Урок литературы в 3 классе по теме:А.С.Пушкин "Граф Нулин", "Зимняя дорога"
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме

Ломова Елена Ивановна

Урок построен в форме путешествия в зимнее царство. Познакомиться с поэзией А.С.Пушкина помогает Добрая Фея, которая ведет ребят по страницам его стихов и навевает зимнее настроение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit-ra_3kl.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 3 классе

Тема урока: «Путешествие в зимнее царство»

                      Стихи А.С.Пушкина «Граф Нулин», «Зимняя дорога»

Цели: -  провести работу над выразительностью чтения стихов А.Пушкина,

                развитие        умения определять настроение героев и передавать его голосом,

                работать над интонацией;

           - развитие навыков беглого, осознанного, выразительного чтения,

              умения вчитываться в произведение;

            -воспитание любви и интереса к урокам литературы, к поэзии русских классиков.

 

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, рефераты детей о жизни А.Пушкина, рисунок Феи, снежинки, иллюстрация зимнего пейзажа, диск с записью произведения Г.Свиридова «Метель», рисунки детей к стихотворению «Зимняя дорога»,презентация со слайдами.

Ход урока:

  1. Организация класса

                                         Прозвенел звонок – начинается урок!

     2. Путешествие в зимнее царство»

- Сегодня Фея приглашает нас в один из уголков своего волшебного царства. Что это за уголок, нам предстоит выяснить. Как, по-вашему, куда же нас позвала Фея?

А не оставила ли нам Фея какой-нибудь знак, кроме снежинок? Мне кажется, что вот эта снежинка - необычная. Так и есть! В ней какая-то записка:

Письмо Феи

«Дорогие ребята! Сегодня  я перенесу вас в свои владения. И это будет Зимнее царство. Для того, чтобы попасть в Зимнее царство, вам нужно сделать маленький снегопад, потому что Зимнее царство не бывает без снега.

Второе, что вам поможет попасть туда – это зимние стихи. В путь, друзья мои!»

-Как же нам устроить снегопад?

Давайте возьмем свои снежинки и будем под музыку размахивать ими так, как будто у нас в классе пошел снег.

(Звучит музыка, дети размахивают снежинками)

- Вот какой у нас сильный снегопад! Настоящая метель!

Первое условие Феи мы выполнили. Теперь надо выполнить ее второе условие: прочитать зимние стихи

(Подготовленный ученик читает стихотворение Н.Некрасова «Мороз – воевода»)

- К кому же мы попали в Зимнем царстве?   (К Морозу)

-Как вы думаете, как ему там живется?

Фея преподносит вам подарок – зимний пейзаж! Рассмотрите его, представьте, что вы оказались в этом волшебном чудесном лесу. Что вы там смогли увидеть и услышать? Вооружитесь своей фантазией, воображением и под музыкальный фрагмент постарайтесь представить себя в этом сказочном лесу.

(Звучит фрагмент Г.Свиридова «Метель»)

-Расскажите свои впечатления.  (Высказываются дети)

3. Знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина

- Ребята, а кто знает название этого музыкального произведения?

-Фея предлагает вам совершить путешествие в мир поэзии А.С.Пушкина

Пушкин входит в нашу жизнь в раннем детстве, и мы не представляем себе жизни без его стихов и сказок. Мы растем, и нам открываются все новые и новые страницы его произведений. И чем старше мы становимся, тем большее место начинает занимать Пушкин в нашей жизни.

Пушкину удалось открыть людям  много нового, нужного, важного. И до конца своей жизни читатель не перестает биться над загадкой, имя которой – Александр Сергеевич Пушкин.

4. Рассказ детей о биографии А.С.Пушкина.

