю, что на протяжении всего урока решались и личностные задачи:
1)формирование коммуникативных умений (эта и работа в паре, группе, умение слушать ответы других).
2)воспитание интереса к учебе – на протяжении всего урока старалась поддерживать эмоциональный фон, заинтересовывать учащихся, активизировать их - меняя виды деятельности, формы работы, развивать личностные качества: целеустремлённость - через выработку потребности ставить перед собой цель и достигать её.
На уроке использовались творческие, продуктивные задания, требующие применения знаний в новой ситуации.
С целью охраны здоровья детей применялись физкультминутки, направленные на сохранение зрения детей.
На уроке я старалась использовать проблемные методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, приёмы активизации познавательной деятельности.
На уроке использовались разные формы обучения: и групповая и индивидуальная и фронтальная. Осуществлялась обратная связь. На уроке предусмотрен достаточный объём самостоятельной работы с учётом возраста учащихся.
Взаимоотношения на уроке строились как отношения сотрудничества .
Считаю, что поставленная цель к уроку реализована.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
Проект"Технология обучения чтению младших школьников".
Постаралась раскрыть актуальность использования технологии динамического чтения на первой ступени обучения в настоящее время. ...
Проект урока обучение грамоте в 1 класса
Тема: Согласные глухие звуки [к], [к]. Согласная строчная буква к.Программа: традиционная программа Образовательная система «Школа 2100».(авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина). ...
План - конспект урока обучения чтению в первом классе и урок русского языка во втором классе. УМК Перспективная начальная школа
ФИО (полностью)Агафонова Антонина ВладимировнаМесто работыМАОУ «Окунёвская СОШ» Тюменская обл., Омутинский р.-н с.ОкунёвскоеДолжностьУчительПредметОбучение чтению (обучение грамоте) и русс...
Открытый урок. Урок обучения чтению: "Буквы Я, я в позиции – в начале слова и после гласных букв".
Тип урока: открытие нового знания.Проводится по учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой "Азбука" системы "Перспектива", часть 2, с.24-25...
Проект урока обучения грамоте (чтение) по системе Давыдова - Эльконина
Проект урока обучения грамоте, тема «Обозначение гласных звуков после букв ж и ш. Орфограмма жи – ши». Система развивающего обучения Давыдова - Эльконина. Проект содержит поэтапное описание урока...
Конспект урока обучения чтению "Чтение слов с буквой Л" + интерактивная презентация
Ход урокаI. Мобилизующая часть урока.II. Закрепление опорных знаний.1. Закончите фразу.У меня всегда текут слезы, когда мама режет… (лук).Я положила в стакан кислый… (лимон).Мы любим ходить в … (лес)....