Открытый урок. Урок обучения чтению: "Буквы Я, я в позиции – в начале слова и после гласных букв".
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) по теме

Базалей Анна Валериевна

Тип урока: открытие нового знания.

Проводится по учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой "Азбука" системы "Перспектива", часть 2, с.24-25

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_bukva_ya.docx47.86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема

Буквы Я, я в позиции – в начале слова и после гласных букв.

Учебник

Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева «Азбука» системы «Перспектива», 2 часть с.24-25.

Цель (планируемый результат)

Дети будут знать новую букву; характеризовать звуки, которые она обозначает, в начале слова и после гласных букв, научатся читать слова с ней;

Задачи

Познакомить с новыми буквами Я, я и обозначаемыми ими звуками, в позиции в начале слова и после других гласных.

Закрепить умение характеризовать звуки.

Развивать навык  чтения по ролям.

Формируемые УУД

Личностные: проявление познавательного интереса к учебной деятельности (самоопределение)

Регулятивные: совместно с учителем ставить цель, планировать уч.деятельность, оценивать свои достижения

Познавательные: совместно с учителем формулировать проблему и познав. цель, искать необходимую информацию, моделировать схемы слов, строить цепочку рассуждений

Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, выражать свои мысли

Основные понятия

Буква, звук, слог; звук: согласный, звонкий, мягкий, твёрдый.

Ресурсы

Букварь, разрезные схемы слов, конверты со словами, предметные картинки, доска, проектор.

Этап урока

Содержание учебного

материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

УУД

1. Орг. момент

     Мы пришли сюда…

Не лениться, а …

Тот только тот, кто много…

В жизни что-то…

Создаёт положительный эмоциональный настрой, проверяет готовность детей к уроку.

Проверяют готовность к уроку.

2.Актуализация знаний

 Звуко-буквенный анализ слов.

Ценный мех, пушной зверек.

На хвосте его колечки.

Из еды, что приберег,

Все полощет хищник в речке. (Енот)

Сидит на ветке, а не птица.
Есть рыжий хвост, а не лисица. (Белка)

Составьте схему одного из слов-отгадок (по выбору). Сколько звуков в слове енот, а в слове белка? Совпадает ли количество букв? Почему?

Какую еще похожую букву вы знаете?

Алгоритм формирования самооценки:

– Что тебе нужно было сделать? Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы  учились оценивать свою работу.

Распредели слова по группам, в один столбик, где е и ё обозначают 2 звука, в другой – один. (Елка, свекла, ежиха, костер, орел, ерш, спел, поехал). Работа в парах.

Сделайте вывод, когда буквы е, ё обозначают два звука?

Сегодня мы познакомимся с еще одной такой «хитрой» буквой.

Физминутка. 

Организует учебную деятельность учеников.

  1. Организует самопроверку и самооценку учащихся.

Организует работу в паре с раздаточным материалом.

Выбирают одно из слов,

составляют к нему схему, делают краткий анализ по плану:

  1. Сколько слогов?
  2. Какой слог ударный?
  3. Сколько букв?
  4. Сколько звуков?

Самооценка.

Работают в паре со словами.

Познавательные УУД:

 формируем умение представлять информацию в виде схемы;

формируем умение работать по заданному плану.

Коммуникативные УУД

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Применение новых знаний.

Посмотрите  видео ролик по рассказу А.И.Пантелеева «Буква Ты» и догадайтесь, о какой букве идет речь, а также постарайтесь запомнить слова на эту букву.

http://www.youtube.com/watch?v=e8FyaphQpSs

Знакомство с буквой.

Что же это за буква?

Какие слова на эту букву вы услышали?

(Яблоко, язык, якорь, Яков, ярмарка).

Приведите свои примеры слов на букву Я.

На что похожа буква Я?

Пляшет весело гопак
Клоун, маленький Илья.
Руку — в бок, а ножку – так,
Получилась буква Я! 

Буква Я

На какую другую букву она похожа?

Разгадайте ребус на с.24. (яма)

Выполните звуко-буквенный анализ этого слова.

Встретились ли нам новые звуки? Какие изученные буквы обозначает буква Я?

