Рабочие программы по литературному чтению 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
рабочая программа (чтение, 4 класс) по теме

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 102 часа, по 3 часов в неделю. Тематический план ориентирован на использование учебника Чураковой Н. А. «Литературное чтение», 4 класс, - Самара: корпорация «Фёдоров», изд. «Учебная литература», 2011 год и методических рекомендаций к учебнику Чураковой Н. А. «Литературное чтение», - Самара:  корпорация «Фёдоров», изд. «Учебная литература», 2011 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к тематическому планированию по литературному чтению

4 класс

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 102 часа, по 3 часов в неделю. Тематический план ориентирован на использование учебника Чураковой Н. А. «Литературное чтение», 4 класс, - Самара: корпорация «Фёдоров», изд. «Учебная литература», 2011 год и методических рекомендаций к учебнику Чураковой Н. А. «Литературное чтение», - Самара:  корпорация «Фёдоров», изд. «Учебная литература», 2011 год.

Цели обучения литературному чтению

  1. Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  2. Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретения опыта самостоятельной читательской деятельности;
  3. Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4-го года обучения

Обучающие должны

Иметь общее представление о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму; о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования.

Знать наизусть 15-20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта.

Уметь:

  1. Читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90-100 слов в минуту;
  2. Выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;
  3. Находить черты, сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;
  4. Выделять средства художественной  выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись, повтор);
  5. Воспринимать оттенки чувств в  поэтическом произведении;
  6. Практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;
  7. Рассказывать о любимом писателе, поэте;
  8. Устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.

Владеть компетенциями:

  1. коммуникативной;
  2. рефлексивной;
  3. ценностно-ориентированной;
  4. смысло - поисковой;
  5. личностного саморазвития.

Способны решать жизненно-практические задачи:

  1. самостоятельно читать книги;
  2. высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
  3. самостоятельно выбирать и определять содержание книги по её элементам;
  4. работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).



Предварительный просмотр:

                                     Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение»

 ( 4 класс система Л.В.Занкова)

№ п/п

тема

цели и задачи

стр

дата

Глава 1: Народное творчество

1.

ПОСЛОВИЦЫ РУССКОГО ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА.

В. И. ДАЛЬ – СОБИРАТЕЛЬ ПОСЛОВИЦ

РУССКОГО НАРОДА

: на примере пословиц и поговорок проследить, какова была зависимость человека от природы, что в понимании человека-земледельца означало время; расширить знания детей о В. Дале – создателе «Толкового словаря живого великорусского языка» и сборника «Пословицы русского народа»; учить различать пословицы и поговорки.

3–5.

2

ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

расширить представления детей о волшебной сказке; раскрыть законы волшебных сказок, мудрость, поучающий смысл, многообразие сюжетов, национальный колорит.

3

СОБИРАТЕЛИ НАРОДНЫХ СКАЗОК.

«МОРСКОЙ ЦАРЬ И ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ»

дать представление об А. Афанасьеве; расширить представления детей о волшебной сказке на основе текста сказки «Морской царь и Василиса Премудрая».

: 6–20.

4

ОТРАЖЕНИЕ В СКАЗКЕ

«МОРСКОЙ ЦАРЬ И ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ»

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ О МИРЕ.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СКАЗКИ

рассмотреть характерные черты волшебной сказки, восстановить в памяти детей знания о том, что древний человек представлял мир как сосуществование противоположностей: свой – чужой, на основе чего выделить черты волшебной сказки.

6-20

5

ПРОНИКНОВЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КОНКРЕТНОГО
ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ В СКАЗКЕ

обнаружить приметы истории в тексте волшебной народной сказки «Морской царь и Василиса Премудрая».

6-20

6

«КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ».
В. М. ВАСНЕЦОВ «ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ».

сочинение повествовательного характера

с элементами описания

проанализировать, какими средствами удалось художнику создать контраст волшебного и земного мира; развивать умения писать сочинения по картинам.

