РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «литературное чтение» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Комарова Екатерина Витальевна

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательного учреждения  разработана на основании фундаментального ядра Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, учебного плана  на 2014 - 2015 уч. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту;

1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 4 класса : в 2 ч. / – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012;

2. Свиридова В.Ю Литературное чтение. 4 класс : методические рекомендации / - Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013.

3.Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс / авт.-сост. В. Ю. Свиридова. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2014.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chteniemou1.docx53.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа                

 п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»

«Утверждаю»

Директор школы:

Промкина Л.Н.

приказ № ____ от____ 09. 2014 г.

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «литературное чтение» в 4 классе  

по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,

                                                                       

Составитель:

 учитель начальных классов                                                                                    

                                                                                                      Комарова Екатерина Витальевна

                                           

посёлок Красный Текстильщик, 2014 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» разработана на основании фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебного плана МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» на 2014 - 2015 уч. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту;

1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 4 класса : в 2 ч. / – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012;

2. Свиридова В.Ю Литературное чтение. 4 класс : методические рекомендации / - Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013.

3.Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс / авт.-сост. В. Ю. Свиридова. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2014.

Общая характеристика учебного предмета

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Задачами курса литературного чтения, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:

  1. расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношений, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;
  2. развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;
  3. создание условий для постижения школьниками многоплановости слвоесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;
  4. воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;
  5. развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).

Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в изобразительной, музыкальной, игровой деятельности. Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций.

Работа с текстом, содержание которой отражено в программе, предусматривает:

1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;

2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;

3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).

Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.

Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно-деятельностный характер.

На уроках литературного чтения задачи развития речи и обучение детей навыку чтения имеют предметный и метапредметные уровни и решаются комплексно: работа над техникой и выразительностью чтения связана воедино со смысловым анализом текста, творческой речевой деятельностью ученика.

Курс направлен также на воспитание умения осуществлять творческую деятельность, решать творческие задачи, импровизировать, инсценировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва), в формулировке основного смысла, прочитанного (пропедевтика работы в жанре аннотации). При решении задачи развития речевой деятельности собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.

Воплощению авторской концепции курса способствует ряд структурных элементов учебника: «лента времени» и «словарь» (с 1 класса), страницы режима дня (1 класс), «Твой год» (2 класс), «Картинная галерея» (3 и 4 классы). В курсе «Литературное чтение» актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство». В учебниках с 1 по 4 класс заложена единая логика развития мысли и познания.

Работа в 4 классе, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства, поднимает учеников на новую ступеньку общего и эстетического развития. Анализируется поэтика произведений более сложных по своему художественному содержанию, к тому же более объемных (повесть). Ведется работа с былиной. Происходит знакомство с драмой. Углубляются представления об отличии фольклора от авторской литературы. Выявление позиции автора, вычитывание авторской оценки изображаемого, авторской точки зрения завершает представление об особенностях авторской литературы. Делаются посильные обобщения об особенностях творчества писателей разных веков, о тематике, героях, художественной манере. Закладываются основы изучения литературного процесса. «Сталкивая» художественные произведения разных времен и народов, разрешая возникающие коллизии, школьники продвигаются в литературном развитии и общем развитии в целом.

Программа раскрывает основные подходы и стержень работы, оставляя учителю простор для творчества.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме

105 часа (3 часа в неделю, 35 учебные недели).

С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Характеристика исследования:

      по числу участников (групповое, коллективное),

  • по длительности (краткосрочное),
  • по предметному содержанию (монопредметное),
  • по внешнему виду деятельности (исследовательское).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качеств чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучения в начальной школе являютсяосознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умения декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

Требования к уровню подготовки учащихся
к концу 4-го года обучения
 

Учащиеся научатся:

  • читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90–100 слов в минуту;
  • выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;
  • воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;
  • находить черты сходства и различия в рассказе и повести;
  • рассказывать о любимом писателе, поэте;
  • устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;
  • практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;
  • выделять средства художественной выразительности в литературном произведении.

Владеть компетенциями:

  • коммуникативной,
  • личностного саморазвития,
  • смыслопоисковой.

Решать следующие жизненно-практические задачи:

  • использовать средства художественной выразительности в жизненных ситуациях;
  • уметь оценить сложившуюся ситуацию, проанализировать, выбрать нужное решение;
  • создавать собственные литературные произведения;
  • учиться ориентироваться в мире книг.

