Урок литературы 2 класс
методическая разработка (чтение, 2 класс) по теме

Харисова Татьяна Евгеньевна

Урок литературы по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. За основу взят курс Кудиной, Новлянской "Литература как предмет эстетического цикла". Тема урока: Точка зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_tochka_zreniya.docx80.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:     ТОЧКА ЗРЕНИЯ.        (2класс)

Цель: 1. Познакомить с понятиями РГ, РП, отличием между театром и литературой.

  1. Познакомить с понятием «точка зрения», упражняться в видении мира с точки зрения разных вещей, предметов.
  2. Развивать речь, фантазию детей.

Учитель: Харисова Татьяна Евгеньевна

I.      1. Оргмомент.

2. Сообщение цели.

На доске:

Водопад

Очаг с дверью

Ручеёк

На доске перед вами потайная дверь, за которой был.

(новый театр, новая жизнь)

Вот и сегодня мы с вами откроем эту потайную дверь, узнаем для себя много нового и интересного, выясним секреты литературы. Побудем немного волшебниками, будем угадывать чужие мысли.

3. Отличие театра и литературы.

Но прежде, чем мы начнем, я хочу узнать, кто из вас смотрел сказку «Приключения Буратино»?.

Кем вы тогда были?        (зрители)

За кем вы наблюдали?        (за актерами)

Как называется человек, который написал произведение?  (автор)

А как называется помещение, где мы, зрители, наблюдаем за актерами? (театр) Обобщение по схеме «театр».

А кто из вас читал сказку эту? Кем вы тогда были?

Если с актерами - театр, а если просто читаем -...    (литература) Обобщение по схеме «Литература»

II.     1. Рассказчик - герой, рассказчик - повествователь.

Итак, мы открывает потайную дверь и отправляемся в волшебный мир
литературы.        
(музыка).

Давайте вспомним:
Столяр Джузеппе Сизый нос...
Полено как-то в дом принес.
Он начал что-то мастерить,
Полено стало...        
(говорить)

Вспомнить этот сюжет, я вам его зачитаю, а вы мне скажете, кто рассказывает эту историю.

Джузеппе опять взял.топорик и опять, - только ударил по полену...

-        Ой, больно же, говорю! - завыл тоненький голосок.

«На этот раз Джузеппе испугался не на шутку, у него даже вспотели очки... Он осмотрел все углы в комнате, залез даже в очаг и, свернув голову, долго смотрел в трубку.

-        Нет никого.

Немного успокоясь, Джузеппе взял полено, положил его на верстак и только повел стружку...

-        Ой, ой, ой, слушайте, чего вы щиплитесь? - отчаянно запищал тоненький голосок.

Джузеппе уронил рубанок, попятился, попятился и сел прямо на пол: он догадался, что тоненький голосок шел изнутри полена...»     (автор)

Итак, эту историю рассказывает автор. А он участвует в событиях?

(нет).

Когда историю рассказывает человек, не участвующий в событиях, который наблюдает со стороны - его называют РП.  (схема).

А сейчас я вам этот же отрывок прочитаю от лица того, кто участвует в этой сцене.

Он - кто?        (герой)

Итак, РГ говорит о себе Я.   (схема).

Вы послушаете и подумаете, кто РГ и чьими глазами он смотрит на мир и почему?

«.. .Этот огромный ствол с ветками и корнями носил на себе разноцветные листья.

Он взял какую-то штуку с чем-то блестящим и острым на конце и ударил по мне.

-        Ой, больно же, говорю! - я заскрипел. Ствол сильно испугался , у нег широко открылось большое дупло на вершине ствола, а два маленьких дупла быстро задвигались в разные стороны.

Он все осмотрел, даже заглянул в глубокую страшную нору и глянул наверх.

-        Нет никого - заскрипел он.

Потом это чудовище положило меня на какую-то доску... и вдруг мне стало снова больно, он стал сдирать с меня кору.

Я не выдержал и заскрипел отчаянно изо всех сил.

-        Ой, ой, ой, слушайте, чего вы щиплитесь?

Ствол уронил все со своих веток, попятился, попятился, распустил свои корни и раскидал их по полу. Видимо он догадался, что это скрипел я...»

Итак, кто здесь РГ?        (полено)

А чьими глазами виден мир, предметы? Человека?   (нет глазами полена)

Когда на мир смотрит предмер своими глазами, значит он выражает свою точку зрения. Здесь была точка зрения полена.

Почему? Как выглядел с точки зрения человек, топор?

2. Точка зрения дерева.

А откуда взялось полено, где оно раньше было?        (на дереве)

Иллюстрация

Вот и настала ваша очередь, Волшебники, угадать о чем думает дерево в этой ситуации.

Дерево смотрит на мир нашими глазами?       (нет своими).

Выясним с точки зрения дерева. Как назовет дерево птиц?

(пушистые комочки, листики, веточки, сучки)

Клюв?        (гвоздик, сучок, веточка, шипы, шило и т.д)

Дерево: ему       больно, страшно, неудомевает. Попробуем рассказать эту историю с точки зрения дерева.

3. Точка зрения облака.

Итак, наше дерево пожаловалось, и птички улетели и поднялись высоко в небо, а там...

Песня «Облака».

Зачем нужны облака?        (дождь)

Работа волшебников продолжается. Теперь мы - облака. Смотрим на мир с точки зрения тучки.

Облако решило дать нам дождик, потому что...

Плачет, поливает с лейки, замочек расстегнуло.

Закрыли глаза (я тучка, тучка, тучка, я вовсе не медведь) Кто уже готов?

4. Точка зрения воды. Разговор ручейка и водопада.

Тучки плачут, поливают нас, и их слезы попадают куда?   (в реки)
А поменьше если?        (ручеек)

А если огромный ручей падает с высоты, то это...    (водопад)

Наш водопад и ручеек попали под наше влияние и тоже стали волшебными, Они живые, как мы, однажды встретились и поспорили, а может быть просто побеседовали.

Но сначала выясним их характеры:

Водопад        Ручеек

Большой        маленький

шумный        тихий

сильный        слабый

важный        добрый

гордый        ласковый

высокомерный        звонкий

Старый (папа)        Молодой (сын)

О чем они могут говорить?   (старый учит, гордится, хвастается) Кто попробует рассказать диалог ручейка и водопада с их точки зрения?

III.    1. Вывод по уроку.

А)отличие театра и литературы.

Б) точка зрения (чья была на уроке), (полена, дерева, облака, воды)

За свою работу многие получили ключики. Они помогут вам дома снова открыть эту потайную дверь в секреты литературы.

2.        Дома: вы напишете рассказ с точки зрения парты.

Подумайте, как она назовет своих соседей парт, учительский стол, как назовет вас, учеников.

Вы все по-разному относитесь к ним, пишете на листочках на них, что они чувствуют, думают?

Может быть о чем-то мечтают?

Только парта обязательно РГ, то есть говорит Я о себе.

3.        Выявление лучших литераторов.

Вручение медалей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 3 классе по теме:А.С.Пушкин "Граф Нулин", "Зимняя дорога"

Урок построен в форме путешествия в зимнее царство. Познакомиться с поэзией А.С.Пушкина помогает Добрая Фея, которая ведет ребят по страницам его стихов и навевает зимнее настроение....

урок литературы 4 класс

урок литературы  по учебнику "Родная речь" М.В.Голованова  по теме "Л.Н.Толстой".  4 класс...

урок литературы 4 класс

закреплять знания о произведениях Пушкина...