7

РЕДАКТИРОВАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

развивать умения совершенствовать свой текст; исправлять ошибки в содержании, построении текста и отдельных предложений, в употреблении слов, а также развивать коммуникативно-речевые умения.

8

«САДКО».

ЧЕРТЫ БЫЛИНЫ И СКАЗКИ В ТЕКСТЕ

обнаружить в былине «Садко» черты собственно былинного жанра и жанра сказки; рассмотреть черты сказки в тексте: существование двух миров – земного и подводного, наличие границы между ними (берег озера), история о златоперой рыбе, женитьба героя, повторы ситуаций (три раза ходил на берег озера).

21-38

9

ПРИМЕТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ

В БЫЛИНЕ

выявить приметы конкретного исторического времени в тексте былины; познакомить с репродукцией картины Николая Рериха «Заморские гости», найти сходство со сказочным пейзажем и в то же время отметить историческую достоверность картины; дать представление о явлении Николая Угодника и его помощи.

21-38

10

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЫЛИНЫ

открыть особенности жанра «былина» (былинный напевный язык, повторы слов – начало строк и повторы внутри стиха, уменьшительно-ласкательные формы слов).

21-38

11

ЧЕГО В БЫЛИНАХ БОЛЬШЕ:

ПРАВДЫ ИЛИ ВЫМЫСЛА?

(урок-дискуссия)

обобщить знания детей по теме «Былины»; учить рассуждать, размышлять, отстаивать свою точку зрения.

12

НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. МИР СКАЗКИ

выявить нравственный смысл сказки «Финист – Ясный Сокол»; найти следы древних представлений о мире и человеке

 

Глава 2: Авторская литература

13

ЧЕЛОВЕК – ХОЗЯИН И ТВОРЕЦ ВРЕМЕНИ

обнаружить важную особенность авторской литературы – писатель сам творит календарь, то есть человек уже не раб времени, как это было в фольклоре, а властелин.

40-48

14

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА,
СОЗДАННОГО ДЖ. РОДАРИ В ПОВЕСТИ

«СТАРИННЫЙ КАЛЕНДАРЬ

ПЛАНЕТЫ НОВОГОДНИХ ЕЛОК»

рассмотреть черты художественного мира, созданного Джанни Родари.

40-48

15

ОСОБОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ

В СТИХОТВОРЕНИЯХ А. ВОЗНЕСЕНСКОГО

«КАКОЕ НЕСИММЕТРИЧНОЕ ВРЕМЯ...», «ТИХО-ТИХО...»

выяснить на примере стихотворений Андрея Вознесенского, что в современной литературе восприятие времени особое – личностное, неповторимое.

48-49

16

ОБРАЗ ВЕСНЫ И РУЧЬЕВ В СТИХОТВОРЕНИЯХ

Ф. ТЮТЧЕВА «ВЕСЕННИЕ ВОДЫ»,

Н. МАТВЕЕВОЙ «В ЛОЩИНАХ СНЕГ...»

рассмотреть образы ручьев, весны в стихах, отметить, что поэтов интересуют тончайшие изменения и движения в природе; понаблюдать за особенностями рифмовки, за ударениями, за тем, какое настроение создают такие рифмы и такое ударение.

50-51

17

ОБРАЗ ВЕСНЫ И РУЧЬЕВ

В СТИХОТВОРЕНИИ Б. ПАСТЕРНАКА

«ОПЯТЬ ВЕСНА»

рассмотреть образы ручьев, весны в стихах, отметить, что поэта интересуют тончайшие изменения и движения в природе; понаблюдать за особенностями рифмовки, за ударениями, за тем, какое настроение создают такие рифмы и такое ударение.

52-53

18

ЧУДЕСНОЕ ВЕСЕННЕЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ

(по стихотворению А. Ахматовой

«Перед весной бывают дни такие...»)

раскрыть тайну чудесного весеннего преображения лирического героя

53-54

19

«ВЕСНА, ВЕСНА...»

(урок выразительного чтения)

воспитывать любовь к поэзии; читая стихи наизусть, подбирать верную интонацию, получать эстетическое удовольствие от чтения и слушания.