Учащиеся получат возможность знать;

  • о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;
  • о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования.
  • наизусть 15–20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любого поэта.

 Содержание учебного предмета

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение 

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

 Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

 Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными и научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-популярному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел учебного курса

Элементы

содержания

Характеристика деятельности учащихся

УУД

Формы контроля, проект

Волшебная старина

20 часов

Знакомство с учебником.

Признаки волшебной сказки.

Волшебные помощники в русских народных сказках. Язык сказки. Пословицы и поговорки. Мотивы мифов. Приметы исторического времени . Богатыри разных народов. Отличие бытовых сказок от волшебных. Мотивы бытовой сказки. Особенности сказок Г.Х. Андерсена. Образ стойкого солдатика в произ. совр. писателей.(

Упражнение в восприятии поэтического текста на слух и при самостоятельном чтении.

Ответы на вопросы по содержанию стихотворного произведения.

Нахождение в тексте ответов на вопросы.

Упражнение в восприятии произведения на слух и при самостоятельном чтении. Ответы на вопросы по содержанию стихотворного текста. Анализ образов, созданных в стихотворении. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов.

Проведение подготовки к выразительному чтению на основе эмоционального восприятия.

Выразительное чтение стихотворного текста

 Личностные

  • заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами;
  • интерес к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средство самовыражения;
  • эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;
  • понимание моральных норм при оценке поступков героев произведений;
  • основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение;
  • основы осознания своей семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;
  • чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан;
  • основы для принятия культурных традиций своей страны;

Регулятивные

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
  • осознавать этапы организации учебной работы;
  • принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;
  • строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
  • осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;
  • вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно работать с книгой (учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой);
  • осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;
  • проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;
  • осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач;
  • осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих.

Познавательные

  • полно и адекватно воспринимать художественный и научно-познавательный текст;
  • обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнение на различном текстовом материале;
  • осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;
  • отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные

  • выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;
  • использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;
  • учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками;
  • грамотно формулировать вопросы;
  • используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников;
  • принимать участие в коллективных про осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; творчески выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературе;
  • открыто выражать свое отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию;
  • проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;
  • адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности;

использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга.

ФО-фронтальный опрос

СР-самостоятельная работа

Взаимопроверка

Выразительное чтение

проект

Пленительные напевы

21 часов

Понятие «классическая поэзия».

Особенности худ.мира В.А. Жуковский «Там небеса и воды ясны» Разные образы родины. Отеч. Война 1912 года.

Позиция автора «спрятанная «за иносказанием.

Выразительность позтич.образа.

Судьба твоего ровестника. Два мира.

Эмоциональный тон и характер воспоминаний о детстве. Художественный мир рассказа.Композиция,система героев.

Особое восприятие реального времени в стихотворении.

Реальное и чудесное.

Мир драмы. Общее представление о пьесе. Характеры героев и персонажей пьесы.

Сложное чувство единения со всем миром, понимание,приятие,любовь.

Фантасические существа с человеческими характерами.

Декламация стихотворения. Высказывание оценочных суждений (в соответствии с нормами речевого этикета). Рассматривание пиктограммы, объяснение ее смысла. Чтение вслух плавно, целыми словами.

Ответы на вопросы по содержанию учебного текста. Упражнение в восприятии текста старинного календаря на слух и при самостоятельном чтении.

Чтение и толкование пословиц.

Деление пословиц на группы по смыслу, по времени возникновения.

Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Участие в диалоге. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Сравнение и характеристика особенностей построения пословиц.

Формулирование выводов о построении пословиц.

ФО-фронтальный опрос

СР-самостоятельная работа

Взаимопроверка

Выразительное чтение

проект

Огонь волшебного рассказа

33 часа

Поэтич.образы. Наблюдательность художника и поэта.

Особенности авторской сказки и народной.

Художественный мир А.С. Пушкина.

Мир «детей» и мир «взрослых».Комическое и драматическое.

Красота и выразительность пушкинского стиха.

Бережное отношение к миру в шуточной интерпритации.

Юмор в разговоре о серьезных проблемах.

Исцеляющая сила мечты и любви.