- Сейчас ребята расскажут вам коротко о жизни А.С.Пушкина

(Выступают дети с рефератами о жизнедеятельности поэта)

- Вы уже прочитали ряд произведений Пушкина, он ввел вас в волшебный мир искусства. Читая его произведения, мы пытаемся понять самого поэта. Но это очень трудно – трудно понять его точку зрения, проникнуть в мир Пушкина, выяснить его отношения с рассказчиками. Сейчас мы попробуем н6ад этим поработать, не Фея предлагает вам немного отдохнуть!

5. Физкультминутка

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится,

И на землю  тихо

Падает, ложится!

6. Работа над отрывком из поэмы «Граф Нулин»

- Попробуем сегодня выразительно прочитать отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Граф Нулин». Что надо понять для того, чтобы выразительно прочитать стихотворение?

(Понять картину жизни, настроение)

- Читающий стихи должен передать настроение, которое вызывает у рассказчика картина жизни. Поработаем с текстом. Сначала прочитайте этот отрывок.  (Дети читают)

- Какой здесь рассказчик?  (Рассказчик герой). Докажите.

О чем он нам рассказывает?

Сначала он смотрит на двор: что там происходит. А потом вдруг колокольчик зазвенел. И рассказчик герой начинает размышлять о том, кто это может ехать. Возникают две разные картины. Первая внешняя – то, что рассказчик видит перед собой. Вторая внутренняя – мысли и чувства рассказчика, вызванные звоном колокольчика.

- Обе картины вызывают у рассказчика одно и то же настроение или разное?

Разное. В первой – он недоволен, уму все не нравится: и лужа, и грязный двор – вся эта «глушь печальная». А после «вдруг», когда зазвенел колокольчик, у него возникает ожидание, волнение, мечта: кто же может приехать?

- Если это две разные картины, то при чтении мы должны как-то по-разному интонировать, чтобы сразу показать и смену картин, и смену настроений.

Давайте теперь попробуем это голосом передать.

Дети читают выразительно стихотворение.

7. Физминутка для глаз

8. Работа над стихотворением «Зимняя дорога»

-Какой здесь рассказчик?    ( Рассказчик герой)

Докажите. О чем же он нам рассказывает? Меняется ли настроение у рассказчика на протяжении всего стихотворения или остается неизменным? Давайте прочитаем его по строфам и посмотрим.

(Идет работа по строфам, дети читают, определяют настроение рассказчика)

- А кто сможет передать голосом настроение, прочитать выразительно?

- Я думаю, что Фея  осталась  вами  довольна!

9. Организация выставки книг А.С.Пушкина

- Мы с вами неоднократно встречались с творчеством А.С.Пушкина, читали многие его сказки, но сегодня я бы хотела обратить ваше внимание на его поэзию. Обратите внимание на выставку его книг. Здесь вы можете прочитать понравившиеся стихотворения.

10. Итог урока

- На уроках окружающего мира мы с вами говорили о том, что береза – символ красоты русской природы, национальная гордость. А.С.Пушкин тоже является национальной гордостью русского народа, классиком русской литературы, с творчеством которого вы будете знакомиться на протяжении многих лет, в старших классах  и открывать для себя что-то новое, еще неизведанное.

11. Выставление отметок за урок

- Я надеюсь, что ваша работа понравилась Фее, она ставит вам следующие отметки…

И прощается с вами до следующих встреч!

12. Домашнее задание

-отработать выразительное чтение стихов А.С.Пушкина, по желанию – выучить наизусть.

Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 4 класс

урок литературы  по учебнику "Родная речь" М.В.Голованова  по теме "Л.Н.Толстой".  4 класс...

урок литературы 4 класс

закреплять знания о произведениях Пушкина...

Урок литературы 2 класс

Урок литературы по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. За основу взят курс Кудиной, Новлянской "Литература как предмет эстетического цикла". Тема урока: Точка зрения....

Проверочные работы для урока литературы 5 класс

Проверочные работы для урока литературы 5 класс: 1. Раздаточный материал по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"2. Зачет по литературе (5 класс 1 четверть)3. Контрольная работа по лите...