20

НАЕДИНЕ С КНИГОЙ.

ВРЕМЯ ВО ВЛАСТИ АВТОРА

развить интерес к чтению, на материале прочитанных текстов поразмышлять над проблемой времени в авторской литературе.

Глава 3: Крутим барабан времени

21

ДВА МИРА В РАССКАЗЕ:

мир парикмахерской и мир дачи

учить по поступкам, словам и эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя; сравнить жизнь ровесников, живших сто и более лет назад, со своей собственной.

56-71

22

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РАССКАЗА.

ВОЗРОЖДЕНИЕ И ВОЗВРАЩЕНИЕ

учить по поступкам, словам и эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя; сравнить жизнь ровесников, живших сто и более лет назад, со своей собственной.

56-71

23

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ И ЕГО ПРОТОТИП

сравнить литературного героя Петьку с его прототипом Иваном Андреевым; познакомить с картиной Владимира Маковского «Свидание», рассмотреть картину М. Добужинского «Окно парикмахерской»; расширять читательский кругозор.

56-71

24

ДВА МИРА ВАНЬКИ ЖУКОВА

увидеть за событиями, строчками письма героя рассказа А. П. Чехова Ваньки живую, страдающую душу; сравнить жизнь ровесников, живших сто и более лет назад, со своей собственной.

71-78

25

ТАКИЕ ПОХОЖИЕ РАЗНЫЕ СУДЬБЫ

сравнить условия жизни Петьки из рассказа Л. Андреева и Ваньки; их характеры, способности и судьбы; отметить, что в судьбе Ваньки тоже было два мира; поразмышлять над картиной Николая Богданова-Бельского «Дети».

71-78

26

НАЕДИНЕ С КНИГОЙ.

СУДЬБА ТВОЕГО РОВЕСНИКА, ЖИВШЕГО В ХХ ВЕКЕ.

А. ГАЙДАР «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА»

развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь, психические процессы детей (внимание, память); воспитывать культуру общения и такие черты характера, как коллективизм, товарищество и патриотизм.

27

МИР ДРУЗЕЙ

В СТИХОТВОРЕНИЯХ В. БЕРЕСТОВА

«ДРАКОНИЛ», «РАЗЛУКА», «ФАНТИКИ», «ДЕВОЧКА»

увидеть в поэтических текстах характер лирического героя, мир его ценностей.

79-84

28

МИР СЕМЬИ В СТИХОТВОРЕНИЯХ В. БЕРЕСТОВА «БРАТЬЯ», «ЛАПТА», «ПЛАЩ», «СЕМЕЙНАЯ ФОТОГРАФИЯ»

увидеть в поэтических текстах выражение подлинных чувств, детских переживаний и впечатлений поэта; сопоставить судьбу лирического героя с судьбой Ваньки и Петьки.

79-84

29

ПОЭЗИЯ – МИР ЧУВСТВ,

ВПЕЧАТЛЕНИЙ, ПЕРЕЖИВАНИЙ

(урок выразительного чтения стихов наизусть)

прививать любовь к поэзии; совершенствовать умение выразительно читать стихи наизусть.

Глава 4: Реальные и волшебные миры

30

В РЕАЛЬНОМ МИРЕ ВОЛШЕБНОЙ

ПОВЕСТИ-СКАЗКИ ГОФМАНА

«ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ»

познакомиться с главными героями повести-сказки, отметить черты их характеров, сориентироваться, где и когда происходят описываемые события, понаблюдать, как автор творит предчувствие чуда.

86-93

31

ОСОБЕННОСТИ ВОЛШЕБНОГО МИРА

В АВТОРСКОЙ СКАЗКЕ

исследовать, как появляются волшебный мир и его персонажи в повести-сказке «Щелкунчик и Мышиный Король», сравнить с переходом из «своего» мира  – в волшебный  в народной сказке.

