"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.
план-конспект урока по чтению по теме

Колодезная Алла Петровна

Аннотация урока

По охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классов

Форма урока: литературные чтения

По содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).

По форме общения : диалоговая (преобладает свободное общение с аудиторией над монологической речью учителя).

Региональный компонент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеклассное чтение.44.69 КБ

Предварительный просмотр:

Автор Колодезная А.П. - учитель начальных классов

2014 год

МБОУ «ПАВЛОВСКАЯ СОШ»

Литературные чтения

Урок  литературного чтения                                                           по произведениям курского писателя Евгения Носова,                                    посвящённого Году культуры 2014 г.

Энциклопедия "Литература и язык" (с иллюстрациями) Страница 173 Онлайн-библиотека


“Как писатель я черпаю вдохновение в своем курском краю”.
                                                                       Е. И. Носов

Аннотация урока

По охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классов

Форма урока: литературные чтения

По содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).

По форме общения : диалоговая (преобладает свободное общение с аудиторией над монологической речью учителя).

Подготовительный этап

Подготовка началась с определения цели встречи - сформировать представление о литературном творчестве курского писателя Евгении Ивановиче Носове.

Для достижения данной цели творческой группой заинтересованных ребят были определены задачи:

  • для заочного знакомства с творчеством Евгения Носова составить и прочитать подборку произведений писателя;
  • провести активной группой учащихся на уроках литературы “пятиминутки”, представляющие рассказы писателя: “Разбой на большой дороге” ,“Тридцать зёрен” , “Хитрюга” , « Усатый» и т.д;
  • определить круг вопросов и обсудить их коллективно;
  • продумать ход встречи;
  • оформить аудиторию.

Оборудование: для проведения встречи “Литературные чтения” рядом с портретом Евгения Носова на доске появляются слова “Литературная гостиная”; цитата “Как писатель я черпаю вдохновение в своем курском краю”.  Е. И. Носов; парты расставлены полукругом, разомкнутым к доске; в центре стол, покрытый длинной скатертью, на нем — свечи и книги Евгения Носова, цветы в вазе; ноутбук для просмотра  фильма о писателе; на столах (для ребят и гостей) чай, угощение.

Этап проведения

План литературных чтений:

  1. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята, здравствуйте уважаемые гости. Сегодня я как хозяйка пригласила вас в Литературную гостиную на литературные чтения –встреча наша посвящена году Культуры-2014.

  1. Просмотр и обсуждение фильма – рассказа Е.Носова « Маленькая родина». Обращение к цитате на доске – 10 мин.

«По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. Иными словами, то, что способно объять мальчишеское око. И что жаждет вместить в себя чистая, распахнутая душа. Где эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от нахлынувшего восторга. И где впервые огорчилась, разгневалась или пережила свое первое потрясение». «Малая родина — это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения».

  1. «Прозаик, поэт, художник». Биография писателя. – 3 мин
  2.  «Писатель о своих книгах». Чтение по ролям «Тридцать зёрен» -5 мин.

Ответ на вопросы: Что говорит о своих книгах писатель? Кого по стилю и что форме изложения напоминает вам этот рассказ? -2 мин.

  1. «Поделись впечатлениями». Беседа по  прочитанным ранее рассказам писателя: «Разбой на большой дороге», «Хитрюга» и др..  —12 мин.

Обзор книг выставки. Мастер слова

  1. «Наш театр».
  1. Словарная работа

Новелла – литературный жанр, в центре которого важное событие, случай, раскрывающий характер героя, с острым, захватывающим сюжетом и неожиданным концом, финалом.

(Для сравнения можно дать и определение понятия “рассказ”.)

Рассказ – литературный жанр; в нем описывается одно или несколько событий, случай из жизни героя, со спокойным развертыванием сюжета.

Отмель – мель, идущая от берега.

Плес – широкое водное пространство между островами.

Армада о большом военном флоте (например: морская армада, воздушная армада).

Гомон громкий шум от множества голосов, звуков.

Дюжина количество 12. Употребляется в шутливой форме о числе 13 (чертова дюжина).

Привада – корм для приманки зверей, птиц.

Кильватер волновая струя, остающаяся позади идущего судна. Кильватерный строй (из текста) – строй гусят, плывущих один за другим.

  1. Моноспектакль по новелле « Белый гусь» с музыкальным сопровождением.-7 мин
  2. Словесное творчество: фразеологизм БЕЛЫЙ ГУСЬ. И большой честью будет удостоен тот, кого сравнят с Белым гусем. (Смелый, храбрый, бесстрашный, отважный, любящий, благородный, своенравный и т. д. как Белый гусь.)

  1. Рефлексия: Рисунок – памятник или синквейн о Белом гусе.
  1. Заключительное слово учителя:
  1. Курск. Памятник писателю. Памятник курянину, известному писателю Евгению Носову установлен в маленьком скверике рядом с домом, где жил писатель

– Я благодарю всех за урок и надеюсь, что он не пройдет бесследно. Ведь на любви, доброте построено все произведения Евгения Носова , как и вся жизнь. И давайте попробуем своими поступками опровергнуть изречение, сказанное еще в X веке до нашей эры греческим философом Гераклитом: “Звери, живя вместе с нами, становятся ручными, а люди, общаясь друг с другом – дикими”.

  1. Анонс темы следующей встречи в литературной гостиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе. Евгений Иванович Чарушин «Томка испугался»

Материал содержит разработку урока по литературному чтению в 1 классе и мультимедийную презентацию к нему...

Неделя литературного чтения посвящённая юбилею со дня рождения Евгения Ивановича Чарушина

Рассказать детям о творчестве Евгения Чарушина. Познакомиться с рассказами о животных,  об умном вороне, о волчёнке, о преданном бульдоге. Приобщить детей к красоте природы....

Презентация по литературному чтению во 2 классе "Корней Иванович Чуковский. Поэт. Писатель. Человек".

Презентация предназначена для использования во 2 классе УМК "Школа России". Информация адаптирована возрасту младших школьников и позволяет познакомить детей с творчеством К.И.Чуковского с необычной т...

Разработка внеурочного занятия «Покормите птиц зимой!» Знакомство с произведением Евгения Ивановича Носова «Тридцать зерен»

·        Познакомить обучающихся с творчеством выдающегося курского писателя Евгения Ивановича Носова;·        Развивать у о...

Урок литературного чтения: ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЧАРУШИН. «КАБАН»

Урок знакомит учащихся с произведениями Е. И. Чарушина, особое отношение писателя к животным; учитпонимать «братьев наших меньших»....

Презентация "Евгений Иванович Чарушин" (серия "Мои любимые писатели" 2 класс)

Презентация "Евгений Иванович Чарушин" (серия "Мои любимые писатели" 2 класс)  знакомит второклассников с краткой биографией и творчеством Е.И. Чарушина. Кроме этого переносит...

«Покормите птиц зимой!» Знакомство с произведением Евгения Ивановича Носова «Тридцать зерен»

Цель деятельности учителя:Познакомить обучающихся с творчеством выдающегося курского писателя Евгения Ивановича Носова;Развивать у обучающихся читательский интерес и познавательную деятельность;Воспит...