Как вы думаете буква Я – гласная или согласная? Почему? В каком «домике» она будет жить? (На ленте букв). Почему?

Работа со словами и текстом учебника.

Прочитайте слова на с. 24.

Сколько звуков обозначает буква Я в этих словах?

Сделайте вывод, когда буква Я обозначает 2 звука?

 

Работа перед чтением.

Прочитайте название текста. Рассмотрите иллюстрации перед ним и после. Предположите о чем этот текст?

Первичное ознакомление. Просмотр мультфильма.

http://www.youtube.com/watch?v=t9ua5vh1xTI

Подтвердилось ли наше предположение?

Из-за чего поссорились звери?

Кто нашел яблоко?

Кто его сорвал?

Кто его поймал?

Кто всех помирил?

Чтение по предложениям.

Как вы понимаете предложение: «В лесу поднялся крик и гам?»

За что звери угостили и медведя тоже?

А как бы поступили вы?

Чтение по ролям.

Сколько героев в сказке? Каким голосом нужно читать за зайца, ворону, ежа, медведя? Разделитесь на группы по 5 человек, распределите роли, прочитайте по ролям.

Чему учит нас эта сказка?

Получилось ли у вас также мирно выполнить  вашу работу?

Алгоритм формирования взаимооценки:

– Что вам нужно было сделать? Удалось вам выполнить работу?

– С какими трудностями столкнулись?

– Что получилось хорошо?

Организует просмотр видео ролика, обозначает цели этого просмотра.

Организует поисковую деятельность.

Оказывает помощь при формировании групп и распределении ролей.

Смотрят, анализируют, делают вывод.

Работа с лентой букв. Находят место буквы Я на ленте букв (в красном «домике», под буквой А).

Выполняют задание, наблюдают, делают вывод.

Делятся на группы, распределяют роли, читают по ролям.

Взаимооценка.

Познавательные УУД:

учимся извлекать информацию из дополнительных источников.

Формируем умение наблюдать за звуковой стороной языка

Регулятивные УУД:

  1. формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Регулятивные УУД:

обучение прогнозированию.

Коммуникативные: умение сотрудничать в группе с одноклассниками, выражать свои мысли

.

Личностные:  развитие познавательных интересов, учебных мотивов; мотивов достижения.

5 Итог

С какой буквой мы познакомились на уроке?

В какой позиции мы рассматривали эту букву? звуки?

Сколько звуков обозначает буква Я в позиции после гласных и в начале слова? Какие звуки?

– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках?

– Чему научились на уроке?

Самооценка учащихся.

На схеме-человечке покажите своё настроение после урока. Если все получилось, нарисуйте улыбку. Если не все получилось ротик – прямую линию, а если ничего не получилось грустную рожицу. Покажите свои рисунки. 

–– Молодцы!

Подведение итога урока.

Подведение итога урока.

Самооценка учащихся.

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ФГОС "Буква Ю ю в начале слова и после гласных" УМК "Перспектива"

Научить писать строчную и прописную (заглавную) букву Ю ю, обозначать буквой  ю слитные звуки (йу) в начале  слова и после гласной...

Буква Юю в начале слова и после гласных

Цель: Изучение произношения звука «Йу» в начале слова и после гласных....

"Буква Ю в начале слова и после гласных"

Конспект урока составлен по УМК "Школа России" ФГОС...

Конспект урока: "БУКВА Ю В НАЧАЛЕ СЛОВА И ПОСЛЕ ГЛАСНЫХ"

Тема: «БУКВА Ю В НАЧАЛЕ СЛОВА И ПОСЛЕ ГЛАСНЫХ»   Цели деятельности учителя: создать условия для знакомства с  функцией буквы «ю» обозначать два звука [й’], [у] в определенных позиц...

Буква Ее в начале слова и после гласной

Открытый урок по русскому языку...

Конспект урока русского языка в 1 классе на тему "Буква Ё. Двойная роль йотированной буквы Ё в начале слова или после гласной"

Тема: «Заглавная буква Ё. Двойная роль йотированной буквы Ё в начале слова или после гласной»Цель: создать условия для знакомства с гласной буквой «ё» и звуками, которыми она о...