97-103

32

 ОСОБЕННОСТИ ВОЛШЕБНОГО МИРА

В АВТОРСКОЙ СКАЗКЕ

исследовать, как появляются волшебный мир и его персонажи в повести-сказке «Щелкунчик и Мышиный Король», сравнить с переходом из «своего» мира  – в волшебный  в народной сказке.

104-107

33

ОСОБЕННОСТИ ВОЛШЕБНОГО МИРА

В АВТОРСКОЙ СКАЗКЕ

исследовать, как появляются волшебный мир и его персонажи в повести-сказке «Щелкунчик и Мышиный Король», сравнить с переходом из «своего» мира – в волшебный  в народной сказке.

108-130

34

НОВЫЕ СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ.

ВСТАВНАЯ СКАЗКА-ЛЕГЕНДА О ТВЕРДОМ ОРЕХЕ

найти в «Сказке о твердом орехе» черты сходства с народной волшебной сказкой и отличия от нее.

108-123

35

НОВЫЕ СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ.

ВСТАВНАЯ СКАЗКА-ЛЕГЕНДА О ТВЕРДОМ ОРЕХЕ

найти в «Сказке о твердом орехе» черты сходства с народной волшебной сказкой и отличия от нее.

124-130

36

РЕШАЮЩИЙ ПОЕДИНОК – КУЛЬМИНАЦИЯ СКАЗКИ

показать особую роль Мари в описываемых событиях, объяснить слова Дроссельмейера о девочке: «Ты... прирожденная принцесса: ты правишь прекрасным светлым царством. ...Ты одна можешь спасти его (Щелкунчика)»; продолжить сравнение авторской и народной сказки.

131-140

37

ФИНАЛ СКАЗКИ. В ВОЛШЕБНОЙ СТРАНЕ

исследовать особенности волшебного мира, нарисованного писателем, обратить внимание на то, как герои преодолевают границу миров; продолжить наблюдение за характером главной героини; обсудить идею сказки.

141-148

38

ФИНАЛ СКАЗКИ. В ВОЛШЕБНОЙ СТРАНЕ

исследовать особенности волшебного мира, нарисованного писателем, обратить внимание на то, как герои преодолевают границу миров; продолжить наблюдение за характером главной героини; обсудить идею сказки.

149-155

39

ОТЗЫВ О ПОВЕСТИ-СКАЗКЕ ГОФМАНА

«ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ»

познакомить детей с одной из форм письменного высказывания о прочитанном произведении – отзывом; научиться писать отзыв.

40

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ЗА I ПОЛУГОДИЕ

проверить, насколько материал по литературному чтению усвоен каждым учеником.

41

АНАЛИЗ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ ЗА I ПОЛУГОДИЕ

выполнить работу над ошибками, допущенными в проверочной работе; произвести самоанализ и самооценку.

42

НАЕДИНЕ С КНИГОЙ.

С. АКСАКОВ «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»

исследовать особенности волшебного мира, созданного Сергеем Аксаковым; выяснить, какое из произведений (Аксакова или Гофмана) ближе к народной сказке.

43

РЕАЛЬНОЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В ПОЭЗИИ

(по стихотворениям М. Волошина «Зеленый вал отпрянул...», Д. Самойлова «Красная осень»)

развить мысль о том, что поэт и художник способны разглядеть все чудеса окружающего мира; помочь детям увидеть в пейзаже красивое и страшное, умиротворенное и пугающее.

156-158

44

 ВОДА И КАМЕНЬ, ЗЕМЛЯ  И НЕБО,  

ЛЕД И ПЛАМЕНЬ...

(урок-праздник поэзии)

На уроке звучит выразительное чтение стихов М. Волошина, Д. Самойлова наизусть. В качестве подготовки к этому уроку можно предложить детям найти и выучить такое стихотворение, где поэт передал особое состояние природы. Урок станет настоящим праздником в том случае, если прозвучат не только те стихи, которые есть на страницах учебника, но и те произведения, которые выберут из сборников поэзии сами дети.

Глава 5: Авторская поэзия

45

Виды рифмы.

Особенности рифмовки в стихотворениях

В. Маяковского «Тучкины штучки»,

А. Пушкина «Зимняя дорога»

познакомить с разными видами рифмы: парной, перекрестной, охватной.

