Урок литературного чтения на тему «Учитесь видеть Красоту» по произведению В.Хмельницкого «Снег и скрипка»
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Маринина Валентина Ивановна

         

                        Образовательная система «Школа 2100»

                   Учебник «Маленькая дверь в большой мир»,

                    авторы Бунеев Р.Н. и Бунеева Е.В.,  2 класс

          

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                     Урок литературного чтения на тему

          «Учитесь видеть Красоту»

                   по произведению В.Хмельницкого

                            «Снег и скрипка»

                        Образовательная система «Школа 2100»

                   Учебник «Маленькая дверь в большой мир»,

                    авторы Бунеев Р.Н. и Бунеева Е.В.,  2 класс

                                        Разработала урок

                           Маринина Валентина Ивановна,

                                  учитель начальных классов

Тема: Учитесь видеть Красоту. В.Хмельницкий «Снег и скрипка».

Цель: знакомство с произведением В.Хмельницкого.

Задачи:

Образовательные: - организовать деятельность учащихся для изучения и  анализа

                                  произведения;

                                - учить выразительному чтению сказок;

                                - учит

Развивающие:       - развитие и обогащение речи учащихся;

                               - развитие  фантазии, творческого воображения через различные

                                  виды работы над сказкой;

Воспитательные:   - раскрыть нравственный смысл произведения (видеть красоту

                                   окружающего мира);

                                 - воспитание культуры общения.

Оборудование: карточки-подсказки,  памятки с критериями оценивания

                            выразительного чтения, карточки для работы в группах,  резаная

                           бумага для эксперимента, макеты телефонных трубок, плакат схема

                           зрительно-двигательных траекторий (по методике В.Ф. Базарного);

                           запись произведений Вивальди «Времена года».

                                                   Ход урока:

  1. Организационный момент

Друзья мои!

Я очень рада вновь

Видеть свой любимый класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений:

Мы вместе сочиним урок!

  1. Целеполагание.

- Сегодня мы продолжим путешествие по разделу «Самое обыкновенное чудо». Познакомимся с еще одной сказкой- миниатюрой  Виктора Хмельницкого, научимся выразительно читать сказку, найдем в ней красивые слова, определим настроение автора и свои чувства, поработаем в творческой мастерской. Ваша задача: определить, какой нравственный урок вы получили, читая сказки В.Хмельницкого.

      III.       Проверка домашнего задания:

  1. Работа в парах. Задание «Телефонный разговор». (Ученики держат в руках модель телефонной трубки и читают друг другу наизусть сказку- миниатюру  В.Хмельницкого «Соловей и бабочка»). На партах памятки с критериями оценивания выразительного чтения.

Оценка чтения товарища сигнальными карточками: красиво прочитал, без ошибок; хорошо, были небольшие недочеты; надо еще подучить.

  1. Проверка творческого задания: читают двустишия, которые сочинили из данной пары слов («бело- замело»)

- Итак, чем особенны сказки Виктора Хмельницкого? (можно увидеть необычное в обычном) Что означает сказка – миниатюра?

       IV.      Усвоение новых знаний:

  1. «Погружение» в урок:

- Отгадайте загадку: белый, пушистый, летит, порхает, кружится. (Снег)

  1. Первичное чтение учителем сказки.
  2. Обмен впечатлениями:

- Какие чувства возникли в вашем сердце? Почему?( На столах у детей карточки- подсказки)

- Какое настроение автора вы почувствовали? Обоснуйте.

- Найдите слова, передающие чувства автора.

- Придумайте мелодию к этой сказке. (лирическая песня, звучание скрипки)

- Представьте, что вам нужно нарисовать картину к этой сказке. Какие краски вы бы использовали?

                    4)    Словарная работа:

                            (читают слова по слогам, затем – целым словом)

                            Беззвучно, растопыренными.

                            - Проведем эксперимент: изобразите, как снег летит беззвучно (на

                              столах мелко нарезанная бумага, дети изображают летящий снег)

                            - Изобразите растопыренные пальчики – снежинки.

                    5)    Самостоятельное чтение сказки (звучит музыка Вивальди).

                          - На сколько частей можно разделить текст?

                          - Озаглавьте каждую часть словами из текста, у вас получится

                            цитатный план (на доске).

                          - Каким вы видите Снег? Опишите его.

                          - Почему Снег скрипит? (Ответы детей: он так играет свою мелодию.

