Приёмы обучения навыков чтения
статья по чтению (1 класс) по теме

Зайцева Надежда Яковлевна

Комплексная работа на уроках обучения грамоте и чтения помогает значительно улучшить процесс обучения чтению, повышает интерес к нему обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priyomy_obucheniya_navykov_chteniya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы обучения навыков чтения.

( Из опыта работы)

Как показывает опыт, быстро обычно читают те обучающиеся, которые много читают. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность.

  Как же научить ребёнка осознанно и правильно читать, сформировать навыки работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условий арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении, научить вычленять главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся?

  Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучениям чтению. В процессе работы я стараюсь сформировать навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

Упражнения я использую в работе по совершенствованию навыков чтения следующие:

1. упражнения, направленные на развития чёткости произношения;

2. упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющие         предпосылкой правильного чтения;

3. упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;

4. упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Урок обычно начинаем с игровой разминки, т. е. с работы над постановкой дыхания и развитием чёткости произношения. Упражнения для разминки:

А) вдох носом, выдох  через рот;

Б) вдох, задержка дыхания, выдох;

В) вдох, выдох по порциям.

Самолёты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.

Муха бьётся в стекло: з-з-з.

Или:

Летела муха около уха: ж-ж-ж.

Летела оса около носа6 с-с-с

Летел комар и звенел: з-з-з.

Сел на лоб, а мы его хлоп!

И поймали ( кулачок прижимается к уху) з-з-з- пусть летит!

Затем следуют скороговорки, чистоговорки.

Далее проводится работа с таблицей согласных. Обучающиеся делают вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х

Ж Л П Ф Х Ч Ш Б Р П Т С Т К Л

М Н Д Г М К Т Ф Т Р М Г Н Ж З

В Д Ф Х Ф Г М Н Б С К Т Ф М Н

П Т К З М В Д Г Б Ф К З Р Ч М

З С Ч К Т Ф Т Щ Д М Л Х В Д М

Д Г Р Ш К Т Б С Т Ц Т Р С Ч Ш

Т Р Г Х Л Д К В Ч Т Б Л М Н З

М Ф Т Ч С Б Н П Ж Л Ч Ш Г Х Р

Б С Л Н Р Г Л Ц М Б Д Ф Ж Ц Ж

Н Б С М Н П Р Л К Ф Х Ц Ч Ш П

Ф Щ М Ж Д Ш Х Ч М К Б П Р В С

К П Ш Л Ц З Ч К Л Н В Д Щ Ф Т

Р М Н П Ш Л Ж Ц С Х Р З Б Ч В

Ш Ч Ж Н Б В Д З Т Г П Ч Х Б К

Чтение согласной с какой-нибудь гласной. Например: первый ряд читает с гласной А, второй с гласной О, третий ряд с гласной У.

После этого упражнения обучающиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

Следующий вид работы – чтение по таблице-треугольнику

 

 

    .

                            М    А                                             Р  1   А                                                              М       О                                         Р     2     О

                        М           У                                     Р       3       У

                      М               Ы                                Р         4          Ы

                    М                    И                           Р           5             И

Обучающиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма; мо; му; мы; ми (или смотрят на цифру 1 и читают все слоги).

Дальше отводится время для жужжащего чтения.

После чтения вслух дети 3 мин. читают, не проговаривая вслух слова (работают только губы), и 3 мин. читают только глазами.

Довольно часто на уроке я использую такой вид работы, как чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением значений этих слов.

      Любимый у обучающихся вид чтения – ролевое чтение. Чтение по ролям проводится с интересом к такому чтению дети готовятся заранее. Чем же привлекателен для детей данный вид работы? А тем, что ребята сами изготавливают костюмы инсценировки. Костюмы просты, но оригинальны для детей данного возраста. И преимущественно при распределении ролей для чтения пользуются те, кто готовит костюмы для этой роли .А кто не готовился к уроку, видит, что интересно, то в другой раз уж и он постарается. А если несколько детей готовят одни и те же костюмы, то наряду с ролевым чтением, проводим синхронное чтение «буксиром» ( если один читает хорошо, а другой чуть похуже, второй слышит как бы «образец» чтения и старается успевать за хорошим читающим).

Весьма полезны и принимаемы детьми ещё и такие виды чтения, как «игра в прятки» и «мнимое слово».

«Игра в прятки»: ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только строчку, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

«Мнимое слово»: учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для детей, тем что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придаёт уверенность в своих силах. Ведь обычно учитель поправляет ученика, что лишает ребёнка возможности самоутверждения.

       Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик.

       Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся.

Во 2-3 классе начинаю проводить тренировочные упражнения по скорописи и зрительные диктанты по текстам И. П. Федоренко. В каждом из 18 наборов, предложенных профессором, имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова (8 букв), то последнее предложение восемнадцатого набора состоит из 46 букв. Наращивание предложения происходит постепенно: по 1-2 букве. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. За это время при условии ежедневной работы оперативная память развивается настолько, что ребёнок может уже запомнить предложения, состоящие из 46 букв, т. е. из 8-9 слов. Теперь он легко усваивает смысл предложений, читать ему становится интересно, а поэтому процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.

            Большое внимание уделяю пересказу прочитанного. Сначала детям трудно пересказывать. Постепенно они учатся выделять в пересказываемом тексте основное содержание, точнее и короче выражать свои мысли.  Эта работа проводится уже в конце 1 класса.

             Такая комплексная работа помогает значительно улучшить процесс обучения чтению, повышает интерес к нему обучающихся.

 

        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы совершенствования навыка чтения младшего школьника

Навык чтения - явление сложное, комплексное. Степень овладения навыком чтения - один из показателей общего уровня развития ребёнка. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная рнабота ...

Приёмы совершенствования навыков чтения младших школьников

статья с указанием приёмов и видов работ с текстом для совершенствования техники чтения...

Приёмы развития навыка чтения

Приёмы и формы работы, которые помогут в формировании полноценного навыка чтения учащихся начальной школы....

«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широт...

О некоторых приёмах обучения навыкам чтения в начальной школе.

Чтобы помочь детям стать читателями, в процессе обучения чтению заложена реализация следующих задач: Формирование устойчивого желания читать литературу ( мотивационная сторона читательской деятельност...

Приёмы формирования навыков чтения. Рекомендации родителям

Роль чтения в жизни человека переоценить довольно трудно. Результаты исследований ученых говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности учащихся, а также о постепенном понижении этого у...