159-163

46

Виды рифмы. ОСОБЕННОСТИ РИФМОВКИ

В СТИХОТВОРЕНИЯХ А. Белого «Весна»,

Ф. ТЮТЧЕВА «КАК ВЕСЕЛ ГРОХОТ ЛЕТНИХ БУРЬ...»,

С. МАРШАКА «КАК ПОРАБОТАЛА ЗИМА!..»

познакомить со стихами, где сочетаются три вида рифмы; осознать содержательность этого приема.

 

163-164

47

ТРИ ВИДА РИФМЫ – ТРИ РАЗНЫХ ОБРАЗА

познакомить с онегинской строфой: рассмотреть виды рифм в ней, их сочетание и содержательность.

165

48-49

ТАЙНЫ ПОЭЗИИ. В МАСТЕРСКОЙ А. ФЕТА 

(стихотворение «Это утро...»)

И МАСТЕРСКОЙ В. ХЛЕБНИКОВА

(стихотворение «Заклятие смехом»)

формировать представления о поэзии как об особом взгляде на мир, особом восприятии мира; обнаружить содержательность повторов в стихотворении А. Фета; выявить поэтические открытия В. Хлебникова; рассмотреть картину Аристарха Лентулова «Василий Блаженный»; познакомить с картиной Василия Кандинского «Два овала».

166-169

50

АВТОРСКИЙ ПОЧЕРК В ПЕРЕВОДАХ ХОККУ

на материале разных переводов хокку сравнить творческий почерк разных переводчиков.

169-172

51

АВТОРСКИЙ ПОЧЕРК В ПЕРЕВОДАХ ХОККУ

 на материале разных переводов хокку сравнить творческий почерк разных переводчиков; познакомиться с ксилографией японского художника Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка».

169-172

52

Наедине с книгой.

«Союз любимцев вечных муз»

(урок-концерт)

развивать навык выразительного чтения; обзорно познакомить с поэтами-классиками и поэтами серебряного века.

Глава 6: Планета поэзии

53

ДРЕВНИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ГИМН

познакомиться с новым жанром – гимном, сравнив античный гимн, посвященный Природе, и Государственный гимн России; рассмотреть два полотна – болгарскую икону «Святой Димитрий» и картину Петрова-Водкина «Купание красного коня».

4-6

54

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА

В СТИХОТВОРЕНИИ М. ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО»

показать, что языком лирики можно говорить и о переживаниях лирического героя, и о высоких патриотических чувствах.

7-11

55

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА

В СТИХОТВОРЕНИИ М. ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО»

показать, что языком лирики можно говорить и о переживаниях лирического героя, и о высоких патриотических чувствах.

7-11

56

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СТИХОТВОРЕНИЙ
В. БЕРЕСТОВА «ПРОГУЛКИ С ЧУКОВСКИМ»,
«СИРОТСКАЯ ЗИМА», «В ЭВАКУАЦИИ»,

«А КАК МЫ ФРОНТУ ПОМОГАЛИ?», «МИР»

познакомиться с блоком стихотворений В. Берестова, воссоздать эпоху военного детства лирического героя; показать его судьбу на фоне крупных исторических событий; рассмотреть картины Кузьмы Петрова-Водкина «Смерть комиссара», «1919 год. Тревога», «Селедка».

12-18

57

ПОЭЗИЯ И ИСТОРИЯ

(урок выразительного чтения стихотворений)

воспитывать любовь к поэзии; учить выразительно читать стихи наизусть, передавать верную интонацию при чтении.

58

НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. ЛИРИКА ВОЕННЫХ ЛЕТ

познакомить с лирикой периода Великой Отечественной войны (стихотворение Александра Твардовского «Рассказ танкиста», других поэтов); помочь учащимся проникнуться настроением военной поэзии, увидеть великую трагедию народа и его несгибаемую силу, веру в победу.