                            Снег – это замерзшая вода и она хрустит, когда ломается лед. Снег

                            еще плохо «играет» на скрипочке, он только учится.)

                          - Какой характер у Снега?

                          - Какими словами автор дает нам понять, что Снег научится летать?

                            («Это пока  Снег только скрипит…»).

                          - Придумайте свое название сказки. (Варианты детей: Почему Снег

                             скрипит? Что  услышал Снег?  Пока Снег маленький….)

                          - Подберите из текста строки, которые подходят к иллюстрации в

                             учебнике.

                          - Какими средствами художественной выразительности пользовался

                            автор?

                          - Найдите в сказке образные средства языка, олицетворения,

                             сравнения, эпитеты.

                          - С какой целью использует их автор? (Варианты детей: чтобы

                             передать красоту  снегопада, найти поэзию в обычной жизни,

                            показать необычное в обычном, …)

                          - Почему привычные вещи в сказке озарились волшебным светом?

                            (Ответы детей:  их оживили, они несут радость, доброту)

  1.   Работа над выразительностью. 2 ученика читают сказку, дети оценивают выразительность чтения по памяткам.

  1. Физпауза.

  1. Закрепление знаний и способов действий:

Дифференцированное задание:

1 группа – из слов, данных на карточке, вычеркни те, которые в тексте не использовались.

Садился                                          Порхал

Крутился                                        Падал

Опускался                                      Сидел

Болтал                                            Сказал

Подумал                                         Молчал

2 группа – пересказать текст по опорным словам: снег, беззвучно опускался, падал, растопыренными снежинками, услышал скрипку.

3 группа – придумайте продолжение сказки.

Проверка выполнения заданий.

- Понравилась вам сказка?

- какой нравственный урок вы получили? (Варианты ответов: учись видеть красоту. Красота рядом с нами, надо только уметь ее видеть. Как прекрасен этот мир! Красота спасет мир! )

  1. Физпауза (по методике Базарного)

  1. Творческая мастерская. Работа в группах.

- Продолжаем сочинять урок. Работает творческая мастерская.

1 группа – Продолжите сказку по ее началу: «Вата спускалась все ниже и ниже, а снега все не было. И вот…».

2 группа – Сочините сказку по картинке.

3 группа – Сочините сказку от шуточного вопроса: «О чем мечтала сосулька?»

4 группа – Придумайте сказку о запахах зимы.

5 группа – Сочините «Белую сказку».

6 группа – Постройте модель зимней сказки.

Представитель каждой группы  зачитывает результаты творческой работы. Ученики обмениваются мнениями.

  1. Домашнее задание:

- выразительное чтение сказки;

На выбор:

  1. Выучить сказку наизусть.

  1. Сочинить стихотворение по рифме «скрипучий – колючий»
  2. Найти и прочитать другие сказки В.Хмельницкого.

  1. Рефлексия:

- Какие задания показались вам наиболее интересными?

- Пригодятся ли вам  знания этого урока в дальнейшей жизни?

  1. Итог урока:

- Понравился ли вам урок?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Оцените его по следующим критериям  (на доске):

 

Интересный                    Неинтересный

Полезный                        Бесполезный

Легкий                             Трудный

- Что было для вас интересным? Что – полезным?

                                 

  Спасибо за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения по теме: Образ родины в художественных произведениях. Роберт Бёрнс "В горах моё сердце"

В материале представлен конспект урока литературного чтения в 3 классе с презентацией и приложениями по теме: Образ родины в художественных произведениях. Роберт Бёрнс "В горах моё сербце". Цель работ...

Урок литературного чтения по теме: Родина, родная природа в произведении М. М. Пришвина «Моя Родина». 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Урок литературного чтения по теме:  Родина, родная природа  в произведении М. М. Пришвина  «Моя Родина».3 класс УМК «Начальная школа XXI века»...

Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок" ( УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» Цели де...

Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок""

КОНСПЕКТ УРОКА  ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»Цели деятельн...

Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление  учащихся с произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке - наберешь кузовок», развитие умения определять главную мысль произведения.Планируемые ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" 3 класс.

Тема урока «Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Тип урока: открытие нового зн...

Проект урока литературного чтения по теме "Что есть красота? По произведению «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери" 4 класс

Проект комбинированного урока с элементами проектирования.Акцент делается на личностно – ориентированное, развивающее обучение с использованием современных информационных технологий, развитие ис...