Мир глазами ребенка. Взаимопонимание взрослых и детей.

Образы родной природы в картине.

Эмоциональное состояние героя.

Эмоциональное отношение к пробуждающемуся миру.

Рассказы о настоящих друзьях.

Ответы на вопросы по содержанию стихотворного текста.

Нахождение в тексте ответов на вопросы.

Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Вычленение системы образов стихотворения, нахождение средств, которые использовал автор для передачи своего отношения к описываемому.

Определение настроения живописного произведения. Сравнение средств воздействия на слушателя и зрителя разных видов искусства. Участие в диалоге

ФО-фронтальный опрос

СР-самостоятельная работа

Взаимопроверка

Выразительное чтение

Т-тестовая работа

проект

Все,что сердцу мило

31 час

Образ весны.

Мир авторской сказки.

Сосредоточенность на эмоциональном состоянии героя.

Правда чувств в поэтических сказках.

Выражение подлинных чувств и переживаний.

Читаем хокку.

Сложное чувство одиночества,душевного непокоя.творческогопорыва.

Необычный герой и необычный мир.

Романтический мир современного подростка.

Авторская сказка-повесть С.Прокофьевой «Лоскутик и Облако» Проблематика и основное содержание. Композиция и система образов.

Мир авторских сказок.

Жизненное кредо. Н.Матвеева «Я мечтала о морях и кораллах…»

Поэтическое кредо В.Хлебников «Мне мало надо…»

Шутя говорим о серьезном.

Твое место в мире школы, города, страны.

Размышления об истории, времени и о себе.

Нельзя терять высоту.Духовно-нравственный урок притчи В.Солоухина «Мерцают созвездья,,»

Упражнение в восприятии произведения в исполнении учителя или учеников. Оценка своих эмоциональных реакций.

Описание особенностей поведения и характера героев. Выразительное чтение текста с обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Анализ текста (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые в произведении). Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение.

ФО-фронтальный опрос

СР-самостоятельная работа

Взаимопроверка

Выразительное чтение

Т-тестовая работа

проект

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Текущий и промежуточный контроль

Дата

план

Дата

факт

Волшебная старина - 20 часов

1

Знакомство с учебником. «Крутим барабан времени»

С.Я.Маршак «И поступь, и голос у времени тише», картина М .Шагала «Часы с синим крылом»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

2

«Иван царевич и серый волк» Признаки волшебной сказки.

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

3

Законы волшебной сказки«Иван царевич и серый волк»

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос

Работа в группе.

Выразительное чтение.

4

Волшебные помощники в рус. нар. ск. «Летучий корабль»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

5

Язык сказки. «Летучий корабль» Пословицы и поговорки.

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос

Работа в группах, парах.

Выразительное чтение.

6

Подвиги Геракла….

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

7

Мотивы мифов.(Работа с хрестоматией)

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос

8

Былина «Как Илья из Мурома богатырем стал»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

9

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» , др. былины (доп. хрестоматия)

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос

Работа в группах, парах.

10

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» , др. былины (доп. хрестоматия)

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос

Работа в группах, парах.

11

А.К. Толстой «Илья Муромец»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

12

Приметы исторического времени «Никита Кожемяка»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

13

Богатыри разных народов. (Работа с хрестоматией

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос

Работа в группах, парах.

Выразительное чтение.

14

Отличие бытовых сказок от волшебных «Что дальше слышно», «Как Иван-дурак дверь стерег»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

15

Мотивы бытовой сказки С.Я. Маршак «Сказка про короля и солдата» Сравнение со ск. «Кашица из топора»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

16

 Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

17

Особенности ск. Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

18

Образ стойкого солдатика в произ. совр. писателей.(Работа с хрестоматией)

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос

Работа в группах, парах.

Выразительное чтение.

19

Сочинение-рассуждение «Кто может совершить подвиг»

1

УРК-урок развивающего контроля

См.р

20

«Проверь себя» по теме «Волшебная старина»

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос

Работа в группах,парах.

Пленительные напевы -21 час

21

Понятие «классическая поэзия»,анализ портрета А.С. Пушкина.

Особенности худ.мира В.А. Жуковский «Там небеса и воды ясны»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

22

Разные образы родины. А.С. Пушкин «Москва…», картина «Василий Блаженный»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

23

Отеч. Война 1912 года в стих. М.Ю. Лермонтова «Бородино»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

Работа в группах, парах.

24

Позиция автора «спрятанная «за иносказанием И.А. Крылов «Слон и Моська»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

25

Выразительность позтич.образа Н.А. Некрасов отрывок из поэмы «Крестьянские дети»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

26

 А.П. Чехов «Ванька»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

27

Судьба твоего ровестника. Два мира. А.П. Чехов «Ванька»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

28

Эмоциональный тон и характер воспоминаний о детстве. И.А. Бунин «Детство».

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

29

Худ .мир рассказа Л.Н. Андреева «Петька на даче».Композиция,система героев.

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

30

Два мира в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче».

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

31

Особое восприятие реального времени в стих. Ф.И. Тютчева «Смотри ,как роща зеленеет»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

32

Образ реального мира .Гофман «Щелкунчик и мышиный король»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

33

Реальное и чудесное. Гофман «Щелкунчик и мышиный король» (Работа с хрестоматией)

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос

Работа в группах,парах.

34

«Сказка о твердом орехе» Гофман. (Работа с хрестоматией)

2

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

35

Наедине с книгой. «Сказка о твердом орехе» Гофман. (Работа с хрестоматией)

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос

Работа в группах,парах.

36

М.Я. Бородицкая «В школу». Мир драмы. Общее представление о пьесе на примере «Двенадцати месяцев»С.Я. Маршака

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

37

Характеры героев и персонажей пьесы.

Постановка одной из картин пьесы.

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос

Работа в группах,парах.

Выразительное чтение.

38

Сложное чувство единения со всем миром, понимание,приятие,любовь. С.Черный «Рождественское»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

39

Т. Янссон «Ель»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

40

Фантасические существа с человеч.характерами. Т. Янссон «Ель»

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос

Работа в группах,парах.

Выразительное чтение.

41

Проверочная работа по теме «Пленительные напевы»

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

Работа в группах,парах.

Огонь волшебного рассказа – 33 часа

42

Поэтич.образы.Д.Б. Кедрин «Я не знаю,что на свете проше?». Наблюдательность художника и поэта.Картина «утренний наюрморт»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

43

Особенности авторской сказки и народной. П.П. Бажов «Огневушка-Поскакушка»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

44

Особенности авторской сказки . П.П. бажов «Огневушка-Поскакушка».Нравственные проблемы.

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО  -фронтальный опрос

Работа в группах, парах.

Выразительное чтение.

45

Творчество П.П.Бажова. (Работа с хрестоматией

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

Творчество П.П.Бажова. (Работа с хрестоматией

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО  -фронтальный опрос

Работа в группах, парах.

Выразительное чтение.

46

Худ.мир А.С. Пушкин «Зимняя дорога».Особенности рифмовки.

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

47

Худ.образы А.С. Пушкин «Зима!...»Три вида рифовки ,три разных образа.

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО -фронтальный опрос

48

А.П.Чехов «Белолобый»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО -фронтальный опрос

49

Мир «детей» и мир «взрослых».Комическое и драматическое. А.П.Чехов «Белолобый»

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО  -фронтальный опрос

Работа в группах, парах.

Выразительное чтение.

50

Красота и выразительность пушкинского стиха «Зимнее утро»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО -фронтальный опрос

51

Необычное восприятие мира .А.Куприн «Мысли Сапсана о ..»

1

УОН-урок открытия нового знания.

ФО -фронтальный опрос

52

Бережное отношение к миру в шуточ. интерпритации Саши Черного «Что ты тискаешь утенка?»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО -фронтальный опрос

53

Саша Черный «Дневник фокса Микки»

Худ.особенности повествования. Гл.герой.Его характер.

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

54

С.Черный. Юмор в разговоре о серьезных проблемах. (Работа с хрестоматией)

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

55

Исцеляющая сила мечты и любви. А.Куприн «Слон»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

56

Мир глазами ребенка. Взаимопонимание взрослых и детей. А.Куприн «Слон»

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос

Работа в группах, парах.

Выразительное чтение.

57

По произв. А. Куприна. (Работа с хрестоматией)

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос

Работа в группах, парах.

58

Обобщающий урок по произв. А. Куприна. (Работа с хрестоматией)

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос

Работа в группах, парах.

Выразительное чтение.

59

Образы родной природы в картине А.Саврасова «Грачи прилетели»

Сочинение по картине.

1

УОМН-урок развивающего контроля

См.р

60

Анализ сочинений.Необычный взгляд на мир. Н.Асеева «Февраль»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

61

Эмоц.состояние героя А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

62

Эмоц.отношение к пробуждающемуся миру. М.Пришвин «Земля показалась»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

63

Сочинение-рассуждение «Родина начинается с семьи»

1

УРК - урок развивающего конроля

См.р

64

Картина  П.Филонова «Семья крестьянина», А.Матиса «Семейный портрет»,стих. В.Берестова «Семейная фотография»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

65

Л.Кассиль,А.Гайдар ,Пантелеев.

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

66

Л.Кассиль,А.Гайдар ,Пантелеев. (Работа с хрестоматией)

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос.

Выразительное чтение.

67

Рассказы о настоящих друзьях. Л.Кассиль,А.Гайдар ,Пантелеев. (Работа с хрестоматией)

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос

Работа в группах ,парах.

Выразительное чтение.

68

Лирический герой В.Берестова «Разлука»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

69

Разнообразие интонации .В.Драгунский «Сверху вниз,наискосок»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

70

Юмор.рассказ Н.Носова «Федина задача»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

71

Мальчишки и девчонки. Юмор. рассказы. (Работа с хрестоматией)

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

72

Мальчишки и девчонки. Юмор. рассказы. (Работа с хрестоматией)

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос

Работа в группах, парах.

Выразительное чтение.

73

Проверочная работа по теме «Огонь волшебного рассказа»

1

УРК - урок развивающего конроля

См.р

74

Анализ работ.

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос

Все, что сердцу мило - 31 час

75

А.А. Фет «Это утро, радость эта»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

76

Образ весны и ручья в стих. Н.Матвеевой «В лощинах снег»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

77

Мир авт.сказки С.Козлова «Как ежик с медвежонком протирали звезды»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

78

Сосредоточенность на эмоц. Состоянии героя. С.Козлов «Лисичка»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

79

Правда чувств в поэтич. сказках С.Козлова. (Работа с хрестоматией)

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос

Работа в группах,парах.

Выразительное чтение.

80

Секреты творчества.К.Бальмонт «Как я пишу стихи»и картине М.Шагала «Над городом»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

81

Выражение подлинных чувств и переживаний. М.Цветаева «Красною кисть рябина зажглась» (хокку японских поэтов)

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

82

Читаем хокку. Праздник поэзии.

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос

Работа в группах,парах.

Выразительное чтение.

83

Необычный герой и необычный мир. Ю.Коваль «Писатель-путешественник»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

84

Сложное чувство одиночества, душевного непокоя, творческого порыва. М.Ю. Лермонтов «Парус»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

85

Система образов . В.П.Крапивин «Старый дом».Рождение творческого взгляда на мир.

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

86

Романтический  мир соврем. подростка. В.П.Крапивин «Старый дом»

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос

Работа в группах,парах.

Выразительное чтение.

87

Фантастический мир Говорящие детали.

В.П.Крапивин «Старый дом»

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос

Выразительное чтение.

88

Строим воздушные замки. Е.Баратынский «Чудный град»,А.Фет «Воздушный город»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

89

Строим воздушные замки. Б. Заходер «Воздушные замки». Картина М.Чюрлениса «Корабли»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

90

Авторская сказка-повесть С.Прокофьевой «Лоскутик и Облако» Проблематика и основное содержание.

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

91

Композиция и система образов. С.Прокофьева «Лоскутик и Облако»

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос

Работа в группах,парах.

Выразительное чтение.

92

Мир авторских сказок. (Работа с хрестоматией)

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

93

Мир авторских сказок. (Работа с хрестоматией)

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос

Работа в группах,парах.

Выразительное чтение.

94

Жизненное кредо. Н.Матвеева «Я мечтала о морях и кораллах…»

Картина А.Матисса «Красные рыбы»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

95

Поэтическое кредо В.Хлебников «Мне мало надо…» Т.Белозеров «Кладовая ветра»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

96

Сочинение по картине Поленова «Московский дворик»

1

УРК

См.р

97

Анализ сочинений.

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос

Работа в группах,парах.

Выразительное чтение.

98

Шутя говорим о серьезном. В.Ю.Драгунский «Куриный бульон»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

99

Гуляем по просторам Интернета: знакомство с интернет – ресурсами.

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

100

Гуляем по просторам Интернета: журнал «Кукумбер», электронные библиотеки

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос

Работа в группах,парах.

Выразительное чтение.

101

Твое место в мире школы, города, страны

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

102

Твое место в мире школы, города, страны.Е.С. Велтистова, А.И. Мошковский. (Работа с хрестомати ей)

1

УОНР-урок отработки навыков и рефлексии

ФО-фронтальный опрос

Работа в группах,парах.

Выразительное чтение.

103

Размышления об истории, времени и о себе. Ф..Д.Кривин «Часы, минуты, секунды»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

104

Нельзя терять высоту.Духовно-нравственный урок притчи В.Солоухина «Мерцают созвездья,,»

1

УОНЗ-урок открытия нового знания.

ФО-фронтальный опрос

105

Проверочная  работа

1

УРК

Пр.р

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Дополнительная литература.

1. Великие писатели : справочник школьника / О. Д. Ушаков. – СПб., 2005.

2. Зарубежные писатели : биобиблиографический словарь для школьников и поступающих в вузы : в 2 ч. / под ред. Н. П. Михальской. – М. : Дрофа, 2003.

3. Красовский, В. Е. Большой энциклопедический справочник школьника по литературе / В. Е. Красовский, А. В. Леденев, В. П. Ситников. – М. : Олма-Пресс Образование : Слово, 2005.

4. Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 1. Стихотворения / М. Ю. Лермонтов. – М. : Художественная литература, 1983.

5. Литературное чтение. 4 класс : поурочные планы по учебнику В.Ю. Свиридовой: в 2 ч. / авт.- сост. И. Г. Смирнова. – Волгоград : Учитель, 2011.

6. Малый толковый словарь / В. В. Лопатин. – М. : Русский язык, 1990.

7. Метерлинк, М. Синяя птица : сказки / Морис Метерлинк ; [пер. с англ. Л. Яхнина] ; ил. И. Панкова. – М. : Эксмо, 2010.

8. Русский язык, литературное чтение. Справочник. 1–4 классы  / под ред. Н. А. Сениной. – Ростов н/Д. : Легион, 2010.

9. Универсальный справочник школьника. 1–4 классы / авт.-сост. Н. Ю. Дмитриева, А. В. Колпакова, С. Ю. Ращупкина. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2011.

2. Интернет-ресурсы.

1. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

3. Курс ЦДО (начальная школа). – Режим доступа : www.lyceum8.pp.ru

4. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л. В. Занкова. – Режим доступа : http:// zankov.ru.

5. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru.

6. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

7. Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа : http://www.gramota.ru

8. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа : http://festival.1september/ru

9. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok

3. Наглядные пособия.

1. Портреты детских писателей: XIX в. : комплект наглядных пособий. – М. : Гном и Д, 2009.

2. Портреты детских писателей: XX в. : комплект наглядных пособий. – М. : Гном и Д, 2009.

3. Шедевры русской живописи : альбом. – М. : Белый Город, 2007.

4. Информационно-коммуникативные средства.

1. Большая детская электронная энциклопедия (CD).

2. Шедевры русской живописи (CD).

3. БДЭЭ: детский энциклопедический словарь (CD).

5. Технические средства обучения.

1. Магнитофон.

2. Мультимедийное оборудование.

3. Экран проекционный.

.

«Рассмотрено»

«Согласовано»

Заседание школьного методического объединения протокол           №  ….  

от ___  08. 201.. г.

Зам. директора по УВР ____________

Иноземцева Е.Г.

31. 08.201.. г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «математика» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по математике для 3 класса  разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «литературное чтение» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова для начальной школы

Рабочая программа по литературному чтению для 3  общеобразовательного класса составлена на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «окружающий мир» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса  разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «технология» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по обучению грамоте составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:1.        Фундаментального ядра федерального госуд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «математика» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по математике для 4 класса общеобразовательного учреждения  разработана на основании фундаментального ядра Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «окружающий мир» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса общеобразовательного учреждения  разработана на основание фундаментального ядра Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «технология» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по технологии для 4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основании фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начального общего о...