Глава 7: Мир драмы

59

ЧТО ТАКОЕ ПЬЕСА

(на примере феерии М. Метерлинка

«Синяя Птица»)

познакомить с новым жанром литературы – пьесой; рассмотреть ее структуру; учить читать  пьесу по ролям.

20-22

60

ХАРАКТЕРЫ ГЕРОЕВ И ПЕРСОНАЖЕЙ ПЬЕСЫ

М. МЕТЕРЛИНКА «СИНЯЯ ПТИЦА»

обсудить характеры главных героев и персонажей пьесы; выяснить, воззрения какого героя ближе всего к авторской позиции.

22-37

61

В «ЧУЖОМ» МИРЕ СТРАНЫ ВОСПОМИНАНИЙ

увидеть сходство феерии с народной волшебной сказкой; обсудить вопрос о том, почему дети не нашли Птицу счастья в Стране Воспоминаний.

38-48

62

В «ЧУЖОМ» МИРЕ ЦАРИЦЫ НОЧИ

подвести детей к пониманию  логики этого действия пьесы, то есть подвести к ответу на  вопрос: почему дети не поймали Синюю Птицу во Дворце Ночи?

48-56

63

ПОСТИЖЕНИЕ ИСТИННОГО СМЫСЛА ВЕЩЕЙ.

ЕЩЕ ОДИН ШАГ К ПОЗНАНИЮ ИДЕИ ПЬЕСЫ

выявить и обсудить идею автора об истинном зрении, об умении смотреть и видеть, различать истинную сущность вещей.

57-68

64

В ЦАРСТВЕ БУДУЩЕГО

выяснить, могут ли герои найти Птицу счастья в Будущем, могут ли принести ее в Настоящее и почему.

68-75

65

 Я РАБОТАЮ В ТЕАТРЕ

защитить свой проект «Я декоратор», «Я художник по костюмам», чтобы ощутить себя сопричастным к созданию пьесы, к ее постановке на сцене.

 

66

ПРОЩАНИЕ С ДУШАМИ ПРЕДМЕТОВ.

ОБРАЗЫ ДУШИ СВЕТА, КОШКИ, ПСА

рассмотреть характеры тех героев, с которыми дети вот-вот расстанутся.

76-81

67

ИТОГ ПЬЕСЫ – ОБРЕТЕНИЕ ИСТИННОГО ЗРЕНИЯ

помочь учащимся понять саму идею пьесы: не надо ходить за Синей Птицей за тридевять земель; счастье поселится у тебя дома, если ты умеешь смотреть на мир открытыми глазами, то есть умеешь отличать истинное от поверхностного, искреннее от лживого, если несешь в этот мир добро.

81-91

68-69

КОНКУРС ИНСЦЕНИРОВОК

учить детей элементам драматизации; помочь еще раз переосмыслить характеры героев, идею пьесы в ходе инсценировки эпизодов феерии; развивать воображение, речь учащихся, расширять кругозор.

70

ПОЭТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА

В СТИХОТВОРЕНИИ К. БАЛЬМОНТА

«АРОМАТ СОЛНЦА»

обнаружить необычный авторский взгляд на мир в стихотворении К. Бальмонта; увидеть общее во взгляде на мир у Бальмонта и Метерлинка; рассмотреть картину Анри Матисса «Красные рыбы», увидеть необычный взгляд художника.

92-93

71

МИР ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ

ЯПОНСКОГО ПОЭТА КОБАЯСИ ИССЫ

помочь детям увидеть чуткое, трепетное и бережное отношение японского поэта к природе.

93-94

72

НАЕДИНЕ С КНИГОЙ.
ЧИТАЮ ПЬЕСУ С. МАРШАКА «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ»

познакомить с пьесой С. Маршака «Двенадцать месяцев»; развивать интерес к чтению; на материале прочитанных текстов поразмышлять над поставленными проблемами, обнаружить точку зрения автора.

Глава 8: Вселенная прозы

73-74

МИР ГЛАЗАМИ ТРЕХЛЕТНЕГО РЕБЕНКА

(по рассказу А. П. Чехова «Гриша»)

помочь увидеть мир глазами трехлетнего ребенка, героя рассказа А. П. Чехова «Гриша»; оценить его живое, свежее, наивное мировосприятие.

 

95-101

75-76

МИР ДЕТЕЙ И МИР ВЗРОСЛЫХ В РАССКАЗЕ

А. П. ЧЕХОВА «БЕЛОЛОБЫЙ»

учить смотреть на мир глазами героя; находить в подобных текстах точку зрения автора

102-110

77

ЗНАКОМЬТЕСЬ – ДНЕВНИК, НАПИСАННЫЙ СОБАКОЙ
(С. Черный «Дневник фокса Микки»)

познакомить с новым жанром – повестью, написанной в форме дневника от лица собаки.

110-114

78

ЗНАКОМЬТЕСЬ – ДНЕВНИК, НАПИСАННЫЙ СОБАКОЙ
(С. Черный «Дневник фокса Микки»)

продолжить знакомство с новым жанром – повестью, написанной в форме дневника от лица собаки.

115-119

79

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ. ЕГО ХАРАКТЕР

продолжить чтение дневника Микки, открыть новые грани характера главного героя.

119-122

80

 ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ. ЕГО ХАРАКТЕР

продолжить чтение дневника Микки, открыть новые грани характера главного героя.

123-124

81

КУЛЬМИНАЦИЯ ПОВЕСТИ. ЕЕ РАЗВЯЗКА

восстановить в памяти сведения о составляющих сюжета (завязка, кульминация, развязка), найти эти элементы сюжета в тексте; вернуться к названию главы, подумать, какие же роли сыграл великий актер-автор, трудно ли перевоплотиться в другого человека, в собаку, в волчицу; обсудить вопрос о том, зачем люди ведут дневники, доверяя бумаге свои мысли и чувства, отметить сходство этого жанра с поэзией и драмой; рассмотреть картину Бориса Кустодиева «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой».

124-132

82

НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. АВТОР – АКТЕР

развивать интерес к чтению; на материале прочитанных текстов поразмышлять над поставленными проблемами, помочь учащимся увидеть точку зрения автора.

83

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

«МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПИСАТЕЛЬ»

способствовать выработке навыков построения рассуждения.

Глава 9: Поэт, природа и время.

84

НЕОБЫЧНЫЙ ВЗГЛЯД ПОЭТА НА МИР

(по стихотворениям А. Вознесенского
«Жадным взором василиска...»,

«Поставь в стакан замедленную астру...»,

«Выгнувши шею назад осторожно...»)

помочь учащимся увидеть нестандартный, свежий взгляд поэта на окружающий мир; развивать собственные творческие способности.

 

133-136

85

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

В СТИХОТВОРЕНИЯХ Н. АСЕЕВА «ИЮНЬ»,

К. НЕКРАСОВОЙ «ВЕСНА»

продолжить линию, связанную с утверждением поэзии как особого взгляда на мир: показать, что в восприятии поэта переплетаются вечный мир Природы и быстро меняющийся мир создаваемых человеком предметов.

136-137

86

ПРИРОДА, УВИДЕННАЯ ГЛАЗАМИ

ПОЭТА, ХУДОЖНИКА (по стихотворению

Н. Заболоцкого «Весна в лесу»,

по картинам О. Ренуара, К. Моне)

работая с поэтическим текстом Николая Заболоцкого, помочь детям увидеть два образа весенней природы; посмотреть на мир глазами художников-импрессионистов.

138-140

87

ПОЭТ И ПРИРОДА

(выразительное чтение стихотворений)

(урок-устный журнал)

учить выразительно читать стихи наизусть, передавать верную интонацию при чтении.

 

88-89

ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ В СТИХОТВОРЕНИИ

Ф. ТЮТЧЕВА «В НЕБЕ ТАЮТ ОБЛАКА…»,

В СКАЗКЕ С. КОЗЛОВА «ЕСЛИ МЕНЯ СОВСЕМ НЕТ

помочь учащимся обнаружить идею, мысль, которая связывает стихотворение Ф. Тютчева и сказку С. Козлова: мысль об одиночестве, о недолговечности всего живого на земле.

 

140-144

90

НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. А. СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
«МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ». ПОЭТ, ПРИРОДА И ВРЕМЯ

поразмышлять и осмыслить философские и эстетические проблемы произведения; на основе анализа литературного произведения способствовать формированию у детей положительных черт характера, чувства ответственности за свои поступки; развивать читательский интерес.

Глава 10: Перекресток.

91

СИЛА МЕЧТЫ И ЛЮБВИ

(По рассказу А. Куприна «Слон»)

помочь учащимся увидеть за увлекательным сюжетом рассказа самое главное – силу огромной родительской любви и силу мечты.

146-159

92

СИЛА МЕЧТЫ И ЛЮБВИ

(По рассказу А. Куприна «Слон»

и стихотворению М. Карема «Ослик»)

увидеть за увлекательным сюжетом рассказа самое главное – силу огромной родительской любви и силу мечты.

146-159

93-94

СТРОИМ ВОЗДУШНЫЕ ЗАМКИ

(по стихотворениям А. Фета «Воздушный

город», Б. Заходера «Воздушные замки»)

показать (на примере стихов Фета, Заходера и живописи Чюрлёниса, Петрова-Водкина), что настоящие художники и поэты видят мир необычно, по-особенному; обсудить, отличается ли воздушный город Фета от воздушных замков Заходера.

159-162

95

ОТКРЫВАЕМ САМЫЙ БОЛЬШОЙ ЛОШАДИНЫЙ

СЕКРЕТ В СТИХОТВОРЕНИИ Ю. МОРИЦ

«БОЛЬШОЙ ЛОШАДИНЫЙ СЕКРЕТ»

развить мысль о том, что поэт способен разглядеть все чудеса окружающего нас мира, и не просто о них рассказать, но выразить их в необычном художественном образе.

162-163

96

КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК. КАКОЙ ОН?

(Ф. Искандер «Рассказ о море»)

увидеть духовную красоту героев рассказа.

164-170

97

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ЗА II ПОЛУГОДИЕ

выявить уровень достижений по литературному чтению каждого ученика.

98

АНАЛИЗ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ ЗА II ПОЛУГОДИЕ

выполнить работу над ошибками, допущенными в проверочной работе; провести самоанализ и самооценку.

99

МИР АВТОРСКОЙ СКАЗКИ С. КОЗЛОВА

«ТЕПЛЫМ ТИХИМ УТРОМ ПОСРЕДИ ЗИМЫ»

выявить философский смысл сказки С. Козлова «Теплым тихим утром посреди зимы».

170-173

100

СЛОЖНЫЙ ОТВЕТ НА ПРОСТОЙ ВОПРОС

(В. Маяковский «А вы могли бы?»)

наполнить конкретным смыслом выражение «художник видит мир не так, как все мы»; показать, какие яркие образы создали поэт В. Маяковский и художник М. Шагал.

174

101

НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. К. ПАУСТОВСКИЙ

«КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ»

раскрыть значение духовной красоты человека, истинного счастья, смысл жизни; развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев; воспитывать любовь к музыке.

102

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ПО СТРАНИЦАМ ЛЮБИМЫХ КНИГ

развивать интерес учащихся к книге и к чтению; формировать читательские умение, традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 136 часов, по 4 часа в неделю. Тематичес...

Рабочая программа по математике 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данная рабочая программа   составлена на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. Программа  предусматривает обучение в объёме 136 часов, по 4 часа в не...

Рабочие программы по литературному чтению 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 102 часа, по 3 часов в неделю. Тематичес...

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с т...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «литературное чтение» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова для начальной школы

Рабочая программа по литературному чтению для 3  общеобразовательного класса составлена на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «литературное чтение» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательного учреждения  разработана на основании фундаментального ядра Феде­рального государственного образовательно­го стандарта н...

Рабочая программа по математике 4 класс по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова

Рабочая программа по математике для 4 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального ...